Протоиерей Владимир Епуре: Иногда бывает, что в само́м храме, особенно с хорошей акустикой, проводят эстетические концерты духовных и богослужебных песнопений. Устанавливают стулья напротив иконостаса. Певцы в строгих целомудренных одеждах с папочками в руках располагаются полукругом спиной к алтарю на амвоне или солее и заводят удивительной виртуозности оперного пения известные произведения.
Случается чтение лекций известных людей прихожанам данного прихода с таким же расположением глоголющего, причём мирянина, на солее, реже в стороне от Царских Врат на амвоне.
Насколько приемлема данная практика? Насколько околоалтарное пространство является местом концерта или лекции?
Протоиерей Александр Белый-Кругляков: Я не помню или даже не знаю каких-то канонических правил, которые регулируют отношение к около-алтарному пространству: что можно, а что нельзя. Поэтому могу сказать только своё частное мнение.
Мне кажется, что проводить в храме, например, епархиальные собрания или какую-то лекцию богословскую вполне уместно. Тем более, что подобные собрания и лекции предваряются молитвой, обращённой к Святому Духу «Царю Небесный…», которую обычно совместно все поют, или читают. И по окончании мероприятия обращение к Божией Матери: «Достойно есть…». Если не обязательно на солее располагать лектора или ведущего собрания, можно это сделать ниже солеи, и это вполне уместно.
А вот что касается концертов — мне кажется, что это как раз неправильно. Какие бы песнопения не исполнялись, всё равно концерт есть концерт, некое светское мероприятие. А всё-таки пространство храма — это пространство неких духовных действий: богослужения, молитвы.
Но в связи с этим возникает ещё такая мысль. К сожалению, многие церковные хоры во время богослужения исполняют те же самые концерты, почти что светские. Вместо ровного и спокойного церковного пения, которое должно помогать молитве, нередко в храмах (особенно в столичных) можно услышать некие оперные рулады, вибрирующий тенор или яркий женский грудной голос. И всё то очень эмоционально: крещендо, пьяно, форте. Ну чем это не концерт? Это, мне кажется, говорит не просто о дурновкусии, но это ещё и упадок церковной жизни и духовной жизни. Он был особенно характерен для предреволюционного времени, когда многие «продвинутые» люди ходили в храм не на молитву и не для того, чтобы причащаться, а чтобы получить эстетическое наслаждение: послушать конкретного протодиакона, конкретный хор, более того, даже конкретное песнопение.
Но если до сих пор это продолжается в наших храмах, то какие претензии мы можем предъявлять концертам, которые происходят здесь же? Мне кажется, нужно постепенно отходить и от того, и от другого.
Протоиерей Владимир Воробьёв: В наших храмах часто бывает главный придел и трапезная часть. Так бывало и в монастырях — например, трапезный храм преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. Хоры в восточной части, потом арка и дальше колоссальная трапезная часть. К этой трапезной части тоже пристроены два Алтаря. Раньше их не было. Что это значит? Что служили в храме, а потом в трапезной части была трапеза. И вот, где трапеза, там могут быть и разговоры какие-то или чтения или святых отцов.
Поэтому я думаю, что использовать это трапезное пространство в благочестивых целях возможно. Конечно, когда тут алтарь построен, это уже не так удачно. А на солее и я бы не стал выступать, и певцам не позволил.
В этом смысле в Свято-Тихоновском университете особая ситуация. У нас в Епархиальном Доме Соборная Палата отделяется аркой от храма. Когда бывает богослужение, мы эту Соборную палату используем как храмовое пространство, и тогда много людей помещается. Но когда службы нет, мы эту арку закрываем занавесом и Соборную Палату используем просто как палату. Там могут быть и концерты, и лекции, и конференции. При этом висят на стенах иконы. А храм отделён занавесом, туда никто не проходит. Раньше так бывало в гимназиях, в школах.
В любом случае, занятия в трапезной части должны быть благочестивыми. Нужно, чтобы благоговение сохранялось.
Сайт «Пастырь»
25 апреля 2023
Не посвященному не читать с амвона. Шест. 33, ни монаху. Седьм. 14.
Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви. (По изъяснению Валсамона, правило сие запрещает мирянам только восходити на амвон и предначинать пение). Лаод.15
Не подобает в храмах Господних или в церквах совершати, так именуемые трапезы любви, и в доме Божием ясти, и возлежание творити.Лаод.28
Вечеря Любви. Вечери любви не суть нечто низкое, и кто презирает делающих сии вечери по вере, тот под клятвой. Гангр. 11. Вечери, или трапезы любви и братолюбия, не должны быть в храмах Господних или в церквах. Шест. 74. Лаод. 28. От сих трапез не должно уносить с собой домой никакой части. Лаод. 27.
Когда мы молимся в храме, обращаемся ко Господу, Пресвятой Богородице и Святым, время от времени обращаем взор на иконы на иконостасе, на алтарь. А когда перед алтарем стоят просто люди (пусть даже не во время службы), как то противоестественно кажется. Это чувствуется даже на фото. Может я ошибаюсь?