Когда христианство начиналось, верующие во Христа не искали себе врагов в других народах, но твёрдо знали, кто их настоящий враг. Похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть (Иак. 1: 15). Один он единственный всех губитель и враг, бесславящий душу и безобразящий тело — грех. Гуляет по миру, как невидимая чума. Видна лишь смерть — его злорадный итог.
Помнящий о смерти дольше живёт. Это естественно, как естественно, что не забывающий о возможной болезни реже болеет. Очень показательна в этой связи и поучительна история русского погоста. Как одновременно с вытеснением его из центра села далеко за околицу вытеснялась из людского сознания память смертная, с тем, чтобы сегодня быть почти забытой, как забыто самое это слово — погост.
Первоначально погостом назывался центр сельской общины. Что-то вроде нынешнего райцентра, где проходили мирские съезды, базары, и где были постоялые дворы. Потому и назывался он погостом, что посещался гостями, которые платили в пользу князя гостебное. Ярмарки и гостебное отошли в прошлое, но слово погост закрепилось за такими сёлами и стало обозначать крупное селение с храмом и кладбищем. А с XVIII века название погоста перенесли на отдельно стоящие храм и кладбище. Кладбище выгнали из села, но о грехе и смерти ещё не забывали. Погост строили, как правило, на возвышенном месте, и, видный издалека, он служил напоминанием о неизбежном исходе, чем-то вроде заставы на границе времени и того состояния, где времени уже нет, с колокольней, как дозорной вышкой.
Люди ещё держали оборону от невидимого врага, и колокольный звон с погоста извещал не только о потере в «боевых рядах», но каждый год созывал народ на великий праздник победы над смертью — Христово Воскресение. И каждый воскресный день приходящие на погост вместе со своими умершими торжествовали такую победу. Но когда через взорванные храмы и порушенные монастыри (эти «заградительные рубежи») грех вошёл в мир, как жестокий победитель входит в захваченный город, грабя, сжигая и уничтожая всё вокруг, тогда всюду воцарилась смерть, а жизнь перестала иметь какое-либо значение и цену.
Что же сейчас? Сейчас забыто всё. И что были когда-то такие погосты, и что грех, даже и невидимый, не перестаёт от этого быть настоящим, и что каждого человека рано или поздно ждёт самая настоящая смерть. Кладбища стоят без храмов, и путь на них стал в буквальном смысле последним: без повода — похорон или тризн, редкий человек заходит туда помолиться, подумать, помолчать. Так, вынеся с кладбища церковь, люди вынесли из своих сердец память о смерти, а с нею и понимание жизни, зачем и для чего она дана. Кладбища превратились в могильники, а самый обряд погребения без отпевания и разрешительной молитвы — в бессмысленное закапывание тела.
Душа человека бессмертна — это звучит предупреждающе: за всё содеянное в земной жизни придётся держать ответ в жизни неземной. Вместе с тем, это звучит и утешающе: значит, не исчезновение и небытие ждут человека, но переход в иное состояние и встреча со всеми прежде жившими людьми. Утверждая обратное, что со смертью всё кончается, человек лишает себя и предупреждения, и утешения, окружая себя вместо надежды животным страхом смерти и вместо веры пустотой.
Возвращение храма на кладбище, а вместе с ним погребального звона, кадильного благовония, заупокойной ектении и всего православного обряда погребения полагает начало возвращению смысла смерти и с ним единственно нелживого понимания жизни как подготовки к вечности. Может, тогда вернётся исконное значение слова погост — погостить. Смерть — гостины у святого храма на погосте до дня всеобщего воскресения, до гласа архангеловой трубы, когда изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5: 29).
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
22 августа 2022
Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Сподоби нас, грешных и лукавых, Господи, восреснуть в вечную твою славу и блаженную жизнь в небесном царствии вместе с Тобой, Твоей благословенной Матерью пречистой Девой Марией, всеми ангелами и святыми!
Однажды, во время молитвы у Гроба Господня к Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним безконечное время». Так небесный посланник сообщил Деве Марии, что Ее земные дни окончены (сочтены).