col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Людмила Ильюнина. Тайные богослужения преподобного Севастиана Карагандинского

Тороплюсь выполнить обещание и рассказать об общинке преподобного Севастиана Карагандинского, в которую входила одна из моих бабушек-братчиц — Анна Сергеевна Иговская. Тороплюсь, потому что в эти дни, когда решается вопрос о допуске прихожан в храмы, задаешь себе вопрос: каким святым сейчас нужно особо молиться и просить предстательства пред Господом? И, несомненно, один из них — преподобный Севастьян. Дело в том, что в этом году его памятный день совпадает с Пасхой Христовой, а еще — он имел опыт совершения Литургии и всенощного бдения «тайнообразующе» — на дому у прихожан.

Прежде чем рассказать об этом, коротко перескажу житие старца. Сейчас издана уже не одна книга, рассказывающая о многотрудной и героической жизни преподобного Севастьяна. А мы (молодые верующие Петербурга) в свое время — в конце 1970-х годов — узнали о нем благодаря замечательным воспоминаниям, которые написала его духовное чадо и лечащий врач, Татьяна Торстенсен. Матушка Анна Иговская прислала мне эти воспоминания, написанные от руки, а я их перепечатала на машинке, подложив копирку на пять или шесть экземпляров, и раздавала моим верующим друзьям, а они передавали из рук в руки. В воспоминаниях были описаны великие чудеса прозорливости старца, чудотворений, многое из прочитанного в то время, помню до сего дня. Например, как чувствовали благодать, почивающую на святом старце, местные собаки: когда он шел по улице, они выскакивали из всех закоулков, пролезали под заборами и усаживались вдоль пути шествия отца Севастьяна, провожая его преданными взглядами. Запомнилась история спасения автора воспоминаний от гибели: старец заставил ее сдать с трудом купленный билет из Караганды в Москву, она долго на это не соглашалась, но потом, когда оказалось, что поезд, на котором она должна была ехать, попал в аварию, слезно благодарила старца.

Особенно удивил и испугал (так, что заставил задуматься) рассказ о том, как мучительно умирал старец — это случилось из-за того, что он всю жизнь брал на себя грехи духовных чад.

В воспоминаниях Татьяны Владимировны описывается только карагандинский период жизни преподобного Севастьяна, а от Аси (А.С. Иговской) я узнала, что он был одним из последних оптинцев – она мне прислала его фотографии оптинского периода. Потом в самой Оптиной, куда с момента открытия монастыря в 1987 году я ездила очень часто (готовила к изданию краткие жития старцев, читала много лекций о них, готовила выставку в музее А. А. Блока, где тогда работала), от присно поминаемого послушника Евгения Лукьянова узнала подробности оптинского жития преподобного Севастьяна. Женя был неутомимым исследователем оптинского наследия и щедро делился своими изысканиями. Перескажу вам то, что узнала в то время.

Будущий старец Севастьян рано остался сиротой, но все-таки родители успели привезти его, четырехлетнего, в Оптину пустынь (родом они были из орловской деревни), и мальчик на всю жизнь запомнил доброго дедушку — старца Амвросия. В то паломничество с маленьким Стефаном (имя старца до пострига) ездили и два его брата. И вскоре средний из них, Роман, стал послушником Иоанно-Предтеченского оптинского скита. В зимнее, свободное от крестьянских работ время, стал приезжать к брату Стефан.

Преподобный Амвросий Оптинский

Жил он в то время у своего старшего брата Иллариона, рано женившегося, которому нужна была помощь в хозяйстве. И потому, когда Стефан стал просить старшего брата отпустить и его в Оптину пустынь, Илларион сказал, как отрезал: «Какой из тебя монах? Никуда-то ты не годишься. Да и кто будет мне в хозяйстве помогать?» И Стефан остался помогать брату. Он любил скотину, умел с нею обращаться, за что его ценили крестьяне. Работал в основном пастухом.

На выпасе у Стефана было много времени для чтения книг, которые давал ему приходской священник. Было время и для молитвы.

От воинской службы Стефана по состоянию здоровья освободили. Он получил паспорт. Давно утвердившийся в своём желании иноческого жития, Стефан наконец-то смог уехать в Оптину. И, видимо, смирение юноши уже в то время был так великого, что его сразу же по поступлении в Иоанно-Предтческий скит назначили келейником преподобного Иосифа (который в свое время был келейником преподобного Амвросия). Стефан поступил на послушание в 1909 году и был свидетелем того, как к старцу пытался прийти с покаянием Л.Н. Толстой после своего бегства из дома. Поговорил с келейником, но так и не решился войти к старцу (хотя Стефан его приглашал и обнадеживал) и «побежал» дальше, а потом и старца Варсонофия на станции Астапово ученики Толстого не пустили к умирающему…

Немало напитавшись от духовной мудрости и смирения преподобного Иосифа, после его кончины в 1911 году Стефан стал келейником еще одного оптинского старца — Нектария. Он прожил с ним в старческой хибарке в скиту более десяти лет, а потом отправился с ним с изгнание — в деревню Холмище Брянской губернии и служил старцу до последнего его издыхания в 1928 году[1].

Преподобный Нектарий Оптинский

Пострижение в мантию с именем Севастиан — в честь мученика Севастиана Медиоланского — Стефан принял в трагическом 1917 году. В 1923 году, за два месяца до окончательного закрытия монастыря, инок Севастиан принял рукоположение в иеродиакона. В 1927 году был рукоположен в иеромонаха.

Выполняя благословение старца — после его смерти служить в приходском храме, отец Севастиан уехал сначала в Козельск, потом в Калугу. Наконец, в 1928 году он получает назначение на приход в город Козлов (ныне Мичуринск), в Ильинский храм, где настоятелем был протоиерей Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.

Сделаю отступление, вспомню кратко, что Бог дал мне не раз встречаться с митрополитом Питиримом в то время, когда он был председателем Издательского совета Русской Православной Церкви. Свидетельствую: он никогда не забывал старца Севастьяна, поминал его за каждой Литургией (незабываемы эти Литургии в храме Издательского совета), много рассказывал о старце и о старчестве вообще, способствовал тому, что в двух (на то время существовавших) журналах Русской Православной Церкви появлялись публикации о старцах. Вообще о владыке Питириме тоже нужно рассказывать отдельно…

А еще: в детстве одно лето я провела у тетушки в Мичуринске. Конечно, я ничего тогда не знала о старце Севастьяне, но потом, когда узнала, была очень рада — это было лето взросления.

В то время, когда старец Севастьян жил в Козлове (тогда уже Мичуринске), он поддерживал связь с бывшей в рассеянии братией Оптиной пустыни. К нему под крылышко стали съезжаться монахини закрытых монастырей. 25 февраля 1933 года все они вместе с отцом Севастианом были арестованы. 26 мая 1934 года старец был этапирован в один из самых страшных лагерей ГУЛАГа — Карлаг. Провел он этом аду, выдержав различные издевательства, пять лет. О своем пребывании в лагере отец Севастиан позже рассказывал: «Когда меня принуждали отречься от православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через два часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», так что мне в нём было тепло»[2].

Многих в лагере он привёл к вере в Бога. И когда старец был освобождён, у него в зоне были духовные дети, которые по окончании срока ездили к нему в Михайловку — предместье Караганды, где духовные чада купили домик. Именно в этом домике старец тайно собирал людей на общую молитву. А теперь обратимся к вышеназванным воспоминаниям Т. В. Торстенсен.

Сначала батюшке Севастьяну не разрешали служить даже требы, но он все равно тайно ходил по домам: крестил, отпевал, исповедовал, причащал запасными дарами. Люди были надежные (Караганда стала отстраивался после войны, когда стали из лагеря отпускать) и хранили в тайне служение старца, даже дети понимали, что лишнего нельзя говорить. Потом, в начале 1950-х годов, требы были разрешены. «Треб было очень много, а батюшка один, помогали ему только монахини. А —главное службы церковные не разрешались, и после утомительного дня, после молитв в своей келье, каждую ночь в три часа шел батюшка по темным улицам (фонарей было мало) не в молитвенный дом, а в другой — служить Литургию.

А по праздникам батюшка начинал сначала служить всенощную с елеопомазанием, с часу ночи, а после нее сразу Литургию. Окна все были плотно завешены, чтобы свет не пробивался. Внутри же дома — светло, тепло, многолюдно. Светлый, любящий батюшка давал кому-нибудь булочку, яблочко или пачку печенья, хотел чем-то утешить, обласкать, помочь. А я, когда начала ходить к батюшке на ночные службы, не понимала этого. Видела, что люди брали с радостью. А когда мне батюшка давал что-нибудь, отказывалась: “Не надо, батюшка, мне, у меня есть”. Он улыбался, говорил: “Это хорошо, что есть. И это сгодится тебе”. Потом женщины мне объяснили, что нельзя отказываться, что это большая радость, если батюшка что-нибудь даст, это благодать от него.

Кончал батюшка службу до рассвета, и шли люди по темным улицам домой, только не группами, а по одному, по два. Так было три года, и все было благополучно. А хлопоты об открытии церкви продолжались. Церковь было разрешено открыть только в 1955 году, освящена она была в честь Рождества Божией Матери.

Прослужил батюшка настоятелем храма одиннадцать лет, с 1955 по 1966 год, до дня своей смерти. В 1957 году он был возведен в сан архимандрита, был награжден патриархом Алексием грамотой – “За усердное служение Святой Церкви”. А в конце 1965 году, ко дню именин, был награжден митрой и посохом. Перед смертью, за три дня, батюшка был пострижен в схиму.

Неутомимое подвижническое служение Церкви от послушания в скиту Введенской Оптиной пустыни до настоятельства и посвящения в сан схиархимандрита исполнял батюшка шестьдесят лет, с 1906 до 1966 года».

В воспоминаниях приводятся краткие высказывания преподобного старца Севастьяна, которые для нас сейчас очень своевременны: «“Тише едешь — дальше будешь”. Или: “Самая большая добродетель — рассудительность”. А главное, всегда была в нем полная вверенность Промыслу Божию. “Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно, — говорил он, — оно — главное, а не спешка, не чрезмерность”. И опять повторял: “Тише едешь – дальше будешь”. Как-то батюшке сказали об одной женщине, что она стала очень много молиться. Он сказал: “Зачем, не надо, может замолиться”. “Господь не попускает страданий сверх наших сил, потому надо все терпеть, — говорил он, — а вот гордость страшнее всего. Она — бесовское свойство”. Батюшка считал, что очень важно прикладываться к иконам и ставить свечи. Иногда он звал к себе кого-нибудь из своих духовных детей или прихожан и давал пучок свечей. Иной раз большой, иной раз меньше. И говорил: “Молись и ставь свечи почаще”. То ли угрожало что человеку, то ли он видел, что редко тот свечи ставит. Часто потом раскрывалось объяснение этому.

Если батюшка замечал, что кто-либо не прикладывается к иконам, он говорил ему: “Ты, дорогой, когда что-либо размышляешь или отвергаешь, имей в своем сердце и уме правильную рассудительность. Рассудительность есть самая высшая добродетель”. Слышала я, как он сказал одному: “Ты, дорогой, сначала пойми, что трудно тебе многое понимать, а потому и ошибаешься легко. А то ведь так и невежество свое люди за мудрость принимают”. Мне он как-то рассказывал, что старец Нектарий говорил всегда, что премудрость, разум, рассудительность — это дары Святого Духа, они приводят к благочестию. И что человек, лишенный рассудительного дара, часто помышляет в себе превосходство над другим.

Об иконах батюшка говорил с благоговением и любовью. Говорил: “Торжество православия — праздник, что празднуется? Что иконоборческую ересь победили и низвергли. На иконах благодать Божия. Они защищают нас от темной силы. Они — помощь нам от Бога. Есть особые святыни, где накопляется благодать Святого Духа. И иконы есть особые по славе благодати, намоленные веками — чудотворные иконы. Иконы, как ручейки, от Господа несут нам благодать. К иконе надо относиться с благоговением, любовью и благодарностью Богу”».

Дорогие наши читатели, будем молиться преподобному старцу Севастьяну о том, чтобы была у нас возможность прибегать под сень благодати — прикладываться к святыням, приобщаться Святым Дарам.

И к этим молитвам присоедините поминовение убиенных оптинских братий — иеромонаха Василия, инока Трофима, инока Ферапонта. День их памяти 18 апреля.

Людмила Ильюнина
Сайт «Ветрово»
9 апреля 2020

[1] От преп. старца Нектария была тогда получена особая молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь». Помню, как со средины 1980-х годов мы постоянно читали эту молитву вместе с краткой Иисусовой. Может быть, теперь настало время возобновить это правило.

[2] Карагандинский старец преподобный Севастиан. М., 1998. Составитель Вера Королева. Эта замечательная книга выдержала несколько изданий. Советую ее прочесть.

Заметки на полях

  • Коломна

    Моли Бога о нас, преподобный отче Севастиане!
    Людмила, низкий Вам поклон за рассказ о Человеке Божием!
    И благодарю Вас за строгое напоминание:
    вымаливая своих духовных чад духовник принимает их грехи на себя, принимая скорби, болезни, мучения по нашей вине!.. Нелишне нам всем не только вспоминать, а держать это в сердце постоянно.

  • Москва

    Людмила, спасибо за рассказ о преподобном Севастиане, за его простые полезные советы, молитву, полученную от старца Нектария.
    В рассказе есть упоминание об иконах и святынях. Вспомнила, как читала о том, что нужно обязательно прикладываться к иконам, т.к. Лики Святых отражаются в наших сердцах и остаются в них навсегда. На меня это произвело большое впечатление.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок