Эта статья была написана больше двух недель назад, но меня удерживало от её публикации одно обстоятельство: дело в том, что, цитируя и анализируя чьи-то недобросовестные, нечестные, грубые слова, мы таким образом продлеваем их жизнь, даём им ещё раз прозвучать, знакомим с ними новых читателей. Но, посмотрев очередное видеовыступление отца Георгия Максимова, в котором он читает письмо бывшего автора сайта «Ахилла», поняла, что промолчать всё же не получится. «В Интернете я практически ничего не нашёл о критике самого сайта “Ахилла”, — говорится в покаянном письме. — Создаётся впечатление, что все православные просто не видят того, какой вред и урон наносит этот сайт людям. Моё личное мнение — сайт “Ахилла” ставит своей целью аккумулировать вокруг себя всех людей, которые критически настроены по отношению к Русской Православной Церкви, чтобы потом внушить всем эти людям идеи о медленном и схематичном расцерковлении». Поскольку моя статья посвящена как раз «Ахилле», по-видимому, всё же пришло время познакомить с ней читателей.
В августе этого года два произведения иеромонаха Романа — статья «Не соблазняйте малых сих» и стихотворение «Мятежи» — неожиданно оказались опубликованными на сайте «Ахилла». Правильнее было бы назвать этот сайт антицерковным, хотя его создатель и редактор Алексей Плужников так не считает. В прошлом Алексей Плужников — священник, по собственной воле оставивший служение, решивший стать журналистом и «посмотреть на жизнь РПЦ со стороны, при этом хорошо зная ее внутреннюю жизнь». В «Манифесте Ахилле», опубликованном на сайте, говорится: «Мы независимы, и будем говорить то, что считаем нужным, без оглядки на авторитеты. Мы… попытаемся показать жизненную картинку, черно-белую фотографию с множеством серых оттенков». И, хотя в том же «Манифесте» сказано, что сайт будет писать и о «светлом в Церкви», лично мне светлое там встречать не доводилось. Заходя время от времени на «Ахиллу» по присланной кем-то ссылке, видела очередные скандальные материалы о церковной жизни. Из того, что осталось в памяти — анализ выдержек из дневников святого Иоанна Кронштадтского, создающий образ авторитарного чревоугодника, и анонимные откровения духовных чад известного московского протоиерея, который бесстыдно манипулировал их пристрастным к нему отношением.
В то же время не могу не сказать, что на «Ахилле» иногда попадались небезынтересные исторические материалы, было заметно живое отношение автора к описываемым событиям – это отличало содержание сайта от бессмысленного излияния грязи, которое происходит, например, на раскольническом сайте «Москва — Третий Рим». Даже само название, «Ахилла», как будто свидетельствует об определённом культурном уровне и вкусе: сайт назван по имени героя романа Лескова «Соборяне», дьякона Ахиллы Десницкого.
Публикация на сайте текстов отца Романа заставила более пристально присмотреться к методам работы «Ахиллы» — ведь и тексты можно публиковать по-разному, с разной степенью внимания к автору и к себе самому. Статья «Не соблазняйте малых сих» (точнее, фрагменты из неё) была опубликована на «Ахилле» под другим заголовком: «Иеромонах Роман (Матюшин) обличил архиереев РПЦ за экуменизм и поддержку «кочетковской секты»». Смысловой акцент таким образом был смещён с защиты малых сих — тех, кто может соблазниться происходящим в Церкви — на обличение церковных властей. Напомню, толчком для написания статьи отца Романа стали слова митрополита о том, что священники должны «принимать покаяние обратившихся от раскола с условием принятия у них письменного прошения». «Разве нельзя поверить на слово и обойтись без канцелярских проволочек, которые могут вновь толкнуть кающихся в объятия того, от кого хотели отойти?» — написал в ответ отец Роман, желая поддержать тех, кто смирился и заслуживает сострадания.
Далее в своих комментариях Алексей Плужников пишет: «Матюшин ссылается на материал «Благогона», откуда он цитирует обращение, о том, что, мол, нехорошо получается — последователей Романова гонят и запрещают, а «кочетковскую секту» всячески привечают». Здесь нужно обратить внимание на то, что отец Роман в своей статье вообще не называл имени схимонаха Сергия (Романова), как и никаких других имён, поскольку не ставил перед собой цель перемывать кости участникам трагедии. Он намеренно обобщил ситуацию и обратил внимание читателей на то, что, наказывая раскольников, церковные власти в то же время закрывают глаза на экуменизм и обновленчество. Ни в этой статье, ни в других своих текстах он не выступал против запрещения в служении схимонаха Сергия (который на тот момент от Церкви ещё отлучён не был). Напротив, 22 июля этого года отец Роман написал стихотворение «Греты», между строк которого можно прочитать его отношение к происходящему:
Не в силах вразумить прельщённых,
Скорбим о душах приручённых…
В различных уголках планеты
Во все века чудили Греты.
Винить ли век лукавый, грозный,
Что нас уже не изменить,
Что о серьёзном несерьёзно
Давно привыкли говорить?
Везде безумия приметы,
Всё человечество в сетях.
И вот за чистоту планеты
Воюет хворое дитя.
Что слушать малого ребёнка?
Но с обществом нельзя шутить:
Сумели гадкого утёнка
В царевну-лебедь превратить.
Не с головы ли тухнет рыба?
С известной истиной не спорь!
Родителям, понятно, прибыль
Дочерняя приносит хворь.
Повсюду воплощают бредни,
А их не воз, а весь обоз:
Вот скоморох в земле соседней
Страной рулит почти всерьёз.
Беда, когда из грязи в князи.
У нас под боком тот же бред:
И на Урале Грета в рясе
К народам мiра вопиет.
Остановись, ум охмелевший!
Твоя ли это высота?
Так говорить о наболевшем —
Забавить недругов Христа.
Хитон Господень разрывают
И мнят, что Богу угождают!
В заключении своих комментариев Алексей Плужников и вовсе помещает отца Романа в один лагерь с раскольником и приписывает ему мнение о Патриархе как о еретике: «Так что у Романова и Матюшина есть шанс увидеть своих идеологических противников в “лапах инквизиции” — может, патриарх станет после этого в их глазах менее экуменичным и еретичным».
Между тем отец Роман еретиком Патриарха не считает, на Литургии поминает, а когда ему задают провокационные вопросы на эту тему, вспоминает своего духовного отца – старца Николая Гурьянова. Отец Николай, много лет проведший в лагерях и ссылках и этим доказавший свою верность Христу, не разрывал Евхаристического общения с Патриархом, хотя повод можно было найти и тогда. Таким образом, слово священника в защиту вчерашних раскольников было трактовано «Ахиллой» как приверженность расколу, и в этом слышно не только нарочитое недопонимание, но и какая-то фарисейская косность: Книжники и фарисеи… говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2:16-17).
Заметим также, что на протяжении своего текста Алексей Плужников называет отца Романа по фамилии — Матюшин, намеренно нарушая и церковный, и светский этикет. Это черта, характерная не только для нецерковных и агрессивных по отношению к «РПЦ» людей, но и для раскольников. Как пишет публицист Андрей Рогозянский, тому, кто порвал общение с Церковью, «не составляет труда низвергнуть иерархию, перестать признавать духовные звания, считать своих оппонентов лишенными сана и благодати совершения таинств, называть по фамилиям». Думается, в таком обращении есть ещё и что-то очень личное для Алексея Плужникова: оставив священническое служение, перестав называться отцом Алексием, он и других «лишает» священного сана по своему усмотрению, уравнивая таким образом с собой.
Одновременно с этим материалом на сайте «Ахилла» было опубликовано стихотворение отца Романа «Мятежи». Не станем придираться к тому, что все строфы этого стихотворения на странице «Ахиллы» слились в одну — обычно это происходит в изданиях, редакторам которых некогда подумать о том, прозаический они текст публикуют или стихотворный и есть ли между ними какая-то существенная разница. Но и это стихотворение Алексей Плужников снабдил своими комментариями. В них он подспудно высказывает собственные политические взгляды:
«Монашествующий поэт (или стихотворствующий монах?) не впервые выбирает текущие события темой своих произведений. В 2014 году он порадовал поклонников стихотворением «Возвращение Крыма», в котором утверждается: «мы от фашиста Крым спасли», в 2015-м — сложил гимн Новороссии».
А далее касается более щекотливой темы:
«Известен монах-поэт своим антисемитизмом, роднящим его с бывшим схиигуменом Сергием (Романовым). В 1994 году в одном их стихотворений он провозгласил: «В язык прекрасный и могучий я возвращаю слово жид»».
По-видимому, упомянутое стихотворение «Ахилла» читал невнимательно: в нём отец Роман как раз говорит о том, что антисемитом быть не может, поскольку «наш Иисус – еврей по плоти». Что же касается слова «жид», то, хотя оно и травмирует советского и постсоветского человека, зато свободно употребляется в церковнославянском Евангелии и в классической русской литературе, и в желании вернуть его в пострадавший в XX столетии русский язык нет ничего крамольного. Как видим, Алексей Плужников опять по какой-то причине объединить отца Романа со схимонахом Сергием, теперь уже по другому принципу, хотя, если задуматься, у него самого как у запрещённого в служении иерея гораздо больше общего с последним.
Познакомившись с публикациями текстов отца Романа на сайте «Ахилла», я написала Алексею Плужникову письмо, в котором попросила его или опубликовать эти тексты в оригинале, без собственных комментариев, или совсем убрать с сайта, на что получила мгновенный ответ:
«Мы будем снабжать любые тексты любого автора любыми своими комментариями, какими посчитаем нужными, кем бы вы нас ни считали. Если ваш затворник трясется за свои авторские права — можете добиваться их соблюдения, жаловаться куда хотите — дадите нам еще раз повод написать о вашем поэте и затворнике. Так что просим вас уважать свободу слова и оставить нам наше право говорить и думать то, что мы хотим, а не то, что хотите вы».
Закрыв глаза на грубость и шантаж, поговорим о «свободе слова». По-видимому, свободы чужого слова для Алексея Плужникова не существует. Что же касается его собственной «свободы», то я назвала бы её свободой интерпретации, а если по-русски, как обычно предлагает делать отец Роман – свободой передёргивания. Подобная «свобода» — характерная черта нашего времени, когда у людей не осталось собственных слов и они, желая «самовыражения», паразитируют на чужих.
Есть такая пословица — «Ради красного словца не пожалеешь и отца», и мне кажется, что она прекрасно выражает то, что происходит в последние годы с некоторыми публицистами, пишущими на церковные темы, в том числе с теми, кто стоит на несколько ступеней выше Алексея Плужникова. Когда ты чувствуешь себя «свободным художником» и кипишь желанием говорить «правду», да к тому же на тебя смотрят и аплодируют, — конечно, тебя несёт и остановиться очень трудно. И то, что на таких скоростях можно обрызгать грязью всех, кто оказался рядом, гонщика не беспокоит — он даже не успевает толком рассмотреть, мимо кого пролетел.
Впрочем, Алексею Плужникову не только аплодируют. Почитав комментарии у него на сайте, поняла, что ему достаётся и от собственных читателей. И ведь это так естественно. Если предмет его журналистских изысканий — «тень», отбрасываемая Церковью, то сам он и есть воплощение этой тени: священник, ушедший в жёлтую журналистику, хам, смеющийся над отцом и матерью, рождие, отпавшее от лозы.
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
15 сентября 2020
Среди забракованных вариантов был такой: «В дверях эдема ангел нервно / Бычок свой первый докурил / И в профсоюз вступить решился, / Чтоб трудодни и соцпакет…»
«Буздалов A.
23.09.2020 в 09:51
Пенза
Среди забракованных вариантов был такой…»
Уважаемый Александр, не стоит кощунствовать, это не смешно.
Александр Вячеславович увлёкся. «Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред». У него есть возможность покаяться.