В чем смысл праздника Вознесения Господня? Некоторые спрашивают: «Почему мы празднуем Вознесение, ведь Господь улетел от нас на небо, это ведь расставание, разлука, то есть, что-то печальное». Но евангелист пишет, что после Вознесения апостолы возвращались с горы Елеон с великою радостью (Лк. 24: 52). Не было горечи разлуки и они не чувствовали себя покинутыми, потому что Учитель сказал им: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20), и они ощущали это незримое присутствие Господа Иисуса Христа.
Вознесение Господне стало завершением Его великого дела по спасению человечества. Как мы отмечаем начало этого спасительного дела Христова в празднике Рождества, и даже еще ранее, в празднике Благовещения, так мы отмечаем и славное завершение этого дела, которое произошло в день Вознесения Господня. Триумфом Его было Воскресение из мёртвых, которое Господь совершил ради нас и показал, что как Он воскресил Свое человеческое тело, так воскресит и наши тела. А в Своем Вознесении Иисус не просто поднимает Свое тело, но через него возносит всю нашу человеческую природу на ту высоту, которая предназначена была ей при сотворении мира.
Через грехопадение Адам и Ева и последующие поколения людей низвергли творческую природу с высоты в греховную грязь, Господь же возводит ее на более высокое место, чем даже находился Адам. В Писании сказано, что телесно Господь пребывает одесную Бога (1 Пет. 3: 22). Это наивысшая степень приближения человеческой природы к Богу и тот путь, который Господь открыл нам через Свое Вознесение.
Как говорят святые отцы, вознесшись на небо, Христос тем самым показывает, что наша настоящая жизнь не здесь, наши интересы не на земле. Здесь мы, по слову апостола, только «странники и пришельцы» (1 Пет. 2: 11), а подлинное наше жительство — на небесах (Фил. 3: 20). И христиан ожидает не только воскресение по плоти, но и вознесение тоже, как апостол говорил, что мы будем подняты на облаке на воздух, чтобы встретить Господа (1 Фес. 4: 17), когда Он вернётся телесно. Это было обещано через ангелов апостолам в день Вознесения, когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1: 10-11). То есть так Он вернется в конце мира в Своем Втором пришествии, уничтожит антихриста, и закончится эта история зла, страданий и смерти в человеческом роде.
Вот это и мы празднуем сегодня – окончательное торжество завершения спасительного дела Господня, и то, что Он проложил нам путь на небо, как Он Сам сказал: Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я (Ин. 14: 4).
Но еще Господь Иисус Христос сказал, что пока Он не вознесется, Дух Святой не сойдет на верующих. Почему именно такая последовательность должна быть, мы не знаем, как говорил святитель Феофан Затворник, это тайна Божия. Но раз Господь сказал, значит, так оно и есть, и в действительности мы, не потеряв присутствия Господа Иисуса Христа, получили также и другого великого Ходатая, Утешителя, Духа Святого, Который очищает нас и освящает на пути, ведущем в Царствие Божие. Так что эта великая радость, которую ощущали тогда апостолы, пусть ощущается и в наших сердцах в этот день. Радость не только за Господа, но и за нас самих и за всех, кто любит Христа.
Иерей Георгий Максимов
25 мая 2923