Иллюстрация Алии Нуракишевой из книги иеромонаха Романа «Избранное»
Задача исследования поэтического творчества иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) состоит в том, чтобы на основе сравнения показать, как соотносятся друг с другом сезонные ритмы годового круговорота природы и ритм Православного календаря с этапами духовного возрастания лирического героя в поэзии иеромонаха Романа, какова смысловая нагрузка этих ритмов в творчестве нашего современника [1].
Не прибегая впрямую к статистическим методам анализа, всё же обратим внимание на количественное соотношение произведений автора, посвященных разным сезонам года и Православному календарю, считая по числу страниц в выборках текстов. Так, «зимние» тексты занимают 22 с., «весенние» — 12 с., «летние» — 5 с., «осенние» — 19 с.; «Православный календарь» — 45 с. На основе количественного соотношения можно предположить, какова степень внимания автора к каждому времени года и оценка его места в годовом круговороте.
Поэт продолжает мировую культурную традицию, которая существует и в фольклорной, и в профессионально-авторской интерпретации. Это метафорическое осмысление этапов человеческой жизни от рождения до кончины как ритмичного движения суточного времени («Еще немножко поживу один / И вовсе замуруюсь от людей: / Пора, договорился до седин, / Уже к закату наклонился день <...>») и сезонного круговорота в природе от весны до зимы:
Как быстро почки распустились,
Закону Божьему верны.
Сады цветеньем обновились –
Нарядом радостной весны.
Как быстро лето наступило,
Ветра́ сорвали лепестки.
И солнце рябью ослепило
Стрекоз полу́денной реки.
Как быстро листья пожелтели,
Уже́ и жатва позади.
И снова хлопья полетели
От стужи землю оградить.
И на глазах, в одно мгновенье,
Следы поземка замела.
Пришла зима, неся забвенье…
Как быстро эта жизнь прошла!
Невозможно жестко отделить «сезонные» тексты от текстов «православно-календарных». Автор точно отмечает дату и место создания каждого произведения, не забывая подписать и название православного календарного события даже под, казалось бы, чисто пейзажной зарисовкой, создающей поэтический образ того или иного времени года. Исчезает граница между пейзажной лирикой, воспевающей красоту конкретного сезона, и молитвенным прикосновением к Вечности:
Среди дерев — не средь людей,
Заходишь в лес, как в Божий дом <...>
Приют молитвы вековой <...>
Плывут в лазури облака́.
Водой небесною, живой
Кропит погода грибника.
И никого на свете нет –
Одна душа да горний Свет.
(«В бору»)
Характеризуем чуть подробнее циклы произведений, посвященных временам года. Каждый из них по глубине поэтического воплощения сезонных природных явлений заслуживает отдельного исследования и представляет собой своеобразное авторское воспроизведение традиционного для народной словесности приема — психологического параллелизма в состоянии природы и души человека:
<...> Неспроста, неспроста ветер ломится в дверь,
Сотрясая невидимо келию.
Что, душе́, что, душе́, нам осталось теперь
Пожинать то, что в юности сеяли <...>
И в каждом сезонном цикле воспета красота Божьего мира. Вот майское светоликованье природы: «<...> Земля невестой разодета / И ликованья не таит… / И потому так много света, / Что все о Боге говорит» («Белеет яблоневым цветом…»). Вот макушка лета — июль: «<...> О Богосотворе́нный сад, / Исполненный благословенья!.. / И листья, и трава слезя́т / Творцу слезой благодаренья» («Лазурь, и зелень, и вода…»). А вот и осенние приметы: «<...> Дубрав вековых листопад / И око, и сердце чарует. / Приемлю последний парад / Плывущих на землю сырую <...>» («Багряной листвою шурша…»).
В переносном смысле осень — пора подведения итогов целой прожитой жизни, горькое раскаяние в грехах лета — молодости. Этот образ в более ранние годы творчества иеромонаха Романа (особенно в «кяровский» период) отмечен трагическими кровавыми красками:
… Застыл октябрь, прощаясь и прощая.
И этой невеселою порой
Своим нутром повсюду ощущаю
Твое кровоточащее нутро.
Не уберечь и даже не исправить,
Не понести страданья без вины.
Опомнись, осень, можно ли кровавить
Себя за легкомысленность весны?
Умерь свою карающую совесть,
Не кайся до последнего листа <...>
Всё ждет облегчения страданий с приходом зимы: «<...> Листопада сокрытая боль / Под покровом зимы затихает… / За тебя, дорого́й, и с тобой / Всё живое, томясь, воздыхает» («Пожалей, дорого́й, пожалей…»).
Вот и она, краса российской природы, примирение раскаявшегося грешника с самим собой — зима. Ее символ — чистота снежной ризы, покрывающей всё вокруг:
<...> Застыть на миг. Коснуться опушенья
Рукой благоговейною своей.
Благодарить за чудопревращенье,
За этот снег, что сыплется с ветвей.
И замолчать под по́логом небесным,
Светлея запоро́шенным лицом.
И предстоять с собранием небесным
В великом аллилуйя пред Творцом.
Псковская область, где в скиту Ветрово живет иеромонах Роман, находится на 57-м градусе северной широты. Традиционным сезоном северного сияния — светоигранья, светоликованья, как говорит иеромонах Роман, — считается период между осенним и весенним равноденствием, с 21 сентября по 21 марта. В это время в северных широтах рано темнеет, и можно наблюдать величественное явление осенне-зимней природы. В нем восхищенный взор поэта-инока увидел открытые врата в небеса, куда улетают души, не отягощенные притяжением Земли: «<...> Но что душе земное тяготенье! / Она летит в мерцающую синь / И славит Бога, дивного в Твореньях, / Что всё премудро сотворил еси» («Святится полночь тайной мирозданья…»).
Зимняя пора с ее белизной, чистотой, звездным и снежным сияньем для поэта-отшельника — время духовного делания:
Ни забот, ни печали, ни дум,
И вокруг безобразия нет.
По огни́стому снегу иду,
И вбираю в себя чудный свет.
А душа безсловесно поет:
Как не петь в богозданном краю?..<...>
Все добро́, если совесть чиста!
Погляжу, прикоснусь — не сорву!
…Пред заснеженной веткой куста
Благодарно склоняю главу.
Снежная русская зима — свидетельство непостижимой Божественной Чистоты. Зимняя пора — время сугубой молитвы человеческой души в безмолвии природы и в одиночестве:
Вбираю в себя откровенье
Болотной моей стороны:
Полночную радость моленья
Лампады, свечи́ и луны <...>
<...> О, дивное светозвучанье!
Тебя языку не возмочь.
И стынет в великом молчаньи
Такая трисветлая ночь.
Не чудо ль свечение это?
Гляжу, от всего отрешась.
И славит Создателя светов
Объятая светом душа.
Круговращение времен года — это, по сути, колея для ежегодного духовного пути личности в свободно выбранном им жизненном направлении:
Весна — ликующая просинь.
А лето — торжество дремы́.
Прискорбное прощанье — осень.
Трезве́ние — удел зимы́.
Приемлю всё — весенний, летний,
Любого времени разгар.
Но по душе — удел последний –
Безмолвию Небесный дар <...>.
Однако поэт показывает последовательность зимних явлений природы — понижение температуры воздуха, заморозки, утренний иней, снегопад, пургу — и как образ окамененности, охлажденности сердца, что является признаком духовного нездоровья, путем к греху. Стихотворение предупреждает о необходимости чутко наблюдать за своим духовным состоянием:
Зима не сразу наступает:
Сначала отойдет жара,
Затем земля чуть промерзает,
Рядяся в иней по утрам.
И вот снежинок завихренье,
Метет пурга — останови!..
Гони от сердца охлажденье –
Врага Божественной Любви.
А вот когда сердце чисто, безгрешно, тогда любая погода/непогода — благодать:
<...> И день и ночь метет, не прекращает,
Знать, солнышку и завтра не бывать.
Но что над суетою возвышает –
Не смею непогодою назвать.
Мы видим сердцем. И чисты́ виденья,
Когда душа исполнена добра.
И благодатно снежное круженье,
И радостны шумящие ветра.
Поэт тонко чувствует и передает в своих произведениях совершенство природы как Божьего творения: «<...> Во всем — отображенье Красоты,/ Свечение Немеркнущего Света. / И сердце тает, тает в эту стынь / Благодареньем Первому Поэту» («Луна и снег. И шорохи вдали…»).
Но так же чутко поэт ощущает грозные признаки экологических катаклизмов, развитие которых связывает с духовным несовершенством современного человека:
<...> Медовый дух. Макушка лета.
Гудят усердные шмели. <...>
Но око на пиру шмелином
Узрело — да́ли не светлы́:
На чудном празднике пчелином
Не видно ни одной пчелы!
Диагноз — нарушение привычной природной жизни в стране и на Земле в целом — это результат безблагодатной жизни людей:
<...> Мир полунощный затаился,
Во мраке чая белый свет.
Стоит ветряк, отлопотился:
В моем Ветро́ве ветра нет.
И это первый месяц года?
И это первое число?
Погода — зеркало народа:
И по делам, и поделом
Вот еще одно стихотворение — философское размышление о закономерной связи природных катаклизмов, нарушающих привычный климатический круговорот сезонов, с больной душой целого народа:
Во всем и всюду измененья,
Внутри живущих и вовне.
Дождем и резким потепленьем
Декабрь напомнил о весне <...>
<...> Душа растлилась у народа,
Вот и живем с душой больной…
Что будешь делать, царь природы,
Когда слуга пойдет войной?
Без Бога, считает поэт, наш мир — это Содом и Гоморра, где люди салютами отсчитывают календарное время по новому стилю. «А снег идет, идет, идет <...>», пытаясь своей чистотой отрезвить народ, призвать его к покаянию. Но даже в тяжком конце прошлого столетия, 11 января 1993 г., в день Исповедников и новомучеников российских, поэт утверждает с надеждой: «<...> Россія-Русь! Куда б ты ни неслась / Оборванной, поруганной, убогой, / — Ты не погибнешь, ты уже спаслась, / Имея столько Праведных у Бога!..» («А мне в Росіи места не нашлось…»).
Итак, в прямом и метафорическом смысле каждое время года привлекает внимание художника как особый этап в жизни природы и человека. Осень — как пора для оценки летнего плодоношения; зима — как время отдыха от летних забот о «хлебе насущном» и углубления внутренней духовной работы; весна — как пора обновления, воскрешения. От весны до весны крутится жизнь человека в колесе годового времени:
Жизнь переменчивой породы,
Ей слаще меда измененья.
Коловращение природы
Несет и нам коловращенье.
Безсмысленно искать опору!
И так до гроба хороводим,
И если уж восходим в гору,
То обязательно нисходим <...>
Какова же роль Православного календаря в осмыслении человеком суетного ежегодного коловращения? Не в поддержке ли трудного духовного роста, а затем — в исправлении своего малодушного отступления от достигнутого? Цикл стихотворений иеромонаха Романа, посвященных собственно событиям Православного календаря, убеждает, что изо дня в день его мерное движение является формой духовного упорядочивания эмоциональных переживаний личности в ходе годового круговорота, выявляя в изменчивой жизни ее необходимую константу, ее неизменный духовный стержень.
Как образец для людей в Небесах идет непрекращающееся звездное Богослуженье, льется вечный непреходящий Божественный свет неумолкающей Небесной Литургии. Православный календарный круг на Земле построен по ее подобию. В этом — основание вечности литургической жизни, совершающейся и в Земной Церкви. А погода в Двунадесятые праздники является зримым и красноречивым указанием на правильный вектор в жизни и отдельного человека, и целого народа.
Для обозначения правильности миробытия поэт использует такие неологизмы как светозвучанье, цветоликованье и подобные им. Они соединяют визуальные и аудиальные образы природного мира, убедительно выражая полноту его восприятия человеком:
Всё радостнее звезды к Рождеству,
Всё миротворней Млечная Протока,
И шествует по небу наяву
Рожденная, как некогда, востоком.
Искрит, переливается, горит,
Вот-вот от ликования взорвется<...>
Лишь однажды в одном из стихотворений «кяровского периода» свет звезды назван мертвым как свидетельство смятения, страданий, болезни. А лампада выступает как маяк в бурном житейском море, дающий надежду на спасение от бед и недугов:
Придет зима, она всегда приходит,
Падут снега, наверняка, падут,
И буду я на стылом небосводе
Искать свою озябшую звезду <...>
Я отыщу, дрожащую над полем,
И сердце сразу отзовется в лад <...>
И вдруг пойму, что боль моя напрасна,
Которою кровавел столько лет:
Что нет звезды́, она давно погасла,
И до меня доходит только свет.
О мертвый свет! Я оторву устало
Подошвы, прикипевшие ко льду.
И чтобы ночь последнею не стала,
Зажгу скорей лампадную звезду.
По контрасту к «кяровскому» стихотворению звучит пейзажная зимняя зарисовка «Снежинки». Становится очевиден путь, пройденный лирическим героем. Трагическое мироощущение 1990-х гг. к году 2018-му всё сильнее преображается в детски чистое видение мира:
Снег не падает, поверьте –
Кру́жится, парит.
После снежной круговерти
Сад огнем горит <...>
<...> Небеса покоят ладом,
И земля свята.
Чистота не может падать:
Ибо — чистота!
Одно из стихотворений соединяет двенадцать месяцев года с событиями Православного календаря — «А про́синец известен как январь…». Уже по первой строке понятно, что автор создает поэтичный образ каждого месяца года с тонкой деликатностью в употреблении народных названий и характеристик месяцев и точным указанием на их духовные доминанты по Православному календарю. Завершающая строфа стихотворения иронично намекает на расхождение гражданского и Православного календарей, отдавая предпочтение «старостильности» последнего: «<...> Декабрь, иль студень, реки заковал, / Кончает год и зиму начинает. / Хоть новый стиль его обворовал, / Он Рождество по-старому встречает».
Несколько стихотворений представляют собой сатирически горькое обличение «новостильных» праздников Нового года с их фальшивой, заемной веселостью, «китайничанием» в использовании фейерверков и т.п.: «В деревне вспышки — Новый год встречают, / Вот мужики, в подпитии — стреляют. / В Храм не загонишь, и чего так рады? / Ведь с каждым годом мир всё ближе к аду!» («В деревне вспышки — Новый год встречают…»). Сопоставление описаний встречи Нового года по старому и новому стилю убеждает в том, что, сохраняя «юлианские» даты, Православный календарь выступает как хранитель времени в безвременном пространстве Божественной Вечности и как страж памяти о человеческой истории, которая вписана в Вечность:
А вот и настоящий Новый год,
По старому счислению привычней:
И на реке уже не гололед,
И дерева́ под мехом, как обычно.
Сугробы — сплошь алмазами лунят.
А новый стиль в недоуменье вводит,
И не случайно Благодать Огня
В Святой Земле по-старому нисходит.
Побуду в Храме в полуно́чный час,
Молитвою начало освящая:
Ведь Новый год положено встречать,
Безвременному время возвращая.
Большинство календарных стихотворений посвящено периоду Рождественского поста и Рождеству Христову, Крещению Господню, великопостному периоду с особым выделением дней Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы. И, конечно, Пасхе: «<...> Загадка русская простая: / Раскинут мост да на семь верст. / В конце моста верста златая / — Ведет к седмице Света пост» («Еще февраль чистейшей манной…»). Также в данном корпусе выделяются дни Богородичных праздников — Благовещения, Успения, Покрова и др. — и почитания Её икон.
Отметим изменение оценки поэтом смысла ежегодного природного круговорота сезонов в разные периоды его жизни и творчества. Отчетливо звучит мотив, что коловращение времен года — это следствие греховности человека, знак его непостоянства, несовершенства. Об этом говорит стихотворение «А до потопа не было дождей…». Последняя его строфа предупреждает о грозных последствиях человеческих согрешений: «<...> О современный развеселый род! / Что ждет тебя на новом повороте? / Нет, не вода, а пламя потечет / Очистить Землю от бездушной плоти».
Вечность и коловращенье — антиномия, которая красной нитью проходит в поэтической ткани стихотворений иеромонаха Романа («Нет надежности
в коловращеньи»). По мере духовного возрастания всё сильнее звучит мысль о том, что смена времен года — это поучение человеку посредством безгрешной природы, смиренно принимающей цель и целительность Божьего Промысла:
<...> Нет опоры душе, и она, как открытая рана,
Не найти ей покоя, отрады в юдоли земной.
Не печалься, душа: над тобой в Небесах постоянно
Звезды ясно горят и зимой, и весной.
Вот и ростепель, дождь — ничего под луною не ново,
И заплакали стекла, стирая узорчатый лес.
Мой неведомый друг, неприкаянность міра земного
Уврачует навек постоянство Небес.
Излюбленный авторский прием — построение оппозиции «временное/вечное». Он повторяется вновь и вновь. Так, в стихотворении «Ветра́, ветра! Куда вы поскакали?…» тревоге дубняка, смятению зимней природы, волнению человеческой души противостоит Неколебимость Креста. В тексте выстроена целая семантическая многозначная сеть для наиболее яркого проявления смысла оппозиции. С одной стороны — «ветра поскакали, тревожный гул, звезды несутся». С другой — «Церковь застыла, зримая Благодать, неколебимые Кресты». Заглавные буквы в словах Церковь, Благодать, Кресты обозначают явления Небесной святыни на Земле. И тут, в неколебимой Церкви, ежедневно по Православному календарю совершаются Литургии, исцеляющие смятенную душу: «<...> О, переменчивость природы / — То этот дождь, то этот снег. / Что клеветать на непогоду? / Она — во мне» («Видать, до гробового вздоха…»).
Всем творчеством поэт-инок утверждает: Православный календарь — целительное явление культуры. Он закрепляет в человеческом сознании Великое Событие — Пришествие, Жизнь, Смерть и Воскресение Христа как образ Вечности, Неделимости, Полноты, Истины, Единственности и Неповторимости — в той форме, которую человек в своей конечности и изменчивости способен воспринять умом и сердцем. Круг православных праздников в ходе меняющегося природного и социального исторического времени обеспечивает возможность реального общения непостоянной, изменчивой человеческой личности с неизменным, неиссякающим, постоянным Источником Вечной Жизни: «<...> О, Древо Вечное, Живое! / Источник мой, дышу мольбой, / Чтоб отпадающей листвою / Не оказаться пред Тобой» («Когда вода самозамкнется…»). Литургический круг, мерно в течение года свершающийся в храмах, — это основа мироздания:
<...> Непокоренные Граждане Вечности,
Белые Церкви, Святые Кресты.
Вас не касаются запахи тленные,
Этот октябрьский отчаянный пир.
Белые Церкви — Твердыни Вселенныя,
Не устоите — развалится мир <...>
Своим творчеством иеромонах Роман свидетельствует о главном. Путь духовного возрастания — это путь от Земли к Небу, от восхищения земной красотой к пониманию целительности Красоты Надмирной; тут антиномия понятий выявляется даже графически. Например, через сопоставление строчной и заглавной букв в словах красота, чистота и др. И восхождение от Земли к Небу идет через «возвращение в детство», когда взрослый человек обращается к Отцу-Творцу. Как путь от Земли к Небу души, ощутившей в себе отблеск детства, звучит стихотворение, написанное в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы:
Полночь. Храм. Над куполом луна.
Колыбелит душу Млечный Путь.
– Господи! Какая тишина!
Словно в детстве, выдыхает грудь <...>
<...> И, как в детстве, слез не утаю,
Услыхав Архангельскую Весть…
Что мне рай! Я и сейчас в раю.
Главное, что Ты на свете есть!
Стихотворения иеромонаха Романа с темой «Времена года и Православный календарь» — это системное, глубоко осмысленное и прочувствованное в реальной жизни поэтическое отражение многолетнего опыта человеческой души, ежегодно, в ритме календарных православных праздников, день ото дня (по народной пословице «У Бога каждый день — праздник!») поднимающейся от временного земного бытия в суете и конечности к Бесконечности и Вечности, где «постоянство и покой». Основные приемы композиционного развертывания православной философской мысли автора в его произведениях – это примирение антонимов (небесное — земное; временное — вечное; изменяющееся — неизменное и т.д.). А также построение глубоко значимых синонимических рядов как выявление полноты признаков святости:
Со временем исчезнет суета,
Жизнь промелькнет безу́держным мгновеньем,
Останутся Любовь и Чистота,
Смиренье, Состраданье, Всепрощенье <...>
Дальнейшее изучение приемов, посредством которых поэт-инок философски осмысляет тему времен года и Православного календаря, позволит точнее понять особенности мировидения, отраженного в его поэтическом языке: «<...> Душе! Едино на потребу! / Мимоходящим отболей! / …И снова радуемся небу, / Не забывая о земле».
Марина Новицкая, кандидат филологических наук
Семантика времен года в русской словесности: Коллективная монография / Отв. ред. А. И. Смирнова. М.: Книгодел; МГПУ, 2021
[1] Образ пчелы здесь не случаен: о символе, логосе, архетипе этого насекомого, его важнейших новых смыслах в христианской культуре, о пчеле как атрибуте Богородицы и символе мудрости соборной см. в коллективной монографии о мире насекомых: [2: с. 255–259, 291–302 и др.]. ↩
Литература
1. Стихотворения иеромонаха Романа в алфавитном порядке (1139 стихов).
URL: https://soulibre.ru/Категория:Поэзия_Иеромонаха_Романа.
2. Мир насекомых в пространстве литературы, культуры и языка: Коллективная монография / Отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел; МГПУ, 2020. 400 с. — (Природный мир в пространстве культуры).