«Ти Гиперма́хо Стратиго́» ― так по-гречески начинается широко известное и горячо любимое православным народом песнопение «Взбранной Воеводе». Эта молитва к Богородице, каждодневно читаемая христианами, может быть названа если не краеугольным, то драгоценным камнем православной гимнографии, её словесной жемчужиной.
Почему мы так обращаемся к Деве Марии? Причём именуем Её не просто воеводой, но взбранной воеводой? Каков смысл слова «взбранный»? Как это ни странно, на языке оригинала смысл этого слова открывается полнее, чем в переводе. Для меня во всяком случае полнее, потому что я знаю значение греческого слова «гипер». Хотя кто его нынче не знает? Кто не знает, что такое гипермаркет? Или гиперзвуковое оружие? Гипер ― это что-то очень большое, больше, чем супербольшое, потому что гипермаркет больше супермаркета, а гиперзвуковая ракета летит быстрее сверхзвуковой, так ведь?
Значение же второго корня слова «гипермахо» открывается, если вспомнить прозвище русского князя Владимира Всеволодовича ― Мономах, что в переводе с греческого означает «единоборец». Значит, «гипермахо» ― это необычайно воинственный и ужасно бранчливый борец. Почему же эпитет «гипермахо» дала Церковь Богородице? Почему совершенно не женское дело военной брани, да ещё в превосходной степени, поручили верующие Деве Марии?
Проимий, а именно так называется этот текст в Православной энциклопедии, был составлен в годы борьбы Византийской империи с Сасанидским Ираном[1]. Читаем: «Проимий „Взбранной Воеводе победительная“ (Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ τὰ νικητήρια) не связан с содержанием акафиста Богородице и имеет иную метрическую структуру, являясь позднейшим добавлением к тексту акафиста Богородице. Его появление соотносят с осадой К-поля летом 626 г. аварами и славянами, когда Патриарх К-польский Сергий I с иконой Божией Матери обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица „Ее города“, т. е. К-поля, „избавленного от ужасов“ нашествия иноплеменников и исполненную вместе с акафистом Богородице 7 авг. 626 г.».
Молились царьградцы к Божией Матери об избавлении от страшной беды и получили это избавление, и, получив, воспели Ей благодарение. Но это ― историческая канва возникновения песнопения, а какова духовная подоплёка слов «Взбранной Воеводе»? Какое богословское обоснование того, что мы называем Богородицу воеводой[2], можно предложить? Неужели вот это, совершенно безграмотное, попсовое и оккультное объяснение, что предлагает сайт «Правжизнь», где Богородица изображена в кольчуге и шлеме?
«Правжизнь»: «„Взбранной Воеводе победительная“ ― начало первого кондака акафиста Пресвятой Богородице. Эти слова означают, что Богоматерь борется с диаволом за наши души, защищает нас от темных сил и их служителей».
Если писатель Достоевский сочинил фразу, что дьявол с Богом борется, а поле брани ― сердца людей, то на «Правжизни» читаем, что Богоматерь с дьяволом борется… Если Достоевский ещё понимал, что всемогущий Бог с дьяволом бороться не может, потому что не пристало Вседержителю с кем-либо бороться, и потому написал, что дьявол борется с Богом[3], то на «Правжизни» уже и этого не понимают. Не понимают того, что Богородица с дьяволом бороться не может, потому что он ― отсутствие, а не присутствие. Он отсутствие добра, а не присутствие зла. Зло само по себе существовать не может, но всего лишь паразитирует на добре.
Что ещё пишут на этом сайте? «Поэтому к образу Богоматери „Взбранной воеводе“ прибегают прося: защиты от врагов видимых и невидимых; заступления при нападении злых людей; помощи и защиты на поле брани, под обстрелами и т.д.; спасения от внезапной смерти; о покровительстве военным и защите Отечества; защиты от действий колдунов; исцеления болезней душевных и телесных; помощи в борьбе со страстями, которые пленяют душу».
Да, обширное поле деятельности у образа Богородицы в шлеме и бронежилете: начинается оно с защиты от действий НАТО и заканчивается защитой от действий колдунов.
Правжизнь: «Икона Пресвятой Богородицы „Взбранной воеводе“ имеет в основе иконографического сюжета „Ченстоховский“ образ».
Как сообщает Википедия, Ченстохово ― духовный центр Польши, а сама Ченстоховская икона считается в Польше главной святыней страны. «В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие папа Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса».
Этот образ также имеет название ― «Русская Победа». Цитирую: «в Москве в здании Союза писателей, прозвучала молитва к Богородице перед Её иконой „Русская Победа“ („Взбранной воеводе победительная“), являющейся одним из списков почитаемой с древности Ченстоховской иконы».
Короче, вот вам, российские воины и дорогие россияне, католический образ для молитвы ― «Русская Победа». А ещё короче: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честною Твоею кольчугой».
Видит Бог, я не хотел всего этого писать. Не хотел знать этой иконы и разбираться с написанной вокруг неё глупостью. А, может, даже не глупостью, но провокацией. Виноват поисковик, который по запросу «Взбранной воеводе» вывел меня на сайт «Правжизнь». Я хотел другого: понять, почему мы называем Богородицу воительницей, тогда как война совершенно не женское дело? Только ли потому, что Богоматерь защитила город Константинополь от нашествия иноплеменников в 626 году? Или есть духовные причины в именовании Её воеводой, которые связаны не столько со вторым Римом, сколько с вечностью?
Вы знаете, есть такие причины. Открываем Священное Писание и читаем: И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3: 14, 15).
После падения прародителей Господь Бог износит суд согрешившим и среди прочих наказаний полагает вражду между змием и женой. Четырёхкратное повторение слова «между» четырёхкратно усиливает это противостояние. Змий и жена разводятся Богом в противоположные углы бытия, и иного общения кроме как вражды между ними быть уже не может.
Что значит выражение: между семенем твоим и между семенем ее? Велик соблазн истолковать выражение «семя жены» как её потомство и сказать, что всякий рождённый женщиной является врагом змия. Деторождение ― непрерывная пулемётная очередь по врагу рода человеческого… Роддом как ракетная установка, сокрушающая голову змия… И это, действительно так, потому что рождение человека (а как пишут в интернете, на планете Земля каждую секунду рождается четыре целых и два десятых человека) причиняет змию боль, потому что на свет Божий появляется его очередной противник.
Да, хорошо было бы именно так истолковать смысл этих стихов Библии, но вот беда ― свобода, которую Бог даровал людям. Она может привести (и часто приводит) к тому, что из врага змия, а таковым изначально является всякий сотворённый по образу и подобию Божию, человек становится другом змия, меняя образ Божий на образ звериный. Поэтому святые отцы Церкви говорят об единственном числе выражения «семя жены» и подразумевают под таковым Христа Спасителя.
Святитель Филарет (Дроздов): «Величайшая казнь змия и величайшая тайна семени жены заключается в словах: оно будет поражать тебя в голову. К изъяснению сих слов пролагает путь перевода семидесяти толковников: αυτος σου τηρησει κεφαλήν, Он будет метить тебе в голову[4]. Слово αυτος, Он, не согласное со словом σπέρμα, семя, показывает, что переводчик имел в мыслях не столько слово семя, сколько главный предмет, в настоящем случае им означаемый; и что семя жены принимал он за одно лицо. В самом деле, семя жены противополагается здесь не множеству семени змия, но одному змию и потому преимущественно долженствует означать единого Вождя и Главу верующих; ко множеству же верующих сказанное в сем месте потолику только быть может отнесено, поколику они составляют с оным единое тело (Рим. 16: 20)».
Согласно словам святителя, пророк Моисей говорит о семени жены как об одном-единственном Человеке. Впрочем, можно подразумевать под семенем жены всё её потомство, т.е. всех рождённых женщинами людей, но делать это можно только в том случае, если считать таковым потомством только тех, кто входит в Тело Того единственного, Кто сокрушил главу змия.
Святитель Филарет: «Семя жены не означает просто и вообще рода человеческого; сие открывается как понятие о семени змия, так равно из самого наименования семени жены, поскольку в обыкновенном разумении семя или потомство присвояется мужу. Итак, семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества, благодатию Божиею хранимую и час от часу долее очищаемую, возвращаемую и совершенствуемую в человеках верующих, которые не от крови, не от похотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1: 12-13); по превосходству же — чистейшую сущность человечества в лице Богочеловека, вождя и главы всех верующих, имевшего родиться от жены (Гал. 4: 4) и явиться, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3: 8)».
«Итак, семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества…». Выходит, что сказанное в книге Бытия: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3: 14, 15), сказано о Деве, семенем Которой явился непорочно зачатый и рождённый Ею Господь наш Иисус Христос. Что ещё говорит святитель?
Святитель Филарет: «Вражда полагается между змеем и женою. Сим не исключается муж, но показывается то, что для противоборства змию не мужеская будет потребна крепость; что та самая жена, которую он низложил коварством, восстанет против него в силе; что сила Божия в немощи совершаться будет (2 Кор. 12: 9)».
Вот Взбранная Воевода, вот Непобедимая Победа, которая немощью, точнее, силой Божией побеждает. Меня восхищают церковные парадоксы[5]: немощью сильный, нищетою богатый, смиренномудрием высокий… Оказывается, не в броне сила. А в чём? В чём сила, брат? «Она ― в немощи», ― говорит слово Божие. Что понимать под таковой?
Святитель Иоанн Златоуст: «Ибо сила Моя совершается в немощи, ― то есть, когда вы, гонимые, одерживаете верх над гонителями, когда вы, преследуемые, побеждаете своих преследователей, когда вы, связываемые, обращаете в бегство связывающих. Итак, не желай излишнего». Замечаешь ли, как (апостол) представляет одну причину, а Бог другую? Тот говорит: Чтобы я не превозносился, дано мне жало в плоть; а Бог сказал, что попускает это для явления силы Своей. «Поэтому ты просишь не только излишнего, но даже помрачающего славу Моего могущества». Именно слова: довольно для тебя показывают, что не нужно уже ничего другого прибавлять, но что все сделано. Таким образом, и отсюда видно, что здесь говорится не о головной боли, ― больные не проповедовали, да и не могли бы проповедовать, ― но о том, что (апостолы) гонимые и преследуемые все превозмогли. Услышав такой ответ, (Павел) говорит: потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами. Чтобы (коринфяне) не пали духом, видя, что лжеапостолы хвалятся совсем противным, а истинные (апостолы) терпят гонения, (Павел) показывает, что чрез гонения он делается еще славнее, что в этом особенно обнаруживается сила Божия, и что совершающееся с ним достойно того, чтобы хвалиться».
Святитель Филарет: «Вражда долженствует продолжаться между семенем змия и между семенем жены. /…/ Змий духовный, сколько нам известно, не имеет естественного потомства. Итак, семенем его называться могут: отверженные духи, участники его богоотступления; грешные человеки, которых слово Божие ясно именует порождениями ехидниными (Мф. 3: 7) и чадами диавола (1 Ин. 3: 10), так как и первый из них, Каин, был от лукавого (1 Ин. 3: 12). И, наконец, преимущественно таковым будет предсказанный человек греха (2 Сол. 2: 3)».
Вражда между семенем змия и семенем жены была положена Богом, и потому никем не может быть отменена кроме Бога. Она, как говорит святитель Филарет, долженствует продолжаться. И вражда продолжается, и будет продолжаться до скончания века! Поэтому так нужна христианам помощь, получаемая при обращении к Взбранней Воеводе. Поэтому так дорого нам это песнопение. Но нужна ли Её икона в шлеме, названная «Русской Победой»? Святитель Филарет, говоря о семени жены, называет таковым девственнейшую часть всего человечества, не разделяя его на племена и расы. Но если есть «Русская Победа», значит должны быть «Украинская Победа», «Греческая Победа», «Грузинская Победа»… На мой взгляд, все эти победы ― поражение Православия, или, извиняюсь за выражение, этнофилитизм.
Угодно ли Богородице почитание Её образа, где Она изображена в кольчуге? Не знаю. Но знаю точно, что́ угодно Матери Божией ― чтобы люди, не говоря уже о народе, называющим себя православным, не убивали нерождённых младенцев[6]. Если смертоносный поток абортов не будет остановлен, Матерь Божия отвернётся от народа-детоубийцы.
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
2 мая 2022
[1] Историки говорят, что ирано-византийские войны ослабили обе империи и открыли врата для завоевания их арабским мiром.
https://clck.ru/epYiy↩
[2] Буквальный смысл слова «воевода» ― тот, кто вои водит. Воями же в церковнославянском языке называются не только воины, но и ангелы. И внезапу бысть со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2: 13-14). Эти чудные глаголы вой небесных предваряют чтение Шестопсалмия на утрени. Они звучат при погашенных свечах, в темноте, призванной напоминать о той ночи, посреди которой пастухи услышали их с неба. Также это славословие произносится священнослужителями прежде совершения Божественной Литургии.↩
[3] Если разбираться с утверждением Достоевского, что дьявол борется с Богом, до конца, то надо сказать, что оно не имеет смысла, если понимать эту борьбу как противостояние независимых сил. Дьявол не имеет самостоятельности. Вся его сила в отрицании. Дьявол ― обезьяна Бога. Ничего нового он не придумывает и придумать не может. Вся его деятельность ― подражание и пародирование. Слово «пародия» в буквальном переводе с греческого означает «песня наоборот». Ум наоборот, душа наоборот, жизнь наоборот, всё наоборот. Вот кто такой диавол. Извращенец и клеветник. Может ли такое существо противостоять Богу? Дьявол безумен, жалок и несчастен, вот и всё. А тут, понимаешь, «дьявол с Богом борется…». Много чести. Дьявол, или змий сей егоже создал ругатися ему (Пс. 103: 26), изначально обречён. Как только он из лучшего ангела стал худшим бесом, так тут же и был побеждён.↩
[4] «Богородица борется с дьяволом…». Простите, опять вспомнился этот бред с сайта «Правжизнь». Дьяволу определено место ― под пятою Богородицы. Святитель Филарет пишет: «Поражение змия в голову есть доведение сего врага до невозможности вредить, так как змий, у которого раздавлена голова, не может более жалить. Итак, сим возвещается победа над диаволом, совершенная и вечная, прекращение всех действий и следствий вражды его, освобождение человека от греха и смерти, земли от проклятия и самой плоти от тления. Сия величественная победа снова объясняет и возвышает понятие о победоносном семени жены. Если Сам Бог полагает, или начинает, вражду между змием и женою, то кто, кроме Бога, может окончить оную торжеством и славою? Впрочем, до торжественного прекращения вражды оставляется некоторая часть власти и змию: ты будешь жалить его в пяту. Сие попускается для того, чтобы тот, который подвигнул человека против благости Божией, соделался исполнителем Божия правосудия; чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу. Змий уязвляет в пяту, которая есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого; в пяту, которая, и быв уязвлена в падение, оставляет еще для человека другую пяту на восстание. Так уязвляются верующие соблазнами, бедствиями, смертью телесною. От уязвления в пяту не исключается также оное победоносное и божественное семя жены, или Глава и Избавитель верующих. Но как Он не мог быть подвержен уязвлению сему по собственной вине или по собственной слабости, то должно заключить, что Он подвергается уязвлению для понесения болезней других и для сокрушения чрез сие главы змия. Сие есть то уязвление, о котором говорит пророк: Раною Его даровано нам исцеление (Ис. 53: 5). Таким образом, в предопределении о семени жены заключается семя всего Евангелия».↩
[5] Греческое слово «парадокс» состоит из приставки «пара»: 1) у, возле, 2) мимо, 3) вопреки; и корня «докса»: 1) предположение, 2) мнение других о ком-либо, 3) слава. Выходит, что слово «парадокс» может быть буквально переведено как «против мнения». Но парадокс на то и парадокс, что его можно перевести и как «возле славы». Чьей, спрашивается, славы? Конечно, Божией.↩
[6] Ещё о Польше. В ней аборты официально запрещены. Википедия: «Польша — одна из немногих стран в мире, запретившая аборты после десятилетий их полного разрешения (в ходе правления коммунистического режима)».
https://clck.ru/Redc7↩
Спасибо отцу Георгию. Очень полезная статья. И очень понятно. Слава Богу!
Отец Георгий всегда пишет очень интересно.
Спасибо большое ему и низкий поклон!
И знаем, что зло само по себе существовать не может, оно (зло) отсутствие добра. … «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 14, 15). … Глава верующих… семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества, благодатию Божиею хранимую… «змий сей егоже создал ругатися ему» (Пс. 103:26). Змий духовный, сколько нам известно, не имеет естественного потомства. Итак, семенем его называться могут: отверженные духи, участники его богоотступления; грешные человеки, которых слово Божие ясно именует порождениями ехидниными (Мф. 3: 7) и чадами диавола (1 Ин. 3: 10), так как и первый из них, Каин, был от лукавого (1 Ин. 3: 12). И таковым будет предсказанный человек греха (2 Сол. 2: 3).
«Можно было бы сойти с ума от несправедливости этого мира, если бы я не знал, что последнее слово останется за Господом» ( прп. Паисий Святогорец).