Недавно мы опубликовали на сайте «Ветрово» два стихотворения московского поэта Алексея Сакова — «Огни зажгутся городские» и «Лица». Мысли и общий настрой этих произведений показались нам созвучными некоторым стихотворениям отца Романа. Оказалось, что у нас с Алексеем Саковым есть и другие точки соприкосновения: он интересуется святоотеческим наследием и стал автором-составителем книги «О духовной жизни, многозаботливости и молитве. По творениям святителя Феофана Затворника», вышедшей в 2019 году в православном издательстве «Зёрна». Алексей разрешил опубликовать на сайте «Ветрово» отрывки из этой книги, и сегодня мы хотим познакомить вас с первым из них.
…Сочетавшись с нашей свободной волей, призывающая благодать полагает начало новой, христианской жизни. Но как узнать, в чём она заключается и по каким законам протекает? Преосвященный Феофан определяет понятие духовной жизни, как постоянное памятование о Боге: «Надо довести сие до того, чтобы мысль о Боге сроднилась и срастворилась с умом и сердцем и с сознанием нашим. Чтобы утвердилась такая память и такая мысль, надо потрудиться над собою неленостно… ибо это и есть духовная жизнь»[1]. Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). И в первую очередь необходимо усилие, чтобы прогнать отлагательство. «Всякий говорит: ”Ещё успею”, — и остается в старых порядках привычной недоброй жизни. Итак, пришла благая мысль исправиться — ухватись за неё, займись тем, чего ради она послана к тебе; и с сею целью гони отлагательство»[2], — призывает святитель и на примере очнувшегося от сна человека переходит к описанию следующего искушения. «Подобно тому как пробудившийся, пока думает ещё только встать, всё в теле у него спокойно. Но лишь только положит он встать самим делом и мало напряжёт мышцы — все боли в теле, которые дотоле не беспокоили, теперь дают о себе знать и поднимают жалобы»[3]. Так начинают сопротивляться страсти взявшемуся за дело подвижнику. Среди всего многообразия страстей святитель Феофан выделяет 4 главных — это саможаление, чувственность, человекоугодие и пристрастие к земному. Остановимся коротко на каждой:
Саможалением является пагубная привычка уступать собственным прихотям и греховным желаниям. «Человек-грешник обходится с собою, как мать с нежно любимым детищем: жаль в чём-нибудь отказать себе, в чём-нибудь поперечить; не может одолеть себя, чтобы в чём-нибудь поднять на себя руку»[4].
Чувственность проявляется привязанностью к изысканным вещам, вкусной пище, питью, дорогой одежде, комфорту и удовольствиям. «И действительно, в грехолюбце качествует чувственность: не имеет он вкуса к невидимому и духовному, а всё чувственное так известно и так переиспытано»[5].
Человекоугодие поставляет нас в зависимость от общественного мнения, вынуждая стыдиться добра и правды перед лицом окружающих. «Живёт обычно человек этою ненарушимостью заведённого вокруг порядка или установившихся отношений, оттого робеет поколебать их и для поддержания их готов бывает скорее покривить душою, нежели сделать кому-либо что наперекор, не уважить, войти в неприятности»[6].
Наконец, пристрастие к земному сопряжено с притуплением веры в будущую жизнь, когда вечность видится чем-то далёким и нереальным и все силы уходят на добывание короткого земного счастья. «Живёт обычно человек на земле, будто тут вечно жить, а о будущем забывает; знает счастье только земное, и все цели сходятся у него в одном, как бы здесь хорошо прожить, а что дальше будет, о том и думки нет»[7].
Обнаружив восстающие на человека страсти, Феофан Затворник предлагает и средства борьбы с ними, а именно «противочувствия» коренным требованиям греха[8]. Другими словами, чтобы победить ту или иную страсть, необходимо развить в себе противоположную ей добродетель. С саможалением, например, следует бороться «самопротивлением»[9], поступая наперекор своим греховным прихотям. Человекоугодию противопоставить «отвращение от всех недобрых обычаев и связей»[10]. Чувственность связать целомудрием, воздержанием в пище и питье. Пристрастие к временной жизни обличить памятью смертной, мыслью о странничестве человека на земле и Небесном Отечестве, к которому необходимо стремиться.
Поскольку всё вышесказанное представляется довольно трудным для исполнения, святитель Феофан задаётся справедливым вопросом: «…пусть и знает кто путь, и путь сей освящён, — что пользы в сем знании, если нет сил идти по нему?»[11]. И сам же отвечает: «…не смущайтесь! Все Божественные силы, яже к животу и благочестию (2 Пет. 1: 3) — заготовлены уже нам Господом… и всякому верующему подаются в святых таинствах Церкви… в таком обилии, сколько кто желает и может вместить. Крещение возрождает, миропомазание укрепляет, святое причащение преискреннейше соединяет с Господом Иисусом Христом, святое покаяние восставляет падшего, который падает снова по крещении, и прочее. Всякое таинство дает особую Божественную силу, нужную человеку на пути в Царство Небесное»[12].
Алексей Саков. Из книги «О духовной жизни, многозаботливости и молитве
по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского»
Сайт «Ветрово»
17 февраля 2022
[1] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический центр, 2001. С. 262. ↩
[2] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 185. ↩
[3] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 245. ↩
[4] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 250-251. ↩
[5] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 251. ↩
[6] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 252. ↩
[7] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 252-253. ↩
[8] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 259. ↩
[9] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 335. ↩
[10] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 259. ↩
[11] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. М.: Изд. Правило веры, 1999. С. 144. ↩
[12] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. С. 145. ↩
Помним и примерно прилагаем усилия. «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).