Письмо первое
Мир Вам!
Благодарю за искренние, теплые письма. Тронула Ваша забота о подруге. Очень Вас понимаю: находясь на Корабле, трудно глядеть на тех, кто за бортом, но в случае с Л., надеюсь, не так все плохо. Обе вы — матери, несущие ответственность за себя и своих деток, поэтому понятны переживания и волнения: душа ведь у каждого одна, а Вечность не знает предела. И, конечно, возникает вопрос — кому доверить свою душу?
Не собираясь доказывать, убеждать, спорить — напишу, что делал бы я, если бы искал Истину в той или иной конфессии. Взял бы для этого схематическую историю христианства (она сейчас предо мной) и стал думать — кому бы доверить свою ищущую душу. Конечно, хотелось бы быть с Господом Иисусом Христом, среди Его Апостолов (уж точно бы не ошибся!), но я опоздал почти на две тысячи лет. Господь Вознесся, а Апостолы разошлись проповедовать по вселенной, поставляя всюду епископов, обращая язычников ко Христу. Можно ли верить Апостолам? Еще бы! С Самим Господом ходили! Можно ли верить епископам? Еще бы! Их поставляли ученики Спасителя! Так и начало расти Древо христианства. Из года в год, из века в век. Не всё было гладко — были и еретики (уже в первые века — николаиты, савеллиане, новатиане, пелагиане — им же несть числа), но епископы — ученики Апостолов — отвергли их лжеучения. (Скажете, разные были епископы. Конечно, ибо все мы люди. Одни указывали, куда идти, и сами шли, а другие, ныряя во власть и роскошь, превращались в дорожные знаки — указывать указывали, а сами не шли. Не будем их судить и им завидовать: невелика честь и радость быть дорожным столбом. Это я пишу к тому, чтобы немощи раба (епископа, священника) не закрывали Лик Господа.) В шестом веке вижу стоящую особняком, отпавшую от основного Древа Ориентальную семью Древнеправославных Церквей (армяне, копты, сирийцы, но, так как сейчас они нас не интересуют — пусть себе стоят на отшибе). Подымаемся повыше — 1054 год — разделение Церквей. Лично я не понимаю, как может разделиться Истина — Христос, поэтому точнее термин — отпадение. Отпадение латинян от Вселенского Православия. Почему не Православия от Истины? Потому что следствие отпадения — дробление. Видели, во что превращается зеркало, когда упадет? В сотни осколков. Нет нужды перебирать каждый — нас интересует самый большой: протестантизм. Он рассыпался на такое множество организаций — не перечислить.
Помню, лет десять назад беседовал с молодым энергичным парнем. Никогда бы не стал его вразумлять, но он был так наивен в своей восторженности, что заскочил просветить местного священника. Он-то уже спасенный, решил позаботиться и о нас. Говорю ему:
— Откуда вы взялись?
— Мы всегда были.
— Обожди, дорогой, есть история Церкви. Давай заглянем в нее. Мы знаем, что сначала с Господом ходили двенадцать Апостолов, знаем, какой из них и где основал Церковь. Ни рядом с ними, ни рядом с их учениками вас не видно. Может, поискать среди еретиков?
— Не нужно.
— Хорошо, не будем. Идем дальше. До 1054 года Запад и Восток шли вместе, а потом разошлись. Так как Вы явно не католик, остановимся на том, кто увел из католицизма. Мартин Лютер. Не могу понять — как за ним могли пойти? Понимаю, что очень допекли католики со своими индульгенциями, двойной моралью. Ладно, приколотил к костелу свои тезисы, но как можно было так поступать? Будучи католическим священником, женился на католической монахине (и сам пал, и ее ввел в смертный грех!). И ведь никто из следующих за ним не подумал, что идут они за блудником, даже за прелюбодеем, так как душа монахини принадлежала Христу. Вдумайтесь: основоположник протестантизма — прелюбодей! Нет уж, за ним я не пошел бы, блуда хватает и без него.
— Мы тоже не с ним.
— Уже полегче, идем дальше. В семнадцатом веке от протестантов отходит Джон и увлекает за собой часть протестантов. Начало баптизма. Так?
— Так.
— И снова непонятно — почему ему поверили? Он что, постился, как древние монахи? Воскрешал из мертвых? Творил чудеса? Ходил по водам? Жил в великой чистоте и святости? Желающих вести за собой всегда хватало, но почему я ему должен верить?
— Мы не баптисты, мы пятидесятники.
— Так вы вообще появились с начала двадцатого века. И что, двадцать веков люди без вас парадным шагом топали в преисподнюю (в том числе и Апостолы, и епископы первых веков)? Что, спасение началось с двадцатого века?
— Нет, мы считаем, что вы тоже спасаетесь.
— Так если спасаемся мы — зачем нужны вы? Если мы без вас спасались — зачем уводите от нас? Откуда вы взялись?
— Мы всегда были.
— Так если были всегда — почему только недавно объявились? В каких углах прятались и чего боялись? Если знали Истину — откуда такой страх на целых двадцать веков?
В общем, поговорили. Но я снова возвращаюсь к схеме (душа все-таки одна), вижу, выбор невелик. Или католичество, или Православие. Но католики (не буду вдаваться в их догматические отступления) настолько обмiрщились, настолько захотели идти в ногу с мiром (куда спешим — мiр-то погибает!), что превратили иконы в карикатуры, а костелы в крематории. Да-да, насмотрелся в Польше на католическую архитектуру. Гордыня и мертвечина. Но от крематория даже и мертвые, если б могли, уклонились. И что же остается душе моей? А остается душе моей Святое Православие — Верная Невеста Христова, Возлюбленная Господом, Зовущая на Брак в Его Чертоги.
…Вас тоже позвали, и позвали скорбями, потому что нет ничего слышнее голоса скорби. Знаю, что первое посещение Храма — оттолкнуло и пением, и отношением. Вспомните вышеописанные дорожные знаки (сам я тоже не ахти какой указатель): не ставьте человеческие немощи выше Лика Христова. Сами же знаете — жаждущие Правды насытятся Ею — сие да будет с Вами!
Простите за многословие, очень не люблю писать, редко кому отвечаю, но после Ваших слов — Господь Сам укажет, отвечать ли на это письмо, и что отвечать —почувствовал: речь идет о спасении или гибели души. Как мог — написал. Выбор за Вами. Не противоречьте же себе, не зачеркните своих же слов. Помоги, Господи, обрести Благодать Духа Святаго, Которую мое сердце познало в Святой Православной Церкви. Если бы не Она — не было бы и многословного иеромонаха. Если бы знали, как я жаждал Правды! Будучи студентом, зашел в собор, поглядел на батюшек и вышел почти без веры. Думаю, как в этих людях может быть Благодать? Быть такого не может! Поищу-ка я Истину в другом месте. И так наискался, что, кроме смерти, уже ни о чем не мог и думать. Какие песни тогда писал — Ах, ну чьи ж это кони понеслись к обрыву, уж не я ли сам уцепился в гриву… Вот до чего доискался. Не буду описывать всего пути, но по Милости Божией понял, что и ржавая проволока проводит ток. Теперь меня не смущает никто и ничто, сижу в своем болоте, отчищаю свою ржавчину. Дорожу своей принадлежностью Православной Церкви, Спасшей меня в то тяжелое время, Спасающей и ныне, и, несмотря на болезни или скорби, не знаю человека счастливее меня. Есть Смысл, есть Свет. И есть Надежда, что дела мои не зачеркнут Милосердие Божие.
Призываю на Вас и иже с Вами — Божие благословение. По-человечески благодарен, что не оставили Л. в трудный час, поддерживайте её и далее, но не тащите в Храм: придет сама, если не заменит Правду Божию человеческой.
Иеромонах Роман
21 сентября 2003
Скит Ветрово
Батюшка, какое искреннее письмо, написано 16 лет назад, а как перекликается с небольшой заметкой о нынешней ситуации в мировом Православии: https://spzh.news/ru/socseti/66557-priznajushhije-raskol—priznajut-lishy-svoje-souchastije-v-grehe
Спаси Вас Господи, отец Роман! Какое сильное письмо! Нашла в нём ответы и на свои вопросы и искренне благодарна.
Елена, у этого письма есть продолжение:
http://vetrovo.ru/prose/komu-doverit-dushu-2/
Благодарен Господу Богу за столь необходимый труд батюшки о. Романа (Матюшина-Правдина) (КОМУ ДОВЕРИТЬ ДУШУ:.21 сентября 2003. Скит Ветрово) в пользу и просвещение человеческих душ!