Публикуется в сокращении
Пожалуй, этот праздник вызывает больше вопросов, нежели дает ясных ответов о его смысле. Если кратко сказать, то это у нас, наверное, один из самых загадочных праздников. Вразумительно, толком никто не может объяснить, что же мы в этот день празднуем. Какую битву выиграли, какую победу одержали, какое значимое событие произошло в этот день?
Если докопаться до истины, то в этот день произошло событие, от которого нам впору плакать и скорбеть. Это день, по сути, день разрушения исторической России. В этот день была провозглашена независимость Российской Федерации. Независимость от кого? От своей исторической территории, от своей исторической памяти, от своего великого наследия, по сути, от своего же народа и своих соотечественников. В результате этой акции 25% русских оказались за границей. Ничего себе праздничек! И нас бодренько заставляют его праздновать. Кто-то, видимо, очень хотел бы, чтобы этот день стал бы днем независимости от нашей национальной идентичности. В этом смысле этот праздник приобретает какие-то оккупационные черты.
Правильнее было бы называть этот день — Днём русской скорби, Днем погребения исторической России.
Понятно, что народ сам праздновать эту дату никогда не будет. Ее можно только установить сверху и манипулятивно поддерживать как «праздник». Это праздник оставляет в сознании какой-то вакуум, и наш долг наполнить его реальным смыслом. Коль его уж назвали Днем России, для нас это словосочетание не может быть безразличным. И у нас есть два варианта: просто игнорировать, не замечать его (пассивная позиция) или наполнить этот праздник нашим исконным смыслом. И, слава Богу, для этого дня есть замечательная историческая подсказка. В этот день родились два великих исторических деятеля. Первый – святой благоверный великий князь Александр Невский.
Великий князь в последние годы осознан нами как олицетворение России, как Имя России. Как символично, что День России совпадает с Днем рождения того, кто признан именем нашей страны. Так давайте в этот день во всех местах, связанных с его именем, почтим память святого Александра Невского: в Переяславле-Залесском, где он родился, в Городце, где он преставился, в Новгороде, где он княжил, в Санкт-Петербурге, где покоятся его мощи, а также во всех храмах, посвященных его имени.
В этот же день родился и другой державный правитель Русской земли – Император Петр Великий, который также вошел в пятерку лидеров на звание Имя России. Для нас он основатель Российской Империи, который возвел Россию на небывалую историческую и политическую высоту; при котором двуглавый орел Российского государства расправил крылья от Запада и до Востока.
И также в этот день мы вспоминаем мученическую кончину престолонаследника Российской Империи Великого Князя Михаила Александровича.
В сумме эти три имени образуют полноту русской истории. Александр Невский – олицетворение древней Руси, Петр I – имперской России, великий князь Михаил Александрович – будущего России, так как именно он должен был быть следующим законным русским Царем. Три имени, которые составляют краткий конспект русской истории, соединились в день, который назван Днем России. Тут есть о чем задуматься…
Господь, попустив этот праздник, открывает нам совсем иной его смысл. Я бы назвал этот день Днем Имперской России, Днем будущей России. В этом случае вакуум праздника наполняется неожиданным для его создателей содержанием. В частности, становится реальным фактом празднование дня памяти Великого князя Михаила Александровича. Это уже стало устойчивой традицией в Перми. Здесь в этот день проходят памятные торжества, а именно, «Романовские чтения», Крестный ход из Троицкого Стефанова монастыря к месту расстрела Великого князя в мотовилихинском лесу. Этот праздник имеет городской статус в Перми.
В 2010 году администрация Локотского района Брянской области также решила провести впервые праздник памяти князя Михаила Александровича в его имении в усадьбе Брасово.
Также возникают новые инициативы празднования этого дня в разных местах России.
Мы являемся свидетелями и участниками рождения нового праздника – Дня России. И это, в общем-то, наш русский национальный ответ на навязываемый праздник, его новое осмысление. Нам предлагают праздник с одним смыслом, а мы будем праздновать его с другим смыслом, наполненным исторической памятью и устремлением в будущее России.
Протоиерей Геннадий Беловолов
Русская народная линия
2010
Спорной представляется мысль о том, чтобы связать «День России» с днем рождения Петра Первого. Но интересно то, что император родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского — в его честь в Петербурге и был построен Исаакиевский собор, вокруг которого в последнее время ведётся столько споров. Преподобный Исаакий был скромным монахом, пустынником, но в дни засилия ереси ариан не побоялся вступить в спор с самим императором, сторонником арианства. Имя преподобного Исаакия напоминает нам о том, что смирение — не синоним робости и безгласности, а, напротив, может соседствовать с дерзновением. День его памяти — 12 июня.
Странно, что о. Геннадий ( Беловолов ), долго служивший в Санкт-Петербурге, забыл вспомнить, днем памяти какого святого является 12 июня. Преподобный Исаакий Далматский был посредником между Богом и царями. Пренебрегший советом святого император Валент сгорел, а исполнявший волю святого царь Феодосий Великий процветал. Очень хорошо, что день России выпал на эту дату. Она должна напоминать современным царям России о том, как им следует поступать.
12 июня — престольный праздник Исаакиевского ( царского ) собора. Ближайшие к Царским вратам алтарные иконы святых в этом храме — это иконы преподобного Исаакия Далматского и святого царя Александра Невского. Царь Петр Первый чтил преподобного Исаакия Далматского и возводил храмы в его честь. Наверное, неслучайно, что главный храм Российской Империи был назван в честь этого святого, а первый русский император родился в день его памяти. Надеюсь, что новая Россия, родившаяся тоже в этот день, будет послушна Богу и Его святому посреднику.