col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Говорит направо, а глядит налево.

Однажды горе-христианка
Сказала, смыслу вопреки:
Чтоб не ходить как мусульманки,
Не носим платья и платки.

Когда душою страсти правят,
Спасенья тщетно ожидать.
И как уж только не лукавят,
Желая страсти оправдать.

Живите, впрочем, как хотите,
Глядящих в мiр не вразумить.
Курите, пейте и блудите,
Ведь главное — не походить!

Иеромонах Роман
15 декабря 2022
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Тверь

    Такая напасть с этими джинсами! И никого не переубедить, никто не хочет слушать.
    Благодарность Батюшке за такие важные темы для вразумления. Может кого и коснутся эти строки, и заденут… Если даже несколько человек задумаются — и то хорошо.

  • Псков

    И с мiром в ножку и с Богом немножко.

    Мусульманка иль цыганка или нищенка- пускай,
    Каждый сам Ему ответит, за возделанный свой рай.
    Мне ж смирение ценнее, сзади тихо поплетусь,
    Даже место уступают, говоря: «Садись бабусь!»
    Ну и что же, Бог ведь знает, на людей я не сержусь,
    Я смиренье набираю, для Него ведь я тружусь.
    Православный образ все же, уж веками утвержден,
    Кто не чувствует, похоже возлюбил земной закон.
    Где тогда вы,христианки, как в толпе вас распознать,
    Или стали партизанки, так с кого примеры взять?
    Дело в том, что от избытка сердце внешне говорит,
    Поправляйте люди чувства, Бог тогда наладит вид.

  • Волгоградская область

    Да это важная тема. Помоги Господи.

  • г. Жуковский МО

    И как уж только не лукавят,
    Желая страсти оправдать.
    И относится это не только к внешнему виду, но и ко всей жизни человека. Спасибо, отец Роман! Внешнее так трудно изменить, с внутренним ещё тяжелее справится.
    И у Анны какое замечательное и точное стихотворение.
    И с мiром в ножку и с Богом немножко.

  • Нижний Новгород

    Мне с недавних пор понравилось ходить в длинной юбке. Хотя это и не очень удобно, но зато гораздо красивее и приличнее, чем в джинсах или в трико. Вот только платок в помещении не могу носить, потому что не могу объяснить ни окружающим, ни самой себе его назначение в данном случае.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести, в преодолении болезни:

    «Когда душою страсти правят,
    Смешно (напрасно) спасенья ожидать» (творч. о. Романа (Матюшина) (Добродетель непохожести: 15 декабря 2022. Скит Ветрово). Нет слов!

  • Нижний Новгород

    С недавних пор ношу платок дома, мне домашние говорят , что я чокнулась. Спросила у батюшки как быть, он сказал, молиться в платке, готовить в платке , но если муж против , прояви смирение и ходи без платка помимо молитвы и приготовления пищи. Слава Богу, муж не против платка, но дети и родители косо смотрят. Может привыкнут? Как думаете, дорогие, ветровцы?

  • Елена, конечно же, привыкнут. Если кто-то привыкает к крашеным в зелёный цвет волосам, татуировкам и пирсингу у близких, то уж конечно могут привыкнуть и к платку. И если кому-то не стыдно себя уродовать, то уже тем более не должно быть стыдно облагородить внешний облик (насколько возможно сделать это своими силами).

  • г. Жуковский МО

    Уважаемая Людмила Николаевна! Платок везде спокойно ношу, кроме рабочего места. Смирения не хватает платок на работе носить, многие подойдут и спросят: Что это с тобой? Про это и стихотворение. Спасибо отцу Роману, не даёт задремать. А юбка длинная, правда, красиво смотрится, но в городе очень неудобно: лужи, ступени, транспорт, особенно когда торопишься. Ношу юбку длиной по щиколотку. Везде своё оправдание у меня, как в стихотворении. И ещё раз поклон отцу Роману. А мусульманки и на работе голову покрывают.

  • Псков

    Думаю главное, чтобы внешнее соответствовало внутреннему, мы же не артистки. Все должно быть благоразумно и с постепенностью, а потом , святые Отцы говорят: «Нет добродетели без рассуждения»..а вот сколько хватает Духу рассудить, это уже наша внутренняя работа.

  • Ессентуки

    Не сомневайтесь Елена, обязательно привыкнут, когда я несколько лет назад, начала носить платок, на меня тоже родные косо смотрели, в том числе и муж, но довольно быстро привыкли, и теперь им наверно было бы странно, увидеть меня без него. Сначала я тоже носила косынку только дома, муж был против того, чтобы я на людях так ходила, он к сожалению не разделяет мою точку зрения по поводу внешнего вида, но т.к. я не крашу волосы появилось много седины и мужу стыдно находиться рядом с моей седой головой, поэтому он теперь не против того, что я всегда и везде хожу в платке. Он конечно хотел, чтобы я красила волосы, но к моему великому счастью в молодости у меня после окраски была сильная аллергическая реакция и теперь говорю мужу что боюсь повторения, и благодарю Господа, что не приходится под давлением мужа идти против веления души.
    Только вот с юбкой, к сожалению, пока-что у меня проблемы, у мужа свое понимание, считает, что в брюках приличнее, если начинаю спорить все переходит в скандал, поэтому юбку до пят ношу только дома, а на выход надеваю то, что он скажет, молю Господа, чтобы вразумил супруга. Так что, с великой радостью носите юбки и платки все, у кого есть такая возможность и не обращайте внимания на косые взгляды. Если бы все женщины, у которых правильное понимание не стеснялись бы носить юбки и платки, то косые взгляды пришлось бы ловить на себе простоволосым в джинсах. Но все почему-то стесняются подавать добрый пример, почему-то стыдно быть правильным, скромным, а вот «глядящие в мiр» не стесняются показывать свое безстыдство, потому, что некому их пристыдить своим благочестивым видом.
    Спаси Господи отец Роман!

  • Анна, внешнее действительно должно соответствовать внутреннему, но ведь и то, и другое нуждается в изменении. Поэтому можно для начала сдвинуть что-то внешнем, испытав некоторое неудобство (от несоответствия) во внутреннем.

  • Ессентуки

    Согласна с Вами, Ольга Сергеевна. В самом начале своего пути к Богу надевала платок только на молитве и было как-то непривычно, но со временем все стало постепенно меняться и одевая платок начинала чувствовать себя другим человеком, менялось мое поведение и внутренне состояние, и теперь не мыслю себя без покрытой головы, без платка как будто и без волос.

  • Отец Роман благодарит всех, кто правильно понял причины написания и само стихотворение. Радует, что есть ещё желающие быть Божьими! Но нельзя останавливаться только на внешнем, внешнее должно соответствовать внутреннему — азы Православия.

  • Нижний Новгород

    Благодарю батюшку и дорогих сестричек -читательниц за поддержку. Вопрос непростой ,непраздный, требующий постоянного внимания, пч нет — нет да и нарядишься- накрасишься. Недавно пришла на хоровой собор в кафедральный храм такая «нарядная», многие сказали всегда ходи так. А я в этот день и в храме то не была будто. (К слову о выстраивании гармонии между внутренним и внешним).

  • Псков

    Ольга Сергеевна, все верно вы сказали, у меня именно так и происходило, рывками, то похожу в юбке, то чувствую не соответствую внутреннему и вновь возвращаюсь, потом наберусь Духу, опять одену и т.д. Все утряслось Слава Богу, давно уже хожу в юбке и платке, привыкла я, привыкли и близкие, понимаю женщин, знаю, что это подвиг к этому прийти, потому снисхожу к немощам, себя же держу в строгости, но зато Господь дает внутреннюю свободу и какой-то покров всегда с тобой, смирение или благодать, не знаю как это назвать, но думаю Вы меня понимаете о чем я, кто испытал, тот знает. Хочется всем такого пожелать, потому и переживаю и делюсь опытом.

  • Нижний Новгород

    Спасибо Вам за ответ, уважаемая Надежда. Приблизительно лет до 30-ти брюки не любила и надевала их, в основном, в дорогу. Потом постепенно свыклась с ними и стала носить почти постоянно. «Вылечил» брат. Как-то ехали с ним в машине и я обратила его внимание на молодого мужчину с крашеными волосами, сказав что-то критическое в его адрес, на что брат мне ответил: «Ну и что? Вы же ходите, как мужички, в брюках, а мужчинам почему нельзя красить волосы?» Сначала мне стало обидно, начала защищаться: дескать есть мужские брюки и есть женские, а сама почувствовала, что он прав. С тех пор не хочу быть «мужичкой» и брюки надеваю только по крайней необходимости: когда иду гулять на лыжах или еду в лес на велосипеде, поэтому очень удивилась, прочтя комментарий Александры, что есть мужчины, которым брюки на женщине кажутся более приличной одеждой.

  • Ессентуки

    Да, Людмила Николаевна, не знаю на счет других, но один такой мужчина точно есть. Все дело в том, что муж не разрешает носить длинную юбку до щиколотки, т.к. он считает, что это неудобно — не в машину сесть, ни присесть, будешь, говорит, пол подметать своей юбкой (хоть я так не считаю, дома хожу в длинной и вполне удобно), а в юбке чуть ниже колен уже неприлично, опять же в машину сесть высоко ноги поднимать, или по лестнице ходить, или вдруг я подскользнусь и упаду. Поэтому для него брюки приличней. Вот и приходится каждый раз с болью в душе надевать брюки на выход, надеюсь, что когда-нибудь мне удастся переубедить супруга.

  • астрахань

    Подавайте пример пожалуйста, Христианки. Батюшка иногда видит прихожанок в брюках, они знают, будет «ругать», прячутся, оправдываться начинают, если встречаются нос к носу, но, результат все же есть за …дцать леть.Некоторые совсем не надевают джинсы, многие благодарят, что батюшка не оставил труд говорить женщинам, чтобы оставались Христианками и внешне, это легче.

  • А что, разве есть только два пути: «курить, пить и блудить», либо — носить длинные юбки и платки? Третьего не дано? Не фарисейство ли это? Знаю некоторых таких святош в платках и длинных юбках, выглядят порой, как старушки или как нищенки. Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что эта «традиция» появилась в наших храмах лишь при новой советской власти. Знающие люди говорят, что до революции не было у нас таких традиций. Народ приходил в храмы в своей повседневной одежде, не рядился во что-то особое (ну конечно, в чистой и аккуратной). Ну разве что в праздничные дни понаряднее. А сейчас до смешного доходит иногда, веру заменили предрассудками и суевериями. Нет больше нигде таких традиций, приходят прилично одетые девушки, женщины. Никаких юбок в пол. Никаких платков.

  • Нижний Новгород

    «Знаю некоторых таких святош в платках и длинных юбках, выглядят порой, как старушки или как нищенки.»

    Александр, не знаю, как ходят старушки в Ваших краях, а у нас в Нижнем Новгороде старушки в большинстве своём ходят в штанах и шапочках.
    А до революции в длинных юбках и платках ходили далеко не только старушки. Это была обычная одежда для женщин и никому в голову не приходило называть их «святошами» или сравнивать с нищенками.

    «Знающие люди говорят, что до революции не было у нас таких традиций. Народ приходил в храмы в своей повседневной одежде, не рядился во что-то особое (ну конечно, в чистой и аккуратной).»

    Мне кажется, что речь в стихотворении идёт не о том, чтобы рядиться в особое, идя в храм, а, выйдя из храма, надевать повседневную одежду. Речь о том, что повседневной одеждой для христианок должны быть юбки и платки, а не джинсы и шорты, в которых женщина вызывает у мужчин похотливые чувства. Только не говорите, пожалуйста, что женские брюки придуманы исключительно для удобства и ни для чего более.

  • Минск

    Как -то лет пять назад, побывав в небольшом женском монастыре Св. Георгия (Agios Georgios Alamanou) на Кипре , почувствовала именно то, о чем наверное, пишет Александр. Было воскресное утро (не раннее), и служба, видимо, уже закончилась. На парковке было немноголюдно, т.к. монастырь малоизвестный для туристов . Из калитки монастырской ограды выходила группа людей , несколько мужчин и женщин 50 +, по виду и разговору , из местных жителей . Обратила внимание на женщину, на фоне которой я , в длинной юбке, рубашке с длинными рукавами и платке, выглядела too much (чересчур).
    На женщине было темное платье — сарафан из непрозрачной плотной ткани с открытыми плечами и длиной ниже колена, но скрывающее при этом женские прелести и особенности нижнего белья и , что меня особенно удивило, без платка . Но брюк ни на одной из женщин и мужчин в шортах, хоть и было очень жарко , не было. На ухоженной и утопающей в цветах территории монастыря не увидела ни одной монахини. Лишь плотно зарытые двери келий, выходящие во внутренний дворик . В храме монастыря было несколько человек, в основном мужчин (не в шортах) . Свечи в храме никто не продавал , они лежали в свободном доступе. и их можно было взять, оставив ( на свое усмотрение) пожертвование .
    Церковная лавка, где можно было прибрести характерные товары, была перед входом на территорию храма, и торговала там обычная женщина не из чиста монахинь, не демонстрировавшая, как это у нас иногда к сожалению бывает, своё духовное превосходство . Насколько я помню, она была тоже без платка. Еще перед входом стояла большая корзина с разнообразным свежим вкусным и ароматным хлебом, посветлее и потемнее , с оливками и оливковым маслом , разрезанном на небольшие куски и вода для тех, кто голоден или хочет пить .
    Сложилось впечатление естественности и непоказушности, и осталось очень теплое воспоминание после посещения этого уголка спокойствия и умиротворения .
    У нас же зачастую женщины ходят в храм в «спецодежде». тут же меняя её на другую после его посещения .
    Видимо об этом писал Александр в комментарии выше.

  • Алла, насколько понимаю, в Греции не принято носить платки. Когда туда ездила моя сестра, я попросила её привезти мне в подарок платок, и она сказала, что найти его было не так просто и что женщины там в Храмах голову не покрывают.

    Конечно, понятие праздничной и повседневной одежды было всегда, и в Храм надевали именно праздничную (те, у кого она была, конечно). Женщины в брюках в России не ходили ещё в середине XX века. Та же сестра (старшая и потому являющаяся для меня источником знаний) рассказывала, что, когда папа привёз ей из-за границы джинсы и она вышла в них на улицу, оборачивались все прохожие без исключения (думаю, это было самое начало 80-х).

    «Знаю некоторых таких святош в платках и длинных юбках, выглядят порой, как старушки или как нищенки… Нет больше нигде таких традиций, приходят прилично одетые девушки, женщины. Никаких юбок в пол. Никаких платков».

    «Как старушки или нищенки» выглядят очень немногие. В основном — или действительно прилично одетые, включая платок, или одетые и накрашенные довольно вызывающе. Юбки в пол и платки формируют у их носительниц другое внутреннее состояние, точно так же, как формирует его обстановка в доме (хотя, наверное, одежда всё-таки больше).

  • Но, судя по этим словам преп. Паисия Святогорца, прежде в Греции носили платки:

    «Святой Арсений был очень строг в отношении одежды. Одна девушка из Фарас вышла замуж и носила пестрый платок, привезенный из Смирны. Святой Арсений неоднократно делал ей замечания, говорил, чтобы она выбросила этот платок и одевалась скромно, как все фарасиотки. Молодая щеголиха его не слушала. Однажды Святой Арсений вновь увидел ее в пестром платке и строго сказал: «Западных болячек мне в Фарасах не нужно. Знай, что если ты не образумишься, то дети, которых ты будешь рожать, будут умирать после своего крещения. Они как ангелы будут уходить к Богу, но тебе не придется порадоваться ни о ком из них». Но она и после этого не образумилась, и у нее умерло два младенца. Только тогда она остепенилась, выбросила свой пестрый платок, пришла к Святому Арсению и попросила у него прощения».
    https://vetrovo.ru/inoi/paisij-svyatogorets-kak-odevajutsya/

  • Минск

    Да, Ольга Сергеевна, по поводу ношения платков в Греции и на Кипре, видимо, именно так.
    А начало проникновения западных «ценностей » я тоже помню: как все радовались жвачке, а джинсы Montana хватали, не глядя на модель и размер если выбрасывали в универмаге и продавцы были в то время особой кастой. Но и о Боге тогда никто не вспоминал . А на Вашу сестру в джинсах смотрели, скорее, с завистью ))
    Историю при платок в книге Паисия Святогорца тоже читала . Да, раньше было по — другому и в Греции .

  • Тюменская область

    Ольга Сергеевна, всё же хочется думать, что не «юбки в пол и платки формируют у их носительниц другое внутреннее состояние, точно так же, как формирует его обстановка в доме (хотя, наверное, одежда всё-таки больше)», а наоборот, внутреннее состояние отражается на выборе одежды и предметов обстановки в доме, даже места жительства. То есть то, что в голове, определяет выбор того, что на голове. Иначе получается какая-то каббала (поклон, отец Георгий).

  • Тюменская область

    А ещё столкнулись с тем, что в наших магазинах среди девичьей одежды почти не стало юбок и платьев хотя бы длиной по колено. Бриджи, лосины, капри, джинсы, майки, туники, футболки оверсайз. Наш же глава семейства всё пытается нарядить девочек своих прилично. Однажды было отчаялся — ну нет и нет юбок,придётся на штаны переходить? И мы тогда его спросили: а если бы в ваших мужских отделах перестали бы продавать штаны и брюки, перешли бы вы на юбки? И стали бы разделять, мужской это платочек или женский, а юбочка более мужественная или менее (как о женских брюках сейчас говорят)? Покоробились лица у наших папы и брата, помрачнели, и сказали они в один голос: ну нет, мы-то женских вещей не наденем. Получается, мужчины более продуманные, чем мы?

  • Екатерина: «Ольга Сергеевна, всё же хочется думать, что не “юбки в пол и платки формируют у их носительниц другое внутреннее состояние, точно так же, как формирует его обстановка в доме (хотя, наверное, одежда всё-таки больше)”, а наоборот, внутреннее состояние отражается на выборе одежды и предметов обстановки в доме, даже места жительства. То есть то, что в голове, определяет выбор того, что на голове. Иначе получается какая-то каббала (поклон, отец Георгий)».

    И наоборот тоже, Екатерина. Но, например, если вешаешь дома икону, она располагает тебя к молитве. Если убираешь с полки или из альбома свой портрет, сделанный двадцать лет назад во время «весёлой» вечеринки — не соглашаешься с какими-то эпизодами из прошлого. (Не буду говорить про бюсты Ленина и т.п.). Перестаёшь краситься — не располагаешь себя к фривольному общению. Надеваешь платок — в каком-то смысле отделяешь себя от мiра, потому что, грубо говоря, с платком на голове неудобно курить, пить, перелезать через забор, горланить песни ночью на улице и т.п. Помню, в юные годы идёшь по улице в джинсах, хочется зайти в Храм, но как-то неудобно: как будто ты в нетрезвом виде туда хочешь зайти.
    Конечно, если душа чиста, краситься или вызывающе одеваться не захочется, и слава Богу. Но я говорю про обратный путь: когда, осознав свою неправоту и укоренённость в неправде, меняешь хотя бы то, что тебе по силам — например, одежду. Исправить растление души с такой же лёгкостью невозможно. Но перемены во внешнем наносят хоть какой-то удар по внутреннему.

  • Одно непонятно, почему пытаются всех девушек и женщин нарядить в платки? Попахивает каким-то фундаментализмом. Именно одной из причин, почему в Греции, Сирии, Сербии и других странах категорически не носят платки — многовековой турецкий гнёт и насильное навязывание этого аксессуара, который ассоциируется там с порабощением, унижением и завоеванием. В этих странах — если кого увидешь в платке в храме, сразу ясно, что человек из бывшего СССР. Как рассказывают наши первые эмигранты, которые сохранили те, настоящие наши традиции, не было такого никогда. Навязали нам эти «традиции» лишь в послереволюционное время. До этого платки носили только крестьянки в поле, да и то далеко не все. У нас были совершенно другие головные уборы, которые указывали на семейный статус, положение, принадлежность к сословию, к территории и этносу. Платки как таковые появились в России не более 200 лет назад, в конце 18 века, были завезены из той же Азии. Поэтому попытка нарядить нас всех поголовно в платки и вызывает недоумение. Да и с юбками тоже… Народ ходит в том, что продают в магазинах. Начните продавать нормальные красивые удобные платья, с огромным удовольствием будем их покупать и носить. Но глупо требовать того, чего нет. Да и всему своё место — глупо лезть в горы в юбке, хоть и длинной. Да и в тот же переполненнный трамвай, например. Время и образ жизни, профессия и проч. диктуют моду.

  • Тверь

    «Православная традиция, предписывающая женщинам покрывать голову, восходит к апостолу Павлу, который ясно пишет об этом в Первом послании к Коринфянам: …всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1 Кор 11:5)». (Из журнала «Фома»).

    «Время и образ жизни, профессия и проч. диктуют моду.»
    Ирина, а бывает и наоборот, что мода диктует образ жизни. Зачем в Православии учитывать веяния моды?
    И разве не продают сейчас в магазинах красивые и удобные платья? Думаю, что сколько угодно и на любой вкус.
    Платок на голове (а не другой головной убор) больше всего напоминает естественное покрытие женской головы длинными волосами. Господь позаботился о том, чтобы мы имели всегда покрывало для нашей головы — длинные волосы, а мы должны со своей стороны тоже позаботиться о том, чтобы голова была покрыта в Храме платком. Об этом сказано у апостола Павла.

  • Нижний Новгород

    Ирина, думаю, что моду не может диктовать время, её диктуют люди, причём — целенаправленно. Цель современной моды — утверждение определённого образа жизни и мышления. А давно ли появилась мода и где? И вообще что она такое? Как говорят исследователи, мода в современном её понятии была завезена к нам все из той же Европы. Правда, она зародилась в т. н. «высшем обществе». Народ вряд ли знал о ней: следить за модными трендами ему было недосуг, да и не по карману.
    Сейчас же мода вышла на уровень индустрии и управляет нами до абсурда. «Модятся» не только молодые женщины и девушки, но и бабушки и даже парни и мужчины. Знаю мальчика-подростка, который ни за что не выйдет из дома в немодной одежде — настолько мы сейчас зависим от этого монстра, причём подчас до того уродливого, что не знаешь, плакать или смеяться, глядя на модников. А какой образ жизни может диктовать женщинам и девушкам хождение по улицам в трико или лосинах и без юбок? Кто и зачем придумал такую моду и по какой необходимости? И я с Вами совершенно согласна, что одеться по-нормальному, то есть немодно, сейчас довольно трудно, несмотря на обилие одежды в магазинах. Лично я предпочитаю быть одетой «не по эпохе», чем выглядеть смешно и безобразно.

  • «Православная традиция, предписывающая женщинам покрывать голову, восходит к апостолу Павлу…»

    «С вами совершенно согласна, что одеться по-нормальному, то есть немодно, сейчас довольно трудно, несмотря на обилие одежды в магазинах. Лично я предпочитаю быть одетой «не по эпохе», чем выглядеть смешно и безобразно..»

    Слово «мода», которое я здесь употребила, наверное, не совсем удачно. Я имею ввиду ту одежду, которую мы все обычно носим в наше время (не считаю футболки и лосины модной одеждой — скорее огородной). Согласитесь, что надев на себя корсет и платье дамы 19 века или тот же русский сарафан — и явившись в таком наряде в храм, мы будем выглядеть сегодня нелепо. Будем привлекать к себе ненужное внимание и отвлекать народ от молитвы.
    Примерно, если грубо сравнивать, так рассуждал и апостол Павел, обращаясь конкретно только к жителям конкретного портового города. Там у него длинные рассуждения о главенстве мужа, о недопустимости жене открывать рот перед мужем, о недопустимости учительствовать и др.

    Много раз уже многие наши священники пытались растолковать, что именно имел ввиду апостол Павел. А мы всё цепляется за этот отрывок. Найдите, например, объяснения священника Константина Пархоменко. Он очень хорошо растолковывает нам, что это лишь один из обычаев повседневной жизни древнего Востока, и не стóит придавать такого уж сильного значения всему этому. Мы напридумывали себе сами, вернее, нам пытаются все эти ненужные и неважные для Бога суеверия зачем-то навязать. Мы в нашей стране в последние сто лет веру нашу настоящую заменили суевериями, обрядоверием. Слишком уж огромное значение придаём навязанным нам не нашим «традициям». Внутреннее заменили внешним.
    Никто никогда нигде, даже сам Господь, не говорил больше об этих платках. Только апостол Павел и только жителям одного портового города…

  • Тверь

    Ирина, апостол Павел так и сказал: «…только жителям одного портового города»? А не «всякая жена, молящаяся или пророчествующая…»?
    Апостольству свойственно охватывать большие земные и духовные территории, писать послания к семи Церквям, ходить пешком из Иерусалима до Греции, Армении и далее…

    А платки никто и не навязывает носить, лишь бы голова была покрыта: у нас в Храме одна дама всегда в шляпе с широкими полями и маску снимает только когда подходит к Чаше во время Причастия. Ей не делают замечание, потому что никто ничего не навязывает, и это не является нарушением церковных канонов. Ей, наверное, самой должно быть не удобно, но кто же знает. Потому, что прикладываться к иконам не только физически не удобно в шляпе, но ещё и видя на иконе кроткий женский лик с покрытой полностью головой. Далеко не все святые были родом из восточных стран, но головной убор на иконах святых жен всегда один — покрытие из ткани. А по нашему платок или шарф.

  • Тюменская область

    Наталья, спасибо большое, так хорошо Вы объясняете. Согласна с Вашими словами от и до.

  • Тверь

    Спасибо, Екатерина. Хорошо, если кому-то на пользу). Я тоже здесь на сайте многому учусь, здесь очень большое количество хороших и познавательных публикаций. С интересом читала Ваши с отцом Георгием диалоги (о евреях и старообрядцах). Вы хорошо ориентируетесь в исторических событиях, а для меня это всегда было проблемно, потому, что я не знаю кому верить.
    Хорошо, что есть этот сайт, где точные и верные ориентиры можно получить, благодаря отцу Роману, авторам сайта и уважаемой Редакции.

  • Нижний Новгород

    Ирина, мне тоже очень не хочется носить платок, но святые отцы вслед за апостолом Павлом велят его носить. Вот что говорит свт. Иоанн Златоуст касательно этого больного вопроса:
    «Может быть, кто-нибудь станет недоумевать и спросит себя: какая вина в том, если бы жены открывались, а мужи покрывались? В чем здесь состоит вина, можешь видеть из следующего. Мужу и жене дано много различных знаков, одному – власти, а другой – подчиненности, между прочим и тот, чтобы жена покрывалась, а муж был с обнаженной головой. Если же таковы знаки, то оба они погрешают, когда нарушают благочиние и заповедь Божию, когда преступают собственные пределы, муж ниспадая до уничижения жены, а жена возвышаясь своим внешним видом пред мужем. Если им непозволительно изменять свою одежду, т. е. жене одеваться в мужское платье, а мужу надевать женскую одежду и покрывало, – «на женщине не должно быть, – говорит (Писание), – мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье»(Втор.22:5), – то тем более непозволительно меняться одеждами. Это узаконено людьми, хотя после и утверждено Богом; а то происходит от самой природы, т. е. чтобы одна покрывалась, а другой не покрывался. Под именем природы я разумею Бога, потому что Он есть Создатель природы. Потому если ты преступишь эти пределы, то, смотри, сколько произойдет вреда. Не говори мне, что это преступление – маловажно; оно велико и само по себе, потому что оно есть преслушание: а если бы и было маловажно само по себе, то оно велико потому, что касается знака великих предметов. А что (этот знак) велик, видно из того, что он производит благоустройство в роде (человеческом), представляя в надлежащем виде начальствующего и подчиненного; поступающий же против этого приводит все в смешение, лишает себя даров Божиих, унижает честь, дарованную ему свыше, и не только муж, но и жена. Ведь и для нее большая честь – сохранять свое место, а напротив постыдно – выходить из пределов. Потому (апостол) и говорит об них обоих: «всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову»(1Кор.11:4–5).»

    https://bible.optina.ru/new:1kor:11:02#svt_ioann_zlatoust

    Почему мы должны больше доверять священнику Константину Пархоменко, а не свт. Иоанну Златоусту?

  • «Потому, что прикладываться к иконам не только физически не удобно в шляпе..»

    Наталья, эта дама, видно, где-то слышала, что нельзя входить в храм с непокрытой головой. Вот и ходит в шляпе. Далеко не каждая женщина носит платки в повседневной жизни. Многим они мешают, многих уродуют. У нас тоже одна женщина и зимой и летом ходит в своей шляпе. Однажды пришла в платке — её никто не узнал, он ей совершенно не идет. Можно, конечно, плюнуть… Но не каждая хочет стоять на молитве перед Господом с втянутыми плечами, забившись в дальний угол (знаю и таких).

    Склоняюсь больше к тому, что все эти платки — это больше дело личного вкуса и личных предпочтений каждой женщины. Но никак не относится к православным традициям.

    Очень хорошо обо всём этом говорит священник в этом видео:

    «Про брюки и платки» на YouTube-канале «Свято-Никольский монастырь».

  • Не хочу вмешиваться в вашу очень интересную беседу. У меня только одно замечание по поводу слов Ирины: «Склоняюсь больше к тому, что все эти платки – это больше дело личного вкуса и личных предпочтений каждой женщины. Но никак не относится к православным традициям». Платки не только относятся к православным традициям, но для современных женщин являются маленьким шагом к духовному восхождению (как ни смешно это звучит). А духовное восхождение не связано с личным вкусом и предпочтениями. Скорее любой самый маленький «подвиг» будет противоречить и вкусу, и предпочтениям. За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Пс. 16: 4).

  • Нижний Новгород

    Ирина, желание больше доверять священникам проповедующим свободу в одежде, вполне понятно. Люди, которые говорят то, что нам хочется услышать, всегда вызывают большую симпатию и доверие, чем говорящие что-то неудобное для нас.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести, в преодолении болезни:

    Ирина (08.02.2023 в 22:43). … «Склоняюсь больше к тому, что все эти платки — это больше дело личного вкуса и личных предпочтений каждой женщины. Но никак не относится к православным традициям». И напоминание для таких «ирин»: «… греховность в аду» (благочестник).

  • Милые женщины, простите ради Бога, что я поднял тут эту тему с платками. Конечно, каждая вправе носить то, что она хочет. Лишь бы это выглядело достойно и эстетично.

    Однажды я был свидетелем, с каким неприятием смотрели на группу наших паломниц в итальянском Турине. Выстроились в очередь и потихоньку продвигались к залу с Плащаницей. В одном ряду итальянцы и местные жители, в другом — паломники. Наши выглядели, как цыганский табор — в цветастых платках, порой ярких и аляпистых, в брюках (так как с дороги), поверх которых юбки, либо в длинных юбках и куртках. Прилично и со вкусом одетые итальянки выглядели на нашем фоне гораздо достойнее. В их глазах можно было прочитать недоумение и неприятие к нашей группе. Они шли в храм, как на праздник. А наши — как на огород, прошу прощения. Так зачастую и в наших храмах — пестрота, рюши, яркие цветы и узоры, цветастые платки.

    Если уж платок, то белый. Как к самому дорогому гостю. И покрывать по настоящему, а не чисто символически, кто — как на стройке штукатур, кто — как на огороде, у кого намотано, у кого подвязано, у кого на затылке, у кого на носу… тогда уж, как у старообрядцев — любо посмотреть.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести, в преодолении болезни:

    Подтверждение. Люди (будь даже это священнослужитель в своей (временной) негодности), которые говорят то, что нам хочется услышать, всегда вызывают (на некоторое время во временной жизни земного пребывания) большую симпатию и доверие, чем говорящие что-то неудобное для нас. Но горестно будет пребывание в аду из-за своей греховности.

  • Тюменская область

    Александр, а почему Вы считаете, что именно из-за одежды на нашу группу паломниц смотрели с неприязнью? А паломники мужского пола там были? Они-то точно смотрелись не хуже импозантных итальянцев? Хотела спросить ещё и про батюшек, отличались ли наши батюшки от тамошних, да вспомнила, что сейчас они в основной массе почти уже от западных не отличаются: бороды аккуратно и очень коротко пострижены, как и волосы, а рясы, бывает, и не бывает. То ли батюшка, то ли пастор, то ли мирянин. У нас вот вокруг именно такие батюшки. Разве что старенький попадётся бородатенький, но таких я только в интернете вижу… А вообще, конечно, не по себе, когда судят тебя по манере ношения платочка, а в итоге приязнь или неприязнь. можно относиться к окружающим в храме, как к ближним, родным, тогда легче будет прощать наши внешние недостатки.

  • Александр, судя по Вашей зарисовке, наши паломницы не привыкли носить юбки и платки – юбки надели поверх штанов, а платки навертели как смогли от непривычки. Смысл же не в том, чтобы в нужный момент притвориться благочестивыми, а потом с облегчением сбросить маски. Смысл в том, чтобы постараться измениться – и внешне, и внутренне. Думаю, у старообрядцев, о которых Вы говорите, есть навык ношения подобающей одежды – не только в Храме, но и в повседневной жизни. У нас этот навык утрачен (как вообще было для большинства утрачено всё, связанное с православной традицей), но никто не запрещает возродить его – хотя бы в собственной жизни.

    Конечно, итальянки, пришедшие в Храм в той одежде, в которой они привыкли ходить, выглядели гораздо естественнее.

  • Нижний Новгород

    А вот интересно, если бы поклониться Плащанице пришёл настоящий цыганский табор, на него бы тоже смотрели с неприязнью? Для цыганок цветастые платки и юбки в пол — обычная повседневная одежда. И, надо сказать, смотрятся они в ней гораздо лучше, чем наши женщины в штанах. Конечно, платок со штанами так же несочетаем, как шляпа с валенками.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.