Кто отлучился из своего дома и Отечества и живет на чужой стороне, тот там пришелец и странник, как россиянин, находящийся в Италии или в иной какой земле, там пришелец и странник. Так и христианин, от небесного Отечества удаленный и в многобедственном мiре этом живущий, пришелец и странник. Об этом святой апостол с верными говорит: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:14). И святой Давид это исповедует: Cтранник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои (Пс.38:13). И еще молится: Пришлец аз есм на земли; не скрый от Мене заповедей Твоих (Пс.118:19). Странник, живя на чужой земле, все старание прилагает к тому, чтобы сделать и совершить то, ради чего прибыл на чужую землю. Так и христианин, словом Божиим позванный и святым Крещением обновленный к вечной жизни, старается, как бы не лишиться вечной жизни, которая здесь, в этом мiре, или приобретается, или губится. Странник в чужой земле с немалым опасением живет, потому что между незнакомыми людьми находится. Так и христианин, в этом мiре живя, как на чужой земле, всего опасается и остерегается, то есть духов злобы, демонов, греха, прелести мiра, злых и безбожных людей. Странника все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чужеземца. Так и истинного христианина все мiролюбцы и сыновья века этого чуждаются, удаляются и ненавидят, как не своего и им противного. Об этом говорит Господь: Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а так как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр (Ин 15:19). Море мертвого тела, как говорят, не держит в себе, а извергает вон. Так и мiр непостоянный, как море, благочестивую душу, как для мiра умершую, изгоняет. Мiролюбец – любезное чадо для мiра, тогда как презиратель мiра и похотей его прелестных – враг.
Странник ничего недвижимого, то есть ни домов, ни садов, ни иного чего подобного, не заводит на чужой земле, кроме нужного, без чего невозможно прожить. Так и для истинного христианина все в этом мiре недвижимо, все оставит в этом мiре, и само тело. Об этом говорит святой апостол: Ибо мы ничего не принесли в мiр; явно, что ничего не можем и вынести из него (1 Тим. 6:7). Поэтому истинный христианин ничего в этом мiре не ищет, кроме нужного, говоря с апостолом: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6:8). Странник движимые вещи, как-то: деньги и товар – в Отечество свое посылает или везет. Так и для истинного христианина движимые вещи в этом мiре, которые он с собою взять может и в тот век перенести, – это добрые дела. Их он старается собрать здесь, в мiре живя, как духовный купец духовный товар, и в небесное свое Отечество принести, и с ними явиться и предстать перед Небесным Отцом. Об этом увещевает нас Господь, христиане: Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф.6:20).
Сыновья века сего пекутся о теле смертном, а благочестивые души пекутся о бессмертной душе. Сыновья века сего ищут временных и земных своих сокровищ, а благочестивые души к вечным и небесным стремятся и желают таких благ, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор.2:9). На это сокровище невидимое и непостижимое верой они взирают и всем земным пренебрегают. Сыновья века сего стараются на земле прославиться. А истинные христиане ищут славы на небесах, где Отечество их. Сыновья века сего украшают тело различным одеянием. А сыновья царствия Божия украшают бессмертную душу и облекаются, по увещеванию апостола, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол 3:12). И потому сыновья века сего несмысленны и безумны, ибо ищут того, что само по себе ничто. Сыновья же царствия Божия разумны и мудры, так как пекутся о том, что блаженство вечное в себе заключает.
Страннику на чужой земле жить скучно. Так и истинному христианину в этом мiре жить скучно и скорбно. Ему в этом мiре везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от небесного Отечества. Горе мне, – говорит святой Давид, – что жизнь моя в переселении продолжительна[1] (Пс.119:5). Так и прочие святые об этом сетуют и вздыхают. Страннику хотя и скучно жить на чужой земле, однако живет ради нужды, ради которой из Отечества своего отлучился. Так и истинному христианину хотя и скорбно жить в этом мiре, однако, пока Бог велит, живет и терпит это странствование. У странника всегда в уме и памяти Отечество и дом свой, и желает он возвратиться в Отечество свое. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда имели в мысли и памяти Отечество свое, Иерусалим, и усердно желали возвратиться в свое Отечество. Так и истинные христиане в этом мiре, как на вавилонских реках, сидят и плачут, поминая горний Иерусалим – Отечество небесное, и к нему с воздыханием и плачем возводят свои очи, и желают прийти туда. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, – воздыхает Павел святой с верными (2 Кор. 5:2). Для сыновей века сего, пристрастившихся к мiру, мiр – как отечество и рай, и потому не хотят от него отлучиться. Но сыновья царствия Божия, сердцем от мiра отлучившиеся и всякие скорби в мiре терпящие, желают к тому Отечеству прийти. Христианину истинному в этом мiре жизнь есть не что иное, как всегдашнее страдание и крест. Когда странник в Отечество, в дом свой возвратится, то домашние, соседи и друзья его радуются ему и приветствуют его благополучное прибытие. Так, когда христианин, окончив свое в мiре странствование, придет в Отечество небесное, радуются о нем все Ангелы и все святые жители небесные. Странник, пришедший в Отечество и дом свой, в безопасности живет и успокаивается. Так и христианин, вошедший в небесное Отечество, успокаивается, живет в безопасности и ничего не боится, радуется и веселится о блаженстве своем.
Отсюда видишь, христианин: 1) Жизнь наша в этом мiре есть не что иное, как странствование и переселение, как говорит Господь: Вы пришельцы и переселенцы… предо Мною (Лев. 25:23). 2) Наше истинное Отечество не здесь, но на небесах, и для него мы созданы, Крещением обновлены и Словом Божиим позваны. 3) Не должны мы, как позванные к небесным благам, земных искать и к ним прилепляться, кроме нужных, как-то: пищи, одежды, дома и прочего. 4) Человеку-христианину, живущему в мiре, нечего более желать, как вечной жизни, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21). 5) Кто хочет спастись, тому надо сердцем от мiра отлучиться, пока душою от мiра не отойдет. 6) Кто в этом мiре ищет, как разбогатеть и прославиться, этим показывает, что мiр, а не небо Отечеством имеет, и так заблуждается, что в день смерти своей и уразумеет.
Святитель Тихон Задонский
Из книги «Сокровище духовное, от мiра собираемое»
[1] Перевод П. Юнгерова, редакция «Азбуки Веры». ↩
«Христианину истинному в этом мiре жизнь есть не что иное, как всегдашнее страдание и крест»
Благодарю за публикацию!
«По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Сам по себе не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищешь,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу
Кто меня вернёт?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю
Там, где — боже мой,
Будет мама молодая
И отец живой» (творч. зарисовка).
И святой Давид это исповедует: Cтранник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои (Пс.38:13). И еще молится: Пришлец аз есм на земли; не скрый от Мене заповедей Твоих (Пс.118:19). … И устремляем себя для спасения души во временной жизни земного пребывания в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол 3:12).