Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В 5-ю неделю Великого поста, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь совершает память преподобной Марии. Совершает память женщины, которая в начале своей жизни допускала тяжелейшие грехопадения, а в конце достигла святости.
Для нас, возлюбленные братья и сестры, весьма полезно проследить те пути, которыми шла Мария Египетская от греха до обращения и преображения. По существу, в ее житии, как в зеркале, отражается наш с вами образ жизни. Вот почему нам полезно заглянуть в это зеркало, увидеть себя, ужаснуться мерзости греховной и в меру сил своих с помощью Божией совершить обращение от греха к праведности.
Итак, преподобная Мария Египетская с тринадцати лет предавалась греху. Причем, к этому греху ее никто не располагал. Она не знала нужды, которая заставляла иных людей вдаваться в похоть плотскую, чтобы иметь возможность содержать самих себя. Она сознательно предавалась сладострастию — как усладе. Мария думала, что только в этом грехе можно обрести счастье и радость жизни. И поэтому она неустанно стремилась удовлетворять свои похоти плотские, ввергая в грех и себя, и других людей. Так продолжалось много лет, пока Божественная благодать не коснулась ее сердца.
Характерно, что до определенного времени грех закрывал ее внутренние очи и Мария не видела своей погибели. Но наступил момент, когда Божественная благодать нашла в сердце падшей женщины небольшой уголок доброй земли. И в этот плодородный уголок Дух Божий и бросил семя, которое произвело свое действие.
Однажды, когда Мария находилась в Иерусалиме, она ради любопытства пожелала вместе с паломниками войти в Иерусалимский храм и поклониться Честному и Животворящему Кресту. Но едва лишь она возымела это желание и направила свои стопы во святилище Божие, как невидимая Божественная рука остановила ее дерзость. Остановила не один раз, а многажды. До тех пор не допускал ее Господь к святыням Своим, пока она не очнулась от своего греховного сна. Как же это произошло? Воззрела Мария на икону Божией Матери, висевшую над вратами церковными,— и внезапно ощутила, как Божественная благодать коснулась ее сердца. Коснулась так глубоко, что произвела в душе женщины внутреннее разделение греха и добра. В один миг, молниеносно преподобная Мария увидела своим внутренним взором самое себя, увидела себя стоящей на краю пропасти, в которую она неминуемо должна была бы упасть, если бы возымела желание сотворить еще какой-либо грех. Пред ее внутренними очами раскрылась вся опасность той жизни, которую она проводила в миру. Восчувствовала Мария всю мразь, всю гадость блудного греха. Но на этом Божественная благодать не оставила ее и дала возможность внутренне, сердцем вкусить жизнь праведную, жизнь в Боге, жизнь в добре. Таким образом Господь разделил внутреннее состояние грешницы и поставил ее перед выбором между злом и добром.
Теперь, возлюбленные братья и сестры, от самой преподобной зависел исход ее обращения. Куда она склонит свою волю? Возвратится ли вновь к сладости страстной или же возжаждет сладости жизни в Боге?
Произошло спасение. Мария, внутренне, душевно ощутив мерзость греха и сладость добродетели, не захотела возвращаться на путь погибели. Божественная благодать, которая совершила в ней изменение, повела ее от Креста в пустыню, чтобы там окончательно истребить в сердце женщины всякий грех, уничтожить всякую склонность к плотоугождению.
Итак, преподобная Мария удалилась в Заиорданскую пустыню и там в течение семнадцати лет трудилась, молилась, постилась, уничижала себя, совершала подвиг покаяния. Она не остановилась, возлюбленные братья и сестры, на том, чтобы просто оставить грех блудодеяния, не успокоилась на этом, но возжелала загладить свои греховные дела постом, молитвою и трудом. Постаралась приложить труды к трудам, чтобы бесповоротно, окончательно устранить себя от греха и привиться сердцем к добродетельной жизни в Боге. Духовное преображение преподобной совершалось посредством Креста Господня. Совершалось посредством того пути, по которому прошел Господь наш Спаситель мира от Гефсиманского сада до Голгофы. Семнадцать лет изо дня в день боролась преподобная Мария со склонностями греховными, которые создали в ее сердце некий недобрый навык. Как нам известно из ее жизнеописания, в течение семнадцати лет враг представлял ее внутреннему взору образы греха и сладость той снеди, которую она некогда вкушала. Вот чем старался враг уклонить ее с правого пути, воспрепятствовать ее борению, преображению ее души. И часто, изнемогая от этой внутренней борьбы, Мария падала на землю, била себя в перси, омочала землю горячими слезами и молилась Пречистой Деве Марии, чтобы Она помогла ей освободиться окончательно от мучащего ее греха.
Семнадцать лет борьбы, возлюбленные братья и сестры! Вот сколько потребовалось труда, чтобы выгнать из сердца всю заразу греха, сам дух греховный. И с Божией помощью она достигла этого очищения. Грех был убит окончательно. Преподобная Мария распяла себя со страстьми и похотьми. И только после этой борьбы никакая страть уже не трогала ее сердца. Она взошла на вторую ступень крестоношения, когда вместо брани, вместо внутреннего раздора появилось в ее душе мирное устроение и тишина. Она воистину перешла от сей жизни к жизни будущего века. И то, о чем она никогда не знала, поскольку никогда не изучала Св. Писания, — все это было ей сообщено таинственно после ее очищения Божественной благодатью. Она познала Бога Слово не по книгам, не по людским преданиям — а так, как познал Его некогда первоверховный апостол Павел, который тоже принял Евангелие не от человека, а от Самого Спасителя. Вот такое благовестие восприняла преподобная Мария после того, как она совершила в своем сердце победу над грехом. Она достигла очищения души в такой мере, что во время молитвы отделялась от земли и подымалась на воздух.
Имея перед глазами пример такого величайшего подвижничества, нам не мешало бы взглянуть на свое бытие, на свою жизнь и во Христе, и во грехе. Конечно, мы призваны к спасению в разное время. Одни призваны еще с младенческих ногтей, другие в более зрелом возрасте, но разве это может послужить оправданием нашей греховности?! Достаточно ли единственно призвания Господня для нашего с вами спасения? Успокаиваться только знанием Божественных истин в деле спасения нельзя. Необходимо, как и Мария Египетская, сочетать свою волю с волей Божией и направлять ее на подвиг покаяния, подвиг борьбы со страстьми и похотьми. Вот что необходимо нам в деле нашего спасения!
К сожалению, слишком часто мы на спасительном пути делаем остановки. Причем, такие остановки, которые грозят нам большой опасностью. Мы шли, шли — и вдруг остановились. Дальше не хотим идти. Не хотим бороться с греховными склонностями, и не очень сокрушаемся об этом. Не стучим в свое сердце, не спешим с горячностью восстать против греха. Нет! Мы как бы свыкаемся с обиходом греховным, свыкаемся с тем, что в нашем сердце есть как порок, так и добродетель — полагая, что грех неизбежен, что вместе с грехом и добродетелью мы все же, Бог даст, войдем в Царство Небесное. Нет, возлюбленные братья и сестры! Помните о том, что сказал апостол Павел: «Ничего нечистое не войдет в Царство Божие»! И еще говорит апостол: «Не обманывайтесь, ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни татие, ни винопийцы Царства Божия не наследуют».
Слышите ли, возлюбленные братья и сестры? У врат Царства Божия приставлены особые привратники, которые будут проверять наш с вами внутренний багаж. Чем он наполнен? Чего больше в нашем сердце: доброго или худого? Потребуется немалое количество добродетелей, чтобы пропустить нас в Царство Небесное, в жизнь будущего века. А мы, если внимательно осмотрим свой багаж, наверняка обнаружим, что добродетелей у нас днем с огнем не найдешь, зато грехов-то, пожалуй, не охватишь в свои объятия. Так как же мы пройдем в Царство Божие, в которое ведут не широкие врата, а очень узкие?
Возлюбленные братья и сестры! Постоянно просматривайте багаж своей души! Подумайте, нет ли в нем грехов, от которых мы можем начать избавляться прямо сейчас, заполняя пустые места необходимыми добродетелями! Для этого требуется пробудиться от спячки греховной, как некогда пробудилась преподобная Мария Египетская. А нас зовет к тому Господь наш Спаситель мира. Так очнемся же от сна, восчувствуем опасность погибели и удалимся в пустыню праведности. И там вооружимся терпением, великодушием, вооружимся любовию, вооружимся молитвою и мерным воздержанием, упованием на волю Божию! Только при таком условии произойдет в нас преображение духовное. Только тогда из нашего сердечного багажа будут выброшены вон и потоплены в пучине все грехи и останутся лишь добрые дела, доброе наше устроение — останется та основа, которая соделает нас достойными Царства Божия.
Итак, призывая в молитвах преподобную Марию Египетскую, да вооружимся мы, возлюбленные братья и сестры, против греха, да внемлем гласу Божественному, да согреем свои холодные души слезами покаяния и вступим на спасительный путь. Дабы, ограждаемые молитвами преподобной Марии Египетской и Пресвятой Богородицы, мы смогли достигнуть вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Митрополит Иоанн (Снычёв)
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Сайт «Ветрово»
Какая поэтичная проповедь. Читается на одном дыхании.
Проповеди митрополита Иоанна всегда и глубоки, и очень живы.
«К сожалению, слишком часто мы на спасительном пути делаем остановки. Причем, такие остановки, которые грозят нам большой опасностью. Мы шли, шли — и вдруг остановились. Дальше не хотим идти. Не хотим бороться с греховными склонностями, и не очень сокрушаемся об этом. Не стучим в свое сердце, не спешим с горячностью восстать против греха. Нет! Мы как бы свыкаемся с обиходом греховным, свыкаемся с тем, что в нашем сердце есть как порок, так и добродетель — полагая, что грех неизбежен, что вместе с грехом и добродетелью мы все же, Бог даст, войдем в Царство Небесное. Нет, возлюбленные братья и сестры!..»
Очень красиво дополняет проповедь митрополита Иоанна песнопение отца Романа:
«Душе́ моя, блудница – это ты.
Да даст тебе Господь любовь блудницы!»
Спаси Бог!
«Необходимо, как и Мария Египетская, сочетать свою волю с волей Божией и направлять ее на подвиг покаяния, подвиг борьбы со страстьми и похотьми. Вот что необходимо нам в деле нашего спасения! … А мы, если внимательно осмотрим свой багаж, наверняка обнаружим, что добродетелей у нас днем с огнем не найдешь, зато грехов-то, пожалуй, не охватишь в свои объятия». Спаси, Господи!
Помним. У врат Царства Божия приставлены особые привратники, которые будут проверять наш с вами внутренний багаж. Чем он наполнен? Чего больше в нашем сердце: доброго или худого? Постоянно просматривайте багаж своей души (восчувствуем опасность погибели)!