Недавно на православной выставке в Минске знакомый купил диск с песнопениями иеромонаха Романа. На обложке сказано, что диск содержит 10 альбомов, 168 песнопений, и приводится их полный перечень в оригинальной орфографии неизвестных издателей: «Глаголе вещи» вместо «Глаголы вещие», «Поласкают меня» вместо «Полоскают меня други ближние…». Разумеется, никто не просил у отца Романа разрешения на это издание: последний, кто легально издал его песнопения — московское издательство «Благословение», выпустившее в 2016 году комплект из двух дисков «Если тебя неудача постигла…».
Конечно, радует, что песнопения иеромонаха Романа востребованы: их и поют, и, как видим, издают, не боясь даже пускаться в авантюры и нарушать закон. И всё же что мешает издателям и исполнителям обратиться к отцу Роману с просьбой о благословении? Допустим, они бедны и не могут предложить материальное вознаграждение, но ведь должны же они обратиться к нему просто из уважения — не только как к автору, но и как к священнику? Неужели отец Роман не пошёл бы навстречу нищему, но искреннему и одарённому певцу, или бедному издателю, желающему просвещать народ? Но что-то подсказывает мне, что «раскрученная» петербургская певица, собирающая огромные залы и исполняющая в числе прочего песню отца Романа «Ой, горе ж мне», не так уж бедна и застенчива. И что человек, вознамерившийся просвещать народ, вполне может позаботиться хотя бы о грамотности текста на обложке — это совсем не затратно. Может быть, они считают, что монаху, умершему для мiра, нет никакого дела до того, что происходит в этом мiре с его произведениями? Но это не так: проповеднику далеко не безразлично, что будет с его словом дальше, как отзовётся оно в людских сердцах. Скорее всего, недобросовестные издатели и исполнители просто понимают, что такой человек никогда не станет предъявлять им претензий и уж тем более судиться с ними — и тут они, конечно, не ошибаются. А значит, оказываются хозяевами положения: знают, что христианин всегда готов подставить вторую щёку. Но забывают, что сдачу за него может дать кто-то другой.
Когда-то отец Роман не подписывал свои произведения, как не подписывает иконы иконописец, как не всегда известен автор той или иной церковной молитвы. Но его песнопения звучали вне храмовых стен, становились достоянием народа, и к ним стали прибавлять новые строки. Тогда отец Роман стал подписываться,и был совершенно прав: благодаря этому его произведения остаются высокой поэзией, не превращаясь в фольклор, а это важно, когда речь идёт о духовных стихах, в которых звучат слова Евангелия и Псалтири. К сожалению, и сегодня бывает, что произведения отца Романа «дописываются» другими авторами: например, в недавно вышедшую книгу, посвящённую старцу Николаю Гурьянову, было включено стихотворение «Не случайно природа страдает…», к которому составитель книги добавила собственную строфу. Если такое «сотворчество» без ведома автора недопустимо даже по отношению к графоманским стихам, то что уж говорить о духовной поэзии высокого уровня.
Однажды знакомый писатель и краевед рассказал о том, как в Ферапонтовом монастыре обнаружили тайник, где знаменитый иконописец Дионисий оставил немного красок — на тот случай, если нужно будет подправить фрески. Эти краски оказались у местных умельцев, и они распорядились ими в соответствии с собственными представлениями о прекрасном: расписали разделочные доски и другие сувениры, которые потом продавали туристам у входа в монастырь. А ведь эти краски, изготовленные пять столетий назад, могли бы так много рассказать исследователям творчества Дионисия и, может быть, подсказать, как сохранить уникальные росписи.
Не знаю, можно ли полностью доверять этой истории: что-то, может быть, в ней и приукрашено, но суть кажется правдоподобной, и мораль ясна. Поэтому хочу обратиться ко всем, кто причастен к исполнению и изданию произведений иеромонаха Романа: давайте не будем превращать их в разделочные доски. Духовная поэзия — не меньший труд, чем иконопись, и не меньшая ценность для верующего человека. Пожалуйста, относитесь к ней бережно и благоговейно: как иконописный образ возводит нас к Первообразу, так и слово о Боге может возводить к Богу Слову.
Ольга Надпорожская, литературный представитель иеромонаха Романа
Сайт «Ветрово»
20 марта 2020
Дорогая Ольга Сергеевна! У меня два диска отца Романа, сломался СД проигрыватель, в магазинах электронной техники нет СД, МР3 проигрывателей, говорят, сбрасывайте на флэшку, оттуда слушайте. Уже и диски «устарели», к сожалению. Елена.
Да, Елена Фёдоровна, это так: диски если и не совсем устарели, то устаревают, их реже и издают, и покупают.
Мне как то совестно стало, как будто я взяла украденное, по незнанию правда. Спасибо, что сказали. у меня таких нет, но вот сам факт этого — для меня как то неожиданно. Думала, что это все всегда с благословения исполняется. Еще раз благодарю.
Ольга, будем надеяться, что диски, которые у Вас есть, изданы по благословению. Но даже если и нет, Вы-то в чём виноваты? Мы рады, когда люди слушают песнопения отца Романа, но против того, чтобы кто-то подпольно наживался на его произведениях или, тем более, их искажал.
«ОЛЬГА НАДПОРОЖСКАЯ. НЕ НАДО РАСКРАШИВАТЬ ДОСКИ КРАСКАМИ ДИОНИСИЯ».
Спасибо Вам, Ольга, за статью. Вы тысячу раз правы! В мире столько лжи, верхоглядства, воровства и всего прочего. Присваивают чужое, приписывают, крадут… А цель одна: нажива. Для меня неожиданностью не стало все описанное Вами ( все старо, как мир), но и подробностей я не знала тоже. Буду понимать теперь. И хочу Вам выразить свое восхищение легкостью изложения и точностью выражения мыслей, вами, как автором статей. На сайте Ветрово я не так давно, мне нравится читать Ваши статьи.
Любезная Ольга Сергеевна! Благодарю Вас за отца Романа!
Ну это уж слишком, любезная Светлана! Благодарность явно не по адресу.