Среди многих предполагаемых названий для этого сборника статей о классической «русской» литературе были и такие – «Породившая революцию» и «Сеющая тлен». Первое было отвергнуто по причинам, изложенным ниже, а второе, почерпнутое из Послания апостола Павла к Галатам[1], хотя и весьма точно выражало суть вопросов, поднимаемых в сборнике, но едва ли могло привлечь внимание читателя, пришедшего в книжный магазин. Потому осталось наиболее, на наш взгляд, интригующее название, которое носит статья, посвященная творчеству А. С. Пушкина.
Почему не подошло название «Породившая революцию»? Во-первых, потому, что образ рождения литературой революции хотя и верен – в его подтверждение вспоминается стих Псалтири: се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие (Пс. 7:15), – но слово «породившая» указывает на прошедшее время, тогда как роковое действие так называемой Великой Русской Литературы (ВРЛ), увы, не осталось в прошлом. Литературно-художественная классика вновь и вновь рождает смятение в умах читающих её. Растлевающее влияние этой литературы на общество не прекращалось и не прекратится, оно перманентно, как перманентна революция, оставленная без покаяния и осознания грехов, приведших к ней.
Столетиями подготовлявшаяся Великая Октябрьская Революция (ВОР) совершилась. Русский человек удалён от Богообщения на 70 советских лет. Кто и что тому причиной? Вольтерьянцы, масоны, жиды, коммунисты, онемеченное государство, обюрократившаяся церковь, Петр, Ленин, Сталин, Хрущёв… Кто угодно и что угодно… Вас не удивляет, уважаемый читатель, что в подобных перечнях мы никогда не видим имён великих русских писателей? Но в том-то и дело, что со времен Ломоносова именно они стремились быть учителями народа, предлагая ему услуги по духовно-нравственному окормлению и воспитанию.
Веками жил русский человек, как учила его святая Церковь, но вот возникает художественная литература, и… через 200 лет Христос низвергается, а на Его место поставляется новая учительница жизни – светская литература, и вместо Евангелия и творений святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста издаются миллиардными тиражами сочинения Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Есенина и т.д. Так чего мы хотим? Какого духовного мира? Какого Христа в душе? Неужели это не очевидно, что до тех пор, пока Пушкин и Достоевский будут пророками России, до тех пор Ленин и Сталин будут её апостолами?
А, во-вторых, и это главное, речь теперь должна идти о другом. 70-ти лет сидения на реках Вавилонских хватило иудеям, чтобы извлечь урок из постигшего их Божиего наказания. Тогда как именующим себя новым Израилем двух 50-летних сроков – двух библейских юбилеев – оказалось недостаточно для опамятования и осознания своих грехов. Приближается столетие со дня духовного и имущественного ограбления русского народа, но урока из попущенного Богом испытания за это время извлечено не было и, похоже, уже не будет. Очень хотелось бы ошибиться в своём сугубо частном мнении, но многое из происходящего в нашей стране говорит о том, что всенародного покаяния и обращения ко Христу (а не к православным обрядам) вряд ли – если не явится чудо Божие – состоится. А это значит, что уже не обновлённые версии Ленина и Сталина как предваряющих антихриста деятелей нам следует ожидать, но его самого, замаячившего на границе прекращения времён и сроков.
Дело ведь не в Пушкине и не в Достоевском. С писателей какой спрос? Суд Божий всегда начинался и начнётся с дома Божиего (ср.1 Пет. 4:17). Спрашивать нужно с пастырей, как спросил Моисей с Аарона, когда застал песни и пляски у золотого тельца, слитого братом: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? (Исх. 32:21).
Как бы высокопарно и самонадеянно это ни звучало, но данную книгу можно назвать запоздалым словом о грехе идолослужения в нашем отечестве. Его должны были сказать священнослужители в прошедшие времена. Почему же не сказали? Потому ли, что не предполагали, что допущенная в народное образование художественная литература принесёт великий вред? Или потому, что не решались этого сказать? Или говорили, но тихо, и потому не были услышаны? По-моему, последний вариант ответа правильный. Ибо, если примерить на прошлые времена современную ситуацию, то можно догадаться, что над мнением безголосого большинства, всегда преобладало «слово и дело» властного меньшинства.
Или я преувеличиваю? Или нынешнее церковное возрождение говорит об обратном – о нашем возвращении к истокам Православия? О, если бы к святым отеческим началам возвращалось русское Православие. Но отнюдь не к ним, а к той излучине, что вынесла русскую жизнь в море безбожия. Мы возвращаемся к тому лукоморью, где дуб зелёный да кот учёный, где сказки да златая цепь.
После вытеснения церкви на околицу жизни ей было отведено место парикмахерской. Корешки, т.е. страсти обильно поливались миром, а вершки, т.е. грешки для придания общей картине жизни пристойного вида, подстригались. Совершались и другие требы – для удовлетворения религиозных потребностей населения. Так заботливо обеспечивало работой все свои органы Российское государство. Не к этой ли симфонии властей, духовной и светской, мы возвращаемся? И не для того ли возвращаемся, чтобы вылиться, но уже окончательно и бесповоротно в огненный океан?
Слабо нам вырвать корешки? Так постараемся хотя бы не поливать их. Может, труд неполивания, который и трудом-то назвать стыдно, вменит человеколюбивый Бог в наше оправдание?
Примечания и все статьи сборника, за исключением первой, принадлежащей В. М. Острецову, и последней, принадлежащей иеромонаху Роману (Матюшину-Правдину), написаны священником Георгием Селиным. «Похоже, составитель любит себя больше всех, – скажет читатель, – если, взяв только по статье других писателей, он включил в сборник одиннадцать своих сочинений». Что тут отвечать? «Загадка 2037 года» задумывалась не как сборник, но как книга одного автора, однако вышел сборник, и теперь я понимаю, почему. Потому что недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело (Втор. 19:15).
Теперь, когда читателю стало ясно, какую книгу он взял в руки, авторам и издателям остаётся пожелать ему либо душеполезного чтения, либо… избавления от мучительного труда переосмысления нравственных и идеологических «ценностей», вложенных в нас гуманитарным образованием. Сделать последнее легко – не читать эту книгу.
Иерей Георгий Селин
Из книги «Загадка 2037 года» (М.: НИЦ «Академика», 2016)
Заказать книгу «Загадка 2037 года» можно в магазине «Фаланстер» по цене 580 рублей. При заказе от трех экземпляров книгу можно приобрести по оптовой цене, написав по адресу vn16@bk.ru
[1] Слова апостола Павла стали эпиграфом к книге "Загадка 2037 года": Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6:7,8).↩
Согласен с Вами, отец Георгий, что Вы утверждаете в данном предисловии, и что ранее выражал отец Роман (4 января 2009 г.)
Иоанн Кронштадтский писал: «Священник, как Ангел Господа Вседержителя, должен быть выше всех страстей и возмущений духа, всех пристрастий мирских или суетных страхов, наводимых от бесов; он должен быть весь в Боге, Его одного любить и бояться…»
Вам Божией помощи в дальнейших трудах!
Уважаемый Михаил, Вы на священников такую ответственность взвалили словами праведного Иоанна Кронштадтского, что я даже не знаю, как Вас благодарить. Это отец Иоанн про самого себя сказал. А за пожелание Божией помощи спасибо.