В день Собора святого Иоанна Крестителя
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Покайтеся, приблизилось бо Царство Небесное,— с таким воззванием обратился к иудеям великий во пророцех Иоанн Креститель. И люди открыли свои сердца к принятию глагола Божия и поспешили на реку Иордан к Предтече Спасову с тем, чтобы исповедать грехи и предочистить души свои.
С какой радостью, возлюбленные братья и сестры, шли эти люди! Почему они так спешили? Потому, что чувствовали тяготу своих грехов и жаждали освобождения от мучившего их ига, жаждали снятия бремени греховного и восприятия Божественной благодати.
Но среди приходивших на Иордан людей были не только алчущие правды. Многие фарисеи и законники иудейские пришли к Крестителю не с тем, чтобы принести покаяние, но чтобы испытать — кто этот пророк? Действительно ли он послан от Бога и что именно он говорит и проповедует людям? Это были высокомерные, горделивые люди, для которых Царство Божие было закрыто. И потому глагол пророка и Крестителя Божия Иоанна не коснулся их сердец. Обличая их, Предтеча Господень говорил: Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Спасительный глагол Крестителя Иоанна, прозвучавший два тысячелетия назад, и доныне обращен ко всем нам. Это нас зовет великий пророк к покаянию, потому что мы своими поступками осквернили пречистую одежду, которую получили в Таинстве святого крещения. Это мы нарушили свои обещания Богу и удалились от пути истинного. Это к нам простирается глагол Крестителя: Покайтеся, приблизилось бо Царство Небесное.
Да, возлюбленные братья и сестры, воистину нам с вами необходимо покаяние. Слишком глубоко мы погрузились во всякого рода грехопадения и настолько пристрастились к подобной жизни, что подняться без помощи Божией нам уже трудно.
Итак, «покайтеся, покайтеся!» — взывает к нам Креститель Спасов Иоанн. Так отзовемся же чистосердечно на призыв пророка! Отзовемся с тем, чтобы освободить свои сердца от греховной мерзости. Господь милосерд, но прощает Он лишь тем, кто искренне приносит покаяние, а тем, кто коснеет в грехах и не желает исправиться,— тем, конечно, нет прощения.
Вот один из замечательных примеров того, насколько безмерно милосердие Божие к кающимся грешникам.
Некоторому епископу, жившему в IV веке, было объявлено, что в его пастве две женщины-христианки предались греху любодеяния. Узнав об этом, епископ очень скорбел, потому что ему сообщил о случившемся один достойный доверия подвижник Христовой Церкви. И стал он молить Бога, чтобы Господь открыл действительное состояние тех женщин, с тем, чтобы в случае необходимости наставить их и привести к покаянию.
Однажды в воскресный день епископ совершал Божественную литургию, и люди, находившиеся в храме, стали подходить к принятию Христовых Тайн. А в древности первыми причащались мужчины, и только потом женщины. И вот когда подходили к чаше прихожане, епископу было открыто внутреннее состояние каждого человека. Некоторые приближались к чаше Христовой с потемневшим ликом, у некоторых глаза были как бы налиты кровью. И только отдельные личности подходили с просветленным лицом. Подошли в числе последних и те две женщины, о которых говорили, что они впадали в грех любодеяния. И когда они приготовились принять Св. Христовы Тайны, то святитель увидел, что их лица просветлены. Удивился епископ и стал молить Господа, чтобы Он открыл тайну об этих женах. Господь внял просьбе святителя и послал Ангела Своего сказать архиерею Божию, что слух о женщинах справедлив, потому что они действительно занимались любодеянием, но затем глубоко осознали свой грех и принесли искреннее слезное покаяние, положив в своем сердце больше никогда-никогда не возвращаться к этому позорному греху. И действительно, свое обещание они выполнили. Остаток дней женщины проводили в благочестии и чистоте. И возблагодарил тогда епископ Господа за Его величайшее милосердие к человеческому роду.
Вот, возлюбленные братья и сестры, сколь любвеобилен Господь наш Спаситель мира! И если мы с вами воистину желаем жить для Бога, если стремимся к спасению вечному, хотим, чтобы и нас коснулось неизреченное милосердие Божие — то и нам нужно принести искреннее раскаяние. Но не такое раскаяние, какое мы с вами часто приносим на исповеди. Нет, этого еще недостаточно! Потому что мы живем как бы порывами. Вроде бы раскаиваемся, плачем, но едва отходим от Чаши Христовой, как снова оказываемся в водовороте греховной жизни и снова, как псы, возвращаемся на свою блевотину.
Итак, возлюбленные братья и сестры, глас Крестителя Господня Иоанна о покаянии обращен ко всем нам. Так раскаемся же, принесем искренние слезы покаяния, чтобы Господь простил нам грехи и сподобил бы нас вечной жизни со всеми угодившими Богу. Аминь.
Митрополит Иоанн (Снычёв)
1971
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Господь определяет: делать нельзя, потому что с плевелами можно выполоть и пшеницу, и что им (жнецам) не дано знать, кто — плевелы, а кто — пшеница. Или пшеница, или плевелы. У человека нет третьего состояния. … Антологическим признаком того, что ты — Божий, является любовь. А цель: как можно больше явить любви людям. А если не можем, то надо просить об этом. «Господи, дай мне любви к этому человеку, да примиримся».