В Неделю двадцать первую по Пятидесятнице
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Евангелие от Луки, 8: 26-39
Сила бесовская может быть очень страшной. Она может угрожать существованию каждого человека и всего человечества, чтобы не думал кто-нибудь, что если он живет без Бога, то как-нибудь сам справится с жизнью. Как только человек оказывается без Бога, он оказывается с диаволом. А до какой степени простирается эта власть бесовская, мы видим на примере бесноватого и всей страны Гадаринской, в которой находится этот несчастный. Эта власть абсолютна — человек живет в безумии, не одеваясь в одежды, обнаженный от всего разумного, доброго. Не говоря уже о том, что он лишен благодатного. И живет не где-нибудь, а в гробах. Самое подходящее для него жилище — пещеры, куда клали умерших людей, прикосновение к которым означало нечистоту для живых.
Он настолько во власти бесов, что его уже не существует. Как тебе имя? — спрашивает Господь. «Легион», — отвечает этот человек, вернее, бесы уже за него отвечают. Всякий раз, когда человек отступает от Бога, он теряет самого себя, свою личность. И в его жизни непременно действует диавол, замечает это человек или нет.
Об этом бесноватом сказано, что он терроризировал на дорогах всех, кто проходил мимо, как могут терроризировать какие-нибудь бандиты, которые потому бандиты, что они бесами одержимы. Где нет присутствия Божия, эти бесы и эти люди ведут себя предельно нагло: они унижают окружающих, будучи сами унижены владеющей ими силой бесовской. А там, где присутствие Христово, они дрожат от страха, униженно просят, как преступники перед судом, чтобы каким-то образом участь их была смягчена.
Господь показывает нам, что зависимость человека, народа, всего рода человеческого от власти бесовской может быть предельной. Обратим внимание на то, что эти существа являются не только чудовищно сильными, но и крайне свободолюбивыми. Для них непереносимо какое-либо ограничение их свободы. Они разрывают железные цепи, которыми их связывают, любые путы, потому что они хотят жить свободно. Вся культура, духовность нашего времени направлена на то, чтобы воспитать человека абсолютно свободным, независящим ни от каких ограничений, чтобы никто и ничто им не управляло. И чтобы власть бесовская над ним была полной.
Такова свобода, которую провозглашали в 1917 году, и такова свобода, которую провозглашают сейчас, — человек готов рвать как цепи любые преграды, только бы достигнуть ее. Никаких заповедей, нравственности, власти — никаких границ не существует. И бежит человек в безумии, гонимый бесом, в пустыню.
«Что мне и Тебе, Сыне Божий?» — спрашивают бесы, которые видят перед собой Бога. «Что общего между Тобою и нами?» Действительно, что общего между светом и тьмой, что общего между Христом и велиаром? Нет ничего общего. Между бесами и Богом ничего общего нет. А между человеком и Богом всегда есть общее. В каком бы состоянии ни находился человек, есть что-то общее у человека с Богом. И Бог хранит человека, несмотря на то, что он попал под власть бесов, не оставляет его до конца.
Нет ничего общего между Богом и свиньями — этими грязными, чавкающими, жадно пьющими и жрущими существами. Бесы хотят, чтобы люди стали свиноподобными, тогда можно будет в них вселиться и погубить. Чтобы люди стали скотским стадом, каким хотят сегодня сделать у нас весь народ, чтобы вселились бесы в это стадо, и оно бросилось с крутизны в воду и потонуло. Весь род человеческий хотят бесы погубить.
Мы видим, какая у них сила и какая ненависть к человеку. Смысл их существования — уничтожить и разрушить. Не удается уничтожить этого человека — так хотя бы его свиней, то, что ему принадлежит. Может быть, через это удастся восставить человека против Бога? И, оказывается, удается. Целая страна, оттого что она теряет свое благополучие, восстает против Бога.
Мы не только должны увидеть силу Божию, но удивиться, как велика любовь Господня. В одно мгновение погубил бы диавол каждого из нас и всех вместе. И, кажется, есть основания ему иметь власть над людьми за их грехи. Но любовь Божия ставит предел этой ненависти к человеку. Любовь Христова не оставляет человека, несмотря ни на что.
Будем всегда знать это — не отвлеченно, а реально, глядя на то, что происходит сегодня с нашей страной. Потому что самое ужасное — это, конечно, не внешние бедствия, не голод и нищета, а беснование людей. Людей хотят превратить в скот, чтобы они полностью принадлежали бесам. Но любовь Божия все равно все превосходит — вся власть у Бога. Ничего не может сделать сатана без позволения Божия ни в одной ситуации. Если обратится человек или весь народ с искренним сердцем ко Господу, то все сразу переменится, как переменилось с этим бесноватым человеком.
Мы видим, что человек одетый, осмысленный, как сказано, сидит у ног Христа. Разумный человек, который владеет собой, который становится самим собой. Сейчас мир больше ни о чем не говорит, кроме того, как человеку стать самим собой — то есть свободным человеком, не зависимым ни от чего. А оказывается, человек может стать самим собой только тогда, когда он человек Божий. А когда он от Бога отрекается, мы видим, какой свободы он достигает, и насколько он теряет себя.
У каждого человека разные степени этой утраты самого себя, но, в конце концов, не может быть середины: либо человек должен стать Божиим, либо он должен остаться с диаволом навсегда, на веки вечные.
Мы видим, что весь народ этой замечательной страны, после того как пастухи, увидев произошедшее, побежали и рассказали им обо всем, выходит навстречу Христу, охваченный страхом, и просит Его удалиться от этих мест. Чего они боятся? Во-первых, им страшно, что они потеряли имущество, все свое материальное богатство. Но они охвачены еще и другим, тоже понятным страхом. Они еще все-таки люди, не полностью во власти бесовской, и у них есть тот страх, который был некогда у Симона Петра. Когда Господь явил чудо с ловлей рыб ему, он пал к ногам Христовым и сказал: «Отойди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Нет, они еще не исповедуют себя грешниками — это же языческая страна, потому там и свиньи есть — но Господь, идя по земле, уже достигает и этого мрака.
Что же происходит с исцеленным человеком? Никогда, ни за что, ни на одно мгновение он не хочет больше расставаться с Господом. Он хочет быть вместе с Его учениками и идти туда, куда Господь идет. Но Господь не берет его с Собой, чтобы он снова шел в ту самую Гадаринскую землю, где раньше был, и рассказал, что Христос совершил для него. Ему страшно подумать, что он снова окажется среди этих свинолюбивых людей, которые отвергают Христа, просят удалиться Его из этих мест. Но Господь тем не менее посылает его туда, чтобы он проповедовал, как милостив Бог, какие великие чудеса Он может совершать там, где, кажется, все безнадежно.
Неужели не все еще потеряно, скажем мы сегодня, неужели не все еще кончено с нашей Гадаринской страной? Несмотря ни на что, ни на какое беснование, которое было и продолжается сегодня, несмотря на все большее изгнание Христа из нашей страны, несмотря на то свинство, которое все более распространяется среди народа, Господь не оставляет нашу страну, а посылает сюда людей, которых Он исцелил, которым Он дал узнать, как велика Его сила и милость, с проповедью о том, что не все еще потеряно.
Пример этого исцеленного бесноватого вдохновляет. Мы должны быть готовы, если Господь даровал нам узнать истинную жизнь, предпочесть дарам утешения, дарам благодати всегдашнего пребывания с Ним — путь в ту землю, где на самом деле ад, чтобы привести находящихся там к Богу людей. Господу возможно все переменить там, где, кажется, уже нет надежды. Какие бы препятствия ни вставали на нашем пути, Господь говорит, что Он все содержит Своей властью. Он посылает этого человека в страну, которая только что отвергла Его, чтобы просветить всех светом истины, чтобы, когда придет время, и этим заблудшим даровать спасение.
Чудо сегодняшнего Евангелия — то, что Господь может совершить с каждым человеком и со всем человечеством — раскрывается в полноте в тайне Креста Христова и Его Воскресения. Каждый из нас призывается исполнить замысел Божий о себе, быть участником воли Божией, которая хочет всем человекам спастись.
Протоиерей Александр Шаргунов
Из книги «Евангелие дня» (СПб.-М.: Отчий дом, 2018)
Спасибо!