4 октября 2020 года в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» прозвучала седьмая передача из цикла «О слово!», посвящённого поэзии иеромонаха Романа.
Этот выпуск передачи адресован детям. Над передачей работала Антонина Алексеевна Зернюкова — кандидат филологических наук, дипломант энциклопедии «Лучшие люди России», автор статей по русской литературе, автор учебных курсов «Анализ лирического произведения» и «Современная русская литература» для учителей, повышающих профессиональную квалификацию, руководитель творческих работ учащихся, неоднократных лауреатов московских и общероссийских конкурсов и фестивалей.
В беседе принимает участие ученик 5-го класса Захар Рекунов. В передаче звучат песнопения иеромонаха Романа в исполнении автора. Стихотворение «Дождик» читает заслуженный артист России Сергей Надпорожский.
Здравствуйте, дорогие юные радиослушатели!
Сегодня, в начале осени, мы обратимся к стихотворению иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) «Дождик» 2006 года. Рекомендую открыть это стихотворение на сайте «Ветрово» в разделе «Стихотворения 2000-2009 годов» или в сборнике «Святорусье» на странице 42 и в сборнике «Чудный Свет» на странице 218. Мы попытаемся понять, каким видит это время года замечательный поэт, каков здесь его лирический герой.
Почему необходимо понятие «лирический герой»? Можно или нельзя сказать: стихотворение — это мысли и чувства автора? Разве есть в нём что-то ещё?
Дело в том, что, размышляя о жизни, переживая впечатления, которые она дарит, автор не просто фиксирует их как придется, как они теснятся в его душе, а организует их, выстраивает. Он что-то додумывает, уточняет, обобщает. В результате стихотворение уже не будет точной копией того, что у автора в душе, чаще всего в душе взволнованной, смятенной. Мысли и переживания теперь — это мысли и переживания лирического героя. Он максимально близок автору, но все же несколько отличается от него. Лирический герой — это художественный образ. Теперь мы можем пользоваться этим понятием!
И еще один чрезвычайно важный момент. Организовывая мысли и переживания, автор подчиняется определенным творческим законам, подчиняется невольно, интуитивно. Важнейший из них — движение и развитие: в романе, повести, пьесе — развитие событий, в лирике — мыслей и переживаний. В стихотворении иеромонаха Романа «Дождик» мы попытаемся проанализировать движение, развитие мыслей и переживаний лирического героя.
А дождь идёт… вовсю слезятся окна,
Но это не помеха грибнику.
Оденусь так, что в речке не промокну —
Пусть барабанит по дождевику.
Стучи, стучи, омой лицо и руки,
На мох и листья небеса рассыпь.
О, сколько мира в Богоданном звуке!
О, сколько света в капельках росы!
Ликуй, посланец, бормочи мне что-то,
Сопутствуй зримо, вместе веселей.
Лесной тропинкой выйдем на болото
Благословить летящих журавлей…
………………………………
Благодарю, художников Художник,
За то, что дал мне красоту воспеть!
И на глазах… да нет, всё это дождик.
Ах, этот дождик! Не даёт смотреть.
18 октября 2006
Скит Ветрово
Лирический герой в этом стихотворении — человек, живущий в уединении, среди природы. Мы знакомимся с ним в один из осенних дождливых дней.
Дождь здесь — не просто фон, природный фон. Он чуть ли не превращается во второго героя, «персонажа» этого стихотворения. Или превращается?
Об этом мы поговорим с моим собеседником — пятиклассником Захаром Рекуновым.
— Здравствуйте!
— «А дождь идет… Вовсю слезятся окна…» Скажи, Захар, где находится лирический герой, человек, который это говорит?
— В доме. В своем доме.
— Да, человек, находясь в доме, смотрит в окно. Дождь — там, за окном. Человек думает, как ему быть, если выйти из дома — в лес, по грибы. Дождь его коснется. Как именно?
— «Пусть барабанит по дождевику…»
— Дождь для него пока что-то внешнее, постороннее, от чего нужно защититься. Обратим внимание на глагол «барабанит». Это можно сказать о музыканте, который сидит за барабанной установкой. А ещё по какому поводу? Например, в школе.
— Учитель может сказать: «Отбарабанил правило, а примеры не привел, не рассказал об исключениях»…
— Верно! То есть произнес правило равнодушно, не думая и не переживая. И дождь в первой строфе в восприятии лирического героя — что-то постороннее, существующее вне его души.
А теперь присмотримся ко второй строфе. В ней лирический герой вышел за порог дома, и многое изменилось. Глаголы другие, и их много! Какие именно? На какие вопросы они отвечают, Захар?
— «Стучи, стучи», «омой», «рассыпь». Что делай? Что сделай?
— Молодец, очень точно и исчерпывающе. Это глаголы повелительного наклонения. Но это всего лишь термин. Когда мы произносим глаголы, которые отвечают на вопросы: что делай(те), что сделай(те)?
— Когда мы обращаемся к другому человеку или к классу.
— Верно! Верно!
— Мы хотим, что бы те, к кому обращаемся, что-то сделали.
— А как мы обращаемся? Строго? Ласково?
— По-разному… Мама говорит нам с братом «Идите обедать» весело, когда всё хорошо…
— Пусть поводов для строгости у мамы будет как можно меньше! Вернёмся к стихотворению:
На мох и листья небеса рассыпь…
— Человек говорит это дождю.
— Да, Захар, и на это нужно обратить особое внимание.
— Он говорит весело, ему нравится, что всё в дождевой воде.
— Совершенно верно! У нег приподнятое настроение, он не прячется, а стоит под дождем и смотрит в небо и вокруг. Более того, он призывает дождь пролиться на него и на все вокруг еще и еще. Дождь — с небес, он небесный посланник, поэтому: «На мох и листья небеса рассыпь», «Омой лицо и руки…» — этой же, небесной водой!
Первая и вторая строфы отличаются друг от друга. Что именно изменилось? В первой строфе о дожде — в третьем лице, с довольно ровным отношением к нему. Но вот человек вышел за порог и сразу же обрел друга, друзей.
«Омой лицо и руки» — мне! Помоги, напитай энергией.
«На мох и листья небеса рассыпь» — добавь им жизни, сопричастности всему остальному в Божьем мире!
— Дождь — товарищ, друг, брат, как мой Егор.
— Спасибо, Захар! Очень точно!
Глаголы в повелительном наклонении предполагают «ты» или «вы», то есть общение, взаимодействие — обязательно!
Обращение к предметам и явлениям из мира природы встречается в поэзии часто:
Тонкая рябина…
(Народная песня на слова Сурикова)
Прекрасны вы, поля земли родной…
( А.С. Пушкин)
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
(М. Ю. Лермонтов)
Как хорошо ты, о море ночное!
(Ф.И. Тютчев)
Не шуми ты, рожь, спелым колосом.
(А. В. Кольцов)
Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых,
И как печальны вы, капли ненастные,
Осенью черной на окнах сырых!
(С.А. Есенин)
И многие-многие другие примеры — без числа!
Тем интереснее попытаться понять характер общения человека и дождя в этом стихотворении иеромонаха Романа.
Скажи, Захар, когда человек вышел из дома, он услышал, что дождь «барабанит»? Именно этот звук?
— Нет, здесь другие слова: «Стучи, стучи…»
В доме лирическому герою представляется громкий отрывистый звук дождя, от которого нужно защититься. Выйдя из дома, оглянувшись, подставив дождю лицо и руки, он слышит звук более глухой, повторяющийся, если можно так сказать, «прошитый» мягким шуршанием — я говорю о глаголе «рассыпь». Звук льющейся сверху небесной воды смягчился, гармонизировался, для человека, лирического героя, он стал Богоданным звуком:
О, сколько света в капельках росы!
Эти капли — на листьях, на ветках, на траве, на руках человека, на бровях, на носу, на корзинке…
Какая простая и удивительная картина встает перед глазами!
Пойдем дальше и обратимся к третьей строфе. Каковы здесь дождь и человек?
— Назвать глаголы? Это «ликуй», «бормочи», «сопутствуй» — как «стучи», «омой», «рассыпь».
— Да, глаголы действительно нужны, и действительно, они здесь по форме такие же, как во второй строфе… Такие же, но не совсем.
В начале передачи я говорила об обязательном внутреннем движении, развитии мыслей и переживаний лирического героя. Это мы увидели, следуя от первой строфе ко второй. А теперь попробуем понять третью строфу как этап в этом движении, развитии.
Почему такие же глаголы, но не совсем? «Ликуй» — раздели со мной радость. У меня в душе подъем, и тебя, дождь, призываю ликовать. Радостью заразил меня ты! Нас теперь ДВОЕ! Но пока отдельно друг от друга.
Следующие глаголы — это уже призыв к совместному действию: «бормочи» МНЕ и «сопутствуй» МНЕ. Особенно во втором глаголе — очевидный призыв к совместному действию: «Сопутствуй зримо, вместе веселей…»
Мы — вместе, у нас ОДИН путь, и нам на этом пути «вместе веселей». Приставка с-/со — это указание на совместное действие, совместное существование, пребывание. Таково одно из главных ее грамматических значений. Давай, Захар, приведем какие-то другие примеры с приставкой со-.
— А… сопровождать, сопереживать, советоваться… А сочинение?..
— Тоже! Спасибо за вопрос!
Продолжим:
Лесной тропинкой выйдем на болото
Благословить летящих журавлей.
Это высшая точка в развитии мыслей и переживаний лирического героя во взаимодействии его со вторым «персонажем» — дождем. И это движение, развитие понятное, последовательное, очень выразительное.
В этих строках — два глагола, это «выйдем» и «благословим» (в форме инфинитива). Мы уже встречали в этом стихотворении однокоренной глагол «идти». Напомни, пожалуйста, Захар.
— «А дождь идет… вовсю слезятся окна…»
— Да-да! В первой строке дождь в третьем лице, это ОН и он ОДИН идет. А здесь?
— Выйдем. МЫ выйдем!
— И совершенно удивительный глагол «благословить». МЫ благословим! Не просто совместное действие, хотя и оно — явление для человека и дождя совсем не простое! — а глубокое, внутреннее — в унисон! — побуждение у них — повторю: у человека и дождя…
Человек и дождь готовы благословить весь Божий мир, частью которого являются и они сами. Олицетворение Божьего мира для них — журавли, летящие высоко в небе. «…Выйдем…благословить летящих журавлей…» Это выражение самой взволнованной, самой горячей благодарности Господу — создателю живой жизни на земле.
Журавли для нас синоним чего-то высокого, хрупкого и едва уловимого в нашей душе, с оттенком печали и какого-то неясного томления… Захар, а ты часто провожаешь взглядом птиц в небе?
— Подумаю… Да, бывает… Но я об этом забываю. А потом опять смотрю и опять забываю, что смотрел!!! А сначала хотел сказать, что нет, не смотрю в небо и никаких птиц не помню…
— Благодарю сердечно. Ты поделился тем, что происходит у нас скорее в подсознании, но оно есть, оно делает всех нас людьми определенного склада и роднит с автором стихотворения.
И наконец последняя, четвертая строфа:
Благодарю, художников Художник,
За то, что дал мне красоту воспеть!
И на глазах… да нет, всё это дождик.
Ах, этот дождик! Не даёт смотреть.
Захар, в словах «художников Художник» второе слово с большой буквы. Кого имеет ввиду иеромонах Роман?
— Бога.
— Верно. Лирический герой говорит о Божьем мире, о его гармонии и красоте и благодарит Создателя за возможность эту «красоту воспеть»!
Все творчество иеромонаха Романа — благодарность Господу за возможность жить в нашем удивительном мире красоты и гармонии и борьба за их восстановление там, где они разрушаются ил утрачены людьми.
А что дождь? Как разрешаются взаимоотношения человека и дождя? Ведь именно они лежат в основе всего, что было сказано… Лирический герой растроган, у него слезы на глазах, но он их стесняется, поэтому «ответственность» за влагу на лице перекладывает, если можно так сказать, на дождь, который — мы помним — омывает его лицо и руки.
«Ах, этот дождик… Не дает смотреть». Строки четвёртой строфы звучат мягко, просветленно, гармонично. «Не дает смотреть» — уже самостоятельное побуждение, действие дождя, если можно так выразиться. И это побуждение — помочь лирическому герою сохранить внутреннее равновесие, не смущаться, сохранить сдержанность — при том, что в его сердце — горячая благодарная волна чувств, обращенных к небесам и Создателю.
Удивительное, очень гармоничное, современное произведение о лучшем в человеке как в Божьем создании. Поэтический мир иеромонаха Романа полон самых удивительных эстетических, художественных открытий и должен пристально изучаться.
Мы попытались понять, в чем особенности движения, развития лиризма в этом стихотворении, при этом воспринимали движение и развитие как общий закон словесного творчества. Понять и прочувствовать художественное произведение, даже самое маленькое, всегда непросто. Ты не сожалеешь об этом, Захар?
— Не знаю… Хочется побыстрее все узнать!
— Понимаю! А я хочу возвращаться к этому стихотворению вновь и вновь…
Это замечательно, что путь любого из нас по океану русской словесности так широк и невообразим… И как замечательно, что на этом пути у нас есть спутники — наши дорогие юные радиослушатели.
— До свидания!
— До новых встреч!
Текст Антонины Зернюковой
Сайт «Ветрово»
Православное радио Санкт-Петербурга
6 октября 2020
В оформлении заставки использована фотография Александра Мелехова.