col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Ольга Надпорожская. Мыльные пузыри

В этом году во время Пасхального богослужения в одном большом монастыре, когда хор пел «Воскресение Христово видевше», а прихожане отвечали на возгласы священника: «Воистину Воскресе!», монахини на хорах пускали мыльные пузыри — как бы посылая стоящим внизу пасхальные приветствия. Первое, что приходит в голову во время просмотра запечатлевшей этот эпизод видеозаписи — что монахини стали, как дети, во исполнение слов Спасителя: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Может быть, столько пасхального ликования у невест Христовых, что они не стесняются выражать его совершенно по-младенчески, стараясь поделиться им с другими? Но ведь у этих слов из Евангелия от Матфея есть поясняющее их продолжение в одном из посланий апостола Павла: Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14: 20).

Представьте себе, что это ваш ребенок, стоя рядом с вами в Храме, начал пускать мыльные пузыри. Конечно, вы одёрнете его, а может быть, даже выведете на улицу и попытаетесь объяснить, что Храм — не место для забавы. Станет неловко от того, что он не почувствовал этого сам: ведь у ребенка, особенно если он окружен верующими людьми, чувство благоговения рождается естественно — отчасти интуитивно, отчасти из подражания взрослым. И, если в два года он мог бы пускать в Храме пузыри бездумно, по неразумию, то в двенадцать лет — исключительно от дурости и шкодливости. Так почему же «несовершеннолетними по уму» оказались монахини, которые есть свет мiру, чья жизнь, в наших глазах, гораздо выше мiрской и ближе к Богу? Почему они дурачатся, пока мiряне пытаются молиться?

Во фразеологическом словаре русского литературного языка выражение «пускать мыльные пузыри» приводится с пометкой «разг. презр.» и толкуется как «заниматься чем-либо бесполезным, несерьёзным». Другой словарь поясняет, что образ фразеологизма «основан на кратковременности существования и внезапности исчезновения мыльного пузыря». По сути, мыльный пузырь — это раздутая форма, лишенная содержания. Вот как раскрывается этот образ в одном из стихотворений иеромонаха Романа:

Дитя пускает пузыри
И смотрит, как на диво,
На краски радуги-зари,
На чудо-переливы.

И счастлив он! Но… посмотри,
И взрослые туда же!
Все выдувают пузыри —
Один другого краше.

Нет, пустота не Красота,
Не в пене совершенство…
Всё, кроме Бога, — суета,
И только в Нем блаженство!

И жизнь — не пузыренье,
А с Богом единенье!

(2006)

Образ пузырей в этом стихотворении — символ суетных, пустых и в конечном итоге гибельных дел, слов и устремлений, которыми наполнена мiрская жизнь и от которых мы ищем спасения в Церкви. Но, к сожалению, если мыльные пузыри выдуваются монахами и летают по Храму, они становятся и символом того, что происходит сегодня в Церкви. Они как иллюстрация к словам святителя Игнатия (Брянчанинова): «Важная примета кончины монашества: повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ». Мыльные пузыри — это и попытка превратить Храмы в концертные залы, и миссионерская «креативность» священнослужителей на эстраде, футбольном поле и в кругосветном плавании, это широта взглядов, которая становится настолько безграничной, что превращается почти что в слепоту. Но если слепые пастухи будут водить слепую паству, не все ли они рухнут в пропасть? Конечно, рухнут, если не прозреют.

Стараясь заключить весь мiр в свои объятия, мы вместо любви одариваем его пустотой: ведь, прежде чем одарить кого-то, нужно самому стяжать этот дар. Об обретении этого дара рассказывается в известной «Беседе преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни»: старец, проведший много лет в отшельничестве и затворе, знал о стяжании Духа Святаго не из книг, а из собственного опыта, и мог поделиться с другими и этим опытом, и благодатным сердечным теплом. Казалось бы, не нам мечтать о дарах, которые даруются святым, но ведь преподобный Серафим сказал, что стяжание Духа Святаго — это цель христианской жизни, а стало быть, и нашей жизни тоже. Тот, кто стремится к этой цели, незаметно для себя самого становится и миссионером — ведь тот же святой говорил: «Стяжи Дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Внутренние перемены неизбежно влияют на внешнее, от избытка сердца глаголют уста, обретенное духовное богатство изменяет даже облик человека и тех, кто взирает на него.

Но пока наши уста вместо того, чтобы произносить слова молитвы, продолжают выдувать мыльные пузыри, мы будем не собирать, а расточать, рассеивая вокруг себя радужную пустоту.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
16 мая 2019

Заметки на полях

  • Выражаю Вам, Ольга Сергеевна, чувства благодарности за показ тех явлений, которые имеются в Церкви и мешают нам быть истинными христианами.

  • Этими эффектами стараются прикрыть те пустоты в духовной жизни , которые монахини и сами наверное ощущают . Но как отказаться от участия в этих действиях , если в монастыре всё держиться на послушании ?

  • Марина, Вы, как всегда, очень здраво рассуждаете: даже на приходе бывает трудно отказаться от того, что считает правильным настоятель. Но ведь всё должно держаться не только на послушании, но и на взаимном доверии и любви. Обычно это доверие бывает односторонним: мы верим священнику и идем за ним, не задавая вопросов, и, может быть, поэтому повсеместно возникают такие явления, как, например, концерты в Храмах. Но ведь у нас Соборная Церковь, и мы имеем право высказать свое мнение по смущающим нас вопросам. Нужно внимательно смотреть, за кем идешь — не зря же говорят, что сейчас нет старцев, нет духовников. Хорошо, если впереди просто трезвомыслящий и искренний священник, который хочет ходить пред Богом и слышит людей.

  • Из писем Иоанна Валаамского:

    Ты пишешь, что я взялся учить тебя уму-разуму. Но не так; как же я могу учить других, когда сам иду ощупью и спотыкаюсь, а если ведет слепец слепца, оба упадут в яму. После долгой переписки с Х.Х., вероятно хранятся у тебя его письма и помнишь его советы, а я безграмотный как могу руководить других в таком великом деле, которое дороже всего мира, у меня своих опытов духовных нет, а если кому отвечаю не свое, а заимствовано от святых отцов и сам краснею; других учу, а сам как живу.
    В данное время мы лишены этого блага жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам совсем не то, говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. Св. Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Руководитель должен быть бесстрастный и иметь дар рассуждения, именно: знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тепла, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение.
    К стыду моему живу я в монастыре уже 48 лет и до того расстроился, что просто не знаю с чего и начинать, как спасти свою душу; однако, ты не подумай, что говорю так по смирению. Нет, нет, а такой есть воистину. Смолоду было у меня ревности хоть отбавляй. Носил некоторое время власяницу и вериги, старался искать святых подвижников, но как-то не удавалось найти, вероятно не понимал их по неопытности своей. Первая ревность очень обращает внимание на букву, убивающую дух, и не встречал такого наставника, который мог бы поддержать ревность и руководил бы правильно в духовной жизни, а без руководства живущий – по Лествичнику – «не надежный», ибо он кичится; так я и остался ни с чем. Но не отчаиваюсь, верую в Божие милосердие и стремлюсь к нему по силе моей. Припоминаю евангельский виноградник, в который пришли наемники уже в 11-ый час и получили такую же плату, как те, которые работали с утра. Очень я доволен и рад, что Господь судил мне жизнь проводить в стенах монастыря.
    Ты писала: «Что любишь вкусную пищу»; а кто не любит? Только тот не любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево – этого господина всего худого. Я написал, что буква убивает дух, но надо понимать намерение слов: буква убивает того, кто останавливается на ней, и смотрит на нее как на добродетель, а не как на пособие к добродетели; конечно, плоды не бывают без листьев, однако, смоковница засыхает без плодов. Пребываю с любовью во Христе.

  • ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
    Хочу поделиться странным ощущением, возникшим в душе после просмотра видеоролика о пускании монахинями мыльных пузырей. Поймала себя на том,что это
    «событие» показалось вполне «ожиданным», вполне «закономерным», оно органично встает в один ряд с теми безобразиями,которые все чаще учиняются в пока еще наших храмах теми,чья задача — подмена, разрушение…
    Конечно же, монахини — только послушные исполнители…
    Но есть ли границы послушания?
    А ну как завтра дадут им послушание пострелять из рогаток… или пошвырять в народ на радостях в лучшем случае конфетами (увы,уже и такое было, и монахини с баяном со сцены пели «Ой, при лужку, при лужке» и …»Смело мы в бой пойдем»… еще почти 20 лет тому назад…)
    Но жутко от понимания,что,заглянув в себя,видишь,что и в твоей душе, в твоей жизни предостаточно мыльных пузырей, как бы ни хотелось бы с этим не согласиться…

  • Спаси Господи Михаил , за чудесные поучения игумена Никона (Воробьева) и преподобного старца Иоанна (Алексеева).
    Думаю , наша беда , что мы перепутали , смешали такие понятия , как святое послушание старцу ,своему духовнику ( для монахов ) с обычным послушным человекоугодием и ложным смирением.
    Как порой трудно бывает ,быть послушным своим родным и как легко, слушаться того- же батюшку на приходе , казалось бы горы свернул (такие наши болезни гордости и самолюбия).
    Как этого избежать ? Мне кажется только при помощи рассуждения. Если думать , что своими действиями можешь соблазнить других .Например безобидное пускание мыльных пузырей , сколько людей оторвало от молитвы и сколько соблазнились в интернете.
    Мф.18:6. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской.

  • Дорогие сестры, ваши сердечные отзывы не могут оставить равнодушным! Действительно, в нашей жизни можно увидеть много мыльных пузырей, и страшно, если своими поступками мы соблазняем других. Нужно быть внимательным и идти только за любящим Бога!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.