Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою[1].
Начало нашего спасения, «главизна» — великое Таинство, дарованное людям, и слова Пересвятой Девы, которые человечество ожидало с затаённым дыханием: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1:38).
Красивейшее песнопение Праздника воспеваем и мы вместе со всем творением Божиим: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»[2].
Светилен утрени описывает суть Праздника: «Ангельских сил военачальник послан был от Бога Вседержителя к Чистой и Деве благовествовать необычайное и неизреченное чудо: что Бог, как человек, от Нее младенцем становится без семени, воссоздавая весь человеческий род. Благовествуйте, люди, возрождение мира!»
Кондак Праздника звучит, как победный гимн, в продолжение о первообетовании Мессии из книги Бытия: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). Губительная дружба Евы со змием сменяется спасительной враждой. «Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения»[3]. В гимнографии Праздника звучит ответ Богородицы: «Осуждение Евы ныне через Меня да уничтожится; в сей день через Меня да воздастся её долг; чрез Меня этот древний долг да будет отдан с преизбытком»[4].
Богослужение Праздника Благовещения совершается по-разному: либо по Постной, либо по Цветной Триоди, в зависимости от того, на какой день приходится Праздник[5]. Праздник может совпасть со днями Великого Поста или днями Светлой Седмицы, а может даже и совпасть с Пасхой. По одной из версий, назывется такое совпадение – Кириопасха то есть (истинная) Господня Пасха. При таком совпадении необычен канон утрени, в котором соединяется пасхальный канон с каноном Праздника Благовещения. Также интересна история Праздника, которая уходит своими корнями в глубокую древность. Даже сохранились росписи катакомб Присциллы (середина III века, Рим) с сюжетом Благовещения. В древности Благовещение праздновалось как Господский Праздник и называлось днем Воплощения[6], но были и другие названия: Зачатия Христа, Начало Искупления, Благовещение о Христе[7].
Гимнографы говорят о Благовещении как о Великом Таинстве, непостижимом разумом человеческим: «О, таинство! Образ истощания неведомь, богатство благости несказанно: Ангел служит чудеси, Девича утроба Сына приемлет, Дух Святый низпосылается, Отец свыше благоволит, и изменение общим творится советом, в немже и имже спасшееся» (св. Андрей Критский)[8].
«О, чудесе! Бог в человецех, Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето, и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, и истощание несказанно, и таинство елико. Бог бо истощавается, и воплощается, и зиждется, Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, имеяй велию милость» (преп. Иоанн Дамаскин)[9] .
Канон праздника — это диалог между Пресвятой Девой и Архангелом Гавриилом. Смущение, осмысление, переживание слов Архангела, даже некий страх соблазна, как напоминание о соблазне Евы змием, присутствует в речи Пресвятой Девы: «Моя прамати, приемши разум змиин, пищи Божественныя изгнана бысть, темже и Аз боюся целования страннаго твоего, стыдящися поползновения»[10]. Архангел Гавриил и сам боится того, что происходит нечто невероятное. «Говори самую истину: как смогу родить Я Слово, во плоти – Бесплотного, сохранив чистоту Мою неповрежденной?»[11] — спрашивает его Пресвятая Дева. Пытаясь объяснить великую Тайну, Архангел Гавриил напоминает образ неопалимой купины, объятой пламенем и оставшейся несгораемой: «Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, обрадованная Всепетая, на Тебе таинства преславное: по рождестве бо пребудеши Чистая Приснодева»[12]; сравнивает с Небесной росой, сошедшей на Гедеоново руно, превыше всех законов естества: «яко бо дождь на руно, снидет на Тя Слово Отчее, яко благоволи»[13] . И наконец, самый ответственный момент — слово Пресвятой Девы: «Душу убо очистих с телом, и по глаголу твоему буди Мне, да вселится Бог в Мя»[14] .
Как радостно, что среди нас грешных родилась Та, о которой позже в песнопениях Рождества Христова воспоют как о единственном Даре человечества Богу: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву»[15] .
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
Елена Смольская
Сайт «Ветрово»
6 апреля 2020
[1] Тропарь Праздника Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. ↩
[2] Праздничная Минея. Благовещение. Утреня. Величание. [Электр.ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg03.shtml (дата обращения: 03.04.2020). ↩
[3] Лопухин А. П. Толковая Библия. Толкование на книгу Бытия. Глава 3. Змий искуситель. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/3 (дата обращения: 03.04.2020). ↩
[4] Праздничная Минея. Благовещение. Утреня. Канон. Песнь 6. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg03.shtml (дата обращения: 03.04.2020). ↩
[5] См. Типикон. Марковы главы. ↩
↩[6] Красовицкая М. С. Литургика. Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова. [Электр.ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/liturgika-krasovitskaja/11 (дата обращения: 03.04.2020). ↩
[7] Шиманский Г. И. Литургика. Благовещение Пресвятой Богородицы. Происхождение Праздника, его смысл и значение. [Электр.ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/4 (дата обращения: 03.04.2020). ↩
[8] Праздничная Минея. Благовещение. Великая вечерня. Стихиры на стиховне, глас 4. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg02.shtml (дата обращения: 03.04.2020). ↩
[9] Там же. Стихиры на Литии, глас 8. ↩
[10] Праздничная Минея. Благовещение. Утреня. Канон. Песнь 3. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg03.shtml (дата обращения: 03.04.2020). ↩
[11] Там же. Песнь 4. ↩
[12] Там же. ↩
[13] Там же. ↩
[14] Праздничная Минея. Благовещение. Утреня. Канон. Песнь 8. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg03.shtml (дата обращения: 03.04.2020). ↩
[15] Праздничная Минея. Рождество Христово. Великая вечерня. На «Господи воззвах». [Электр.ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/rh06.shtml (дата обращения: 03.04.2020). ↩
Святитель Московский Филарет в своё время поразился тому, как удивительно промыслительно совпали эти слова «да будет», произнесённые юной Девой Марией, с громоподобным творческим Словом Божиим, когда в мире воссиял свет после того, как Бог произнёс: «Да будет Свет!» Вот как московский митрополит Филарет пишет об этом: «Во дни творения слово Творца «да будет» производило в мир тварь, но в этот день слово твари «да будет» низводило в мир Творца»