col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Алексей Осипов. Зачем целовать руку священнику?

Фрагмент передачи «Профессор Осипов» на телеканале «Спас»

Канал А. И. Осипова
21 августа 2022

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Согласен с Алексеем Осиповым, единственное, во всем хороша мера, а мы все, часто ее не знаем, или не исполняем. И понимать, что руку целовать наверное сейчас и не надо (хотя знаю священников с противоположным мнением на этот счёт), но относится к священнику необходимо с должным уважением.

    Вот на эту тему интересный момент из жития святой Марии Египетской:
    «Но Зосима бросился на землю и просил у нее благословения. Она также склонилась на землю, и так оба лежали, прося другу друга благословения; слышно было только одно слово «благослови!» После долгого времени она сказала старцу:

    – Авва Зосима! Ты должен благословить и сотворить молитву, потому что ты облечен саном иерея и уже много лет предстоишь святому алтарю, совершая Божественные таинства.

    Эти слова повергли старца еще в больший страх. Обливаясь слезами, он сказал ей, с трудом переводя дыхание от трепета:

    – О духовная матерь! Ты приблизилась к Богу, умертвив телесные немощи. Божий дар на тебе проявляется больше, чем на других: ты никогда не видала меня, но называешь меня по имени и знаешь мой сан иерея. Посему лучше ты меня благослови ради Бога и преподай свою святую молитву.

    Тронутая настойчивостью старца, она благословила его с такими словами:

    – Благословен Бог, хотящий спасения душам человеческим!»

    https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/297

  • МО

    А что это за жест делает Алексей Ильич в конце ролика? Так любит складывать пальцы Меркель.
    https://clck.ru/tiZLm

    Глупые языки говорят, что это масонское «благословение».

  • МО

    А вы видели ролик, где папа Римский одёргивает руку?
    https://clck.ru/33DPaQ

    Игумен Никон (Воробьёв) и Алексей Ильич, наверное, эти действия папы одобрили бы.
    А мне жалко католиков.

  • МО

    14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
    15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
    16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все (Деян.5:14-17)

    Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания (ЦСЯ: Яко и на недужные наносити от пота тела его главотяжи и убрусы) с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян.19:11, 12).

    Вот как действовали люди, когда действовала благодать. Они старались оказаться под тенью Петровой. Они платки и пояса, пропитанные пОтом Павловым, возлагали на недужных. А теперь Алексей Ильич говорит, что целовать руку священника не нужно. «Дай Бог, чтобы все последовали этому примеру [игумена Никона]».

    «Благодать уходящая» ― дай Бог статейку с таким названием сочинить.
    «Русь уходящая» ― такую картину думал написать П.Д. Корин.
    Так вот, Русь уже ушла. Теперь уходит благодать.

  • МО

    Зачем целовать руку священника? Зачем прикладываться к святым мощам? Зачем целовать крест? Зачем прикладываться к иконам? Зачем целовать святую Чашу?.. Когда действовала благодать, этими вопросами не задавались, и делали всё это потому, чтобы быть причастниками благодати Божией, и чтобы быть благодарными.

    Кстати, о святой Чаше. Мне рассказывала одна монахиня, долгое время подвизавшаяся в Иерусалиме, что, согласно греческой традиции, причастники Тела и Крови Христовых прикладываются к самой Чаше, а не к её подставке. Понимаете, о чём речь? К самой Чаше — это значит к сосуду, наполненному Кровью Христовой, а не к ножке, на которой этот сосуд стоит. Так вот, греки целуют Чашу, а в Русской Церкви ― ножку Чаши. Почему? И монахиня объясняла это так. Русские отреклись от царя, предали его, и за это Господь отнял у них возможность прикладываться к Чаше как к Своему ребру.

    Я тогда не знал, что греки тоже отреклись от царя, правда, не через убийство, но всенародным голосованием, и охотно верил монахине. Так вот, если два года назад российские причастники Тела и Крови Христовых целовали пусть не Чашу, как греки, но хотя бы ножку Чаши, то теперь уже и к ножке не имеют возможности приложиться.

    Странную картину под названием «Реквием. Русь уходящая», точнее, её эскиз, нарисовал художник П.Д. Корин. Изображённые на ней люди стоят спинами к Царским вратам, которыми исходит Господь к верующим, преподавая им Свои Тело и Кровь. Протодиакон с неестественно длинной рукой протягивает кадило для благословения куда-то на запад, и все стоят лицами в том же направлении. «Явление антихриста народу».

  • Санкт-Петербург

    Здравствуйте!
    Поздравляю всех со Светлым праздником Рождества Христова!

    Пишешь тут иногда (это я про себя) в комментариях какие то вещи надеясь, что правильные, а как сам живёшь, что делаешь? И понимая свою мягко говоря далёкость от всех самых простых Христовых заповедей, хочется побольше молчать.

    Но, так как этот вопрос с целованием руки священнику коснулся и меня лично напишу свое мнение.

    Вот Вы о. Георгий приводите замечательный пример из Нового Завета, про то как люди исцелялись про благодать Божию действовавшую через Святых Апостолов, про сильную веру людей желающих исцеления…

    Но, сейчас к сожалению в большинстве своем нет в нас ни такой сильной веры как в те времена, хотя конечно все мы желаем исцеления.
    Да и кто из священства обладает благодатью Духа Святаго подобно Святым Апостолам от нас сокрыто, тогда же это все было явно.

    И что более важно для нас, соблюдение традиций, правил, норм, законов? Или истинная Христова любовь, да бы не уподобиться нам в своей правильности книжникам и фарисеям.

    И если сейчас кто то не даст целования руки священнику, это легко вызывает «Праведный гнев», но разве это Христов путь? Или путь в обратном направлении.

    И если, что то и не так у нас сейчас, то кто за кем идёт?!

    Пастырь, священник за овцами или овцы за пастырем?
    Можем ли мы представить, чтоб Христос Бог наш при земной своей жизни кого то отверг, и не исцелил, не утешил, если бы страждущие и немощные люди не дали Спасителю своего целования?

    Что же поменялось сейчас, если заповедано нам:
    Мф.5:44 А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

  • Нижний Новгород

    Думаю, что если бы целование руки священника исцеляло больных (как пот апостола Павла), то сомнений в том, целовать ее или нет ни у кого бы не возникало. А зачем целовать руку священника, которая не творит чудес исцеления? Разве поцеловать крест недостаточно?

  • г. Жуковский МО

    1. Без священника нет Литургии, нет отпущения грехов.
    2. Сам Господь допускает священника совершать Литургию.
    3. Христос впереди, за ним священники, за ними — мы, остальные люди. Священники- наши отцы.
    Поэтому считаю за честь для себя целовать руку священника, из чувства благоговения и благодарности и понимая какую ответственность несут священники перед Богом и людьми.

  • МО

    //Но, сейчас к сожалению в большинстве своем нет в нас ни такой сильной веры как в те времена, хотя конечно все мы желаем исцеления. Да и кто из священства обладает благодатью Духа Святаго подобно Святым Апостолам от нас сокрыто, тогда же это все было явно.//

    //А зачем целовать руку священника, которая не творит чудес исцеления?//

    Уважаемые Андрей и Людмила Николаевна! Так и я том же. Благодать уходит. Покидает нас. Это горько, прискорбно и многого плача достойно.

    С недавних пор в Церкви перестали целовать святую Чашу после святого Причастия и прикладываться к благословляющей деснице священника. Во всяком случае, в храме, где я служу, этого не делают. Эти нововведения ― остатки предписанных священноначалием во время так называемой пандемии действий. «Пандемия» прекратилась, а предосторожности остались.

    Признаюсь, что я как священник прекращение лобызания своей руки прихожанами воспринял с облегчением. Не скажу, чтобы мне тяжело было выполнять этот обычай, но некоторое напряжение всегда испытывал. Особенно с теми верующими, которым было странно прикладываться к священнической руке. Таких было немного, но они были. С ними мы в итоге находили общий язык. Я отнимал руку, когда они начинали делать движение головой в её направлении. Получалось так, что они показывали своё намерение поцеловать руку, но не могли его осуществить. И не осуществивши, оставались довольны. Но сейчас даже те, кто хотел бы с удовольствием, в простоте душевной и с любовью о Христе приложиться к руке священника, не могут этого сделать. То же в Святом Причастии. Если два года назад причастники Тела и Крови Христовых целовали в нашем храме пусть не Чашу, как греки, но хотя бы ножку Чаши, то теперь уже и к ножке не имеют возможности приложиться.

    //Можем ли мы представить, чтоб Христос Бог наш при земной своей жизни кого то отверг, и не исцелил, не утешил, если бы страждущие и немощные люди не дали Спасителю своего целования?//

    Случай не совсем такой, но подобный был. Господь исцелил десятерых, но похвалил веру одного и поставил его в пример всем.

    17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
    18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
    (Лк. 17:17,18)

    Господь ждал благодарности от всех десятерых, но дождался только одного. Поэтому справедливы и ожидаемы Его слова:

    26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
    27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
    28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
    29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием (Лк.13:26-29).

    Помимо названия «Благодать уходящая» есть ещё одно название для статьи ― «Убиты Духом Святым». Имеется в виду случай с Ананией и женой его Сапфирой (Деян. Гл. 5).

    //А зачем целовать руку священника, которая не творит чудес исцеления?//

    Разве не творит чудес? А пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы разве не чудо, которое совершает рука священника? Именно чудо, которое вкушающим Святые Дары, служит для исцеления душ и телес.

    //А зачем целовать руку священника, которая не творит чудес исцеления? Разве поцеловать крест недостаточно?//

    Что благодатнее: поцеловать крест в руке священника или самую руку? Что больше: золото, или храм, освящающий золото? (Мф. 23:17).

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести болезни):

    «Невежественная эта СВОБОДА (при грехах) — мать всех страстей. Конец этой свободы — жестокое рабство» (прп. Исаак Сирин знал это в седьмом (!) веке).

  • Волгоградская обл.

    Согласна с Надеждой, Господь через священника отпускает грехи, причащает нас, благословляет и поцеловать его руку в знак благодарности за всё это считаю нормальным. А что для священника это означает? не знаю.

  • Нижний Новгород

    Пожалуй соглашусь с Надеждой в том, что если человек достиг той степени любви и смирения, когда целовать руку любому священнику для него честь, то пусть целует. Это, наверное, хорошо. Но когда целование рук возводится в разряд обязательного ритуала (хочешь или не хочешь — целуй), то где здесь любовь? А поцелуй без любви — Иудин поцелуй.

  • Москва

    Если кто с верой и в простоте поцелует руку самого недостойного священника, получит исцеление по своей вере, подобно как и таинства совершаются не по достоинству совершающего, но Божественной силой. Однако, если священник — волк в овечьей шкуре, что доподлинно известно, руку лучше не целовать.

    Монах нездешний тут молился,
    Всю Службу сзади простоял.
    Благословился, поклонился,
    Но ручку не поцеловал.

    Епископ глянул: вон отсюда!
    И тот откланяться был рад:
    Вы не Господь, я не Иуда,
    А Храм не Гефсиманский сад.

    О спесь, достойная рыданья!
    Не приложился — прогневил!
    Но много ль стоит целованье,
    Идущее не от любви?

    Бог спросит с каждого в его мере и по его призванию. Со священника — за недостойно протянутую руку, которую с верой целовали прихожане, а с прихожан — за неуважение к сану или к священнику. Если бы хоть кто-то сегодня достойно нес свои обязанности, Благодать бы не уходила.

  • У отца Романа на эту тему не только приведённое Павлом стихотворение.

    О целовании рук

    – Что вы целуете то поручи, то руку! – возмущался на проповеди отец А. – Руку священнику надо целовать!

    – А как правильно, батюшка? – уже у меня спросила пожилая прихожанка.

    – А попадья целует ему руку? – поинтересовался я.

    – Ни разу!

    – А вы чем хуже попадьи? Попадья должна быть примером для прихожанок. И почему священник заставляет целовать свою руку прихожан, а не её? Не нужно целовать руку. Приложились к Кресту, поклонились, и с миром изыдем.

    – А некоторые даже совсем молоденькие батюшки в монастырях сами тянут свои руки к губам и сильно обижаются, если их не целуют.

    – Это уже их трудности. Согласитесь, что целовать руку для того, чтобы не обидеть – ронять своё достоинство, заниматься человекоугодием. В Церкви не должно быть никакого насилия! Никто не имеет права совать свою руку к губам просящего благословения!

    Уже в скиту открыл Толковый словарь В. Даля.

    «Целовать – приветствовать, желать целости, здравия, поздравлять, изъявлять пожелания». «Лобызать – прикасаться устами, изъявляя сим привет, уважение, любовь, радость». «Не целуй рук, да не грызи пальцев. Целовал ястреб курочку до последнего пёрышка! К чему бело умываться, коли не с кем целоваться!» – рускіе пословицы.
    «Кривое целование – лжеприсяга».

    Закрыл книгу. В самом деле, что означает целование?

    1. Целование – выражение любви и почтения. Всегда ли? Не всегда, если целуют, человекоугодничая, по привычке или чтобы не прогневать начальствующего пастыря и архипастыря.

    2. Любовь взаимна. Мы целуем Святыни – Крест, Евангелие, иконы, святой Престол, святые мощи, детей, близких. Страшно целование без любви. Примером непотребного целования является поцелуй Иуды в Гефсиманском саду.

    3. Любовь не знает лицемерия и лицедейства. Целующиеся артисты играют в целование, исполняя роль. И если к этим играм нецерковное общество давно привыкло, то христианам недопустимо играть в любовь! И не только христианам, а всем достойным людям. Игра в любовь – не любовь. Исполнение внешнего без внутреннего наполнения оскорбляет любовь! Подсчитайте, сколько раз за службу иподиаконы должны приложиться к руке епископа. Мало того, они ещё должны успеть это сделать быстро, чётко, а значит машинально. Да и когда же им исполниться любви и почтения, если нужно вовремя взять и отдать посох, дикирий или трикирий? И как любовь и почтение могут посещать человека по заказу, только в определённые мгновения службы? Вот и получается, что бедным иподиаконам приходится играть в любовь, превращая Алтарь и амвон в сцену, а дом Божий в театр.

    +

    Кто-то передал диск с фильмом о посещении Александрийским Патриархом и иже с ним известной женской обители. Принимающий высоких гостей митрополит обратился с приветственным словом к приезжим. Патриарх что-то прошептал своему иподиакону, и тот быстро поставил для него кресло. Патриарх сел. Говорящий митрополит обернулся к нему, вздрогнул и на мгновение даже растерялся, увидев сидящего гостя. Гость снисходительным кивком великодушно разрешил хозяину: можете продолжать. Тот быстренько проглотил пилюлю, пришёл в себя и… продолжил.

    Пока он продолжает, возьмём паузу и порассуждаем. Гость командует, забывая, что он в гостях, сидя слушает приветственное слово хозяина, который стоит чуть не навытяжку, пытаясь показать руское радушие. Согласитесь, что-то здесь не так. Во всяком случае, меня укололо неуважение к хозяину. А, впрочем, за что нас уважать? Мы сменили намоленные нашими святыми сродниками рускіе куколи на греческие клобуки, и не только это: «При Никоне в Москве появляются греческие амвоны, греческие архиерейские посохи, греческие клобуки и мантии, греческие живописцы и т. п.». Подражатели не удосужились понять, что подражающий всегда ниже того, кому подражает, как ведущий выше ведомого. И если мы сами себя не уважаем, отрекаясь от своих корней, кто будет уважать нас? Но прервём паузу и посмотрим на концовку…

    В конце речи митрополит начал раздавать высоким гостям иконы с изображением Небесного покровителя монастыря. Иконы ему подавала игумения, едва успевая целовать руку архипастыря. Ну почему не поцеловать руку, подавая только первую икону? Нет, прикладывалась каждый раз… А поскольку гостей было множество… посочувствовал любвеобильной (надеюсь, не только к митрополиту, но и к сестрам с прихожанами) матушке.

    И зачем всё это снимать и распространять, увековечивая неприглядности церковной жизни?

    +

    – Батюшка, а почему вы никогда не даёте целовать себе руку?

    – Потому что целование должно быть взаимно. Мало того, что не даю, всем говорю – не целуйте пастырям и архипастырям рук: неполезно им. Ибо мы все р0дъ и3збрaнъ, цaрское свzщeніе, kзhкъ с™ъ, лю1діе њбновлeніz (1 Пет. 2:9).

    +

    Великие Луки – первый мой приход на Псковщине, куда прибыл служить сразу после рукоположения. Тепло вспоминаю то время – прихожан и небольшую кладбищенскую Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Служили ежедневно: Вечерня, Утреня, Литургия, постоянные требы. Первоначальная благодать поглотила молодого священника. Люди очень тепло относились ко мне, ценя ревность и искренность. Помню, как в ответ на жалобы дочери на больную мать легонько постучал ей по лбу: «Ни в коем случае! Мать – это святое!» Та просияла.

    И вот уже на глухом приходе повторил этот жест без любви, по привычке, и сразу почувствовал, как прихожанка напряглась. И сам напрягся, ощутив неестественность механического жеста. Потому так против целования рук пастырям и архипастырям: любовь без взаимности – карикатура Любви.

    +

    «Почитание святого состоит в подражании ему» (свт. Иоанн Златоуст).

    Живя в современном міре, трудно подражать подвизавшимся в пору всеобщей воцерковленности. Преподобный Серафим, благословляя, целовал руки крестьянам, которые к нему приходили. Начни кто подражать преподобному в этом – скажут, совсем не в себе. Но если мы не целуем рук подходящим под благословение, почему протягиваем для поцелуя свои? Какая же правда в нас, если заставляем исполнять других то, чего не исполняем сами?

    +

    – Отец Роман, возвращается крепостное право! – печально воздохнул в Минске знакомый протоиерей, имея в виду безправное положение священников.

    – Почему возвращается, и чему удивляетесь? Сами же на великом входе и ектениях постоянно возглашаете «Великого Господина…». Что же за господин без крепостных?

    Отец протоиерей грустно промолчал.

    И вспомнилась недавняя, надеюсь, последняя поездка на родную Брянщину. Побыв несколько дней в Брянске, вместе с попутчиком из Белой Руси направились в Клинцы. По просьбе знакомых посетили больных и, так как наступал Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, поехали в собор на всенощную. Чтобы не привлекать внимания прихожан, через пономарку вошёл в Алтарь и увидел лежащие на полу орлецы– принадлежность архиерейского служения. В прошлый приезд новопоставленный епископ очень тепло меня принял, после Литургии непринуждённо общались за обеденным столом… Благословив подошедших иподиаконов, иеромонах начал читать светильничные молитвы. Закончив чтение, направился в центральный придел.

    – Благословите, ваше преосвященство, – крестообразно сложил две ладони для принятия благословения.

    Епископ встал, перекрестил. Иеромонах не поцеловал руку, положенную на его скрещенные ладони, сказав обычное: «С Праздником!» Что же тут началось – гром и молнии!

    – Кто вы?! – возмущённо спросил епископ.

    – В самом деле не узнали? – поражённо спросил не привыкший к лицедейству иеромонах.

    – Ну, представьтесь, наконец! – от возмущения глазки епископа забегали, испуская грозные молнии.

    – Иеромонах Роман, заштатный клирик Псковской епархии.

    – У вас есть указ от правящего архиерея, митрополита Псковского? – молнии летали по всему Алтарю, не достигая своей цели.

    – Есть документ, подтверждающий, что такой-то иеромонах является заштатным клириком Псковской епархии, не находится под запрещением и имеет право служить.

    Молнии усилились и участились.

    – А есть благословение на поездку?

    – Простите, заштатный клирик не совершает ничего антиканоничного, он свободный человек и едет туда, куда считает нужным поехать, стараясь и в поездках исполнять свой пастырский долг.

    Наконец, не зная, что сказать, без году неделя архипастырь гневно выдавил:

    – Ну, идите, молитесь!

    Поклонившись обличителю и онемевшим присутствующим, иеромонах поспешил к двери пономарки. Отыскав в Церкви своих спутников, спешно поехал в другой Храм. Там служили два священника: молодой, уверенный в себе настоятель с бородкой-щетинкой и старший по рукоположению и возрасту, недугующий ногами подчинённый. Начался полиелей.

    – С Праздником! – сказал иеромонах, кланяясь отцам и возвращая кисточку для помазывания настоятелю, – хотел бы завтра причаститься. Не послужить, а причаститься.

    – Нет проблем, – бодро ответил молоденький настоятель.

    Закончилась Служба, и мы вышли из Храма.

    – Вы приехали к Владыке, Вы его гость? – с сияющим лицом бросился ко мне уже разоблачившийся настоятель.

    – Нет, я приехал не к епископу.

    Сияние тотчас угасло, настоятель потерял всякий интерес к приезжему и тут же куда-то исчез.

    Позже в ответ на недоуменные взгляды спутников пояснил:

    – Не приложился к ручке святителя.

    Утром прибыли в Храм. Сразу пошёл в Алтарь, где услышал доносящиеся из пономарки крики настоятеля: «вразумлял» пожилую женщину. Через некоторое время он тоже вошёл в Алтарь и, увидев меня, обронил:

    – Это же Клинцы!

    Потом, глядя в окно, проговорил:

    – Я звонил владыке, он не разрешил вам служить. Сказал – пусть не служит, а только причащается.

    «Отомстил» архипастырь! Но разве иеромонах просил о служении, а не о Причащении?

    После Литургии, почитав благодарственные молитвы, иеромонах обратился к стоящему у жертвенника настоятелю:

    – Благодарю! Спаси, Господи!

    – Простите, если что не так, – с неловкой улыбкой ответил тот.

    – Всё так, другого и не ожидалось. Передайте поклон епископу и поблагодарите его за гостеприимство.

    Настоятель понимающе улыбнулся. Потом мне сказали, что он лет пять работал юристом в епархии, и новый епископ, рукоположив его во иерея, сразу поставил настоятелем, убрав куда-то прежнего. Ранний и высокий взлет. Не обжечь бы крылышки о солнце…

    +

    Прогневался на меня епископ, но недавно увидел, как ведут себя святители с тем, у кого полна мошна. Итак, видеосюжет о юбилее генерального директора предприятия «Софрино».

    Обратил внимание, что никто и не думал протягивать ему руку для поцелуя, дабы не оскорбить и не прогневить именинника, никто не гневался на него за то, что не лобызал руки архиереям, напротив – все были счастливы приложиться к нему. Вот батюшка выскакивает из Алтаря, чтобы успеть приложиться к мірянину (надеюсь, что с таким же благоговением, граничащим со страхом, относится ко всем прихожанам), вот епископ освящает бюст именинника (при жизни!). Не говорил бы о неприглядном, если бы запись не гуляла в интернете, и безбожники не тыкали нам этим роликом: «Вот ваша церковь!»

    И, если атеисты пользуются этим роликом для обвинений, почему бы нам не знать об этом и не воспользоваться им для оправдания Церкви, спокойно и твёрдо ответив обвинителям:

    – Нет, это не Церковь, это язвы представителей Церкви!

    «Не сообразуйтеся веку сему»

  • г. Жуковский МО

    Читала книгу отца Романа Не сообразуйтеся веку сему, из этой книги знаю его отношение к целованию рук и уважаю его мнение как монаха и священника, но с другой стороны смотрю на этот вопрос, как мирской человек, как прихожанка: Господь допускает священника Литургию совершать, значит, мне тем более его надо почитать и благодарить, уважать и любить. За одно то, что Господь ему доверяет и чтО доверяет. Я не спорю с отцом Романом, просто это взгляд с другого местоположения.

  • Псков

    Пожалейте батюшек, поставьте себя на их место и не делайте то, чего не хотите себе. Почтение воздайте в Духе Господу, батюшки ведь к Нему и ведут, ни к себе, а внешние формы много наводят суеты, итак от нее никуда не деться. Думаю так. Согласна с о.Романом и А.Осиповым.

  • г.Симбирск

    Добрый Истенны Батюшка. Поклоны.

  • Санкт-Петербург

    //Если два года назад причастники Тела и Крови Христовых целовали в нашем храме пусть не Чашу, как греки, но хотя бы ножку Чаши, то теперь уже и к ножке не имеют возможности приложиться.//

    Знаю много храмов в которых и в разгар максимальных мер предосторожности спускаемых сверху, батюшки и прихожане продолжали службу, как обычно, так как и положено. Поэтому подскажите о. Георгий кто сейчас вашим прихожанам не даёт целовать Чашу со Святыми Дарами и что мешает это исправить?

    «Думаю, вам будет интересно услышать, что недавно услышал сам. В одном из глухих сельских приходов Белой Руси священник, отслужив Божественную Литургию, обратился к прихожанам:

    — Мы не опускаем Лжицу в спиртовой раствор, не закрываем лица масками, давайте исполним хоть один пункт указа: не целуйте Крест, буду осенять Крестом подходящих и класть на голову.

    — Батюшка! — сказал средних лет мужчина, — а я хочу поцеловать Крест и умереть!

    — Я тоже так хочу! — воскликнула стоящая за его спиной женщина.

    — Ну тогда будем служить, как служили, — улыбнулся священник.»

    Выдержка из статьи: ИЕРОМОНАХ РОМАН. ГДЕ ВЕРА НАША?
    https://vetrovo.ru/prose/gde-vera-nasha/

  • МО

    //Согласен с Алексеем Осиповым, единственное, во всем хороша мера, а мы все, часто ее не знаем, или не исполняем. И понимать, что руку целовать наверное сейчас и не надо (хотя знаю священников с противоположным мнением на этот счёт), но относится к священнику необходимо с должным уважением.//

    «Руку целовать наверное сейчас и не надо», а святые крест и Чашу надо? Почему Вы так считаете, уважаемый Андрей?

  • Санкт-Петербург

    о. Георгий здесь же уже много об этом и подробно говорили.
    //Епископ встал, перекрестил. Иеромонах не поцеловал руку, положенную на его скрещенные ладони, сказав обычное: «С Праздником!» Что же тут началось – гром и молнии! //

    для того чтоб священники которые говорят про Христову любовь, могли знать, есть она в них или нет! И было время исправить пути свои.

    Крест и Чашу со Святыми Дарами люди целуют в знак своей благодарности, любви, веры в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа за Его искупительную жертву за каждого из нас. За Великий Дар и возможность исцелиться и быть Святыми яко Свят Господь Бог наш. И быть наследниками царствия небесного.
    Откр.21:27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

  • МО

    //Крест и Чашу со Святыми Дарами люди целуют в знак своей благодарности, любви, веры в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…// и при этом не целуют руку иерея/архиерея. И что получается? Получается такой пример. После обеда в знак благодарности и любви поцеловать тарелку, а не руки, которые этот обед приготовили.

    Или этот пример не годится?

  • Санкт-Петербург

    Вы знаете о. Георгий хоть мне часто близка Ваша позиция, но не вижу пользы для себя и Вас разводить тут публичную дискуссию. Зачем? Может кто то, нуждается в нашей с вами помощи или можно сделать нам, что то полезное. Вы спрашиваете, а Вам не нужен ответ. Игнорируете заданные Вам вопросы. И спрашиваете про одно и тоже на что уже дан давно ответ.

  • МО

    //Знаю много храмов в которых и в разгар максимальных мер предосторожности спускаемых сверху, батюшки и прихожане продолжали службу, как обычно, так как и положено.//

    Не скажу, что много, но два храма знаю, где в разгар максимальных мер предосторожности спускаемых сверху, службы продолжались, как обычно. Я же служу в храме, где в 2020 году была совершена «бесчеловечная» Пасха.

    //Поэтому подскажите о. Георгий кто сейчас вашим прихожанам не даёт целовать Чашу со Святыми Дарами и что мешает это исправить?//

    Подсказываю, что я служу вторым священником. Это значит, что у меня есть настоятель. И ещё подскажу, что священником я стал не сам по себе, но через возложение на мою голову архиерейских рук. Поэтому в знак благодарности всегда стараюсь целовать эти руки.

    А пример с целованием тарелки и целованием рук, эту тарелку поставивших, Вам, похоже, не понравился?

  • Минск

    Отец Георгий, какая тарелка и руки ее поставившие?! Это очень неудачный пример.
    Целование Чаши символизирует прикосновение к Спасителю, осязание Его, а край Чаши символизирует ребро Христово.

  • Санкт-Петербург

    Думаю это не так важно! Если кто то считает, что надо целовать руку, пусть целует! Считает не надо пусть не целует.

    Гораздо важнее уметь принимать позицию отличающуюся от нашего взгляда и действовать всегда с добрым сердцем со всеми.

    Когда я думал, как правильно делать, то подошёл и спросил у нашего благочинного батюшки о том, что он об этом думает, он сказал я и сам не даю целовать руку и считаю это не обязательным.

    Пример Ваш да, действительно показал, что мне есть куда стремиться, но больше не как сам по себе, а в связи с тем, что речь об одном и том же. Нет, и во мне нет, ни терпения, ни любви…

    Божьей помощи Вам о. Георгий

  • Москва

    > После обеда в знак благодарности и любви поцеловать тарелку, а не руки, которые этот обед приготовили.

    > Или этот пример не годится?

    Не годится.

    Священник — служитель, он приносит то, что приготовил Другой. Когда на приеме кто отведал вкусного блюда, всегда благодарят повара, а не официанта, который принес это блюдо. Податель и Приготовитель причастия — Иисус Христос, поэтому если Самого Подателя причастник поцеловать и отблагодарить не может, то целует хотя бы Чашу, в которой оно было подано (к тому же, и Чаша освящена, в отличие от тарелки). В случае с обычным обедом целуют и благодарят сразу того, кто его приготовил, поэтому и в целовании тарелки нет никакого смысла.

  • МО

    Послушаем, как Алексей Ильич обосновывает отказ от благочестивого русского обычая лобызать благословляющую руку иерея (а, может, и архиерея, но об этом в ролике речь не велась, и ведущий, Роман Голованов не догадался/не решился спросить, как быть с рукой архиерея: целовать или нет?)

    Осипов: Игумен Никон отменил целование руки. /…/ В Гжатске помазания не было. (Интересное откровение. Спрашивается, почему в Гжатске не совершалось положенного церковным Уставом священнодействия? ― Г.С.). А было просто благословение. Подходили, священник благословляет, и целуют его руку. Он отменил целование руки. Подходят, он благословляет, и…. (Алексей Ильич делает жест рукой, подобный тому, что делал папа Римский на видео выше), люди кланяются, и всё. Отменил. А зачем, говорит, это. Многим это неприятно. Многим даже неприятно бывает, особенно после некоторых лиц, ну бывает, знаете, такие, больные, ещё что-нибудь, и у них текут слюни, вот и всё такое, и после этого поцеловать руку, далеко не каждому это приятно.

    Г.С.: Но разве такие больные, у которых «ещё что-нибудь, и у них текут слюни, вот и всё такое», не целуют святые Крест и Чашу? Целуют. Значит не нужно целовать крест и чашу? Так выходит?

  • МО

    //какая тарелка и руки ее поставившие?! Это очень неудачный пример. Целование Чаши символизирует прикосновение к Спасителю, осязание Его, а край Чаши символизирует ребро Христово.//

    Какая тарелка? Обычная тарелка, в которой находится телесная пища, стоящая на столе. Есть также пища духовная. Духовная трапеза. Престол называется ― пре-стол. Духовные пища и питие ― Тело и Кровь Христовы. Духовную пищу готовят руки священника.

    //Целование Чаши символизирует прикосновение к Спасителю, осязание Его, а край Чаши символизирует ребро Христово.//

    Всё верно. И что? Разве священник не хранит священные сосуды? Не достаёт их, не готовит в них духовную пищу? Готовит. Потом даёт верующим вкусить её. А потом моет и убирает.

  • Всегда считала, что Таинства совершает Бог, хотя и руками священника. В Таинстве принимаем Самого Христа, Его и благодарим в первую очередь. Священникам тоже всегда благодарны за их служение, независимо от того, целуем им руку или нет. Не целую руку священнику, потому что считаю, что с моей стороны это было бы двоедушием — публиковать размышления отца Романа на эту тему, а поступать наоборот. Но, поверьте, моя любовь к тем пастырям, которых люблю, от этого ничуть не умаляется.

  • г. Жуковский МО

    Верю Вам и понимаю Вас, уважаемая и дорогая Ольга Сергеевна!

  • Нижний Новгород

    «Не целую руку священнику, потому что считаю, что с моей стороны это было бы двоедушием — публиковать размышления отца Романа на эту тему, а поступать наоборот.»

    Но публикация мыслей отца Романа не обязывает Вас думать так же, Ольга Сергеевна. Вы ведь можете иметь другое мнение, тогда это не будет двоедушием.

  • МО

    //Священник — служитель, он приносит то, что приготовил Другой. Когда на приеме кто отведал вкусного блюда, всегда благодарят повара, а не официанта, который принес это блюдо.//

    Когда я учился в Московской Духовной семинарии, то от одного из преподавателей (не Алексея Ильича Осипова) слышал такой рассказ. После совершения Божественной Литургии участники перешли в трапезную для вкушения телесной пищи, которое, как известно, является продолжением духовной трапезы. За столом архиерей спросил: «Какое главное условие совершения Литургии?» Присутствующие начали отвечать: наличие антиминса, правильно подготовленные вещества для Евхаристии, достойная подготовка к священнодействию… и т.д.
    Всё выслушав, архиерей сказал: главное условие совершения Литургии ― законно рукоположенный священник.

    А Вы говорите ― официант…

  • МО

    Вас, уважаемая Алла, похоже, очень смутило сравнение духовной и телесной пищи, точнее, их вкушение? Вы даже восклицательный знак поставили рядом со знаком вопроса, цитирую, «Отец Георгий, какая тарелка и руки ее поставившие?! Это очень неудачный пример».

    А Вас не смутило сравнение телесной близости со священнодействием на видео, которое Вы предложили?

    Прот. К. Островский: 03:50 – и поэтому вот эта Мистерия (большая буква в субтитрах), супружеская близость должна совершаться по чину. Также, как по чину должна совершаться Божественная Литургия. /…/ 04:50 ― жена это ― Церковь (прописная буква в субтитрах), а он (муж) иерей этой Церкви, он может в неё войти, и совершать священнодействие.
    https://www.youtube.com/watch?v=Ppb5KVaorkU

    Итак, сравнение сосудов, а именно, Евхаристической Чаши и тарелки, Вас возмутило, а сравнение Божественной Литургии с интимной близостью не смутило?

  • Москва

    Георгий Селин, иерей, без священника не будет и Причастия, в этом нет сомнения. Но ваше сравнение было некорректно в силу указанных мною причин. Ни в коем случае не имею желания умалять роли священника в этом процессе. Мое сравнение священника с официантом было только в силу сравнения Бога с поваром.

    Насчет вопроса о близости тоже позволю себе высказаться. Прежде всего, сравнение в видео тоже было некорректным, сам К. Островский позже поправился — правильное сравнение мужа не с иереем церкви, а с Иисусом Христом, если мы проводим такую аналогию. Но и весь процесс супружеской жизни я бы сравнил со священнодействием мужа и жены, совместным их богослужением. Как, впрочем, и весь процесс любой христианской жизни. Венчание и Крещение — как таинства посвящения человека в сан супруга или христианина, которым от Бога дается право на это священнодействие. А отдельные моменты их жизни — отдельные части их богослужения. В том числе, и моменты близости, благословленные Самим Богом. И как недостойный иерей будет судиться Богом за свое недостойное иерейство, так недостойные супруги или христиане будут судиться Богом за недостойное супружество или христианство, в силу принятого ими «сана».

    > Итак, сравнение сосудов, а именно, Евхаристической Чаши и тарелки, Вас возмутило, а сравнение Божественной Литургии с интимной близостью не смутило?

    Лично меня смутило в этом плане именно искаженное проецирование. В моем варианте с поваром и официантом проецирование более ровное. Точно так же, как в видео сравнение жены с церковью, а мужа — с иереем церкви — тоже искаженное, а сравнение мужа с Христом — более ровное.

  • Людмила Николаевна, теоретически это возможно, но тогда буду скорее наёмником, чем сыном.

  • Митрополит Вениамин (Федченков) пишет о Евхаристии как о браке Агнца с душами, но при этом делает такую сноску: «Разумеется, употребляя все эти сравнения, мы, согласно существу дела и по словам святого Макария Великого, должны, Боже сохрани, избегать какой бы то ни было грубой, вещественной, плотской мысли! Здесь все — сверхъестественно, все — духовно, хотя и истинно–реально, а не символично. Иначе можно поскользнуться в сентиментализм или даже в материалистически–плотское восприятие сего Пречистого Тайнства».
    https://predanie.ru/book/216945-mysli-o-liturgii-vernyh/ Сноска 21.

  • Нижний Новгород

    «…теоретически это возможно [иметь другое мнение], но тогда буду скорее наёмником, чем сыном.»

    Наверное, полное отсутствие разномыслия возможно только между Отцом и Сыном. Человек же, поскольку он грешен и ему свойственно ошибаться, не может требовать от сына полного единомыслия с ним, и сын поэтому не обязан во всём разделять мнение отца, уважать же мнения друг друга желательно обоим. Но если речь идет о послушании, то это совсем другое дело.

  • МО

    //Но и весь процесс супружеской жизни я бы сравнил со священнодействием мужа и жены, совместным их богослужением. Как, впрочем, и весь процесс любой христианской жизни. Венчание и Крещение — как таинства посвящения человека в сан супруга или христианина, которым от Бога дается право на это священнодействие. А отдельные моменты их жизни — отдельные части их богослужения. В том числе, и моменты близости, благословленные Самим Богом.//

    Павел, я думаю, Вам понравятся мысли раввина Адина Штейнзальца, автора книги «Роза о 13-ти лепестках».

    «Наша традиция не рассматривает секс как нечто порочное или постыдное; напротив, она относится к нему как к сфере человеческих отношений, в которой могут и должны проявиться высокая духовность и святость. Именно заключенной в этих отношениях святостью и объясняются наложенные на них ограничения. Ибо даже каждый из миров символизирует, среди прочего, мужское или женское начало, а ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ В НАШЕМ МИРЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ ПРОИСХОДЯЩЕГО В ВЫСШИХ МИРАХ (выделено мной. ― Г.С.) Вот почему эти отношения так мощно воздействуют на душу человека. А если вспомнить, что их основной целью является воспроизведение потомства, то становится совершенно ясным, почему необходимо относиться с особым вниманием и осторожностью ко всему, связанному с сексом. Вообще говоря, иудаизм не рассматривает интимные отношения между мужчиной и женщиной лишь как средство продолжения человеческого рода, исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь». Союз между ними приводит к созданию основной социальной единицы — семьи, в рамках которой происходит развитие личности каждого. Иными словами, одинокий человек в духовном смысле несовершенен; идеальная человеческая сущность всегда состоит из двух частей — мужчины и женщины. И хотя у каждого из них своя функция в семье, лишь вместе они могут достичь совершенства. Поэтому естественно, что сексуальные отношения вне брака недопустимы. Этот запрет основан на том, что они препятствуют исполнению человеком Б-жественного замысла».
    https://coollib.com/b/165355-adin-shtaynzalts-roza-o-trinadtsati-lepestkah/read

    Эти же мысли высказывают священники Островские, отец и сын. Может, соберусь с силами да статейку об этом сочиню.

  • МО

    //Митрополит Вениамин (Федченков) пишет о Евхаристии как о браке Агнца с душами,//

    Брак Агнца с душами и брак мужчины с женщиной. Есть разница? Святые отцы говорят о Христе-Женихе и о Церкви-Невесте и об их отношениях, но не о Христе-муже и о Церкви-жене с соответствующими отношениями между ними.

  • Минск

    Георгий Селин, иерей : «Вас, уважаемая Алла, похоже, очень смутило сравнение духовной и телесной пищи, точнее, их вкушение? Вы даже восклицательный знак поставили рядом со знаком вопроса, цитирую, «Отец Георгий, какая тарелка и руки ее поставившие?! Это очень неудачный пример».

    Меня, уважаемый отец Георгий, смутила непропорциональность сравнения, о которой уже написал Павел. Евхаристическая Чаша во время Литургии и Причастия олицетворяет Христа, но тарелка не олицетворяет повара . Благодарю Павла за ровный, спокойный и умиротворяющий тон.

    Георгий Селин, иерей : «Итак, сравнение сосудов, а именно, Евхаристической Чаши и тарелки, Вас возмутило, а сравнение Божественной Литургии с интимной близостью не смутило?»

    Отец Константин Островский не примешивает плотское, а поясняет духовные аспекты и не отождествляет Божественную Литургию и супружескую близость , а лишь называет её священнодействием, если совершается по чину . К написанию субтитров , думаю, он вообще непричастен. К тому же , мистерия с большой буквы там написана один раз, а до этого с маленькой. Можете убедиться, если прослушаете еще раз хотя бы с 3:09. Возможно хотели сделать акцент, что это не животное совокупление, а может быть вообще не придавали такого значения, как Вы думаете. Могу только сказать, что субтитры появились после жалобы в комментариях к видео на неразборчивость речи батюшки.
    Дальнейшее обсуждение этого вопроса считаю нецелесообразным по причине нашей страстности, о которой сказал отец Константин .

  • МО

    //Евхаристическая Чаша во время Литургии и Причастия олицетворяет Христа,//

    Иными словами, видя Евхаристическую Чашу во время Литургии и Причастия, мы зрим Христа?

    //Дальнейшее обсуждение этого вопроса считаю нецелесообразным по причине нашей страстности,// и безумности.

  • Минск

    «Иными словами, видя Евхаристическую Чашу во время Литургии и Причастия, мы зрим Христа?»
    Вы еще спросИте : мясо ездите и кровью запиваете ?

    Георгий Селин, иерей : « и безумности »
    О наисмиреннейший отец Георгий , это Вы в мой адрес? )
    Так и хочется процитировать наших собратьев : благодарю Вас пред Богом и кланяюсь в ножки .

  • Москва

    > Павел, я думаю, Вам понравятся мысли раввина Адина Штейнзальца

    В общем мысль кажется правильной. Но «секс» — вещь порочная, а вопрос супружеской близости я бы этим словом оскорблять не стал. Как, впрочем, и рассматривать его на общих собраниях, потому что это вопрос исключительно каждой семьи отдельно, и при частом затрагивании легко обесценивается. Дело это благословлено Богом — несомненно, но здесь очень много тонкостей, и нельзя сводить близость между супругами только к плотской, животной сфере. Этот вопрос неотделим от рассмотрения супружеской личной жизни в целом, а она (при правильном ведении) и есть священнодействие перед Богом.

    Иногда даже монахи берутся учить семейных людей совместной жизни, притом говорят всякую чушь с таким знающим видом, как будто сами имели по нескольку семей. А это вещь крайне деликатная. Имею в виду сейчас вообще семейную жизнь, потому что сравнение «Муж — Христос, а жена — Церковь» — это образ того, как они должны относиться друг ко другу во всей своей совместной жизни. Иначе, и союз Бога с душой не был бы назван Браком (он, ведь, не назван ничем иным, кроме как словом «Брак»).

    Священникам Островским, впрочем, я бы призывал сильно не доверяться по причине все того же «Евангелия в манге», которое делается и распространяется сыном и не осуждается отцом.

  • Давайте перестанем проводить параллели между богослужением и супружеской жизнью. Это неуместно и пользы никому не принесёт, а вот искусить может. Не зря митрополит Вениамин высказался об этом настолько деликатно: «Мы… должны, Боже сохрани, избегать какой бы то ни было грубой, вещественной, плотской мысли!» Боже, сохрани!

  • Людмила Николаевна, имела в виду, что теоретически возможно публиковать какие-то тексты, а жить прямо противоположно этому. Этим и занимаются очень многие люди в журналистике и в издательском деле, поскольку относятся к этому как к профессиональной деятельности, не имеющей отношения к их душе, и получают за это зарплату (они и есть «наёмники»). Нечто похожее делают и артисты, произнося со сцены чужое слово как своё собственное, при этом будучи порой совершенно не согласными с ним (есть даже такое выражение — «роль на сопротивление»). И у меня в жизни было много таких эпизодов. Но теперь хотелось бы этого избежать.

    Прошу прощения за сравнение, но евангелисты писали Евангелие по любви, и апостолы проповедовали по любви и по благословению (даже если что-то недопонимали), не идя на компромисс со своей совестью. Признаться, мне немного трудно обсуждать этот вопрос.

  • Нижний Новгород

    Благодарю Вас, Ольга Сергеевна, за Ваши рассуждения! Есть над чем подумать и поработать.

  • Нижний Новгород

    «Признаться, мне немного трудно обсуждать этот вопрос.»

    Простите, Ольга Сергеевна. Вопрос, действительно, трудный, поэтому не буду Вас больше смущать его обсуждением.

  • МО

    //Георгий Селин, иерей : « и безумности »
    О наисмиреннейший отец Георгий , это Вы в мой адрес? )
    Так и хочется процитировать наших собратьев : благодарю Вас пред Богом и кланяюсь в ножки .//

    Во славу Божию, Алла. В мои ножки кланяться не нужно, кланяйтесь Богу. Вы сказали о нашей страстности (процитировать?), очевидно, имея в виду себя, меня и всех читателей «Ветрово». Я сказал о нашей безумности, имея в виду себя, Вас и всех читателей «Ветрово». В чём проблемы? Обвинять в страстности можно, а в безумности нельзя? Я в безумии сравнил Евхаристическую Чашу с пиалой и дискос с тарелкой. Впрочем, сделал это только для того, чтобы сказать, что поцеловать руку, держащую Чашу, более благодатно, чем саму Чашу. Вы в безумии написали, цитирую: «Евхаристическая Чаша во время Литургии и Причастия олицетворяет Христа». Вы понимаете, что написали? Поясните, пожалуйста. Я не понимаю.

  • МО

    //> Павел, я думаю, Вам понравятся мысли раввина Адина Штейнзальца
    В общем мысль кажется правильной. //

    Я рад за Вас, Павел. Вы нашли общий язык с раввином. А эта его мысль тоже правильная? Как на Ваш взгляд?

    Рав Адин Штейнзальц: Иными словами, одинокий человек в духовном смысле несовершенен; идеальная человеческая сущность всегда состоит из двух частей — мужчины и женщины.

    //Иначе, и союз Бога с душой не был бы назван Браком (он, ведь, не назван ничем иным, кроме как словом «Брак»).//

    Простите, а где в Священном Писании союз Бога с душой «назван ничем иным, кроме как словом «Брак»?

    //В том числе, и моменты близости, благословленные Самим Богом.//

    Это какими же словами Бог благословил моменты близости? Не этими ли? 16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт.3:16).

    //Мое сравнение священника с официантом было только в силу сравнения Бога с поваром.//

    Сравнить Бога с поваром… Павел, Вы превзошли раввинов в образности мышления и в потребительском отношении к жизни. Известно, что у «евреев» особое отношение к еде, но даже они, насколько я знаю талмудическую литературу, не уподобляют Бога повару.

    Рав Штейнзальц: Когда человек ест, он не просто уничтожает пищу, в процессе переработки которой извлекает пользу для своего тела, — он совершает тикун: освящает еду. Вот почему употребление некашерной пищи является в духовном смысле падением человека. Подобно этому есть и пить в Шабат и в праздники — это гораздо больше, чем просто удовлетворять физиологическую потребность; есть и пить в эти дни — заповедь. Ибо Шабат и праздники благоприятствуют возвышению сущностей этого мира и приближению их к Создателю. Во времена Храма ритуальное жертвоприношение сопровождалось трапезой, во время которой человек приобщался к святости. В наши дни стол, за которым еврей вкушает пищу, служит ему подобием храмового жертвенника; пища эта становится человеческой плотью, и еврей в своей службе Всевышнему с новой энергией возносит ее до уровня святости. И поэтому следует относиться и к пище, и к процессу еды с крайней осторожностью, не забывая о том, что цель трапезы — освящение материального.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // // // // // // // // // // // // //