Критическая литература, основанная на существующей (традиционной) научной основе, рассматривает литературный процесс как развитие. При этом, например, при использовании таких терминов как «Золотой век» литературы и «Серебряный век» никого не смущает, что «Серебряный» следует после «Золотого», чего не может быть в случае развития. Нередко теории «развития» литературы и культуры привязывают к теории «экономических формаций», то есть — теории «развития» человеческого общества. От этого всё больше возникает сложнейших «научных» теорий и подходов, пытающихся дать объяснение происходящему литературно-культурному процессу. Происходит нагромождение терминов и понятий, как в самой литературе, так и в литературоведении, что ещё больше осложняет и запутывает дело. Так, что чтение современных произведений, без «специальных» знаний «современных» «литературоведческих» теорий, становится «невозможным». В то время как десять, пятьдесят, сто лет назад создававшаяся тогда «классическая» литература была доступна практически массовому сознанию. Доступна она и сейчас. Нередко искренние любители литературы, порой не владея «старославянским» языком, читают древнюю литературу без всякого перевода, не понимая тексты дословно, но улавливая суть и наслаждаясь поэтикой и образностью, звучанием языка.
В моей книге «Тысячелетний путь литературы» литературный процесс рассматривается не как прогресс или развитие, а как мимикрия. То есть приспособление средств выражения под современное состояние человека. И если теории «развития» основываются или привязываются к теории «экономических формаций», здесь показывается, что формации эти существуют только в умозрительном состоянии, а не в реальной жизни. Чтобы понять это, надо, вероятно, обладать сознанием православного верующего. Уже исходя из книг Священного Писания, которые заканчиваются «Апокалипсисом», очевидно, что происходящий технический «прогресс» не является развитием человечества, а, в лучшем случае, является процессом материального приспособления человечества, сопровождающимся явным духовным оскудением. «Совершенствование» же жанров, стилей, течений, их многообразие в культуре вообще и конкретно в литературе — это всё признаки мимикрии форм в связи с инфляционным процессом содержания, а не развития. Для подтверждения можно взять факты и процессы, происходящие в западной культуре. Так, оправдываясь демократическими процессами и развитием в обществе толерантности, в западных европейских странах возникают протесты против ранее принятых общенародных праздников, основанных на христианской культуре. Оправдывая это тем, что их всеобщее празднование может ущемить права и религиозные чувства людей других вероисповеданий. В то же время, под эгидой всеобщего «равенства», узакониваются однополые браки и усыновление детей в однополых семьях, не говоря уже о массовых праздниках секс-меньшинств и «гей-парадах». Хотя даже в самом названии этих явлений содержится слово «меньшинства». Мало того, что ни в одной традиционной религии такие отношения не считаются нормой, так и сам принцип демократии подразумевает подчинение меньшинства мнению большинства. Но в отношении христианских традиций его используют, а вот в отношении «меньшинств» он почему-то не действует. Таким образом, из этих примеров видно, что духовная составляющая человеческого общества имеет тенденцию не к развитию, а к деградации. Человек всё более удаляется от Бога, сознание его всё больше секуляризируется и подменяется так называемым «научным». И здесь, аналогично тому, как приспосабливается вирус гриппа к новым лекарствам, так же и средства общения и выражения, изменяясь, приспосабливаются, мимикрируют к его изменяющемуся пониманию. Форма приспосабливается к содержанию, заменяя его, становясь всё более замысловатой. При этом теряется сокровенный смысл как языка в целом, так и отдельных слов. Как, например, потерян смысл слова «спасибо» — из пожелания спасения души (спаси Бог) оно превратилось в простой элемент вежливости, как и понятие «вежливый», то есть знающий, просвещённый, «зрячий» духовно — стало синонимом «негрубый», «воспитанный», вписывающийся в рамки поведения и т.д. Недаром же православные молитвы читаются и службы идут на «старославянском», «церковном» языке — по современным «научным» понятиям — несовершенном. Но как раз этот факт и подтверждает то, что современный язык, постоянно изменяющийся (приспосабливающийся), не может быть адекватной заменой старому, «древнему» — в связи с утратой своей духовной сущности.
Итак, возникновение «новых» форм и средств выражения — это попытка приспособить средства общения под изменяющееся духовное состояние человека и способ «раскрасить» произведение хотя бы внешне, придать видимость гармонии при исчезновении высокого духовного наполнения.
Анатолий Юрьевич Козлов,
член правления Санкт-Петербургского отделения СП России
Сайт «Ветрово»
10 июля 2019
Правильно замечено А. И. Козловым, что духовная составляющая человеческого общества имеет тенденцию не к развитию, а к деградации, и что возникновение «новых» форм и средств выражения является приспособлением к неуклонно падающему духовному состоянию человека под видимостью гармонии при исчезновении высокого духовного наполнения.
» Но как раз этот факт и подтверждает то, что современный язык, постоянно изменяющийся (приспосабливающийся), не может быть адекватной заменой старому, «древнему» — в связи с утратой своей духовной сущности.»
С МАТЕРИАЛОМ ОЗНАКОМИЛСЯ.
Что могу сказать по этому поводу. Во многом согласен с автором статьи. Но считаю, что литература не должна подстраиваться под духовно-нравственные реалии опустения нашей жизни. У литературы иная роль, иное служение человечеству. И это служение, как раз заключается в сохранении богатства языка, его форм и стилей, красоты и могущества! Литература призвана сохранять нормы этики и морали, укрепляя и расширяя наше православное сознание. Роль литературы — напитать, научить и оградить! Напитать красотою и разнообразием родной русской речи, обогатить словарный запас читающего человека, показать что мир книги гораздо интереснее и правдивее мира кино. Научить человека правильно жить, так как должен жить человек (по совести) — одна из главных задач литературы. Оградить от всякого рода непотребств в языке — жаргонизмов, неологизмов, засилья иностранных слов и выражений (это к сожалению неизбежно, но литература должна сдерживать этот пагубный процесс). И как эталон — литература должна служить маяком указывающим правильный путь кораблю человеческого сознания в бушующем море языкового безобразия.
Человек должен с литературой дружить. Читать как можно больше хороших книг. Чтение научит еще одному — думать и анализировать. А умение думать в наше время дорого стоит. И в заключение хочу привести интересное высказывание Ф. Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».
С уважением, Алексей