Сложились определённые внешние обстоятельства, которые подтолкнули нас к попытке разобраться в этой теме. В Интернете была, как уже говорилось, очень противоречивая информация — нужно было разобраться в этом хотя бы минимально, для себя. Предыдущая статья как раз результат этого небольшого анализа. Но это далеко не всё, что удалось узнать.
Многим знаком «Информационный портал Святой Горы Афон» (который к Афону не имеет отношения: иеромонах Симон (он же монах Симеон Афонский, он же схииеромонах Григорий) и иеромонах Серафим (Захаров), о котором речь пойдет ниже, уже несколько лет не живут на Афоне). На этом портале публикуются в основном книги иеромонаха Симона, а также статьи и ролики, связанные с ним. Данный сайт и одноимённый YouTube-канал ведёт иеромонах Серафим (Захаров), бывший насельник Святой Горы, а также в прошлом преподаватель ПСТГУ. Наверное, есть у него и помощники.
Регулярно, примерно два раза в месяц, на YouTube-канале, где насчитывается 288 тысяч подписчиков, выходят ролики, снятые в заснеженных горах, где под фоновую музыку монотонным голосом зачитываются отрывки из книг иеромонаха Симона. У некоторых из этих роликов — до 700 тысяч просмотров.
В примечаниях к видео даются ссылки на платформы «Бусти» (для России) и «Патреон» (для Запада), где за деньги предлагаются к просмотру другие лекции. Можно оформить разные уровни подписки (от 400 до 7000 в месяц) и получить к ним доступ.
Оформив подписку за 400 рублей в месяц, можно посмотреть ролик с интригующим названием «Сон афонского старца….»
В описании, анонсах к этим лекциям, а также в комментариях, очень многое настораживает.
1. Часто говорится об исключительности преподаваемой информации, о том, что никто и никогда не говорил нам об этом, о некоем «тайном знании». Встаёт вопрос: а как же Евангелие и многочисленные творения наших святых?
2. Используются громкие слова и лозунги, чтобы заинтриговать слушателя, часты обещания «разорвать шаблоны и стереотипы». Например, ролик с названием «Позор русского православия» некоторых подписчиков очень заинтересовал.
Хотя не у всех есть финансовая возможность, чтобы подписаться, и не все попадаются на заманчивую рекламу.
3. Названия некоторых роликов действительно «ломают шаблоны».
4. Очень много обвинений в фарисействе и схоластике (видимо, в адрес современных церковных людей?), частенько используются такие выражения как «православное болото».
5. Хотя иеромонах Симон учит, что у человека не должно быть вообще никаких мыслей, в приведённом ниже отрывке сказано, что «важные мысли» приходят «старцу Симону» во время молитвы (!), он их надиктовывает или записывает, и потом это печатается в книгах. В адрес автора книг иеромонах Серафим не жалеет восторженных фраз.
6. Почитатели в один голос говорят об уникальности автора и одарённости свыше.
7. Своеобразным образом собираются средства на строительство скита на Кавказе — подписчиками манипулируют с помощью идеи о том, что «скоро наступят последние времена, и пока деньги не отменили, вкладывайте их в наш скит».
В Церкви существует понятие симонии — продажи и покупки священного санa, церковных Таинств и священнодействий, а шире — Духа Святого. Слово «симония» произошло от имени волхва Симона, который упоминается в Деяниях апостолов: он хотел купить дар Духа Святого за деньги. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подаётся Дух Святый, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян. 8: 17-23). Осуждение симонии закреплено во многих церковных канонах.
В данном случае мы видим, что за деньги продаётся не дар, а лжедар: возможность посмотреть за деньги «сон старца» или стать участником беседы в горах, морях и пропастех земных. Последние слова взяты из Священного Писания и относятся к пророкам, в один ряд с которыми автоматически попадает отец Симон: те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11: 38).
Конечно, в Церкви есть место пожертвованиям. Но в Храм или в церковную лавку мы входим свободно, и главные Таинства — Исповеди и Причастия — совершаются безвозмездно. Никто не продаёт за деньги Богообщение. Благая весть, которую принес Спаситель на землю две тысячи лет назад, доступна для всех. Заявки же на обладание «исключительным знанием» свойственны не Церкви, а сектантам и всевозможным мистическим обществам. Если же под «тайным знанием» подразумевается сокровенная жизнь монаха, которой тот, однако, готов поделиться за определённую сумму, то такой монах заслуживает только сожаления.
При поверхностном знакомстве с деятельностью иеромонаха Симона и его последователей возникает впечатление, что это исключительно духовная проблема. Кажется, что высокопарные слова «афонского отшельника», которые пользуются спросом в православной среде и вызывают в ней разногласия и разделения, требуют сугубо богословской оценки. Но когда вскрывается материальная сторона вопроса, проблема, признаться, несколько мельчает: «высокодуховные откровения» оказываются товаром. Симон Волхв, взмывший до небес, обрушивается на землю. И в то же время проблема ещё более очевидно требует разрешения — даст Бог, рано или поздно это произойдёт.
Ольга Яскевич (основной текст), Ольга Надпорожская (заключение — последние четыре абзаца)
Сайт «Ветрово»
8 марта 2024
Благодарю авторов за статью. Разделяю ваш взгляд на проблему. Об «Информационном портале Святой Горы Афон» впервые узнала более пяти лет назад: привлекли внимание видео с участием старца Даниила Катунакского. Одним из этих видео даже поделилась здесь, на сайте Ветрово, году так в 2018. Но по мере дальнейшего знакомства с материалами сайта заинтересованность сошла на нет, стали вызывать отторжение именно эти монотонные высокопарные зачитывания обо всём и ни о чём. Зашла недавно на YouTube — канал и тоже обратила внимание на короткое видео — анонс «Позора русского православия» от отца Серафима с возможностью посмотреть и послушать полную версию за деньги на платформе Бусти. Количество подписчиков и просмотров на YouTube- канале этих ловцов человеков впечатляет 🙁
«Спросили у старца: «Батюшка, зачем вы пишете
книги?» — «Если ты взял что-то в долг, то это нухно
когда-нибудь отдать. Книги — это и есть знание,
взятое у святых взаймы.»
Иеромонах Симон, «Сыны грома или Запас
духовной прочности», глава 8, лист шестой.
«14.Душевный же человек не принимает того,
что от Духа Божия, потому что он почитает это
безумием, и не может разуметь, потому что о
сем надобно судить духовно.
15. Но духовный судит о всем а о нем судить
никто не может».
1-е к Коринфянам, гл. 6
С прискорбием прочитала публикации о творчестве иеромонаха Симона (Безкровного). Являюсь его почитательницей с 2015 года, когда прочитала книгу «Птицы небесные или странствия в объятиях Бога». Слежу за его публикациями. Имею духовного наставника — старца, получившего благословение на старческое служение от архимандрита Кирилла (Павлова). Он благословил знакомиться с книгами иеромонаха Симона. Мой старец учил меня, что осуждать священнослужителей — это большой грех. У них есть Судия. На мой взгляд в дискуссии перейдена граница возможного для мирских.
Иеромонах Симон -исихаст. Он постоянно обращает внимание, что его тексты могут быть понятны только практикам.
Все, о чем он пишет, можно найти в Добротолюбии, Лествице преподобного Иоанна Лествичника, у преподобного Симеона Нового Богослова..
Спаси вас, Господи!
Постоянная читательница вашего сайта раба Божия Надежда.
Не понял только, доступно ли мирским людям высшее знание или нет. В предыдущей статье говорилось, что только монахам, а оказывается, всем, у кого есть деньги.
//Все, о чем он пишет, можно найти в Добротолюбии, Лествице преподобного Иоанна Лествичника, у преподобного Симеона Нового Богослова..//
Если всё сказанное о.Симоном Бескровным можно найти в перечисленных книгах, зачем читать его скорострельный новодел? Вы всё Добротолюбие прочли? Всю Лествицу? Всего преподобного Симеона Нового Богослова?
//Все, о чем он пишет, можно найти в Добротолюбии, Лествице преподобного Иоанна Лествичника, у преподобного Симеона Нового Богослова..//
И опять хочется спросить: а Вы Златоуста читали? Или Василия Великого, который тяжелее для понимания? Или Григория Богослова?
Русь духовно окормлялась Златоустом. Измарагд, Маргарит, Златоструй, Торжественник – названия древних русских рукописей, в которых главное место занимали проповеди Златоуста, а о прп. Симеоне Новом Богослове редко кто слышал.
Википедия: «Измарагд» включает тексты о необходимости милостыни и нищелюбия, поучения с осуждением неправедного богатства, призывом к соблюдению поста, напоминания о Страшном суде и грядущем конце света и др. Среди глав «Измарагда» «Притча Иоанна Златоуста о блудном сыне», «Слово от патерика, яко не достоит от церкви итти егда поют», «Притча Варлаама о трех друзех», «Слово о некоем блуднице, иже милостыню творя, а блуда не остави», «Слово о старце, иже молитвою с небесе сведе дождь» и др. «Измарагд» читался чаще и имел большее значение в XVI—XVII веках, чем более известный в XIX и XX веках «Домострой», который сам зависел от «Измарагда»[1].
https://clck.ru/39Jcs9
Меня удивляет, чего люди ищут? Почему нас всегда тянет в неведомые дали, когда всё, что нужно для жизни, находится рядом, под рукой.
Отец Роман, благословите.
Проблема, на тему которой вторая публикациями на Вашем сайте, зашла глубоко — приводит к разделению в Церкви.
Наш приход разделился на два малых прихода. Настоятель остался с теми, кому дорог о. Симон и его книги и с теми, кто не пожелал уходить из родного храма.
Повстречал на днях знакомого прихожанина, с которым давно не виделся. И он мне говорит: ты знаешь, до начала споров на приходе я отца Симона не читал, а теперь решил почитать, чтобы вникнуть в суть споров. И читаю с восторгом одну книгу за другой. Дух в них тот же, что у прп. Серафима, что у о. Сергия Баранова — всё они в одном духе пишут и говорят. Так что спасибо тебе, благодаря твоему протесту я открыл для себя отца Симона. Вот как бывает.
хочется спросить о. Сергия Баранова, что он думает по этому поводу. Только мы не знакомы.
Понятна позиция Надежды, которую благословил духовник читать книги о. Симона.
Ну а я беседовал о творчестве о. Симона в Духов день, беседовал со своим духовником, тоже старцем, который последние годы жизни причащал о. Николая Гурьянова.И он прямо сказал: в Церкви Дух Святой, а там (в книгах о. Симонане) иной дух. И каждый из нас доверяет духовнику и своей интуиции, приобретённой жизнью в Церкви.
Получается, что мы, пребывая в лоне одной Церкви, молимся и воспринимаем духовную жизнь порою с точностью до наоборот.
Нужно молиться искренне, и Господь возлюбивших его не оставит без окормления.
Иеромонах Симон -исихаст. Он постоянно обращает внимание, что его тексты могут быть понятны только практикам.»
Надежда, судя по популярности книг иеромонаха Симона, можно заключить, что далеко не только практикам они понятны, потому что трудно предположить, что у нас так много исихастов.
«Душевный же человек не принимает того,
что от Духа Божия, потому что он почитает это
безумием, и не может разуметь, потому что о
сем надобно судить духовно.» (1-е к Коринфянам, 6:14)
Приводя эти слова в защиту иеромонаха Симона, люди, почитающие его творчество, невольно делают комплимент самим себе. Ведь нельзя же принимать то, чего не разумеешь, а если разумеешь, то значит судишь духовно.
Благословите, отец Георгий!
Благодарю Вас и автора этой статьи за мужество и неравнодушие!
«И каждый из нас доверяет духовнику и своей интуиции, приобретённой жизнью в Церкви».
Доверие хорошо, когда духовник ведёт, а не уводит. Налицо все признаки секты – есть «гуру», есть его «тайное учение», доступное немногим, и есть фанатично настроенные «чада», которых ни «старец» не видел, ни «чада» «старца». В самом деле, «разрыв шаблона» очевиден. Восхваления «чад» зашкаливают и напоминают почитание покойного архим. Рафаила более простыми людьми:
https://www.youtube.com/watch?v=npDFVpj0tts
Впрочем, нужно ли разжёвывать очевидное? Жаль людей, но как врачевать желающих пребывать в нездравии?
«хочется спросить о. Сергия Баранова, что он думает по этому поводу. Только мы не знакомы».
Прочитав эту статью, отчасти с ним можно познакомиться заочно:
https://vetrovo.ru/primechaniya/nadporozhskaya-tri-dnya-illyuzii/
Не переживайте, отец Георгий, этому быть, трезве́ние умаляется и потому дух лести будет только умножаться, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:24).
Понимаю, что отцом Романом поставлена точка в разговоре о книгах отца Симона.
А у меня состояние как у прихожанки в ярко-красном платье и с чётками на левом запястье (видела вчера). Со временем остается что-то одно: либо чётки, либо красное платье. Как пишет отец Георгий из Можайска — разделение, а ещё и смущение. Батюшка, тоже монах, в присутствии которого я исповедовалась, и которому доверяю и уважаю, и, главное, его смерть — мне пример, также хотелось бы умирать (Царствие ему Небесное и благодарность человеческая, проложил дорогу, показал пример), советовал ( не настаивал,говорил без давления и подавления: я тебе сказал, ты смотри сама) читать отца Симона, и вдруг узнаю, что отец Роман, которого тоже уважаю и давно люблю его стихи( написанные не для красоты и выражения своих чувств , а для воспитания чувств читающих, для постоянной памяти нам, где наш Дом) считает измышлениями и отсебятиной книги о. Симона. Слова-то какие, как меч. Трудно не смутиться, и невозможно разделиться.
Надеюсь, Господь со временем разрешит это противоречие, подаст мне разумение, избавит от путаницы в мыслях и чувствах, приведет к однозначности.
ПРИ ДВЕ́РЕХ
Немало вёсен пролетело,
А только начал понимать:
Неблагодарнейшее дело
Будить того, кто хочет спать.
Слова зовущего напрасны
И даже могут повредить:
И неразумно, и опасно
Мертвецки пьяного будить.
Не нам вытаскивать из ада
(Душе б исправиться самой),
Сказав разслабленному: Чадо,
Возьми постель, иди домой†.
Не торопись, будильщик милый,
Могильный камень отвалить:
Лишь только Господу под силу
Четверодневный труп живить††.
Ты спишь иль пьян, расслаблен, мёртв,
Великорускiй мой народ?
Пока Светильник не погас,
Гряди, Господь, воздвигнуть нас!
При две́рех Спас, да вот беда:
Разслабленный не ждёт Христа!
Иеромонах Роман
7-8 июля 2018
Скит Ветрово
† Мф. 9:6.
†† Ин.11:43-44.
Здраствуйте. Судя по обилию страниц ВК, телеграмме, чатах в обществе есть запрос на исихазм, на умное делание, очищение ума от помыслов. Между тем об этом редко услышишь в проповедях. Только о. Сергий Баранов и говорит об этом, по моему. Вот эта ниша и заполняется такими сайтами. Очень хотелось бы услышать мнение об умной молитве для мирян дорогого отца Романа, его опыт. Да, у святых отцов все написано, читаю по своим силам, но ведь мнение и опыт современника, которому доверяешь тоже очень важен. Простите.
Уважаемому Алексею Васильевичу.
«Исихазм (от греч. ἡσυχία (исихия) — молчание, безмолвие, покой) – мистическое подвижническое течение в монашестве, подразумевающее жизнь, связанную с отшельничеством и безмолвием.
Исихазм — понятие, использовавшееся в Восточной церкви с древности. В раннюю византийскую эпоху исихазм означал вообще отшельничество – одинокий подвиг пустынника».
https://www.youtube.com/watch?v=eHFrEDdFOO4
Отец Роман, дорогой Батюшка, сердечно благодарю за ответ! Спаси Вас, Ольгу Сергеевну Господь!
Давно, с 90х слушаем диски с Вашими песнями, читаем стихотворения, повести, рассказы! Очень по душе.
//Данный сайт и одноимённый YouTube-канал ведёт иеромонах Серафим (Захаров), бывший насельник Святой Горы, а также в прошлом преподаватель ПСТГУ. Наверное, есть у него и помощники.//
// В примечаниях к видео даются ссылки на платформы «Бусти» (для России) и «Патреон» (для Запада), где за деньги предлагаются к просмотру другие лекции. Можно оформить разные уровни подписки (от 400 до 7000 в месяц) и получить к ним доступ.//
Кто имеет уши слышать, да слышит! ― говорит Господь (Мф. 11:15).
Кто купит подписку, тот услышит! ― говорит иеромонах Серафим (Захаров).
7 пункт больше всего понравился)))
И смех и грех