Необходимость обновления и самоочищения. Это делает в нас ревность духовная
Поздравил я вас с Новым годом мимоходом, а потом пришло на мысль и особо поздравить вас с ним и пожелать нечто особенное. Что же именно? То, чтобы вы стали новенькой. Как новенькой? Так, как бывает всякое новенькое платьице: все на своем месте, ни пятнышка, ни помятости, так и веет от него свежестью. Вот подобного сему желаю душе вашей. По телу вы, как о платье говорится, только что с иголочки, совершенно новенькая. А душа наша и на свет является со старым и, если не отнять от нее этого старья, она так и останется старой, не вкусив новинки. Старое в душе – суета и страсти. Выгоните все такое – и станете новенькая.
Расскажу вам одно предание, и вам будет яснее, в чем тут дело. Некто жил где-то далеко в пустыне. Заболели у него внутренности: легкие ли, или сердце, или печень, или все вместе. Боль хоть умирай. Людской помощи неоткуда ожидать, прибег к Богу со всесильною молитвой. Услышал Господь. В одну ночь, заснувши, видит он такое видение: пришли два Ангела с ножами, разрезали его, вынули больные части, вычистили их, вымыли и чем-то смазали. Затем все положили на свое место, спрыснули чем-то – и все срослось, как будто и разрезов не было. Проснувшись, старец встал совсем здоровым, как будто никогда не болел, новеньким, будто юноша во цвете сил. Видите, чего вам желаю? Чтоб в вашей душе все было перечищено, больное и старое повыброшено, все оздравленное и обновленное поставлено на свое место и вспрыснуто живою водой. И станете новенькая, свеженькая, полная светлой, отрадной жизни.
Рассказывал я эту историйку одному из трудящихся над собою. Выслушав ее, он нехладно воззвал: «О, когда бы пришли Ангелы и сделали с душою моею то же, что сделали с телом того старца!» В этом воззвании слышались и молитва, и желание свалить на других то, что должно быть сделано своими трудами. Ибо и такое лукавство не чуждо нашему сердцу, что хорошими быть мы не прочь, но потрудиться ради того – руки опускаются.
Душу перечищать и исцелять не придут Ангелы. Бывают при этом и их указания и вразумления, но делать все надо самим. Даны все средства, или орудия, и лекарские инструменты. Бери сам и режь себя, где нужно, без всякого жаления себя. Другой никто этого не может сделать. Сам Бог не входит во святилище души могуществом Своим, а благоволительно просит входа.
Вас я и не спрашиваю, как вы располагаетесь: сами себя перечищать или на других все сваливать. Вы еще и не брались за это как следует. Но когда возьметесь, то я и вам пророчу, что не раз придет вам, и не летучее желание: «О, когда бы пришли Ангелы и все перечистили!» И однако ж Ангелы не возьмутся за это, хоть тут же с вами будут. Дело очищения надо будет вести самим, без жалости к себе. Производитель его в нас есть та живодейственная ревность, о которой я писал в прошлый раз. Она и резак, и нож, который весьма хорошо действует, когда отточен благодатию и направляется по ее же внушениям. Она и безжалостна бывает, когда вселится в сердце и режет, не слушая криков режемого. Зато и дело при ней идет спешно и скоро приходит к концу, ибо не все – резанье. Когда все поотрежется, тогда ревность не ножом уже бывает, а стражем и всю лютость свою обращает на врагов спасения, от докучливости которых никто не свободен и бесстыдство которых никогда не оставляет покойным никого.
Сами видите, что речь эту я завел затем, чтобы раздражить ваше желание точнее определить, есть ли у вас такая ревность. Ибо без нее не пойдет ваше дело духовное. Да когда ее нет, значит, дух спит, и когда он спит, нечего и толковать о духовном.
Святитель Феофан Затворник
Из книги «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»
Сайт «Ветрово»
30 декабря 2018
Какое хорошее средство предлагает нам святитель Феофан Затворник, только бы им воспользоваться!
Спаси Господи, за добрые пожелания и инструкцию к ним от Феофана Затворника.
«Бери сам и режь себя, где нужно, без всякого жаления себя»- хорошее наставление, так и есть…Но городской душе, где все вокруг говорит тебе о том, чтобы себя жалел и нежил, ух как трудно. В этом деле, хорошо помогает крестьянство.
«Сами видите, что речь эту я завел затем, чтобы раздражить ваше желание точнее определить, есть ли у вас такая ревность. Ибо без нее не пойдет ваше дело духовное. Да когда ее нет, значит, дух спит, и когда он спит, нечего и толковать о духовном.»
https://youtu.be/1IW02pZDioY
Михаил, о священнике Тимофее Алфёрове, на запись которого Вы прислали ссылку, читайте здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%B9_(%D0%90%D0%BB%D1%84%D1%91%D1%80%D0%BE%D0%B2) . Статья посвящена его брату, запрещённому в служении епископу неканонической РПЦЗ(А), но там есть и о нём самом.
Интересные сведения Вы дали, спасибо! Настоящим предстоятелем РПЦЗ(А) Агафангелом не восхищаюсь.
А вот труды архиепископа Аверкия Таушева читаю внимательно.
Помним. А постоянно бывает необходимость обновления и самоочищения в душах наших. Это делает в нас ревность духовная о Боге.
Для очищения души не надо целый год ждать, а сразу очищать свой грех покаянием.
С поздравлением немного поторопились, мы живем по Церковному календарю, если конечно являемся Православными, до Нового года еще две недели.Не стоит соприкасаться с этим миром, с его страстями и похотями, с его «голыми вечеринками» и попойками, чтобы не быть осуждеными вместе с ним.Пускай сквернится без нас, если он так хочет.
Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.1Ин2.15-17
Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите!