col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Алексей Осипов. Зачем целовать руку священнику?

Фрагмент передачи «Профессор Осипов» на телеканале «Спас»

Канал А. И. Осипова
21 августа 2022

Заметки на полях

  • МО

    //Про перстосложение я уже все сказал. В Церкви дозволяется и так, и так (и 2+3 и 3+2).//

    Удивительное дело, человеку говорят, что принятое на БМС в 1666 году имясловное перстосложение есть обычай гностический, а он этого не слышит. Ему говорят, что писать пальцами имя Божие ― не христианский обычай, а он этого не понимает. Доктор, Вы меня слышите? А-у.

  • МО

    //Благодаря этому теперь у нас в каждом почти населённом пункте с 1921 года в центре возвышается подобная пирамидка. А кровь коммунистов пролилась тоже как бы не зря, и сегодня у нас здесь один из самых коммунистических районов! Этим идеям очень много сочувствия, просто любовь народная. А корни где? В жестокости раскольников, в остальном вполне талантливых, обычно богатых и состоятельных, знающих толк в делах маммоны людей. А корни раскола — в гордости. Она, получается, и мать всех убийств, и коммунизма тоже. Масонство, коммунизм, раскол — есть в этом общий корень.//

    Вы с покрытой головой участвуете в форуме, уважаемая Екатерина?

  • МО

    Батюшка Георгий, абсолютно солидарен с Вашим мнением. От себя добавлю, что в чёрный 1654 год, который Господь отметил первым появлением на святой Русской земле ЧУМЫ, от которой умерло по разным данным от 100 тыс до 500 тыс человек, произошло одно из самых страшных событий в русской истории — началась настоящая религиозная война на почве религиозной нетерпимости новообрядцев к страробрядцам. Учитывая, что историю пишут победители, я бы весь негатив, связанный с описанием «ужасных и черных деяний» старообрядцев в истории церкви и страны делил бы по меньшей мере на 2, а то и на 10.

    Касательно сути раскола скажу — Настоящее православие никогда не пыталось унифицировать и муштровать верующих одинаковостью обычаев. Всё это, чем занимались Никон и иже с ним называется евангельскими «бременами неудобоносимыми». Фарисеи того времени не дали Церкви развиваться самобытно и естественнм путём. Их не устраивало Православие Ивана Грозного, Нила Сорского, Сергия Радонежского. Их не устраивало Православие поместной дореформенной Русской Церкви. Им нужно было непременно создать пафосное ИМПЕРСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ, с сильным греческим (а иногда и латинским акцентом). Каждая поместная Церковь имеет право отличаться в обрядах от других поместных церквей. Разность — в деталях, единство в главном. Нога — это не рука, но при этом они вместе — одно тело.

    Кстати, о латинских заимствованиях — восхваляемый отовсюду Димитрий Ростовский разглядел в написании ИСУС значение «РАВНОУХИЙ», как выше заметил многоуважаемый и всечестной о. Георгий, но «проглядел» в жизнеописании Божьей Матери «непорочное зачатие» самой Святой Девы праведной Анной, то есть фактически привнёс в составляемый им сборник житий святых католический догмат. Ну, подумаешь, мелочь какая! Это же не количество перстов и не количество аллилуй.

    Также любопытно следующее. История Отечества рассказывает нам о том , что почти все церковные деятели сдавали лично Петру 1 своеобразный экзамен на придворный «подхалимаж» (имею в виду так называемые «панегирики», чрезвычайно модные в то время, до которых царь-батюшка был крайне охоч), но жизнеописание святителя как-то умалчивает о том, как с этим справился Димитрий (Туптало). А интересно было бы узнать, как он отдал свою дань кесарю, ведь он служил не где-нибудь, а в Успенском соборе, где этой процедуры он никак не мог бы избежать.

    Царя он, по видимому не критиковал, хотя официальное житие говорит о таких случаях, но хотелось бы увидеть подтверждение этому мнению где-то помимо официальных житий. Пётр 1, как известно, любую критику пресекал в зародыше, обычно ударом топором по шее.

    Зато несчастные, замордованные и загнанные в самые глухие углы России раскольники вызывали у Дмитрия Ростовского не просто критику, но настоящее осмеяние и глумление над ними.

    Повторяюсь — вопрос ждёт исследователя. Особенно, в свете отмены клятв 1971 года и формального воссоединения церквей старого и нового обряда. Спасибо за внимание к моему комментарию.

    Вопрос о роли Димитрия Ростовского в русской истории и в истории Православной Церкви, изучен плохо, по крайней мере, именно такое ощущение создаётся при многократных попытках найти адекватную и конструктивную критику его весьма противоречивой деятельности на ниве искоренения «брыньской веры».

  • Тюменская область

    Да, отец Георгий, я сейчас в декрете, постоянно что-то готовлю, так что мне удобнее в платочке. Согласна, что это хорошая и спасительная традиция вот в каком даже смысле: поскольку с покрытой головой Апостол советует нам молиться, а ещё — непрестанно молиться, то мы, пребывая в платочках, привыкаем к непрерывной молитве во спасение души. Всё же внутреннее довлеет, а внешнее сопутствует. А не наоборот. По молодости лет меня даже из храма бабульки выгоняли за недостаточно длинную юбку, потом я долго обходила церковь за километр, а сейчас я и сама такую не надену. Сознание определяет бытие) Хотя сама ни за что не выгоню несмысленную деваху. Даст Бог ума, сама и колени прикроет, и главу покроет.

  • Пенза

    Апологет раскола о. Георгий Селин, Вам в рпсц надо переходить, если там для Вас «равночестно». Только «никониан» в эту секту через покаяние берут (если не через крещение, не помню). Зато пальцы древлее будете складывать… опять же, одна С в национальности останется (обрезание, можно сказать), о чем мечтать еще

  • Тюменская область

    Уважаемые отец Георгий и Олег, знаток истории старообрядчества, подскажите, это верное для староверия утверждение : «при перемене внешней стороны несомненно искажается или вовсе теряется внутренняя, духовная ипостась священнодействия или таинства»? Я его скопировала по ссылке отца Георгия с ресурса старообрядцев. Откуда взялась эта мысль, в православной ли она традиции, кто из святых отцов или писателей Библии её автор? На этом стоит многое в старообрядчества, значит, утверждение важное. Можно его источник сообщить? Отец Георгий, и ещё к Вам вопрос: как Вы служите в храме, где празднуется память святого Димитрия Ростовского, Серафима Саровского, святых Царственных страстотерпцев, что у Вас на душе, не тяжко ли это Вам? Ведь если Вы душой болеете за староверов, а у них отрицательное (мягко говоря) отношение к святым РПЦ, тем более из семьи Романовых, КАК Вам удаётся всё это совмещать?

  • МО

    Уважаемая Екатерина, к сожалению я, в отличие от о. Георгия не являюсь знатоком ни в какой области, лишь скромным специалистом в области храмовой архитектуры.

    Поискав в интернете источник приведённой Вами фразы, я обнаружил что эта цитата слов предстоятеля старообрядческой Русской Церкви:

    «Ответ русского старообрядчества на действительно широкий и многообещающий шаг навстречу со стороны РПЦ МП можно также выразить словами старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Андриана Четвергова: «Признание же на соборе РПЦ 1970 года равночестности новых и старых обрядов догматически бессмысленно. Подобная схема была предложена католиками еще несколько веков назад. Во время создания унии они предлагали признать равночестными все виды обрядов, и в первую очередь восточный и западный обряды. В православном вероучении нет разделения на внешнюю сторону священнодействия («обряд») и внутреннюю, а потому при перемене внешней стороны несомненно искажается или вовсе теряется внутренняя, духовная ипостась священнодействия или таинства» [2, 133].»

    Взялась эта мысль, полагаю, значительно «до» того, как её озвучил вышеозначенный церковный деятель. Мне утверждение о том, что » ПРИ ПЕРЕМЕНЕ ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ НЕСОМНЕННО ИСКАЖАЕТСЯ ИЛИ ВОВСЕ ТЕРЯЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ, ДУХОВНАЯ ИПОСТАСЬ» сильно режет мой православный слух. Вспоминая период хотя бы даже Древней Церкви — разве одинаковой была (по виду) «внешняя сторона» священнодействия тогда и, например, сейчас? Конечно же нет, выглядело богослужение сильно по другому, многие современные таинства существовали в зародыше, например, таинство исповеди. Внешняя сторона богослужения отличалась как небо от земли. Не было такой пышности, не было таких дорогих и нарядных одежд у священнослужителей. Да и вместо храма — катакомбы.

    Кажется, мыслить так, как мыслит этот иерарх — это тупиковый путь. Нельзя так сильно зацикливаться на «внешней стороне», думая, что она неизменна, как и догматы. Да и догматы хотя и неизменны, но было время, когда и догматы только формировались и устанавливались фактически «демократическим принципом» — большинством голосов участников очередного Вселенского Собора. Но мы конечно веруем, что этим большинством водил Святой Дух. Тем не менее, вся церковная история учит, что неизменной «внешней стороны» не бывает, причём не только в православии, но вообще ни в какой религии.

  • МО

    Что касается опоры на Библию в этом вопросе, то разномыслия допустимы:

    11:19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами,
    дабы открылись между вами искусные. (1 Кор)

    Историософия послераскольного периода в её квинтэссенции такова : Церковь поддалась нажиму кесаря в вопросах, которые были вне его (кесаря) компетенции — стала мучительно «перестраиваться» из «русской» в «имперской» в угоду имперским амбициям кесаря.

    Нарушили заповедь «Воздадите кесарево кесареви, а Божие — Богови». Обставлено всё это было красиво, как исправление ошибок в книгах и возвращение к «исконным обычаям», но это было не более чем бутафория, истинная цель — унифицировать богослужение во всей «империи» , чтобы после поднятия русского флага над царьгрядом одинаково петь аллилуя во всех новых и старых епархиях. Но тут Бог сказал своё слово — военные успехи прекратились и о царьграде с русским флагом пришлось забыть.

    За всю эту несусветную глупость и гордыню был наказан и кесарь — фактическим пресечением мужской линии правящей династии ( после смерти Петра 2)

    И Партриарх — Никон сослан и лишён сана, после Адриана Патриарший престол пустовал более 200 лет

    И Церковь, погрязшая в расколе и жесточайшей религиозной войне, ничем не более белой и пушистой, чем европейские религиозные войны с варфоломеевскими ночами.

    Вопрос о канонизации святых (или деканонизации, бывает и такое увы) — на 90% политический. И только на 10% вероучительный и богословский. Нам не дано решительно дать четкий ответ на то, кто из считаемых нами святых прославлен у Бога или нет и в каком лике. Поэтому этот вопрос надо решать компромиссно и с той точки зрения, что главное к чему мы стремимся — это объединение русских церквей. Святые, если они действительно святые, поймут и простят такую икономию. Можно долго спорить, кто святее — Никон или Авакум, Димитрий Ростовский или соловецкие мученики. Но этот спор будет вести всё дальше от желаемого объединения.

  • МО

    Буздалов А., батюшка Георгий не «апологет раскола», как Вы утверждаете. В Вашем утверждении «Вам в рпсц надо переходить, если там для Вас «равночестно».» сильно хромает логика. Зачем переходить, если и там и там равночестно?

    Это первое. Теперь второе. При современном государственном и церковном устройстве Рф — никакое РЕАЛЬНОЕ объединение сторонников старого и нового обряда невозможно. Речь сейчас не идёт об преодолении старых расколов, мы находимся на грани новых, ещё более губительных.

    Считаю старообрядцев нашими братьями и сёстрами во Христе, членами Святой Соборной и Апостольской Церкви, в которую мы все веруем.

  • МО

    Кстати, Буздалов А. и о. Георгий — вопрос к Вам обоим, если позволите, Вы же рассорились после начала СВО? просто неоднократно наблюдал что на сайте Буздалова вы раньше общались в комментариях гораздо миролюбивее. Извините, если задел вопросом. просто недавно следил за Вашей полемикой, и хотелось бы прояснить.

  • МО

    //как выше заметил многоуважаемый и всечестной о. Георгий,//

    У моего лечащего врача другой диагноз.

  • МО

    Понял Вас, уважаемый Александр Вячеславич. Разговора не получается. Дай, говорю, ответ. Не даёт ответа. «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
    А в тройке-то Чичиков сидит. Помните этот рассказ Шукшина? «Забуксовал» называется.
    https://prkas.ru/index.php?id=722

  • МО

    //я сейчас в декрете//

    Благим делом заняты. Помоги, Господи. Как я понял из Вашего отзыва, если бы коммунисты не вырезали старообрядцев, мозживших головы новообрядцам, то старообрядцы вырезали бы всех в округе, и не было бы ни Вас, ни декретного отпуска, дарованного Вам декретом ВЦИК от 22.12.1917 года. Не встречал ещё такого диковинного объяснения революционных событий 1917 года.

    //Уважаемые отец Георгий и Олег, знаток истории старообрядчества, подскажите, это верное для староверия утверждение : «при перемене внешней стороны несомненно искажается или вовсе теряется внутренняя, духовная ипостась священнодействия или таинства»?//

    При перемены внешней стороны женской головы, а именно при отсутствии на ней головного убора, искажается внутренняя сторона головы, т.е. её содержание. Как Вам такая мысль, уважаемая Екатерина? Вы не согласны?

    //Откуда взялась эта мысль, в православной ли она традиции, кто из святых отцов или писателей Библии её автор?//

    «Обряд, выделенный как некая часть богослужения и оторванный от всей полноты церковных таинств, – понятие не православное и, по сути своей, глубоко чуждо христианскому вероучению. Само наименование «старообрядцы» было придумано приверженцами новых обрядов, с целью вменить староверам «обрядоверие» и этим их унизить и оболгать. Еретическая мысль о том, что в церковной службе можно разделить «внутреннее» и «внешнее» зародилась в католическом богословии. Западная школа начала учить, что якобы в священнодействии есть первостепенное, существенное таинство, и не существенное и второстепенное – внешние обряды. Это понятие, по слову апостола, безчинно ходящих, а не по преданию, еже прияша от апостол (2 Сол. 3, 6) по своей сути было глубоко чуждо духу христианского учения, утвердившемуся на Руси.

    Обряд и обычай – не есть нечто оторванное от жизни, условное, произвольное, легко изменяемое волей человека, – а напротив, органически связан с церковной жизнью, опыт, которым он вырабатывался. После принятия христианства Русью постепенно путем колебаний, споров, борьбы и молитв сложился на Святой Руси тот выстраданный столетиями строй обрядов, который сохраняют староверы как безценное сокровище. Епископ Арсений Уральский, отвечая никонианскому иеромонаху на вопрос о том, является ли обряд догматом веры, говорил: «Вы спрашиваете, как мы признаем перстосложение для крестного знамение, за догмат веры или за обряд христианский? На это скажу Вам, что это признаю за предание Святой Церкви, и даже такое предание, без которого не совершается ни едина тайна церковная и ни один христианин не должен быть свободным от повсегдашнего употребления этого предания. А какую раздельность имеет догмат веры с обрядом христианским? Извините, я строго различить не могу, и думаю так, что никакой догмат веры христианской не может быть объявлен и выражен без обряда христианского».

    Современным богословием почти забыта особенность исконного православного учения о неотделимости мистической и внешней сторон церковной жизни. Учение об «обряде» появилось сравнительно поздно в средневековое время в Западной Церкви под влиянием схоластического мировоззрения, направляющего ум не к обобщениям, в отличие от космологического (неоплатонического) принципа познания бытия, а направленого на анализ и систематизацию окружающей действительности, разделение ее на частные элементы. Старообрядчество осталось неподверженным влиянию гносеологических принципов схоластики и осталось верным святоотеческому пониманию церковности через созерцание целостности экклесиологического существования.
    В заключении хотелось бы пересказать глубокую по смыслу легенду, изложенную в проповеди епископа Михаила Семенова «Нужны ли обряды?»: «Несли сосуд с драгоценной жидкостью, все падают перед ним ниц, все целуют сосуд, заключающий эту драгоценную животворящую влагу, но восстают люди и начинают кричать: «Слепцы, чего вы сосуд целуете, дорога́ лишь животворительная влага, в нем заключающаяся, до́рого содержимое, а вы целуете стекло, простое стекло, и стеклу приписываете святость… Идолопоклонники, бросьте сосуд. Обожайте лишь живую влагу, а не стекло».

    И вот разбили сосуд, живящая влага разлилась по земле и исчезла в земле, разумеется. Сосуд разбили и влагу потеряли…
    Почему старообрядцы сохраняют обряд? (rpsc.ru)
    https://clck.ru/33QqPi

    //Отец Георгий, и ещё к Вам вопрос: как Вы служите в храме, где празднуется память святого Димитрия Ростовского, Серафима Саровского, святых Царственных страстотерпцев, что у Вас на душе, не тяжко ли это Вам? Ведь если Вы душой болеете за староверов, а у них отрицательное (мягко говоря) отношение к святым РПЦ, тем более из семьи Романовых, КАК Вам удаётся всё это совмещать?//

    Оставьте мне мои чувства. Не переживайте обо мне. О себе переживайте.

  • МО

    Возвращаясь к своему тезису о 90% политики в вопросе о канонизации святых (или деканонизации) и Димитрию Ростовскому, осмелюсь предположить, что апологетам учения о том, что староверы — еретики, был крайне, ну просто максимально, на все 120 %, нужен был СВЯТОЙ борец с расколом, и всю половину 18 века его тщательно искали. Ну и … поиски увенчались успехом — что можно сказать. Интересно, вместе с Димитрием Ростовским были канонизированы и его методы обращения в новый обряд?

  • МО

    Кстати о Романовых. Лучшие их представители, такие как св. царь Николай 2, чувствовали личную ответственность за раскол и старались его преодолеть всеми силами. Известно, что Николай 2 допустил старообрядцев (несомненно, умышленно) даже в личную охрану, и всячески им благоволил. Чем, судя по высказываниям, даже вызывал возмущение Иоанна Кронштадского. В этом конфликте мнений двух СВЯТЫХ людей нельзя не заметить, что раскол
    — это нечто такое, что не вполне в компетенции сынов человеческих исправить. Тут может вмешаться лишь Сам Господь и исправить Своей Властью то, что люди на земле натворили.

    Возможно, Николай 2 понимал, что раскол — это, в огромной степени, вина его предков — царей Романовых, в первую очередь западника и большого знатока театрального искусства Алексея Михайловича, а потом и старообрядческого «антихриста» — Петра Первого. Хотя тут постарались все правители после Алексея «Тишайшего».

  • МО

    Православия ревнителю и раскола искоренителю, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси; / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога cпастися душам нашим.

    Раскола искоренитель? Буих уцеломудрил? Раскол не искоренён. Буи и духовно больные таковыми и остались. Зато текст тропаря закрепился в Богослужении. Это как в недавней статье на «Ветрово» о военных реляциях.

    //Так сложилось, что наша военная система много лет строилась таким образом, что подчинённые больше смерти боялись докладывать вышестоящему начальству о проблемах. За редким исключением, реальные проблемы в докладах не озвучивались, а позитивные результаты приукрашивались. По пути движения доклада вверх позитивных результатов становилось всё больше, что напрямую зависело от количества пройденных ступеней. Сейчас с этим борятся, но многолетние привычки так быстро не исправить. Публикации проблем и ошибок стали выходом, который показывал реальную картину происходящего.//
    https://vetrovo.ru/inoi/problemy-svo/

    Как видим, обсуждение проблем и ошибок даже на уровне сайта, не говоря уже о высоких уровнях, действительно, очень трудно даётся. Оскорбления, обвинения, шуточки и молчание.

  • Тюменская область

    Отец Георгий, я трижды перечитала Ваш вывод «Как я понял из Вашего отзыва, если бы коммунисты не вырезали старообрядцев, мозживших головы новообрядцам, то старообрядцы вырезали бы всех в округе, и не было бы ни Вас, ни декретного отпуска, дарованного Вам декретом ВЦИК от 22.12.1917 года. Не встречал ещё такого диковинного объяснения революционных событий 1917 года» и всё же не поняла, откуда Вы его взяли, я ничего такого не писала и не подразумевала. Всё, что я хочу написать, пишу прямо. Писала, что в результате духовной поврежденности неких личностей возникло страшное в своей иррациональности кровопролитие, никониан и атеистов мучили, не щадя пола и возраста, а наказали за это тех же никониан, то есть обычных православных, которых угораздило оказаться с мучителями по одну сторону фронта. Может, и не было бы победы красных, да Господь попустил — слишком много накопилось в народе злобы и нечестия, о чем и свидетельствовали те события. В итоге пострадали все. Но таков был праведный Божий суд. Кстати, в той же книге я читала в одном из воспоминаний брата замученной учительницы, что она с товарками в праздник Троицы проводила с молодежью викторины на антирелигиозные темы, и в тот же день погибла лютой смертью. Из истории слова не выкинешь. Но это тоже не оправдание для «право верующих» палачей.

    С переменой платка на голове на другой платок внутренняя часть головы, конечно же, не изменяется, тем паче не искажается. Поэтому и притча о сосуде не так уж глубока, ведь можно было не бить, а перелить. И кто такой епископ Михаил Семёнов, раз он рассказывает такие притчи? Старообрядец?

    Олег, спасибо за ответ. Мирный дух Вы внесли в этот разговор, а то тяжеловата стала атмосфера. Я тоже склонна считать, как и Вы, ту чуму наказанием за богопротивные распри, как и испанку в 1918 году. Но всё же раскол ужасен, и ужасны его плоды. О них я писала.

  • МО

    Батюшка, спаси Господи за комментарий.

    «Раскола искоренитель? Буих уцеломудрил? Раскол не искоренён. Буи и духовно больные таковыми и остались. Зато текст тропаря закрепился в Богослужении.»

    Если раскол остаётся, значит его неправильно пытаются преодолеть. Если болезнь неправильно лечат, она прогрессирует. Раскол нужно преодолевать с покаянным чувством, как и когда мирятся двое поссорившихся людей. Думаю, тот из двух осколков, кто умнее, первый пойдёт на компромисс и проявит смирение. С нашими «начальствующими» в церкви о преодолении раскола можно только мечтать…

  • МО

    Екатерина, спаси Господь! Согласен с Вами насчет «испанки». Увы, раскол бывает, когда отходит на второй план учение Христа о любви между братьями, а на первый план выходят амбиции, гордыня, по-русски говоря.

    Хорошо бы нам всем стяжать «дух мирен».
    «Не знаете, какого вы духа». (Лк, 9, 55)

    «Не знаете, какого вы духа, не знаете, что дух христианский должен быть духом любви ко всем, духом единения, а не разделения между людьми. А соединить может только святая любовь. Думаю я, что многие из вас тоже не знают, какого они духа.» (Лука Крымский)

  • Тюменская область

    Точно, Олег, так и есть. Кстати, отец Георгий, сегодняшний мой платочек привезён с места успокоения святителя Луки Крымского, подруга подарила. Вот он в наш разговор и вмешался с помощью Олега.

  • Минск

    Олег, просветите, пожалуйста: община Игнатия Лапкина старообрядческая ?

  • МО

    Алла, с удовольствием бы просветил, но к сожалению, я невежествен в этом вопросе, как и писал выше, о Игнатии Лапкине я узнал впервые от Вас. Давайте вместе исследовать вопрос, к счастью редакция уже подготовила материал:

    https://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-maksimov-pro-ignatiya-lapkina/

  • МО

    Что тут можно сказать. Спешу поблагодарить Редактора, подготовившего интересный материал о Лапкине.

    Забегая вперёд хочу сказать, что Игнатий Лапкин, несмотря на противоречивые и даже шокирующие высказывания, с первых так скажем минут чтения о нём (сначала в Википедии) вызвал у меня что-то вроде симпатии. Почему? Наверное потому что он — яркий представитель христианского «движения снизу», в отличие от патриархийных «рупоров».

    Что мне в нём нравится? наверное то, что он (думаю, не исключая поста и молитвы и других видов обращения к Богу) критически оценивает многие спорные моменты в церковной истории и в церковной жизни и не боится высказывать своё мнение по этим вопросам (иконы, мощи и даже догматы)
    Считаю, что то именно то, чего не хватает нашей нашей Церкви.

    Кирилловская православная «великая синагога» похитила всю власть и весь авторитет у простого церковного народа, который по учению Христа и Апостолов «народ святой, люди взятые в удел», и теперь лишь узкий круг лиц в Церкви принимают нормативно-правовые акты, строят, закрывают и открывают храмы, хулиганят на экуменических сонмищах, собирают соборы (от лица всех нас) и проповедуют «патриотизм» и делают многие другие спорные с точки зрения Евангельской веры вещи.

    Зато вот такие «выскочки», вроде Лапкина, против этого восстают, и свидетельствуют о том, что яркие личности не перевелись не только на епископских и митрополичьих кафедрах.

    Лично по мне уж точно Лапкин гораздо симпатичнее «синагогального» карьериста Максимова, такого же карьериста Ткачева, Мажуко и иже с ними, у которых оправдывать священноначалие получается гораздо лучше, чем нести людям Христа. Лапкин страдал за свои убеждения. ОН СИДЕЛ ТЮРЬМЕ И ПОДВЕРГАЛСЯ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАМ ЗА ГОСПОДА! Нам ли его судить с нашего дивана? Считаю, что люди, сидевшие и страдавшие за Христа, имеют право голоса в Церкви. Сказать сильнее — ТОЛЬКО ОНИ И ИМЕЮТ, а не перестроившиеся из коммунистов в православных карьеристы. Сидели ли в тюрьме за веру и проповедь Христа Максимов? Ткачев? Ублажаемый здесь на сайте мате шинник Михалков, заделавшийся православным христианским проповедником, увешанный иконами и орденами? Что-то я не слышал о обращении язычников или иноверных Ткачевыми и Максимовыми, зато у «выскочек», таких как тот же Лапкин или Сысоев, это вполне получается, с Божьей помощью. В этом феномене и кроется, на мой взгляд, ответ на то, кому из этих спорящих сторон помогает Сам Бог. Всё это, повторюсь, лишь моё скромное мнение согласно моему скромному опыту.

    Хотел бы также прокомментировать шокирующие высказывания Лапкина, приведённые здесь:

    http://misotdeltuva.cerkov.ru/2015/12/06/kratko-ob-ucheniyax-altajskogo-lzhepropovednika-ignatiya-lapkina/

    Начну с того, что они во многом противоречат тому, что сказано о Лапкине и об общине его в Википедии.

    Это уже наталкивает на мысль что изрядная «синагогальная» дезинформация и очернение Лапкина могут иметь место) То есть, вполне может быть, что Лапкин всего этого (или части этого) никогда и не говорил)

    Коротко позволю себе пробежаться по шок-высказываниям, приписываемым Лапкину. Итак, ему не нравятся столпники, мощи, Донской и Ушаков в лике святых. Но позвольте, очень многие люди, являющиеся членами Церкви говорили о том, что эти прославления (Донского, Ушакова) сомнительны. Почему их ещё не разжаловали в рядовые?

    Все эти и другие вопросы, признаюсь честно, будоражат голову человека, читающего Евангелие и Библию, где ничего не говорится о конкретно монашестве, столпничестве, мощах. Лапкин отвергает то, что является Преданием Церкви. Но с Преданием момент интересный. Христос, когда пришёл на землю, тоже существовали и Писание и Предание. И если Писание Христос исполнял и цитировал, то Предание часто критиковал. В нашей же Церкви Предание по авторитету сравнялось (я бы даже сказал, что превзошло) Писание. Но это было бы хорошо и правильно только в том случае, если бы святые и отцы Церкви никогда не ошибались. Но увы, ошибки и даже грехи бывали и у великих святых, безгрешен только Бог. Поэтому ни Патриарх, ни даже Собор не вправе утверждать всё Предание как абсолютную и непреложную истину. А критика, в том числе и критика, высказываемая Лапкиным, может помочь Церкви преодолеть свои ошибки, свою слепоту и начать жить новому, может тогда она и начнёт плодоносить. Сейчас наша Церковь находится с духовной точки зрения в таком загоне, что впору сказать о ней словами из Откровения: «несчастен и жалок и нищ и слеп и наг» Процветают обрядоверие, симония, икономия в тех вопросах, где она неприемлема, всеобщая зацикленность на мирском и внешнем» В таких случаях в исторические эпохи лучшие сыны Церкви устраивали (с Божьей помощью и в апостольском духе) правильные и назревшие реформы, меняли устоявшиеся правила. Об этом можно прочитать в Деяниях святых Апостолов. Не может Церковь законсервироваться в том положении, что есть, навечно. А чтобы произошли изменения на пользу Церкви, нужна критика. Конструктивная и в духе учения Христа и Апостолов.

    Возможно, критикуя некоторые явления церковной жизни, Лапкин перегибает палку. Не готов «с закрытыми глазами» согласится со всеми приписываемыми ему утверждениями, но многие из них не лишены логики и смысла, по крайней мере их нужно обсуждать. Он верно нащупал те «болевые точки» Церкви, где скрывается болезнь. То же почитание Матроны Московской вызывает вопросы у многих ВЕРНЫХ ЧАД ЦЕРКВИ. По крайней мере в той форме, которую практикуют. Но проблема в том, что в Церкви при Кирилле да и раньше любые болезни Церкви воинствующей «НЕЛЬЗЯ ОБСУЖДАТЬ» . «Архисинагоги» фактически превратили Церковь в музей и театр из живого организма, законсервировали её в том больном! состоянии, в котором она вышла из красного плена.

    Общины в церкви РПЦ МП по факту нет. Соборности нет. С этикой и нравственностью огромные проблемы, про дары Духа Святого и говорения языками я уже молчу. «Синагога» благословляет ТО, ЧТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЛАГОСЛОВЛЕНО (читающий да разумеет!)

    А в одном вопросе с Лапкиным я совершенно солидарен и готов подписаться под его словами (если они его). Вот они:

    5.ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМОВ
    Лапкин выражает и недовольство программой «200 храмов» для Москвы:«И опять за тоже взялись: храмы! храмы! храмы!… опять за тоже самое взялись, 200 храмов в Москве надо построить… А первые (христиане) собирались по домам…»

    Абсолютно согласен. Не храмы нужно строить, а людей. Люди совершенно расстроены, разобраны на отдельные брёвнышки и кирпичики. Я являюсь храмовым архитектором, и готов со всей авторитетностью заявить, что сфера храмостроя БЕЗБОЖНО и ЦИНИЧНО искусственно РАЗДУТА до невообразимых пределов, это Богом благословлённое и освящённое поколением великих православных предков дело превратили в ещё один «вертеп разбойников» (трижды увы! ), Здесь отмываются грязные и кровавые деньги, перераспределяются и обналичиваются миллиардные капиталы, нарушается заповедь :» Не вноси в дом Божий цены пса и платы блудничной» (цитата по памяти). Эти жадные и гнусные черви, ненавидящие православие, проникшие в церковную ограду, превращают любое изначально доброе и благословлённое Богом дело (милостыню, служение, братскую любовь) в его извращённую противоположность. Кто участвует (участвовал в храмострое) тот, уверен, меня поймёт и поддержит. Особенно цинично выглядит бойкий храмострой на фоне вымирающей и ничей страны. Что ж — не дай Бог!!!! — увидим ещё как кран поднимает полумесяц над православным «недостроем»…..

    Может по поводу всего этого Лапкин и сказал (но это не точно) :«И когда меня спрашивают, что такое Патриархия Московская, я отвечаю одним словом — ложь. А двумя — всегдашняя ложь. А тремя? Тотальная всегдашяя ложь».

    Благодарю ещё раз Редактора за интересную публикацию, читателей — за комментарии) Храни всех нас Господь.

  • МО

    Алла, возвращаясь к Вашему вопросу о том, является ли община Лапкина старообрядческой или нет. Насколько я понял, Лапкин со своей общиной относятся к юрисдикции РПЦЗ, но поминают и Кирилла.

    Так об этом говорит Википедия:

    «Несмотря на то, что время, определяющее переходный период для российских общин РПЦз до 17 мая 2012 года, истекло, приходы в городе Барнауле и селе Потеряевка фактически поминают за богослужением Святейшего Патриарха Кирилла и Предстоятеля РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала), имея при этом полное общение с Алтайской митрополией.»

    Также Википедия говорит об обращении людей ко Христу посредством Лапкина:

    «Предлагаемая книга — из тех времён. Написал её молодой диакон по благословению своего духовного наставника, Игнатия Лапкина, обратившего его в православие»

    Каждый, наверное, сделает свой вывод о нём исходя из своего опыта и духовного устроения. Повторюсь, мне он, скорее симпатичен.

  • г. Жуковский МО

    Очень страшно читать, что и в каком тоне пишет Олег, будущий священник, о нашей Церкви, о Святых и священниках. Неужели никто из Батюшек ему не возразит?

  • Жуковский

    Хочется тоже написать несколько слов . Мое детство прошло в селе Ильинский погост( бывшая Гуслица — центр старообрядчества ) .Моск. область Орехово-Зуевский р-н. В селе — действующий Православный Храм Воскресения Господня. Храм осветил Св.Филарет Московский . Вся история многострадального нашего села связана со старообрядчеством . До сих пор многие жители считают себя «столоверами» , крещены они в своей вере . Старообрядческих(единоверческих) храмов много в соседних деревнях и городах. В наш Православный Храм они не ходят , в свои — тоже, за очень малым исключением. А перешедших в Православие из старой веры я знаю мало . Не оправдались надежды Святого Святителя Филарета об обращении их в Православную веру. До некоторого времени считала знакомых старообрядцев исполняющих только все внешнее , но к моему вразумлению было мне суждено увидеть в «пандемийную пору» двух женщин , зашедших в наш Храм помолиться .Одна совсем молоденькая , другая- пожилая . Как же они МОЛИЛИСЬ ! У них был священник болен, церковь закрыта. Так что у них есть молитвенники. И еще хочется написать об их церковном пении . (В церкви я у них никогда не была) , но певчих слышала в домах, когда их приглашали отпевать . Конечно, о пении трудно сказать ,но если сравнивать , то у них- Радостно поют о упокоении. Как бы провожают усопшего к Господу ,на каком-то под» еме . Да …Это очень больная тема про старообрядцев . Жалко , что такой Храм у нас большой и так мало прихожан .

  • Прошу прощения у читателей за последние отзывы Олега. Олег, следующие высказывания в том же духе («Кирилловская православная “великая синагога”», именование Патриарха только по имени, а священников — по фамилиям) будут удалены.

  • Минск

    Олег, за погружение в тему и развёрнутый ответ благодарю, хоть и не разделяю Ваших симпатий. А вот с некоторыми «антипатиями» я бы согласилась 🙂 Всегда есть соблазн покритиковать, когда знаешь подноготную . Так не только в Вашей сфере. Критика, конечно же конструктивная ) — наше всё.
    В продолжение темы сказок, вспомнилось «Дерево правды» священника Георгия Старостина. Не нашла её на просторах интернета… Суть в том , что прежде чем рубить Дерево правды , надо срубить Дерево Гордости, чего я всем нам и желаю.
    Вам Божией помощи и еще раз благодарю.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести, в преодолении болезни:

    Олег (01.02.2023 в 13:46). МО. Никак нельзя согласиться с многословием, которое наблюдается от Олега. Однако некоторые факты из его многословия достойны внимания: «…цинично выглядит бойкий храмострой на фоне вымирающей и ничей страны».

  • МО

    Всечестной отец Пётр, спаси Господи, благословите! Ваше пастырское наставление принимаю со смирением и благодарностью. Записал многословие в список грехов. Благодарю за положительную оценку моих высказываний.

    Алла, к сожалению, мне тоже не удалось найти сказку про дерево правды и дерево гордости. Кстати, о гордости.

    Титулование главы РПЦ сейчас звучит так: Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Также в церковном обиходе сей глава именуется «Великим господином и отцом». «Великий господин и отец» — это родом из русской истории 17 века, чистой воды придворный подхалимаж того времени, дошедший благодаря консерватизму церкви до наших дней и продолжающий вызывать улыбку уже у пятнадцатого поколения православных христиан. А вот со словом «святейший» стоит разобраться подробнее.

    (кондак 13 Акафиста Божией Матери)
    О, Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа.

    * * *

    Святейшим Словом, как мы видим, в православных молитвах именуется Сам Господь наш Иисус Христос.

    Хотя кто-то может возразить — на фоне титула Александрийского Патриарха, «Святейший» — это почти скромно. Если что, я об этом титуле:

    «Его Божественное Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной»

    Как выражается один из ветровцев, ПОМНИМ, :

    «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».

    Вот так-то, братья и сестры православные.

    Ну а что касается именований по фамилиям — так уж простите, писал много, торопился, вот и погрешил. Об о. Ткачеве у меня кстати тоже есть интересная информация, с которой, возможно, не все знакомы, а зря — жутко интересно:

    https://www.youtube.com/watch?v=HZFumYzvyc4&t=249s

    Интересно, есть ли стенография этого развёрнутого монолога ВСЕЧЕСТНОГО ОТЦА АНДРЕЯ ТКАЧЕВА?

  • Юдина Надежда:
    «Очень страшно читать, что и в каком тоне пишет Олег, будущий священник, о нашей Церкви, о Святых и священниках. Неужели никто из Батюшек ему не возразит?»

    Благодарю за неравнодушие и боль за Святую Церковь-Мать!
    Не имею времени, чтобы особо распространяться, но, хотя бы кратко, постараюсь ответить.

    1. Уклонились от темы. Начали с целования рук, а пришли к царапанью лиц.

    2. Много человеческого в Церкви, многого не могу принять, о многом сам пишу с болью ради малого стада, но называть Святую Церковь «Кирилловской православной “великой синагогой”» недопустимо. Также недопустимо, как заметила редактор, «именование Патриарха только по имени, а священников – по фамилиям». Если Святая Церковь-Мать всего лишь «Кирилловская православная “великая синагога”», то кто же те, кто учился или учится в Её духовных школах? Имеют ли право служить, кто рукоположен в «великой синагоге» и действительны ли их рукоположения и Таинства? Не в себя ли стреляют потерявшие берега ревнители?

    3. Очень давно, то ли в 1981, то ли в 1982 году, будучи иноком, в Москве вместе со знакомым ревнителем (он уговорил меня на эту встречу) приехали на квартиру, куда прибыл и Игнатий Лапкин. В кирзовых сапогах, в рубахе навыпуск, он жаловался, что повредил себе лёгкие, пока начитывал на магнитофон все тома сочинений Свт. Иоанна Златоуста. Также сообщил, что ему трудно общаться с сектантами на беседах. Говорили, что он недавно вышел из тюрьмы. Время было советское, безбожное, и тогда он мне даже понравился своей ревностью. После общения мы вместе направились в метро, он пронёсся куда-то под ручку с женщиной, возможно, со своей женой. На этом наше очное знакомство и закончилось. Потом, уже будучи священником, смотрел видео о Потеряевке, где он был и наставником, и проповедником, и автором многих книг, и издателем – гуру для тех, кто пошёл за ним. Поразили его жёсткость и желчность, метания между церковными юрисдикциями. Не порадовала и его стихотворная деятельность, желающие могут убедиться сами.
    https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FevOd02A8DL8cNqdNC8YYSNZaPddeo8qljTO%2FOEcjf90%3D&name=стихи%20том%201.doc&nosw=1

    Вряд ли нужно упрекать строителя за незнание законов стихосложения, но когда этот строитель гордится своими опусами и рвётся спасать Саму Церковь, тогда и получается чисто лапкинская ревность не по разуму:
    «И когда меня спрашивают, что такое Патриархия Московская, я отвечаю одним словом — ложь. А двумя — всегдашняя ложь. А тремя? Тотальная всегдашняя ложь».
    Более подробно о потеряевском «златоусте» здесь:
    https://dulevich-anton.livejournal.com/71135.html

    4. Будучи у отца Николая Гурьянова, спросил о старообрядцах.
    – Митрополит Никодим снял же с них клятву, – улыбаясь, ответил Старец.
    – А Господь?
    – А это только Господь и знает, – с улыбкой развёл руками отец Николай.
    От себя скажу, что меня всегда поражала какая-то упёртость, противление среди моих знакомых – священников и мiрян, которые пропитывались духом старообрядчества. Один благословлял, дико тыча двумя перстами, всё время говорил «за молитвы святых отец наших», вместо молитвами святых отец наших. Другой обличал всех и вся, ссылаясь на каноны, пока это ему не надоело и он, после многолетнего служения в священном сане, не снял с себя сан и не стал «регрессологом», бросив законную жену и детей, начав сожительствовать с «регрессологиней». До этого его мотало по разным приходам и разным епархиям, а когда оставил «Алексиевскую православную “великую синагогу”» и ударился в «регрессологию», то обнаружил в себе «таланты» поэта и художника, начал публиковаться на сайте Стихи.ру и выставлять свои живописные перлы.
    Многие умиляются, но есть и те, кто отзывается трезво:
    «Человек впал в прелесть, предал церковь и теперь красивыми словами поучает других. Ужас!»
    Вот и получается, что, прежде чем рубить Дерево Правды, нужно срубить дерево гордыни.

    5. Вместе с редактором также прошу общаться только в мирном расположении духа, не обзывая Церковь, священство, ближних и дальних уничижительными словами.

  • МО

    Всечестной отец Роман!

    Благодарю Вас за пастырское вразумление.
    Вот только Вы меня не поняли.

    Вот моя фраза, которая так всех резанула:

    «Кирилловская православная «великая синагога» похитила всю власть и весь авторитет у простого церковного народа, который по учению Христа и Апостолов «народ святой, люди взятые в удел», и теперь лишь узкий круг лиц в Церкви принимают нормативно-правовые акты, строят, закрывают и открывают храмы, хулиганят на экуменических сонмищах, собирают соборы (от лица всех нас) и проповедуют «патриотизм» и делают многие другие спорные с точки зрения Евангельской веры вещи.»

    Вы перевели слова «Кирилловская православная «великая синагога» » как Святая Мать-Церковь. Однако, если заменить в моей фразе мой оборот на Ваш, то получится дословно :

    Святая Мать-Церковь похитила всю власть и весь авторитет у простого церковного народа.

    Абсурд получившегося перевода очевиден, из чего я заключаю что Вы и уважаемые члены форума (надеюсь не злонамеренно) исказили смысл моей изначальной мысли. А имел я ввиду вот что:

    Верхушка нашей церкви, состоящая из волков в овечьей шкуре, злонамеренно и сознательно разрушает Церковь. Почти все епископы, митрополиты и сам Патриарх запятнали себя экуменизмом, участием в политике и это лишь неполный список. Многие из них недостойны сана, и все верные чада церкви это прекрасно видят, но, лишённые власти и голоса в Церкви, ничего не могут сделать. Такое бессильное состояние послал нам Господь за наши грехи.

    Как раз то, что рукоположение в сан обязывает поминать на литургии действующего главу РПЦ, является одной из причин, по которой я и многие другие достойные люди сан принимать не спешат. Уже один этот факт, возможно, заставит некоторых людей, огульно клеймящих всех, кто говорит о болезнях нашей земной, воинствующей части Святой Матери-Церкви, сектантами, ревнителями, раскольниками и ещё Бог знает как, пересмотреть такое к ним отношение.

    К слову, «синагога» — это собрание в переводе. Так-то вообще. Так что ничего ужасного я не сказал. Лишь подчеркнул такой метафорой, что как и во времена Христа фарисей саддукеи и книжники мешали людям приходить ко Христу, так и сейчас.

    В завершение, О. Роман, ещё раз благодарю, что уделили Ваше внимание и драгоценное время на вразумление моего недостоинства. Но позвольте мне уточнить, о болезнях Церкви говорить нельзя вообще? или для Вас неприемлема лишь грубая форма? Но Вы и сами довольно резко обличаете проблемы Церкви и страны. Тогда скажите, почему Вам это позволено а мне нет?

  • МО

    Ну вот, очередной мой отзыв без безобразий, мата, греха и безнравствености, заблокирован. Эх, не всё ладно в датском королевстве

  • МО

    Между прочим — в Ваших собственных словах заключается интересная мысль, всю на ту же тему:

    Вот Вы рассказываете:

    » Будучи у отца Николая (Гурьянова), спросил о старообрядцах.
    – Митрополит Никодим снял же с них клятву, – улыбаясь, ответил Старец.
    – А Господь?
    – А это только Господь и знает, – с улыбкой развёл руками отец Николай.»

    Позвольте, Христос сказал : «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).

    Эту цитату очень любили и любят наши и не только наши архипастыри, главным образом потому, что она в том числе позволяем им «благовидно» прикрывать производимые ими широчайшие злоупотребления своей властью.

    На основании этого первый тезис. Никодим — преемник апостолов? Его рукоположение канонично? Отстаивая святость Святой Матери-Церкви, каноничность совершаемых таинств, рукоположений, Вы, о. Роман утверждаете — да, каноничны.

    Тогда второй тезис — снятие клятв как может быть неканонично? Ведь Христос «делегировал» власть «вязать и решить» Апостолам и их преемникам? Вы здесь, получается, сомневаетесь в том, что сами и утверждаете. Растолкуйте, будьте так добры, как такое может быть — Никодим (Ротов) снял клятву, а Христос мог не снять — и того же мнения был и блаженной памяти старец Николай (Гурьянов).
    Тогда, возможно, Вы сможете понять и мои высказывания, также как и я понимаю Ваши.

  • г. Жуковский МО

    Низкий поклон, уважаемый отец Роман! Отлегло от сердца после Вашего ответа, а то со вчерашнего вечера рыдать хочется от комментария Олега, наверное, это его молодой возраст и горячность в нем и за него говорят, говорят и не могут остановиться! Спасибо и за красивый русский язык в Вашем ответе! И больше очень прошу Вас ничего не писать на эту тему, чтобы не получилось как в Евангельской притче про бисер.

  • Пенза

    ++Считаю старообрядцев нашими братьями и сёстрами во Христе, членами Святой Соборной и Апостольской Церкви, в которую мы все веруем++ ++все епископы, митрополиты и сам Патриарх запятнали себя экуменизмом++ А ничего, что это одно и то же? Именно из этих соображений Никодим отмену клятв и продавил на соборе 1971 г. Сначала прочел доклад об своем экуменизме, и следом (почти без паузы) — от отмене клятв на раскольников. Здесь и ответ на вопрос, как может быть, что собор клятвы снял, а Бог — нет. Если клятвы наложены законно (что несомненно в отношении бесноватых аввакумовцев), то их нельзя снять без ликвидации причин их наложения, то есть без покаяния раскольников. Такое возможно только в экуменической ереси

  • МО

    Юдина Надежда, мир Вам во Христе Иисусе, Господе нашем!

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Скорблю, что задел Ваши хрупкие и нежные религиозные чувства своими грубыми и невежественными высказываниями и, в особенности, «синагогой». Готов взять синагогу назад, если это поможет поправить ситуацию. Не хотел никого обидеть, лишь говорил то, что считал важным для обсуждения.

    Касательно того, насколько я «молодой и горячий», спешу Вам привести в привести одну из Библейских историй, которую наша Святая Мать-Церковь, по водительству Святого Духа предлагает верным «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим 3:16). История эта известна под названием «Сусанна и старцы», и приведена в 13 главе богодухновенной книги пророка Даниила.

    Кратко привожу содержание 13 главы Даниила для тех кто не читал:

    «Суса́нна (др.-евр. ‏‏שושנה‎‏‎, Шоша́на — «белая лилия» — персонаж эпизода «Книги Даниила» Септуагинты, еврейка из Вавилона, за которой два старца подглядывали в саду во время её купания, а затем угрожая обвинить её в прелюбодеянии с незнакомцем, попытались добиться от неё благосклонности. Сусанна отказалась удовлетворить их желание, была ими ложно обвинена и приговорена тем самым к смерти, но в последнюю минуту спасена благодаря находчивости и остроумию пророка Даниила, допросившего старцев раздельно; лжесвидетели были уличены во лжи и казнены, а добродетель восторжествовала.»

    Итак, Сусанна, не поддавшись на шантаж, была обвинена старейшинами, которые её домогались в прелюбодеянии.

    41 И поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть.
    42 Возопила Сусанна громким голосом и сказала: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!
    43 Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня.
    44 И услышал Господь голос ее.
    45 И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила,
    46 и он закричал громким голосом: чист я от крови ее!
    47 Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое ты сказал?
    48 Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля?
    49 Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее засвидетельствовали.
    50 И тотчас весь народ возвратился, и сказали ему старейшины: садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство.

    Итак, из этой истории мы видим, что «когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух МОЛОДОГО ЮНОШИ, ПО ИМЕНИ ДАНИИЛА,

    и он закричал громким голосом: ЧИСТ Я ОТ КРОВИ ЕЕ!

    так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, НЕ ИССЛЕДОВАВ И НЕ УЗНАВ ИСТИНЫ, осудили дочь Израиля?
    (…)
    и сказали ему старейшины: (….), потому что БОГ ДАЛ ТЕБЕ СТАРЕЙШИНСТВО.

    Сказано также: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но
    будь образцом для верных в слове, в житии, в
    любви, в духе, в вере, в чистоте.» (1Тим.4:12)

    Но нет — кто «молод и горяч», тот имеет право только молчать, говорят апологеты власти в церкви одного человека, и добавляют:

    » во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон». (Ин.9:34)

    Суди ми, Боже, по правде моей и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных! Аминь.

  • «Но позвольте мне уточнить, о болезнях Церкви говорить нельзя вообще? или для Вас неприемлема лишь грубая форма? Но Вы и сами довольно резко обличаете проблемы Церкви и страны. Тогда скажите, почему Вам это позволено а мне нет?»
    1. О НАШИХ болезнях в Святой Церкви нельзя говорить из кустов. Легко быть безымянным обличителем. Отец Георгий Селин, публикуя свои отзывы, назвал и свою фамилию, и место служения. Чем рискует Олег из МО?

    2. «Лично по мне уж точно Лапкин гораздо симпатичнее “синагогального” карьериста Максимова, такого же карьериста Ткачева, Мажуко и иже с ними, у которых оправдывать священноначалие получается гораздо лучше, чем нести людям Христа».
    Разве можно назвать это приемлемой формой обсуждения?
    «Верхушка нашей церкви, состоящая из волков в овечьей шкуре, злонамеренно и сознательно разрушает Церковь».
    Это тоже приемлемая форма обсуждения?

    3. «Почти все епископы, митрополиты и сам Патриарх запятнали себя экуменизмом, участием в политике и это лишь неполный список. Многие из них недостойны сана, и все верные чада церкви это прекрасно видят, но, лишённые власти и голоса в Церкви, ничего не могут сделать. Такое бессильное состояние послал нам Господь за наши грехи».
    Точно уверены, что, назвав верхушку нашей Церкви волками в овечьей шкуре, исправляете «бессильное состояние», а не отталкиваете от Церкви малых сих?
    Если Вы студент или прихожанин, пишите протестные письма, собирайте как можно больше подписей и отсылайте в Патриархию и в епархии, тем более что затрагиваемые темы не нужно замалчивать.

    4. «А Вы, о. Роман в своём стихотворении “Брат”, как видно, отстаиваете другую точку зрения, говоря, что украинский фашизм всё-таки есть».
    Ну конечно, и Бандера не герой, и легионеры не маршировали во Львове, и нацики не устраивали ночные шествия по Киеву.

    «Уж не просмотр ли телепередач навёл Вас на столь наивную мысль?
    Телевизора не имеем и не советуем держать его в доме.

    «верной дорогой ли идёте, товарищи?»
    Постарайтесь, затрагивая серьёзные темы, не занижать их ёрническим тоном.

    5. «А если хазарин станет Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси? Что тогда делать православным христианам?»
    Не заглядывайте в пропасть: она затягивает.

    6. «Тогда второй тезис – снятие клятв как может быть неканонично? Ведь Христос “делегировал” власть “вязать и решить” Апостолам и их преемникам? Вы здесь, получается, сомневаетесь в том, что сами и утверждаете. Растолкуйте, будьте так добры, как такое может быть – Никодим (Ротов) снял клятву, а Христос мог не снять – и того же мнения был и блаженной памяти старец Николай (Гурьянов)».
    Собрался ответить на Ваш вопрос, но за меня это уже сделал А. Буздалов, за что и благодарю его.

    7. Олег, очень советую, прежде чем выразить свою мысль словами, прочитайте молитву Царю Небесный, призовите Духа Святаго со словами – Господи, дай мне сказать (написать) то, что я должен сказать (написать), и пусть то, что скажу, не повредит мне и тем, кто меня услышит (прочитает). Всегда и сам так молюсь перед тем, как взять ручку и бумагу. Ничего не нужно делать сгоряча: разгорячённые чувства не самые лучшие советники.

    7. Надежда: «И больше очень прошу Вас ничего не писать на эту тему, чтобы не получилось как в Евангельской притче про бисер».
    Уже написал, потому что никого не хочу зачёркивать, тем более будущего пастыря-ревнителя. Но прислушаюсь к Вашему совету и постараюсь больше не вливать в полные сосуды.

    8. Призываю на всех Божие благословение! Прошу хранить Великий Божий Дар – мир Христов, ибо, как храним, так и любим.

  • МО

    Да, уважаемый Олег, что-то пошло не так в Вашем отзыве 01.02.2023 в 13:46 Видимо, это был крик души. Изболевшейся, настрадавшейся души крик о судьбах нашей Родины. Но не пугайте нас такими откровениями. Впрочем, из них тоже можно извлечь пользу, а именно представить себе руских 17-го века, когда им стали говорить, что ваши святые ― неправильные святые, что креститься нужно по-другому и т.д. Вообразим себе, какой силы было их смущение, и отдадим должное силе веры тех, кто остался верен обычаям отцов несмотря на самую смерть. А что было потом, мы знаем. Потом огонь веры угас в новообрядцах, и Советская власть окончательно решила вопрос, какая вера и какой обряд правильный, упразднив веру во Христа и насадив огнём и мечом веру в Коммунизм.

    Касательно ссылок на разоблачителей учения Игнатия Лапкина под видео отца Георгия Максимова, я с большим интересом прочёл статью прот. Льва Лебедева. Она даже без отношения к Лапкину актуальна. Написана хорошим языком и мысли правильные. Нельзя ли уважаемого редактора попросить опубликовать её на страницах «Ветрово»?

  • МО

    Отец Роман, беззаконие на сайте! Господин Буздалов называет Никодима Ротова (мир праху его) экуменистом! Кто схватит за руку господина Буздалова за его «бесноватых аввакумовцев»? Равновесие моих хрупких религиозных чувств на грани срыва. Это похуже, чем «православная синагога». Прошу прощения, уважаемый Александр Вячеславович, на основании какой богословской или истерической экспертизы Вы называете тех, кто крестился двумя перстами и не понимал, почему одни в одночасье стали еретиками?! Они искренне недоумевали, за какие такие грехи их проклинает не говорящий по-русски араб (Макарий 3) в том самом соборе, в котором именно таким образом (двумя перстами) уже 200 лет крестились они и их предки.

    «В начале 1656 года в Москве находился ряд иностранных православных иерархов: патpиарх Антиохийский Макарий III, Патриарх Сербский Гавриил, митрополит Hикейский Гpигорий. 12 феврале патриарх Макарий публично заявил, что двуперстное сложение есть подражание армянам, ибо армяне так крестятся[3]. 24 февраля, в неделю Православия, в Успенском соборе Кремля, в присутствии Царя Алексея Михайловича, патpиарх Макарий, вместе с Гавриилом сербским и никейским митрополитом Григорием, изрекли анафему на крестящихся двуперстно[3].»

  • МО

    1. Пожалуйста. Олег Игоревич Геращенко — мои ФИО, семинарист 3 курса обучения. Так лучше?
    2. Прошу прощения, а что здесь неприемлемого? Почему «змии, порождения ехиднины» приемлемо, а то что я сказал — нет?
    3. Писал протестные письма. Целый воз бумаги извёл. Не помогает — волки лютуют ещё сильнее.
    4. Бендера герой у горстки маргиналов, которая в объективах наших пропаг-ов (прошу прощения, пропагандистов) которые снимают сюжеты для обработки рассеян с помощью ТВ играет роль «всего населения Украины». Признаю — фашистов на Украине (в гитлеровском смысле этого слова), пожалуй, наберётся пару тысяч. Может даже 10 тысяч. И что? в России их не меньше. Врачу, исцелися сам! Не с фашизмом мы боремся, духовно чуткие люди прекрасно это понимают.
    5. Это уже произошло и не раз.
    6. Что Вам мешает согласится со мной насчёт волков в овечьих шкурах, если и Никодим Ротов и Кирилл Гундяев — ягоды (иегуды) одного поля?
    7. Спаси Господи за наставление, батюшка. Прочитал молитву. Даже два раза. Пару слов их уже написанного комментария даже вычеркнул.
    8. Спаси Господи за то, что не бросаете меня на съедение волкам! Благослови Вас Бог за Вашу милость!
    9. Всех Храни Христос и всем моё почтение, особенно дорогому батюшке Роману.

  • МО

    Отец Георгий, я так ждал, что Вы меня безоговорочно поддержите ( так грустно сейчас, откровенно говоря. Когда я писал тот злополучный отзыв, мне казалось, что я пишу его именно в духе Ваших комментариев — хороших, разоблачительных, с богатым словарным запасом, с потрясающей глубиной и пронзительностью. Мне казалось, что Вам должно было понравится моё творчество. Увы, видимо, я переоценил свои возможности и возгордился. Раскаиваюсь в прахе и пепле, Господи, помилуй меня грешного. Готов извиниться за свои высказывания.

  • Пенза

    Так и знал, что пожалею, ответив… У меня с такими на сайте разговор короткий: сразу бан в мусорную корзину

  • МО

    //Отец Георгий, я так ждал, что Вы меня безоговорочно поддержите//

    Поддерживаю, но не безоговорочно. :»
    Если уважаемая редакция соблаговолит опубликовать статью «Каббала в Московской Духовной академии», она будет в Вашу поддержку.

  • МО

    //Так и знал, что пожалею, ответив… //

    «Я так и знал, я так и знал…».
    https://clck.ru/33S5oG

  • Пенза

    ++Врачу, исцелися сам++ это реплика в отношении СВО (и это один из аспектов единомыслия недоделанного семинариста и Г.С.) … Маньяк насилует свою жертву, подбегает полицейский, начинает мочить насильника. Мимо идет православный диссидент и говорит, обращаясь к полицейскому: Тоже мне защитник нашелся, исцелися сам, мусорок…

  • Пенза

    …срочно нужен какой-то ценз на интеллект для комментаторов

  • Пенза

    старообрядцы не раскольники, укронацисты не фашисты, Никодим (Ротов) не экуменист… А Земля ни квадратная, случайно? Или этот бурсак опять из Днепропетровска, во искушение о. Георгию послан? Он же доверчив, как Отелло

  • МО

    //Или этот бурсак опять из Днепропетровска, во искушение о. Георгию послан?//

    Днепропетровска нет, интернационалист Вы наш непобедимый. Есть город Днепр, одну из многоэтажек которого разорвало ракетой.

    //Маньяк насилует свою жертву, подбегает полицейский, начинает мочить насильника.//

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок