В Неделю пятнадцатую по Пятидесятнице
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Евангелие от Луки, 5:1-11
Человек – странное дело – предмет ловли. Апостолы – ловцы человеков в невод веры и жизни вечной. Почему же так? Потому, что есть ловец противоположный – диавол с клевретами своими; он ловит неверием в вечную погибель. А как человек свободен, то привлекать его на ту или другую сторону можно свободно, представляя ему привлекательную истину духовной жизни или обольстительную ложь чувственности.
Христос и апостолы так и делают; диавол делает свое: раскидывает обольстительные виды чувственности – увеселения, бесстыдные и скверные лица женские, пищу, питье, наряды и прочее, прочее. И в этой жизни взору духовного наблюдателя легко различить блаженных пленников Христа и несчастных пленников диавола. Одни с радостию приметаются во дворех дому Бога своего – другие с радостию идут в сатанинские увеселения и отвращаются Церкви; одни сочетались Христу – другие диаволу. Его способы уловления: гневом, завистию, скупостию, ненавистию. Диавол так тесно соединяется с душою человека для погибели его, что человек и не замечает того: все страсти, все греховные наклонности приписывает одному себе и даже отвергает бытие злых духов, вопреки Священному Писанию, где ясно говорится об них. И это делают люди плотские, которые едва ли начинали жить духовною жизнию: они хвалятся знанием того, чего вовсе не знают, и оспаривают это у людей знающих – у людей, ведущих духовную жизнь и брань с бесами.
А бесы так тесно соединяются с человеком, что делаются одно с человеком: человек и мыслит, и желает, и делает иногда то, чего мыслит, желает и делает диавол; тогда как, напротив, христианин, прилепляющийся к Богу, делается один дух с Господом (1 Кор. 6: 17) и мыслит, желает, делает то, что в нем мыслит, согласно с ним, желает, делает Господь. Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить… (2 Кор. 3: 5). Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2: 13). А в людях века сего сатана производит хотение и действие…
Праведный Иоанн Кронштадтский
Дневник. Том III. 1859-1860
Сайт «Ветрово»
5 октября 2024