Из записок об архиепископе Феофане (Быстрове), ректоре Санкт-Петербургской духовной академии
В субботу, 21 февраля 1909 года, происходил чин наречения архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, четвертого викария Санкт-Петербургской епархии…
…В день хиротонии у него в ректорской квартире собрались на обед очень немногие друзья. Один из них, студент Сергей П. Виноградов, член Златоустовского кружка, сказал ему приветственную речь, в которой сравнил его со святым Архиепископом Солунским – Григорием Паламой; последний празднуется на второй неделе Великого Поста, после Недели Православия, как «Проповедник благодати» (о чём говорится в богослужении ему).
К слову сказать, такая последовательность имеет очень глубокую связь!
1) Православие по сущности своей есть благодать; 2) и путь к нему – тоже благодатное просвещение; 3) И это просвещение – не земное знание, а благодатное откровение, озарение; 4) и самое Православие – есть слава Царствия Божия,– или Фаворский Свет, или Преображение Господне, благодать Пресвятой Троицы. Короче: всё – Благодать.
Святой Григорий Палама был защитником Её против еретика Варлаама. И опирался он на Фаворский Свет, окружавший Господа Иисуса Христа на горе Фаворской. Свет этот был не естественный, а благодатный.
Таким образом, и сущность Православия – благодатная слава; а путь – тоже благодатный. Поэтому Григорий Палама и именуется «проповедником благодати». И «Царствие Божие» поэтому не относится к тварному бытию, а к «несозданию». Епископ Феофан как православный богослов, конечно, держался того же учения; поэтому он и уподоблен был в приветственной речи святому Григорию Паламе — как защитник «благодати» в своём богословии и жизни.
В то время в русское богословие стало уже проникать учение о Царствии Божием как земном царстве (Вл. Соловьев, протоиерей Светлов, отчасти Достоевский, потом о. Флоренский; и можно закончить протоиереем Булгаковым). Епископ Феофан был глубоким противником этого новшества в Христианстве.
Неделя вторая Великого поста потому и посвящена памяти святого Григория Паламы, чтобы этим отметить и суть, и путь к Православию – благодать Святого Духа,– как в учении, так и в жизни; поэтому на первой неделе Великого поста празднуется «Торжество Православия», а на второй неделе – память защитника благодати,– как сущности Божественного бытия, которое проявилось реально в Фаворском свете,– методически в познании Божественного бытия – не умом, а через благодатное откровение его.
И Апостол Пётр, восхищенный блаженством Преображения, воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!»
Епископ Феофан принял это сравнение, нимало не возражая,– а, следовательно, соглашаясь со сравнением.
Настроен он был смиренно-радостно в этот день.
Сайт «Ветрово»
27 марта 2021
… «Принял это сравнение, нимало не возражая»… Как же хорошо! Ведь и это смирение.