Преображение Господне — многогранный алмаз и радостный Праздник, отражающий тайну Троицы, тайну Божественного света и Крестных Страданий Христа, Его Второго Пришествия, прообраз Воскресения и спасения нас грешных.
Радостный Праздник, потому что, по слову святителя Андрея Критского, «празднуем мы обожествление нашей природы»[1], хотя его песнопения пронизаны связью тайны Преображения с укреплением апостолов в вере перед предстоящими Крестными Страданиями Христа. И все же это прорыв: глаз человека, пусть и с трудом, впервые увидел «сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе, и Божественнаго благолепия»[2], впервые была явлена обожествленная человеческая природа. Подлинная красота человеческого образа — «началообразная доброта зрака»[3]. Преподобный Косьма Маиумский в третьей песни канона говорит, что Христос обновил очерневшее естество Адама, но как? Во всего Адама облекшись, просветил и обожил, изменив Свой облик и явив «Нового Адама»[4].
Древние философии видели в теле источник зла, нечистоты и тления. Еще со времен Моисея мертвое тело напоминало о первородном грехе и его смертных последствиях. И вот радостная весть о Воскресении и душ, и тел наших — всего человека. За смертью будет Воскресение, за тлением — Преображение[5]. На горе Фавор Христос показал нам прославленное человеческое тело в Своем Царствии. И мы поклоняемся нетленным просиявшим мощам Святых угодников, почитая их как храм Святого Духа, как источник неиссякаемой Божественной благодати, даруемый нам, христианам, и укрепляющий нашу веру. Какой радостный конец и новое светлое начало ждет «богов по благодати». Вот она, цель жизни, вот вектор человеческого стремления, вот жизнь бесконечная. Господь преобразит истрепанные временем, истлевшие, израненные болезнями и страданиями кожаные ризы в светлые блестящие одежды, отражающие внутреннее совершенство их обладателей. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43), таковыми станут насельники Царства Божия, боги по благодати — святые люди.
Главное, что сам человек вновь получит возможность соединиться с Богом, «поелику тогда образы уже уступят место истине»[6]. Так говорит святитель Андрей Критский о нашем сегодняшнем немощном видении лишь образов, а не истины, и так, поднявшись со Христом на высокую гору и получив награду за свои добродетели, мы сможем увидеть истину, просияв лучами Божественного света. Глаза человека тварны, потому и слепы касательно Божественного света, и не в силах узреть нетварный свет, не просияв прежде его лучами и не преобразившись[7].
Основное песнопение Праздника — тропарь, кратко выражающий сущность события — явление Божественной славы Христа, но, по Его человеколюбию, лишь в той силе, которую могли вместить в себя лучшие Его ученики, чтобы не повредить их телесные очи и открыть их очи душевные: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе».
Кондак, как и тропарь, объясняет сущность Праздника, однако в паре с икосом звучит более закончено. Продолжая мысль тропаря о видении апостолами Божественной славы Христа, кондак добавляет — «перед Его Распятием», чтобы уяснили апостолы истину о вольном страдании Христа и донесли её до мира, сами ничуть в том не колеблясь. Икос призывает нас оставить, как ученики Христа, все свои тянущие душу к земле помыслы, бежать вслед за апостолами на высоту Божественного восхождения и, вместе с ними поднявшись на Фаворскую гору, увидеть славу Бога нашего и услышать глас Его: «На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние».
В Праздник Преображения Господня поется одна из катавасий «Крест начерта Моисей» (ирмосы канона на Воздвижение Креста), указывая на связь между Преображением Господним и Крестом Христовым, прославляемым в Праздник Воздвижения. Преображение, связанное с ожиданием Крестных Страданий, празднуется за сорок дней до Крестовоздвижения[8], образуя особый осенний цикл, иногда называемый явлением Триоди в рамках месяцеслова, так как на Праздник Воздвижение Креста Господня мы снова погружаемся в тематику Постной триоди (чтение Евангелия про события Великой Пятницы). В катавасии «Крест начерта Моисей» говорится о действии Моисея: начертании креста, рассечении Красного моря жезлом и, тем самым, спасении Израиля как о прообразе Креста Христова — непобедимого орудия для спасения всех людей.
Паремии Праздника рассказывают о пророках — Боговидцах Моисее и Илии, которые разговаривали с Богом, ощущали Его присутствие, но так и не увиделись с Ним лицом к лицу. Во время Преображения Господня пророки Моисей и Илия (уже к тому времени окончившие свою земную жизнь) встречаются лицом к лицу с Иисусом Христом — Богом, а апостолы удостаиваются откровения Святой Троицы — видения Славы Божией и слышания свидетельства Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк. 9:7), указывающего на Новый Завет в Иисусе Христе.
Преподобный Косьма Маиумский в стихирах на «Господи воззвах» особенно указывает на тайну Преображения как на событие, предваряющее Голгофу: «Прежде Креста Твоего, Господи» — пишет Косьма[9]. Голгофа будет немного позже, но сейчас Пётр, Иаков и Иоанн «очами человеческими видят невиданное – тело смертное, сияющее Божественным светом, и слышат неслыханное — глас Отца Небесного» [10]. Далее, продолжает Косьма, Преображением явил Господь человеколюбие и власть, «показати хотя воскресения светлость»[11]. Никто не видел тайну Воскресения, однако можно предположить, что светлость Воскресения будет отчасти такой же, как и свет на Фаворе, но многим ярче, ведь Господь проявил Свою Божественную природу: «мало сокрыв плоти восприятие»[12].
Также и в следующей стихире Анатолия на «Господи воззвах» гимнограф[13] говорит о Преображении как о прообразе Воскресения Господня, и о том, что преобразится тогда весь наш земной мир: «Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже, / тогда поят три Твоя ученики, / Петра, и Иакова, и Иоанна, / на Фавор возшел еси. / Тебе же, Спасе, преобразующуся, / Фаворская гора Светом покрывашеся, / ученицы Твои, Слове, / повергоша себе долу на земли, / не терпяще зрети невидимаго зрака, / Ангели служаху страхом и трепетом, / небеса убояшася, / земля вострепета, / видяще на земли славы Господа»[14] . В конце стихиры описаны страх видения славы Божией не только у учеников, но и у Ангелов, служащих со страхом, и содрогнувшиеся небеса, и вострепетавшая земля — весь тварный мир, озаренный Божественным светом, подвергся изменению. Что-то в момент явления Божественной Славы случилось с учениками, Ангелами, небесами и землей.
И здесь хочется выразить глубокий смысл традиционного освящения плодов в Церкви. В августе собирается первый урожай и, с одной стороны, освящение плодов — это начатки трудов, приносимые Богу. Но с другой — более глубокой стороны — это преображение всего тварного мира через преображение человека. Святостью жизни человек собирает воедино разделенное на части. «И наконец — о удивительное человеколюбие Божие! — он любовью соединяет тварную природу с нетварной, являя их как единое и одно, благодаря усвоенному состоянию благодати, которого он достиг» (преп. Максим Исповедник). Только человек, по замыслу Бога, мог привести мир к единству, тварь ко Творцу. Принося плоды для освящения в Церковь, мы образно являем себя посредниками между Творцом и земной тварью и молим Господа: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, Слава Тебе!
Елена Смольская
Сайт «Ветрово»
18 августа 2019
[1] Святитель Андрей Критский. Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-preobrazhenie-gospoda-nashego-iisusa-khrista/ (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩
[2] Минея праздничная. Преображение, утреня, «Слава, и ныне», глас 8 на седален по полиелеи. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr03.shtml (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩
[3] Там же. Великая вечерня, стихиры на стиховне, глас 1. ↩
[4] Там же. На утрени, канон первый – св. Космы Маиумского, песнь 3, ирмос. ↩
[5] Архимандрит Киприан (Керн) «Взгляните на лилии полевые…», Вечная память (Суббота). [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/vzgljanite-na-lilii-polevye/#0_12 (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩
[6] Святитель Андрей Критский. Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-preobrazhenie-gospoda-nashego-iisusa-khrista/ (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩
[7] Иерофей (Влахос), митр. Навпакта и Святого Власия. Господские праздники. Преображение. Симферополь, 2002. С.45. ↩
[8] Красовицкая М.С. Литургика. Великие праздники месяцеслова. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/liturgika-krasovitskaja/11 (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩
[9] Минея праздничная. Преображение, великая вечерня, стихиры на Господи, воззвах, глас 4. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr02.shtml (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩
[10] Св. Иоанн Дамаскин «Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа». [Электронный ресурс].– URL https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/slovo_na_preslavnoe_Preobragenie_Gospoda_nashego_Iisusa_Hrista/ (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩
[11] Минея праздничная. Преображение, великая вечерня, стихиры на Господи, воззвах, глас 4. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr02.shtml (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩
[12] Там же. Стихиры на литии, глас 2. ↩
[13] Многие считают, что автором стихиры является Анатолий, игумен студийский IX в., или патриарх Константинопольский V в., или ученик Феодора Студита Анатолий Студитский VIII в., есть даже предположение, что автор - Георгий Анатолийский. Но, как говорит профессор Скабалланович М.Н., греческое слово άνατολικά едва ли может быть переведено, как это делается в славянских книгах на полях: “Анатолиевы”; это по-гречески было бы Άνατολιακά, причем имя автора в надписании всегда выражается родительным падежом, а не прилагательным. Правильнее было бы по¬этому читать эти стихиры, как «восточные», как это де¬лается в некоторых редакциях богослужебных книг. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/stixira (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩
[14] Минея праздничная. Преображение, великая вечерня, стихиры на «Господи воззвах», глас 6. Анатолия. [Электронный ресурс]. – URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr02.shtml (Дата обращения: 15.08.2019.) ↩