Хорошо, что вы находите приятность в домоседстве; чем более, тем лучше. Внешние приятности, даже невинные, редко ведут к добру; а ко злу они — первая дверь. Они душу расслабляют, выводят из своей ограды внутренней. После них человек бывает весь не свой, как разбитый. Когда не нарочно кто упадет и расшибется, жалеют о нем; а когда кто по неосторожности грянется оземь и разобьет себе все кости, то не только не жалеют о нем, но и бранят его. Что же за нужда нам самим на себя наветовать? Великое ли дело было съесть яблочко — красивое, приятное? А после Сыну Божию надлежало быть распяту, чтоб поправить дело.
Какую это музыку собираетесь слушать? Наши музыкальные пьесы большею частью дрянь: щекочут ухо, ничего не давая. Я не вяжу вас, но жаль, если поедете, потому что только рассеетесь и тосковать будете. Внешнюю музыку послушаете, внутренняя на время расстроится. Не любите мiра, ни яже в мiре. Можете ли вы там быть с Господом? Едва ли, ибо кое общение? Мiр искусств есть душевный и даже чувственный мiр, а не духовный. Трудно отказаться! — верю; но ведь с Господом пребывание есть самораспинание истинное, а не метафорическое. Когда-то оно совершится? О сем поревнуйте. Ибо тогда из сердца начнет бить источник утешений, которые погасят всякую жажду к утешениям иного рода.
Слава Богу! Вот и успокоились. Помоги вам, Господи, никогда не разоряться. Но воля Божия да будет. Тлетворное дыхание духа лестча, действующего в сынах противления, хоть кого смутит.
Леность ваша к духовным занятиям происходит от увлечения, с каким взялись за работу. Не увлекайтесь слишком работою, а то в голове станет мутно. После же мутности в голове и в сердце станет мутно.
Святитель Феофан Затворник
«Письма о христианской жизни»
Спасибо за мудрость слов и доброе наставление святителя Феофана.
Внутренняя тишина и безмолвие — то драгоценное состояние души, которое так сложно найти и ещё сложнее удержать. Часто она приходит среди болезни или страдания, но есть и другая возможность исцелять душу тишиной — быть как можно ближе к природе и уединению.
Слова «искусство» и «искушение», похожи не только по звучанию, но и по смыслу.
…Но когда нет иллюзий, тогда уже обычно, нет и искушений.
«Однако… не сможет нас диавол похитить у Бога без нашего желания. … вначале будет опечатан ум. И ничем иным, как грехом. … Ее (антихристову печать) смогут поставить только тому, кто жил во грехе и такой греховной жизнью отказался от Бога».
«Не любите мiра, ни яже в мiре. Можете ли вы там быть с Господом? Едва ли, ибо кое общение?» (свт. Феофан Затворник
«Письма о христианской жизни») («МIР ИСКУССТВ ЕСТЬ ДУШЕВНЫЙ И ДАЖЕ ЧУВСТВЕННЫЙ»).
Раньше, когда мир стоял на ногах, а не на голове, как сейчас, крестьяне были все и даже ученые, люди были ближе к природе и та, напоминала им то, предназначение и смысл жизни в непрестанной рутинной работе и в этой грязи, рутине и зависимости от природных условий, человек- «венец творения» находил себя и успокаивался и не желал излишнего на потребу.Сейчас же, непрестанный поиск себя, своего места, а кто-то и не ищет, что еще страшнее, приводит человека к с сума-сшествию и продолжает… продолжает… продолжает себя оправдывать и отвлекать душу свою от голоса совести, предпочитая оставаться в своем болоте, дотягивая Господа до себя, а не попытаться тянутся к Нему, к Его Правде во всем своем житии.