Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.10:11).
…Русская Православная Церковь совершает жертвенное служение на Алтаре Господнем, Россия будет спасена, Россия ещё скажет своё слово мощи, веры и радости миру. Не напрасно сегодня запад старается всеми силами как-то нас унизить, чтобы мы забыли, кто есть, кто и зачем мы призваны на одну шестую, богатейшую часть земного шара. Не случайно Бог нас избрал, но мы, как люди непутёвые, иногда забываем заветы своего Отца Небесного, и ещё чего-то ищем на развалинах прошлого. Хотя прошлое показывает, в чём заключается сила русской души — в вере, молитве и любви к храму Божьему. Об этом сегодня нам говорит присутствие в церкви наших богомольцев, всех тех россиян, которые, движимые чувством веры, идут помолиться, попросить благодатной помощи у отца нашего Серафима Саровского, печальника русской земли, который нас хранил в трудные годы прошлого и сегодня, и мы являемся свидетелями второго обретения его мощей. Они не затерялись в битве безбожной, они остались, потому что нашёлся русский человек, который от грязных безбожников скрыл боготочивые мощи. Они находятся в Сарове[1], и многие из нас посещают это место, черпают духовные силы для борьбы со своими грехами, чтобы и самим укрепиться в вере, и чтобы Мать-Отчизна, Россия-Мать всегда была в нашем сознании, в нашем сердце и в нашем житейском подвиге.
Несмотря на тяжёлое время XX века и года перестройки, когда ещё Россия-Матерь была продаваема в угоду западу, мы сегодня живём и не забыли корни нашей истории, которая заключается в любви к Богу и храму Божьему. Да, прошедший XX век был очень трудный, когда наши прапраотцы ринулись, обманутые западом: “мы наш, мы новый мир построим”, “никто не даст вам избавления, ни царь, ни Бог и ни герой”. Это пелось, училось, преподносилось, говорилось каждому тогда ещё, как и мне, советскому человеку. Для меня было слышать эти слова оскорблением. Как же так, мы подходим к тысячелетней истории нашей веры, и вдруг нашлись умники, которые — в чьё угождение? западу? — кричат, поют эти кощунственные слова. И вот мы напели Великую страшную войну Отечественную, где было положено много умных людей. Мы получили всё то, что хотели. Бог от нас тогда отвернулся, и мы остались, по слову Пушкина, у разбитого корыта. Мы сейчас не можем одуматься, омыться от того страшного прошлого; сейчас ищем выходы из создавшегося положения на сегодня, как надо благоустроить Россию. Без Бога, без молитвы, без храма Божьего Россию не построишь. Хотя они в чёрном ящике об этом говорят, что “мы построим”. До того момента, пока русский человек сознательно не придет к Богу, не придет ко Христу, ими забытому, ими гонимому, он не получит той благодатной помощи Неба на земле. А когда не только в общих чертах, но и в жизни каждого из нас происходят благие перемены, когда мы обратимся к Богу, когда мы найдем дорогу в храм Божий, когда мы найдем забытого нами Христа и угодников Божьих, вот тогда Господь нас благословит.
Так что в добрый час, так сказать. Вы — дети послевоенного времени, вы — дети родителей войны. Как они войну проходили — это дело их совести, но я-то знаю, пусть они вам сами расскажут, где они были в войну и чем они занимались, но кто в то страшное время нашёл Бога, кто пришел ко Христу, кто надел крест на свое тело, кто стал молиться, он ощутил по-настоящему великую силу Божию, которую Бог нам даровал. Иначе нам было бы не понять победу, послевоенное устройство, голодовку, перестройку нашего времени, нам бы не понять, если бы мы не надели крест и не одумались, не осознали в свете православия, за что нам страдания, за что прошлые испытания, за что сегодня Бог испытывает несчастьями, теми событиями и трагедиями.
Поэтому наш долг российский, кто носит имя — я русский, еще более глубже — я православный, — он должен всегда думать о Матери-России. Она наша мать, она нас воспитала, она нам сохранила материнскую веру в Бога, она нас сохранила от полного уничтожения от тех нашествий, которые были в жизни России-Матери. А сегодня, когда мы подвергаемся нашествию духовному, когда все, кому не лень, стремятся у нас вновь украсть Христа Спасителя, вновь нас обезглавить, чтобы мы были придатком запада, а не свободной могущественной Россией — об этом надо помнить.
И поэтому, дорогие мои, я вас поздравляю, как человек прошлого, с праздником святого Серафима Саровского. Праздник русский наш, национальный, потому что, угодник Божий российский, он дал нам наставления, как жить, жить очень просто: во всех скорбях, страданиях не отчаиваться. Он говорил нам: “Что ты скорбишь, ведь Христос Воскресе, радость моя”. То есть неси крест свой терпеливо, Христос воскрес, поэтому и наше будет воскресение, будет наша радость жизни, только терпение, именно с радостью переносить те испытания житейские. Вот чему учил наш великий угодник российский, от которого стремились в XX веке мы избавиться. Бог не допустил этого кощунственного отношения, поэтому, родные мои, дай Бог в этот час нашей общей молитвы, праздника нашего престольного вам духовной силы, крепости, чтоб вы достойно и праведно несли имя — я русский, я православный христианин. Где бы ни находились, где бы вы ни были, всегда помните об этом. Чтоб пред нами, россиянами, мир запада всё-таки снимал шапку. Поэтому с Божьей помощью совершайте путь своего доброделания во славу нашей России. С праздником вас, мои дорогие.
Не надо соглашаться с теми, которые кричат, во имя подчас своего благополучия, а более того — чтобы развалить Мать-Россию. Бог нами управляет, запомните раз и навсегда, русские люди, наша страна Богом отмеченная. Бог нами управляет. Поэтому, чтобы мы ни думали, мы в XX веке забыли Бога — Бог отошел от нас, мы в войну Бога вспомнили — Бог к нам вернулся, и мы победили. Сейчас мы также вспомнили Бога. Вот вы, дети послевоенного времени, вы здесь находитесь, продолжаете великое дело, дело поднятия России-Матери, и пусть эта сила, мощь России-Матери в вашем лице возродит нашу былую славу. Потому что вы понимаете сами, как и я, все, кого мы кормили, кого мы поили, кого мы одевали, они на нас голос поднимают. А не надо, мы сами разберемся в нашем российском доме. Поэтому, родные, дай вам Бог здоровья, и той же мощи русского человека.
Протоиерей Василий Ермаков
15 января 2007
[1] В Дивеево. - Прим. ред.↩
Да, забыли люди Бога в 20 столетии! А сколько бед от этого! Если бы в годы репрессий не уничтожили столько лучших людей страны, может и война обошлась не такой дорогой ценой. Я сама внучка репрессированного. А как Храмы разрушали! Мне свекровь рассказывала: собрали иконы в кучу и подожгли, и не подойти, чтобы хоть одну спасти — с оружием охраняли. Сколько поколений без Бога воспитали. Я Библию впервые увидела в 20 лет. Помню, как нас, подростков, от Храма прогоняли ( один Храм был на весь город). Сейчас смотрю: в Храме молодых много, а мои ровесники ( мне 63 года) мало ходят. И детишек много. И слава Богу! «Ведут нас ко Христу дороги узкие, мы знаем смерть, гонения и плен, мы русские, мы русские, мы русские, мы всё равно поднимемся с колен! (Мой отец в 17 лет ушел на фронт, а дядя в плену погиб). Да хранит Вас Господь!
Однажды, заплетая мне в детстве косы, мама рассказала как в 30-е годы учителя в школе выстригли ей на голове крест: «Понимаешь — У-чи-те-ля! Самые уважаемые на селе люди!!!» «За что?», — спросила я с удивлением. «Да волосы были черного цвета» — отмахнулась она, когда поняла, что проговорилась. Лишь спустя много лет в благословенные 90-е годы возрождения храмов, я узнала о репрессиях в её семье, о ссылке родственников с жарких украинских степей в Вологодские края за близость к Церкви.
В основном родители старались не омрачать радужное детство своих детей и предпочитали хранить молчание. Советские дети были уверены, что в отличие от других стран, только в Советском Союзе мы росли по-настоящему счастливыми…
Слова приснопоминаемого батюшки отца Василия — не только обличение прошлых грехов, но прежде всего — руководство к действию. Больше 10 лет нет батюшки с нами, а его слова звучат злободневно. А сейчас уже «позднее, чем вы думаете».
Бодрость духа отца Василия, которую он сохранял несмотря ни на что — пример всем нам.