Опыт теодицеи
Не разумом, но верой познаются Богооткровенные истины. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни (Ин. 6: 47-48). Всё решает вера. Но тогда возникает вопрос: зачем человеку разум? Мне думается, Бог дал людям разум по пословице: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». И носимся мы с этим разумом, желая с его помощью всё объяснить. Несчастные. Впрочем, понять людей можно. Даже после грехопадения человеческий разум сохранил в себе остатки той силы, которую имел Адам в раю, когда, называя животных, получал над ними власть. Ради этой власти трудится наш ум, потому что, объясняя что-либо, мы получаем власть над тем, что объяснили. Однако несоизмеримо бо́льшую власть даёт человеку вера. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Однако принять что-либо на веру, это и значит смириться разумом.
Причта о богаче и Лазаре ― не притча. Во всяком случае, в Евангелии она не названа притчей. Согласно «Полному церковно-славянскому словарю» протоиерея Григория Дьяченко, притча это «мудрое изречение, загадка, пословица, пророчество, образ, прообразование». Иными словами, причта ― это то, чего не было в действительности, вернее, если и было, то не так, как это рассказывается в притче, но как-то иначе. Но неужели рассказ, который мы читаем в конце 16-ой главы Евангелия от Луки, не происходил в действительности? Неужели Господь не Сам слышал слова Авраама, сказанные богачу, но придумал их за него? Неужели не присноживущий патриарх Авраам, имя которого Бог взял для Своей, простите, персонификации[1]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3: 6), описан в конце 16-ой главы Евангелия от Луки? Неужели при́точный, то есть воображаемый Господом Авраам отвечает богачу? На мой взгляд, нет. Этот рассказ Господа не притча, это именно то, о чём Он говорит иудеям: Я говорю то, что видел у Отца Моего (Ин. 8: 38).
На что я обратил внимание в этом рассказе Господа? Патриарх Авраам видит мучающегося в аду богача, и что? Переживает за несчастного? Сострадает ему? Негодует на немилосердие Божие? Ничего подобного. Он воспринимает муки богача как должное. Более того, на просьбу богача о помощи, Авраам прежде говорит ему, что он получил то, что заслужил, а потом уже называет причину, по которой он, Авраам, даже если бы и захотел помочь богачу, то не смог бы этого сделать, потому что между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 16: 26). Мне кажется, что любой человек на месте Авраама поспешил бы оправдаться в своих глазах и чужих и первым делом назвал бы причину, по которой не может помочь, а потом стал бы говорить все другие слова. Авраам поступает наоборот. Прежде держит суровую речь, которая не только не утешает, но ещё более огорчает богача: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь ― злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16: 25), и потом уже говорит, что в любом случае не может ничего сделать, потому что сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть. О чём свидетельствует этот факт? О том, что Авраам не только целиком на стороне Бога, но даже прежде Бога поступил бы так, как поступил по отношению к богачу Бог Отец, т.е. наказал бы его.
Далее. Как воспринимать именование богача чадом? Не звучит ли оно, мягко говоря, неуместно в устах Авраама в этих обстоятельствах? Чадо мучается в нестерпимых муках, а отец не только спокойно взирает на них, но вдобавок к ним доказывает мучимому, что так должно быть. Можно, конечно, предположить, что праотец Авраам называет богача чадом в ответ на его обращение к себе «отче»: «отче Аврааме! помилуй мя…», и зовёт так Авраама в надежде умилостивления. «Я тебе не отец», ― разве не мог сказать Авраам? Но он зовёт богача чадом. Зачем? Чтобы горшим был отказ? Ибо, рассуждая по-человечески, если назвал чадом, значит, признаёшь себя отцом, значит помоги. А если не желаешь помочь, так не называйся отцом, чтобы не так тяжело было твоему чаду получить отказ.
Умерший молил: отче Аврааме! умилосердись надо мною…, и что услышал в ответ? Отказ. А как же тогда наши молитвы об усопших? Как наши прошения о милости к ним? Неужели они тоже возвращаются к нам неисполненными, только мы, в отличие от богача, отказов не слышим? Не могу, говорит Авраам, даже если бы и захотел, тебе помочь, потому что между нами и вами утверждена великая пропасть… Короче, чем больше думаешь над этим Евангельским рассказом, который Сын видел у Отца, тем больше возникает недоумений. Где тут благая весть? Где любовь? Где христианство? Где самопожертвование? Так люди со своими детьми не поступают, как Бог поступает с грешниками. Обречь ребёнка, как заклятого врага, на мучения…
Однако думай не думай, гадай не гадай, Авраам есть отец всем нам (Рим. 4: 16), верующим, и, стало быть, его пример есть пример для подражания. В ответе Авраама богачу содержится примерный ответ, который мы услышим от наших родных, когда обратимся к ним за помощью, если, не дай Бог, случится и нам оказаться рядом с богачом. Ответ Авраама нечестивому богачу ― это ответ наших святых родственников, сподобившихся возлечь на Авраамовом лоне в Небесном Царстве: между нами и вами утверждена великая пропасть… Но как же так? Как они могут спокойно почивать и наслаждаться в то время, когда мы мучимся и страдаем? Где их сострадание и любовь?!
Же́стоко есть слово сие: и кто может его послушати? (Ин. 6: 60). Эти слова сказали многие из учеников Христа после того, как Он открыл им учение о вкушении Своих Тела и Крови. Же́стоко есть слово о богаче и Лазаре, и кто может его послушать? Но слушать надо, и реагировать на него тоже как-то надо. Поэтому, чтобы легче принималось слово о богаче и Лазаре, можно назвать его притчей, как многие из христиан, имею в виду протестантов и прочих, называющих образными слова Христовы: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6: 54), не принимая их буквально.
Что же делать? Назвать притчей ― прельстительно, принять буквально ― жестоко. Примирить рассказ о богаче и Лазаре с чувствительной христианской совестью помогает святитель Иоанн Златоуст. Читайте Златоуста, христиане, и ваши души успокоятся.
Златоуст: «Там не так, как здесь: для облегчения бедствия твоего не принесут тебе ― один серебра, другой пищи, иной утешительного и отрадного слова; там все будут чужие. Даже и Ной, Иов и Даниил, хотя бы увидели кого из своих родных страдающими, не согласятся тогда ходатайствовать за несчастных. Тогда отнимется у нас всякое сострадание, свойственное теперь природе нашей. Так как благочестивые родители порой имеют нечестивых детей, и благочестивые дети нечестивых родителей, то, чтобы радость праведников всегда была чистая и чтобы наслаждающие благами не возмущались состраданием, ― для этого, повторяю, и само сострадание отнимется, и они вместе с Владыкой воспылают гневом даже против единокровных своих» (Толкование на 2-е Послание к Коринфянам, беседа X).
Наша природа будет изменена Богом в восьмом дне творения. Как сотворил Он нас такими, а не иными для жизни временной, так пересотворит нас иными для жизни вечной. Его Божие право. И кто Его оспорит? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим. 9: 20). И, пожалуйста, оставьте на совести Бога Его решения. Нам за Его решения не отвечать. Если Он сказал, что мучение грешников будет вечным, значит, оно будет вечным.
Попытки словесные оправдания Бога называются в богословии теодицеей. И данный опыт примирения Божьего человеколюбия с уготованной Им грешникам геенны огненной я хочу закончить словами великого церковного учителя Иоанна Златоуста. Не своими домыслами, которые я изложил выше, и которые могут показаться соблазнительными (хотя они мне представляются более побуждающими к размышлению, чем просто соблазнительными), но словами святителя.
Златоуст: «Обрати внимание на непостоянство в суждениях большинства людей. Здесь жалуются на Бога, что Он часто бывает долготерпелив и равнодушно взирает на то, что многие злодеи, распутники, притеснители остаются без наказания; там опять горько и сильно ропщут на то, что Бог угрожает им наказанием, хотя, конечно, если последнее огорчает их, то первое следовало бы восхвалить и одобрить. О, безумие! О, скотское и ослиное рассуждение! О, грехолюбивая и преданная пороку душа! Ведь все эти суждения происходят от любви к удовольствиям, а если бы рассуждающие таким образом захотели прилепиться к добродетели, то они скоро убедились бы в геенне и не стали бы более сомневаться. /…/ На том основании, что Бог не всех наказывает здесь, ты не должен не верить будущим наказаниям; ведь Он человеколюбив и долготерпелив, потому угрожает и не тотчас ввергает в геенну. Не хощу смерти грешника (Иез. 18: 32), говорит Он. А если нет смерти для грешника, то это напрасно сказано. Знаю, что для вас всего неприятнее речь о геенне, но для меня нет ничего приятнее этого. О, если бы вы и за обедом, и за ужином, и в бане ― везде беседовали о геенне! Тогда мы не сетовали бы на настоящие бедствия и не услаждались бы земными благами. Да и что ты назовёшь несчастьем: нищету, болезнь, плен, лишение членов тела? Всё это достойно смеха в сравнении с будущим наказанием. Хотя бы указал мне на томящихся всегда от голода, на лишённых зрения с младенчества, на живущих нищенством, ― и это ничего не значит в сравнении с будущим мучением. Поэтому будем непрестанно говорить о геенне, память о которой не допустит нас впасть в неё.
Для чего же Христос сказал: земли Содомстей отраднее будет в день судный (Мф. 11: 24)? Итак, зачем ты шутишь тем, чем шутить не должно? Зачем ты обманываешь самого себя и вводишь в заблуждение душу свою? Зачем борешься против Божия человеколюбия? Бог уготовал геенну и угрожает ею для того именно, чтобы мы, сделавшись от страха лучше, не впали в неё. Таким образом, кто не позволяет говорить о геенне, тот незаметно делает не что иное, как этим обманом толкает и ввергает другого в геенну» (т. 9, с.885-886).
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
17 декабря 2022
[1] Не говорю «для идентификации», потому что данное слово ― лукаво. Почему? Потому что выражение «быть идентифицированным», как кажется, означает «быть определённым и обособленным», но на самом деле слово «идентифицировать» в переводе на русский язык означает «отождествлять», «делать схожим». Принятый на XV Всемирном русском народном соборе документ называется «Базисные ценности ― основа общенациональной идентичности». Как понимать этот заголовок? То ли под словом «идентичность» предлагается понимать самобытность, то ли речь идёт о том, чтобы сделать все российские народы схожими? Базисные ценности ― основа общенациональной усреднённости. Так? ↩
И Бог поступает так по справедливости уже без милосердия с оставшимися по себе в своей душе грешниками, т. е. нераскаянными людьми. И многие злодеи, распутники, притеснители остаются без наказания до поры, до времени в надежде на их вразумление во временной жизни земного пребвания.