Вместо поздравления
Хотя отрадно получить телеграфное или коротенькое письменное поздравление с праздниками и Н<овым> Годом, так как в этом сказываетcя добрая память от друзей, но все же грустно делается, что вот прочитал две-три строчки телеграммы или письмеца и тут же разорвал их и бросил в корзину, оставив лишь конверт для обратного ответа. Совсем иное дело, когда читаешь большое письмо: в нем есть о чем задуматься; из него видишь, чем интересуется твой друг; понимаешь, чем он хочет поделиться с тобой в эти необычайные праздничные дни. Конечно, всего не выскажешь и в письме; но — неизмеримо больше, чем в телеграмме и чем в обычных кратких поздравлениях, вроде такого: «С любовью поздравляю с великими днями, желаю» и прочее… И по необходимости эти приветы каждый год бывают почти тождественны. Иное дело — обмен мыслями, переживаниями и своими заветными думами, вызываемыми данным моментом, которые каждый год бывают иными в зависимости от современной жизни.
Поэтому и Св<ятейший> Патриарх пишет нам свои послания на праздники; а в славянских странах всякий архиерей посылает своей епархии особые обращения.
Мой опыт показывает пользу и интерес, когда я пишу такие же приветы. Я немало получал за эти годы благодарных ответов; а кое-где их печатали за границей в местных органах или переписывали и посылали своим друзьям.
Поэтому и в нынешний год осмеливаюсь поcылать своим друзьям письменное приветствие «вместо поздравления» телеграммой или коротеньким письмецом.
*
Читая не раз проповеди на Рождество, я очень часто сталкивался, наприм<ер>, с такого рода мыслями:
«Вот уже прошло 2000 лет с тех пор, как ангелы пропели пастырям вифлеемским свою славу: „Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение“; но мира и ныне нет на земле. Вот и теперь войны и угрозы войнами; и теперь вражда»; и так далее. А эмигранты (я тоже был в их числе) говорят: «Вот и еще год мы провели вдали от родины…» И все вообще мечтают о том времени, когда наконец люди раскуют, по словам пророка Исаии, мечи свои на орала и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча (Ис. 2: 4. — Ред.); и ляжет лев вместе с ягненком, — и прочее.
Хорошо, что люди желают этого времени. Но меня всегда удивляла такая постановка вопроса об ангельской песни, что вопреки ей проповедники говорят о том, будто мира нет и не было доселе, а что он когда-то придет после. Причем, под миром разумеют здешний земной мир, благоденствие, отсутствие вражды и войн. А это благоденствие придет путем естественных усилий человечества и пр.
Если все эти рассуждения были бы правильны, то для христианства был бы нанесен огромный обвинительный удар в БЕССИЛИИ его осуществить ангельское, — а лучше сказать: Божественное — благовестие в мире. В самом деле: если в течение этих 2000 лет христиане не имели мира, то, значит, христианство «не удалось», — как говорили в дни нашей еще молодости и повторяют теперь. Значит, ангелы солгали и обманули человечество, говоря, что с рождением Христа уже «наступил», пришел, начался, по крайней мере, этот желанный мир. А если в течение этих двух тысяч лет никто не имел мира, то какое же основание для верующих людей надеяться на то, что это благовестие мира исполнится в будущем? И потому мне кажется, что такие проповедники подрывают веру христианскую в обещание мира людям. Этого не может быть. Это понимание ангельского благовестия ложно! И нам, христианам, нужно смотреть иначе как-то; а проповедникам таким пора перестать говорить такие подрывные речи.
Не может быть, чтобы слова ангелов оказались ложью. Да и не одних ангелов, а Самого Христа Спасителя, Который говорил о том же. Он Сам говорил: Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11: 28). И перед Своими страданиями и смертью, на Тайной вечери, Он еще сильнее подтвердил это: Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14: 1. — Ред.). Я иду от вас, но мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам (Ин. 14: 27. — Ред.). Да не устрашается же сердце ваше и не смущается (Иоанн, 14 гл.). И в то же самое время Господь заранее предупреждает Своих учеников, что их ожидают скорби: Изгонят вас из синагог (Ин. 16: 2. — Ред.); ненавидит вас мир (Ин. 15: 19. — Ред.), и будет ненавидеть. Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16: 2. — Ред.). И однако же дает Свой мир (Ин. 14: 27. — Ред.). И нигде не обещал Господь, что не будет войн и бедствий… Кто же из нас, христиан, не знает пророчеств Его об этом. Значит, нужно совместить и понять совместимость мира с земными бедствиями: так учил Господь, так учили и апостолы. В их посланиях Бог часто называется Богом мира (Флп. 4: 9; Фес. 5: 23. — Ред.), Богом любви и мира (2 Кор. 13: 11. — Ред.), Господом мира (2 Фес. 3: 16. — Ред.) и т. д. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь… Не заботьтесь ни о чем… И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4: 4. — Ред.). А пишет Ап. Павел эти учительные слова из тюрьмы римской, в ожидании возможной казни. И собственным примером он показывает, что мир в его душе был и есть… умею жить в скудости и изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 12-13. — Ред.).
И про первых христиан мы читаем в Деяниях: Все верующие были вместе и имели все общее… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа (Деян. 2: 44, 46-47. — Ред.).
Вот какой мир был в сердцах христиан. И затем во весь двухтысячный период христианства истинно верующие и благочестивые христиане имели этот мир Божий, мир Христов, обещанный апостолами мир. И верующий православный наш народ имел и доселе имеет этот мир. Для примера возьмем хотя бы преподобного Серафима Саровского. Разве мы можем представить его себе каким-нибудь тоскующим, печальным, унылым, расстроенным, ропщущим, недовольным? Никак. Наоборот, он стоит в наших глазах как радостный, мирный и других радующий и утешающий. В акафисте ему читаем: «Никтоже от тебе тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих». И от других старцев Руси нашей, особенно Оптинских — Льва, Макария, Амвросия, Анатолия, Нектария и других, — шел такой же дух мира. И другим прп. Серафим давал наставления о мире: «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи».
А Батюшка о<тец> Иоанн [Кронштадтский] ставит прямым признаком христианина, живущего в Боге, мир сердца. Если же мира нет, то человек в искушении врага, против которого нужно принимать немедля меры.
Вот как Церковь наша понимала и осуществляла ангельское благовестие о мире: она знала и знает, что мир Христов — совсем не земной мир, a Божий, Христов, благодатный, мир от Духа Святого, Который и назван Господом Духом Утешителем: Если любите Меня, соблюдайте Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого (после Христа) Утешителя, да пребудет с вами во век; Которого мир не знает; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14: 16–17. — Ред.). Вот какой источник мира был и есть и будет. Поэтому и мы доселе молимся: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины … Сокровище благих … прииди и вселися в ны…» И приходит в душу каждого христианина и утешает, умиряет его. Это мы знаем по опыту и доселе, когда сердце наше чисто, и когда мы соблюдаем заповеди Христовы, или каемся во своих грехах. И вообще живем в Церкви Божией. И тогда земные условия жизни не могут поколебать этого мира.
А если мир земной не имеет мира в душе, то это происходит от того, что не хочет принять Его, потому что не видит Его и не знает Его (Иоанн, 14, 17 гл.). И если и проповедники христианские доселе говорят, что мира на земле нет, то это явный признак, что они «не знают» по опыту своему мира от Утешителя Духа; и путают мир земного мира с миром Христовым, Утешителевым: …а если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, не Христов (Рим. 8: 9). Все опытные христиане знают Духа Христова. Вот недавно я прочитал слово на Рождество Батюшки о. Иоанна Сергиева [Кронштадтского]. Выпишу из него: он так и учит.
В заглавии его он ставит слова ангельской песни: «Слава в вышних Богу и на земли мир». Дальше говорит: «Кратка песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне удивилось все естество ангельское, по словам Церкви».
«Но где же мир на земле… В самом Иерусалиме… не было мира… Во всемирной державе римской в то время не было мира… Всякое беззаконие и скверна вьявь творились… Вражда, междоусобицы, нестроение царили повсюду… В последующие времена было не лучше: страшные гонения на верующих во Христа в продолжение трех столетий залили всю землю кровью христианских мучеников… И в наши времена потрясаются общества: продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, ереси и расколы… Где же мир на земле, возвещенный ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов?… Весь мир во зле лежит, — сказал апостол (1 Ин. 5: 19)».
И на эти собственные вопросы благодатный церковный проповедник отвечает: «Вот тайна, воспетая ангелами: с пришествием Сына Божия на земле воцарен мир сначала в малом избранном стаде: в Церкви Его, в апостолах; … а потом во всем царстве благодати, или в Церкви Его, распространившейся по всей земле. Да, братья, на земле основано Господом целое Царство мира Божия… Это Царство есть святая, православная апостольская Церковь…» Откуда же в ней мир? И какой это — мир? «В Церкви, — объясняет о. Иоанн, — всегда (слышим ли?) почивает мир и радость о Духе Святе, благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца. Правда, Церковь Божия на земле всегда была под крестом, всегда гонима, озлобляема; но, тем не менее, она всегда обладала внутренним благодатным миром, даже среди величайших гонений; потому что в ней всегда был и будет Бог, избавляющий ее от всех бедствий, по слову Своему, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). И потому всякий истинно верующий и исполняющий заповеди Христовы, всякий истинно кающийся грешник имеет внутри себя мир Христов, которого никакие внешние треволнения мира нарушить не могут, если он сам своею волею не вступит на путь беззаконий и греха», коими отгоняется благодать Духа Утешителя…
Это и есть истинный мир Христов. Это Царство мира — не от мира сего, — как сказал Господь Пилату; оно — от Него Самого, от Духа Божия.
Христос есть мир наш, — сказал великий Апостол (См.: Еф. 2: 14).
* * *
Примечание. Это поздравление Владыка рассылал своим друзьям, как это явствует из предисловия (именно таким образом оно и оказалось в фонде Н.А. Павлович). Но это же послание в конце 1950-х — начале 1951 г. стало «камнем преткновения» и одним из поводов удаления Владыки из Риги и причиной ухудшения отношений с Патриархией. Рассылая это поздравление-проповедь, митрополит Вениамин не считал, что он совершает какое-то каноническое нарушение. Оно, как свидетельствует уполномоченный, распространилось по всей епархии. Интересно, что самим уполномоченным оно было истолковано как «прямой антисоветский выпад и выпад против деятельности Московской Патриархии» в деле борьбы за мир (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 831. Л. 9). Примечательно, что еще ранее в отчете за 4-й квартал 1950 г. от 10 января 1951 г. уполномоченный А. Сахаров пишет о визите к нему митрополита Вениамина в ноябре 1950 г., во время которого митрополит сказал, что «состояние мира не зависит от воли людей, за мир нельзя бороться, за него только можно молиться. В частности, он указал, что выступления митр. Николая (Ярушевича) по вопросам мира в той части, где он указывает, что „борьба за мир есть осуществление заветов Христа“, — канонически неправильна. Из других источников мне известно, что среди приближенного духовенства митр. Вениамин допускал более резкие высказывания против участия духовенства в международном движении за мир» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 712. Л. 157). Подобного рода высказывания содержатся и в письмах Владыки к Н. А. Павлович, относящихся к 1954 г.
Об отношении к этому посланию Патриархии можно судить по описанию личной встречи митр. Вениамина с патриархом Алексием во время пребывания Владыки в Москве 20-23 февраля 1951 г.: «Митрополит Вениамин имел с Патриархом <…> разговор о своем рождественском послании „Вместо поздравления“. Патриарх якобы не одобрил этого послания, заявив, что его содержание может быть понято превратно, и что оно вообще написано не соответственно духу момента» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 831. Л. 61).
В ГА РФ (Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 831), так же, как и в архиве ПСТГУ, имеется копия послания. Уполномоченный Сахаров пишет в Совет во внеочередном донесении №341/с от 19.01.1951 г. следующее: «В январе месяце 1951 года от органов МГБ ЛССР мне стало известно, что митр. Вениамин почтой и нелегальными каналами распространяет личное рождественское послание, в котором он резко выступает против деятельности Московской Патриархии РПЦ в ее борьбе за мир. Одновременно с этим <…> то же послание от имени митр. Вениамина было прочитано в январе 1951 года в Рижском Христо-Рождественском кафедральном соборе священником Симеоном Варфоломеевым (Митр. Вениамин в этот период, как и сейчас, был болен и в службе не участвовал). <…> Содержание настоящего послания Митр. Вениамина показывает, что он стал на путь прямых выступлений против дела мира. В своем послании он осуждает деятельность Церкви, и в первую очередь Русской Православной Церкви, в деле борьбы за мир. Своим посланием митр. Вениамин не объединяет всех верующих, как к этому призывает Патриарх Алексий, — „к деятельному участию в великом и святом деле борьбы за мир во всем мире“, а наоборот, — призывает уклоняться от участия в борьбе народов за мир, осуждает эту борьбу, пытается доказать, что мир на земле не возможен, чем прямо поддерживает поджигателей войны. Из содержания этого послания можно также сделать вывод, что аналогичные документы Митрополитом Вениамином распространялись и ранее, в том числе и за границей. Данное выступление Митр. Вениамина духовенством рассматривается как прямой антисоветский выпад и выпад против деятельности Московской Патриархии, и наиболее реакционной частью это принято с удовлетворением. <…> Считаю необходимым, учитывая активизацию антисоветской проповеднической деятельности митр. Вениамина, вылившуюся в прямое выступление против дела мира, — Митр. Вениамина из ЛССР — удалить. Учитывая, что за последние два года Митрополит Вениамин часто болеет (о чем, как правило, скрывает от Патриархии), в настоящее время также болен и находится в больнице, — было бы более целесообразным не переводить его в какую-либо другую Епархию, а ввиду старости и болезненности — направить на покой в монастырь» (Д. 831. Л. 8-9).
В ответ на донесение уполномоченного можно привести ряд возражений. Во-первых, в самом послании нет никаких «прямых, резких выступлений», даже не упоминаются ни Патриарх, ни Патриархия, ни митр. Крутицкий Николай. Более того: осенью 1955 г., после получения митр. Николаем правительственной награды за свою деятельность, митр. Вениамин официально обращается к уполномоченому И. А. Усанову по этому случаю: «Высокоуважаемый Иван Александрович! Высокопреосвященнейший Митр. Николай Коломенский и Крутицкий получил недавно от Советского Правительства награду за свою усердную деятельность в пользу мира, как своим участием во многих конференциях, так и пламенными речами. Я уже поздравил его лично. Но считаю своим долгом выразить глубокую благодарность и нашему правительству за то, что этой наградой оно отметило заслуги Митр. Николая: в этом проявилось благосклонное отношение не к одному лишь ему, но и ко всей Православной Церкви. Ведь он делал это от имени всех нас, — с послушанием Святейшему Патриарху и до сочувствия последнего богомольца. И потому награду эту воспринимаем и благодарим за нее все, как знак благосклонного отношения Правительства ко всему православному народу. Награда эта побуждает нас не только благодарить Правительство, но и увеличить содействие свое делу мира, как в своих речах и проповедях народу, так особенно и в частных и общественных молитвах о мире, — что составляет и нашу непременную обязанность, и является сердечным желанием всей нашей Церкви, которая ежедневно говорит в храмах: «О мире всего мира Господу помолимся»» (ГАРО. Ф. 4173. Оп. 4. Д. 8. Л. 52). Не исключено, что владыка Вениамин к 1955 г. стал более осторожен.
Интересно, что Рождественское послание митр. Венимина изначально не было воспринято Советом как антисоветский выпад: Г. Г. Карпов на полях донесения, напротив анализа Сахаровым содержания послания, сделал пометку: «из текста послания не видно», — и в ответе на донесение от 2 февраля 1951 г. пишет: «Послание Митрополита Вениамина носит поповско-богословский характер, и из него не вытекают те выводы, к которым Вы [Сахаров] пришли в своем письме от 19 января. Сообщите Совету конкретные случаи и содержание высказываний служителей культа, рассматривающих упомянутое послание как „прямой антисоветский выпад и выпад против деятельности Московской Патриархии“, и тех, кто принял выступление Митрополита „с удовлетворением“» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 831. Л. 7).
Из книги «Побеждайте молитвой!»: письма митрополита Вениамина (Федченкова) Надежде Павлович. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2020
Сайт «Ветрово»
11 января 2024
«Меня всегда удивляла такая постановка вопроса об ангельской песни, что вопреки ей проповедники говорят о том, будто мира нет и не было доселе, а что он когда-то придет после. Причем, под миром разумеют здешний земной мир, благоденствие, отсутствие вражды и войн. А это благоденствие придет путем естественных усилий человечества и пр.
Если все эти рассуждения были бы правильны, то для христианства был бы нанесен огромный обвинительный удар в БЕССИЛИИ его осуществить ангельское, — а лучше сказать: Божественное — благовестие в мире. В самом деле: если в течение этих 2000 лет христиане не имели мира, то, значит, христианство «не удалось», — как говорили в дни нашей еще молодости и повторяют теперь. Значит, ангелы солгали и обманули человечество, говоря, что с рождением Христа уже «наступил», пришел, начался, по крайней мере, этот желанный мир. А если в течение этих двух тысяч лет никто не имел мира, то какое же основание для верующих людей надеяться на то, что это благовестие мира исполнится в будущем? И потому мне кажется, что такие проповедники подрывают веру христианскую в обещание мира людям».
В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли. Ин 1:10
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
Евангелие от Иоанна — Ин 14:27
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его (Мф. 10:34–36).
Мир-Сам Христос, а не какой либо иной мiр или лицемерный мир ради безопасности и комфортного сосуществования между людьми в ущерб истины/