col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Вениамин (Федченков). Хорошие люди

Вместо предисловия

Очень дав­но я на­пи­сал кни­гу под та­ким же за­гла­ви­ем: «Хо­ро­шие лю­ди». Это бы­ло в Па­ри­же. Мне то­гда уже по­ка­за­лось, что пи­са­те­ли ма­ло вы­во­дят хо­ро­ших лю­дей, а все боль­ше — пло­хих и греш­ни­ков. До­шло да­же до то­го, что хо­ро­шие мыс­ли и чувст­ва нуж­но бы­ло вкла­ды­вать в ус­та «Иди­о­та» (Дос­то­евс­кий), до та­кой сте­пе­ни доб­рые лю­ди и мы­сли ста­ли не­о­быч­ны­ми, не­нор­маль­ны­ми, что их сле­до­ва­ло уже при­кры­вать мне­ни­ем су­ма­сшед­ших.

А между тем мои наблюдения говорили иное: хорошие люди есть. И их совсем не так мало. Вот я и записал кое-что об этих людях, которых я видел в жизни.

Эту книгу, том первый, я отдал читать; и она где-то затерялась. А по величине она была несколько менее этого тома; но – тоже большого размера. Теперь мне захотелось продолжить ту же самую идею.

Да хорошие люди и должны быть. Христианская Церковь существует; а она имеет своею целью воспитывать именно хороших людей — добрых, святых. И пословица русская говорит: земля стоит святыми людьми! Если же они перестают появляться, то это — очень плохой признак: значит, святых уже перестала Церковь рождать и воспитывать, значит, нужно ждать какой-то перемены в стране, а может быть, и во всем мире… Но это — не так: хорошие люди еще есть на белом свете!

Впрочем, под именем хороших людей я разумею не исключительно только святых, — их не много! — а и борющихся со злом, с грехом… Даже — видящих грех мира: и то – добро!

Почему же этих хороших людей не изображают писатели? Большей частью в книгах изображаются дурные, грешные, страстные… Я однажды обратился с таким вопросом — к второстепенному, правда, — писателю. И он сказал мне, что таких хороших людей, очевидно, очень мало в жизни. И это, конечно, верно, — и с христианской точки зрения. Церковь на то и создана, чтобы из грешных, плохих людей постепенно выделывать лучших. Но эти лучшие должны все же быть на примете наряду с плохими, еще не сделавшимися хорошими.

Несомненно… Но тут есть и другая причина — в самих писателях. Всякий смотрит на дело так, как ему видно из его собственного окошка души его. Если про философию можно говорить — и говорят, — что она в конце концов есть автобиография писателя; то тем более это можно сказать про литературу: всякий писатель выводит таких людей и так, каких и как он видит по собственной душе. А писатели — тоже грешные люди; поэтому им легче, знакомее писать о подобных же грешниках. Значит, причина лежит и в них самих, — в писателях.

Конечно, им хотелось бы выводить идеальных, то есть хороших людей; потому эти идеальные типы в нашей литературе были далеко не часты, несмотря на добрые пожелания писателей. Известно, что Гоголь, написавший «Ревизора» и услышавший общий смех, ужаснулся и уехал за границу – в слезах. «Над кем смеетесь? – слышим мы его голос из уст городничего. – Над собой смеетесь!» А увидев эти типы – Хлестакова, Бобчинских, Добчинских и К°, не смеяться следовало бы, а – плакать… Но не нашлось ни одного из зрителей: все смеялись… И эти мысли сам Гоголь, устами первого комического актера, Михаила Семеновича Щепкина, высказал отчасти в развязке «Ревизора»…

«Отперлась передо мной шкатулка. И душа моя говорит мне, что не мог иметь другой мысли сам автор». «Не одну эту комедию, но всё, что бы ни показалось из-под пера какого бы то ни было писателя, смеющегося над порочными и низкими, примем прямо на свой собственный счёт».

Но… увы! – только смеются… Все смеются… И теперь смеются… Никто не пойдет в театр на «комедию» «Ревизора» — плакать; а пойдут только для того, чтобы посмеяться над смотрителем Хлоповым, который других учит, а себя научить не может; над судьей Ляпкиным-Тяпкиным, который других судит, а сам взятки – хоть щенятами – берет; над сплетниками города, Добчинским и Бобчинским – посмеяться; над унтер-офицершей: «Она врет; ей-Богу, врет: она сама себя высекла!» — оправдывается городничий…

Вот пишу это и смеюсь сейчас… Да и, правда, смешно: «Сами себя сечем»… Лишь бы выгода была: штраф взять с городничего не худо бы было: «Деньги мне, — говорим мы с офицершей и теперь, — очень пригодились». А когда она ушла, то Хлестаков говорит (а мы не говорим ли?): «Провались унтер-офицерша – мне не до нее…» А нам?! А Хлестаков чем лучше ее? Ее хуже ли?

И все люди в комедии – такие же. Что же это?!

«Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России… Хоть два, хоть три бывают честных; а здесь – ни одного… Ну, а что если это – наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас?!»

И тогда поймешь с серьезным чувством слова Гоголя, вскоре после первого представления «Ревизора», написанные им одному литератору: «”Ревизор” сыгран, — у меня на душе так смутно, так страшно… Я ожидал и знал наперед: как пойдет дело… И при всем том – чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня… Бог с ними со всеми! Мне опротивела моя пьеса. Я хотел бы убежать теперь, Бог знает куда…» «Тоска, тоска! Не знаю сам: от чего одолевает меня тоска!» (1836 года, мая 25. Санкт-Петербург).

…И убежал за границу… Там пишет «Мертвые души»… Дело знакомое: критика помещиков. Слава по всей Руси… А он уж задумывает и пишет второй том «Мертвых душ»; в коем он намерен был, по его собственным словам, «создать такие живые образы и характеры, которые пошли бы навек в урок людям»; и «должны были выгнать все те идеалы, которые напичкали в голове французские (а и одни ли французские? – М. В.) романы. Этой задаче Гоголь отдаёт одиннадцать лет тяжёлого мучительного труда и все силы свои.

Дважды Гоголь сжигает свой труд второго тома… Перед смертью сжигает… Не одолел задачи…

А про свои сочинения пишет: «Мои сочинения тоже связались чудным образом с моею душою и моим внутренним воспитанием…» «Прямо скажу: все герои мои (в «Мёртвых душах») потому близки душе, что они – из души; все мои (особенно) последние сочинения – история моей собственной души… Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной… Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу; и притом – в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке». Если бы они все (гадости) вскрылись разом пред взором, «а в то время, как я не имел еще никакого понятия о всей неизмеримости Его бесконечного милосердия, – я бы повесился» (1843 год).

Я уверен, что прочитавший последние строки…остановится в ужасе (я думаю: без смеха уже! – М. В.)… И невольно задумается… пред петлей…

А ведь это было же сказано! А ведь второй том «Мертвых душ» был сожжен же!

Почему же у Гоголя такие «идеальные» типы не вышли?

Потому что этих идеальных людей было не так много… Впрочем, нет: их было очень много, миллионы простого народа Святой Руси. Но только литература наша занималась больше не народом, а высшими классами: помещиками, богачами, чиновниками, господами. Да и там не все видела: было и там хорошее и хорошие.

Когда же затрагивалась эта народная толща, то «вдруг» мы сталкивались с мужиками, крестьянами (христианами) каратаевыми («Война и мир» Л. Толстого), с заметками о няне («Детство» и «Отрочество»), с рассказом о молитве Матрены ночью, на коленях, — бывшей в молодости грешницей… Или встречаемся с «Касьяном с Красивой Мечи», в «Трех смертях», с «Живыми мощами» Лукерьи («Записки охотника» Тургенева)… Их миллионы, миллионы…

Много их было… Если даже просмотреть литературу прошлого, встретишь много хороших людей… А Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» того же Тургенева: таких немного, а были, были…

В последние годы литература дошла и до «простых» деревенских людей. И сколько там хороших людей пришлось увидать: самоотверженных, добрых, трудолюбивых. Тысячи…

Но, к сожалению, не затрагиваются церковные люди… А сколько в ней (в Церкви. – Ред.) хороших!

Нам же, стоящим около или в самой Церкви, это виднее. Да и кто может написать об этих людях, как не мы, знающие их ближе?! А здесь хороших людей еще не мало…

О них и хочется (а может быть, и не бесполезно?) написать.

Приходила мне мысль, что, может быть, и не дело обыкновенных писателей, хотя бы и знаменитых, писать о святых? Это уже сделано — «Житиями святых», «Патериками», «Отечниками», издательствами, выборками, проповедями, богослужениями, традицией, преданиями… Вообще — Церковью.

Да и что можно сказать больше Евангелий?

Вот писатели и не касаются «не своего» круга… Они пишут только о земном, что им больше знакомо… И о том, что их больше интересует…

И может быть, это — не плохо?

А другой мир, собственно духовный (но не из среды одного духовенства), пусть нам показывает больше сама Церковь и более знающие жизнь ее…

Митрополит Вениамин (Федченков)
24 января 1953
Из книги «Хорошие люди. Из «Записок архиерея»». М.: Правило веры, 2010

Заметки на полях

  • Писатели изображают людей «дурных, грешных, страстных» не только потому, что пишут собственные автопортреты или портреты тех, кого видят вокруг себя. Художественная литература (драматургия в первую очередь) построена на конфликте, без него невозможно развитие сюжета. Даже, помню, в редакции газеты мне когда-то сказали, что в интервью есть своя драматургия. Конфликт же невозможен без страстей… А вот в лирике, например, конфликта может и не быть – там могут отобразиться минуты внутреннего покоя и созерцания.
    Поскольку литература отражает жизнь, мне приходилось размышлять о том, может ли жизнь сама по себе быть без конфликта. Ведь главный конфликт разворачивается внутри нас, причём, если судить по книге «Невидимая брань», он может терзать человека даже в уединении. Отсутствие внутреннего конфликта – это, по-видимому, бесстрастие. Ну или наоборот – человек не испытывает никаких внутренних противоречий, потому что не хочет бороться с собой, может быть, просто не проснулся.

    * * *

    Коль совесть без причины не молчит,
    Наверняка душой не покривим,
    Заметив, что она мертва, иль спит,
    Или внимает голосу Любви.

    Последнее — вершина из вершин,
    Кто совершен, тот может созерцать.
    А если нет — погрешно для души
    В молчании безстрастия искать.

    Иеромонах Роман
    12 января 2004
    Скит Ветрово
    https://vetrovo.ru/kol-sovest-bez-prichiny-ne-molchit/

  • Ольга Сергеевна: «Ведь главный конфликт разворачивается внутри нас, причём, если судить по книге «Невидимая брань», он может терзать человека даже в уединении». Рискну пообщаться, хотя мне сложно быть наравне, т.к. в отличие от гуманитариев, литераторов, историков я всего лишь математик. Мне думается, главная причина внутреннего конфликта — я — светлое и я — черное. И, конечно же, он очень даже может терзать, раздражать и в уединении. Ну и, конечно, если удастся победить конфликт, то есть победить черноту в себе — то это высшая степень духовного развития, недостижимая в земной жизни. Спасибо, Ольга Сергеевна.

  • Да, как сказал мне однажды один священник (не отец Роман): «В тишине, в одиночестве начинают страсти в сердце звучать, и выдержать это очень трудно».

  • Первая мысль: в этом случае спасает «сладчайшая Иисусова», потом подумала о подвиге Марии Египетской. «Яко блудница, яко разбойник» — говорим мы, как правило не задумываясь, что за ними подвиг.
    Потом почитала святых отцов Церкви Христовой.
    «Так как грешник подвержен многим страстям и похотям, то и бес в нем многообразен. Евангелисты по-разному описывают бесноватого отрока. Матфей говорит: «часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17, 15). Лука: «его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену» (Лк. 9, 39); Марк: «испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеем (Мк. 9, 18). Итак, в одном бесноватом отроке наметились все образы семиглавого змея, все семь смертных грехов. «Внезапно вскрикивает» – это образ гордости, высокомерия и самовосхваления, ибо гордость и высокоумие не умеют молчать, на небеса возносят уста свои, и язык их проходит по земле. «Бросается в огонь» – это образ телесной нечистоты, распаляющейся на скверную похоть. Ввергает «в воду» – это образ сребролюбия и любостяжания, жадно заботящегося о том, чтобы всякое изобилие и богатство всегда текло к нему, подобно реке наводненной. «Терзает его» – это образ зависти, которая, видя благополучие других, угрызает сама себя. «Испускает пену» – это образ объядения и пьянства, а также и случающегося при пьянстве сквернословия. «Скрежещет зубами» – это образ гнева. «Цепенеет» – это образ лености» (святитель Дмитрий Ростовский).
    Всякий, кто хочет изгнать от себя такого семиглавого и многоликого беса, должен знать, что «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9:29).
    «Смирили плоть, а исцеленья нет.
    Напрасны были жалкие старанья? …
    …Стань пред Крестом, как малое дитя,
    Отвергни от себя глагол роптанья,
    И Слава Божия обымет тя,
    И Бог тебя услышит до воззванья». (отец Роман)

  • Ольга, толкование свт. Димитрия Ростовского трудно полностью принять. Ни свт. Иоанн Златоуст, ни свт. Василий Великий не винили бедного бесноватого юношу в том, что ему приписал свт. Димитрий. Отца, учеников и иудеев обличил Господь за неверие, но как обвинять юношу за то, что его враг бросал в воду, в сребролюбии и любостяжании(с детства!) и в других смертных грехах?

  • Я соглашусь с вами, Ольга Сергеевна.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // // // // // // // // // // // // //