12 августа 2020 года в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» прозвучала пятая передача из цикла «О слово!», посвящённого поэзии иеромонаха Романа.
Очередной выпуск передачи адресован детям. Над передачей работала Антонина Алексеевна Зернюкова — кандидат филологических наук, дипломант энциклопедии «Лучшие люди России», автор статей по русской литературе, автор учебных курсов «Анализ лирического произведения» и «Современная русская литература» для учителей, повышающих профессиональную квалификацию, руководитель творческих работ учащихся, неоднократных лауреатов московских и общероссийских конкурсов и фестивалей.
В беседе принимает участие ученик 5-го класса Захар Рекунов. В передаче звучат песнопения иеромонаха Романа в исполнении автора.
Здравствуйте, дорогие юные радиослушатели!
Сегодня мы обратимся к стихотворению иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), замечательного поэта, нашего современника. Оно называется «Лето красное!», написано в 2008 году, в начале лета.
Предлагаю вам открыть это стихотворение на каком-либо электронном носителе, чтобы наша беседа стала более конкретной, чтобы легче было понять, какие открытия нам предстоит осуществить. Его можно найти на сайте «Ветрово», в разделе «Стихотворения 2000-2009 годов». Или в сборнике стихотворений «Чудный Свет» на странице 271.
В каждом настоящем стихотворении есть своя гармония, свои тайны, которые постигает внимательный читатель и слушатель. В русской литературе огромный пласт стихотворений о природе, о человеке, воспринимающем жизнь природы, времена года, в том числе и лето, летние дни. Рядом со мной собеседник, пятиклассник Захар Рекунов, любящий лирическое творчество иеромонаха Романа и других поэтов.
— Здравствуйте!
— Мы попытаемся назвать хотя бы некоторые из самых известных стихотворений о лете. Что вспоминается? «Зреет рожь над жаркой нивой…» Афанасия Афанасьевича Фета, «Чем жарче день, тем сладостней в бору…» Ивана Алексеевича Бунина, «Июль — макушка лета…» Александра Трифоновича Твардовского…
— «С добрым утром!» Сергея Александровича Есенина, «Тихая моя Родина» Николая Михайловича Рубцова, «Лето красное» иеромонаха Романа, его же стихотворение «В лодке», написанное этим летом.
— Прочитай нам пожалуйста, Захар, «Лето красное!»
Гонят сон деревень.
Золотые стрекозы
Над рекой целый день.
То к воде припадают,
Искры гасят крылом,
То внезапно взлетают
И висят над веслом.
Ветерок без усилий
И кружил их, и нёс
На свечение лилий,
На сияние рос.
А дуга чаровала,
Крася марево дня.
Это радуга встала,
Берега единя.
Белоснежные розы
С белой ночью в родстве.
Голубые стрекозы
На зеленой траве!
Лето красное — чудо!
В одуванчиках луг.
Разноцветье повсюду,
Славословье вокруг…
— Соловьиное бденье
Нам о Рае гласит.
Комариное пенье
О грехе говорит.
Это последняя строфа. Она могла бы стать предметом отдельного разговора.
Обратимся к названию стихотворения: «Лето красное!» Конечно, мы помним строки Пушкина из «Евгения Онегина»:
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
Но сочетание «лето красное» гораздо старше, его корни в устном народном поэтическом творчестве, как и многих других, в которых есть так называемые постоянные эпитеты. Давай, Захар, вспомним некоторые из таких сочетаний. Я начну: добрый молодец…
— Красна девица!
— Верно, слово из сочетания, которое нас интересует. Продолжим:
мать сыра земля;
вода студеная;
трава-мурава;
речка быстрая;
тонкая рябина;
дуб могучий;
сокол ясный;
голубок сизый;
черный ворон;
казак лихой;
воля вольная, и так далее, и так далее.
«Лето красное» повторяется в стихотворении трижды. Зачем? Почему? Этот вопрос мог бы стать предметом рассмотрения. Но мы идем дальше, преследуя свою цель, разгадывая ту тайну, которая интересует нас более всего.
Если отнестись к слову «красное» как к наименованию цвета, что мы можем о нем сказать?
— Красный цвет — цвет радости, праздника.
— Цвет многозначный. И у нас есть право воспринимать его именно так, как ты сказал — это цвет жизненной энергии, жизненных сил. Позже нам предстоит сказать о сочетании «Лето красное» и многое другое, разъясняющее то, что пока не ясно. А есть ли другие цвета в этом стихотворении? Если есть, то какие?
— Это та тайна стихотворения, которую мы будем разгадывать?
— Да, Захар. И первый цвет, на который ты обратил внимание, это…?
— Золотой! Золотые стрекозы!
— Спасибо! Немного приостановимся и определим, какие же живые предметы и явления есть в стихотворении «Лето красное», из чего складывается в нем поэтическая картина, поэтический пейзаж. Итак, стрекозы, только золотые?
— Золотые и голубые.
— Что в этой картине есть еще?
— Цветы.
— Цветы, а какие?
— Лилии, розы, одуванчики.
— Далее, а еще?
— У Господа всё живое: и деревни, и река, и радуга.
— Без сомнения. Что касается деревень, они нам интересны вот в каком отношении: в деревнях живут люди, следовательно, косвенно, намеком они присутствуют в стихотворении. А видим ли мы здесь человека как-то иначе – отдельно от других? И кто этот человек?
— …
— И я не знаю. Давай перечитаем строки произведения:
Гонят сон деревень.
Золотые стрекозы
Над рекой целый день.
То к воде припадают,
Искры гасят крылом,
То внезапно взлетают
И висят над веслом…
— Весло! Это человек в лодке, которая плывет по реке. Он смотрит вокруг…
— Молодец, Захар! Да, верно! Но и отдельный человек присутствует здесь лишь намеком. Почему именно так? Может быть, мы откроем это, а может быть, и нет… Оставим для тех, кто нас слушает. А сами вернемся к стрекозам. Они, мы помним, золотые и голубые. Конечно же, мы должны сказать что-то необходимое, важное об этих цветах.
— Золотой! Как будто сделанный из золота.
— Согласна.
— Золотой значит блестящий, желтый, желто — оранжевый. А голубой — цвет неба.
— Скажи, Захар, а это разные стрекозы? Одни золотые, другие голубые?
— Конечно… Подождите, а может быть, это одни и те же стрекозы, но в разное время. Золотые днем, а голубые ночью?
— Спасибо, Захар, думаю, так и есть.
— Сначала днем, а потом ночью?
— Замечательный вопрос. Давай попробуем разобраться. В тексте стихотворения мы видим глаголы в настоящем времени:
гонят;
припадают;
гасят;
взлетают;
висят.
В третьей и четвертой строках первой строфы подразумевается «летают» — золотые стрекозы над рекой. В третьей и четвертой строфах глаголы прошедшего времени:
кружил;
нес;
чаровала;
встала.
А еще дальше вновь глаголы подразумеваются, какие? «Есть», «находится», напомню:
С белой ночью в родстве.
Голубые стрекозы
На зеленой траве!
Лето красное — чудо!
В одуванчиках луг.
Разноцветье повсюду,
Славословье вокруг.
— Разноцветье повсюду…
— Ты обратил внимание наших слушателей на очень важное слово. Впрочем, в подлинном произведении слов неважных просто нет. Продолжим о временах глаголов. Настоящее время — это, условно говоря, «сейчас», текущий момент или же это то значение, которое обозначает «обычно», «так бывает», «так есть». Это значение, например, во фразе: Волга впадает в Каспийское море.
В нашем стихотворении глаголы настоящего времени, думается, употреблены поэтом и в первом значении, и во втором, то есть стрекозы «взлетают», «висят» и так далее «сейчас» и «обычно». Но важнее «сейчас», это мгновение! Прошедшее время тоже имеет не одно значение. В нашем случае это значение «было», «прошло».
— Значит, ветерок «нес» и «кружил» стрекоз «вчера»? А радуга? Она ведь «красит марево дня» сегодняшнего, «сейчас»?
— А радуга, появившись, сразу исчезает?
— Нет, она появилась после ночного дождя, может быть, на рассвете, и висит в небе. Солнце поднялось и облило золотом крылышки стрекоз.
— А что было с ними ночью, «белой ночью»? Видимо, это она окрасила прозрачные крылышки стрекоз в голубой цвет… Ночь светлая, хорошо видны и белые розы, и зеленая трава, и голубые стрекозы, которые днем станут «золотыми».
Мне кажется, уже можно начать перечислять цвета, с которыми мы встретились в стихотворении. Начнем?
— Красное, красный цвет..
— Разве? А что в стихотворении красного цвета? — «Лето красное», «красна девица» — в каком значении здесь употребляется слово «красный»?
— Красивый, прекрасный, замечательный.
— Да, совершенно верно. А мы говорим о цветах и их оттенках. Есть в стихотворении о прекрасном лете что-то красного цвета?
—А что такое марево?
— Молодец! Читаем в толковом словаре: «Марево – теплые испарения от земли в жаркую погоду; дымка, туман. В словаре приведен пример из художественного произведения: «Там, на горизонте, в сплошном дымчатом мареве стоял красный диск солнца». Следовательно, марево может изменить цвет и преобразовать, например, желтый цвет в красный. Этот цвет, красный, может быть и в картине природы, созданной удивительным талантом поэта иеромонаха Романа.
Теперь мы можем попытаться перечислить те цвета, с которыми мы встретились или могли бы встретиться в стихотворении, к которому мы обратились.
— Красный (цвет солнца).
Желтый (одуванчики).
Желто-оранжевый (золотые стрекозы).
— Этот цвет можно назвать и оранжево-желтым, если мы вспомним с тобой одну фразу… А еще?
— Зеленый, голубой.
— Много белого цвета: белые розы; лилии — белые; и одуванчики из желтых постепенно превратятся в белые. Что касается «Белой ночи», согласимся, что это ночь, воздух которой прозрачен и светел. Белый цвет, как мы знаем, заключает в себе все цвета…
— Радуги!
— Совершенно верно! Каждый охотник…
— Желает знать, где сидит фазан!
— Молодец, Захар! Мы почти разгадали ту тайну стихотворения, которую и хотели разгадать.
— Но ведь есть еще слова «сидит фазан» — синий и фиолетовый цвета. Холодные цвета в жаркий летний день. Где они?..
— Думаю, в реке, в воде! Ночь, миновавшая ночь, связана с грозами, дождем, каплями дождевой и речной воды, с движением глубин реки. Эти глубины воспринимаются нами как окрашенные в темные, холодные цвета и их оттенки — от фиолетово-черных до темно-синих. Когда днем на водяные капли из темных глубин падают солнечные лучи, эти капли становятся искрами, которые «гасят» крылом золотые стрекозы.
Ночью фиолетово-синие глубины реки выплескивают свой ослабленный цвет вверх, на прозрачные крылышки стрекоз, и они становятся голубыми. А днем их обливает своим золотом солнце, приумножаясь, еще больше расплескиваясь с их помощью вокруг, особенно над рекой и лугом.
Вся картина, которой очарован лирический герой — радужная, сияющая, полная любви к жизни, к лучшему в ней. Можно быть очарованным странником — позже, ты, Захар, прочитаешь произведение Николая Семёновича Лескова с таким названием, — а можно стоять и смотреть, вбирать «все впечатленья бытия», если процитировать Александра Сергеевича Пушкина, и быть очарованным картиной жизни, дарованной нам Господом. Трудно выразить, как прекрасен этот мир, но наши поэты находят удивительные и вместе с тем простые и понятные образы. Один из них – иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), одухотворенный, очарованный Божьим замыслом о мире и о человеке в нем.
Большое тебе спасибо, Захар, за помощь в этой передаче. Будем прощаться с нашими радиослушателями?
— А цветы? Мы о них не сказали!
— Мы не сказали не только о них. К несказанному добавлю еще одно: очень интересные парные слова: радуга — дуга, чудо — чаровала, свечение — сияние и многое-многое другое. Мы лишь прикоснулись к волшебному миру одного из стихотворений прекрасного поэта — иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина).
— До свидания!
— Надеемся на новые встречи.
Сайт «Ветрово»
Православное радио Санкт-Петербурга
15 августа 2020
Благодарим за помощь в подготовке текста к публикации Ольгу Владимирову. В оформлении заставки использована фотография Александра Мелехова.
«О слово!» Выпуск первый
«О слово!» Выпуск второй
«О слово!» Выпуск третий
«О слово!» Выпуск четвёртый
«О слово!» Выпуск пятый