Часть вторая, часть первая
Редакция не всегда разделяет мнение авторов
Свящ. Барицкий: Однако возможно понимать это выражение [«βίβλος γενέσεως»] и в еще более широком смысле. Для этого нам необходимо всмотреться в те случаи, когда это словосочетание встречается в книге Бытия [Быт. 2: 4, 5: 1, 6: 9, 10: 1, 11: 10, 11: 27].
Г.С.: Всмотримся в эти случаи.
1. ЦСЯ: Сия книга бытия небесе и земли… (Быт. 2: 4).
1. Синод.: Вот происхождение неба и земли… (Быт. 2: 4).
2. ЦСЯ: Сия книга бытия человеча… (Быт. 5: 1).
2. Синод.: Вот родословие Адама… (Быт. 5: 1).
3. ЦСЯ: Сия же бытия Ноева… (Быт. 6: 9).
3. Синод.: Вот житие Ноя… (Быт. 6: 9).
4. ЦСЯ: Сия же (суть) бытия сынов Ноевых… (Быт 10: 1).
4. Синод.: Вот родословие сынов Ноевых… (Быт 10: 1).
ЦСЯ: И сия бытия Симова… (Быт. 11: 10).
Синод.: Вот родословие Сима… (Быт. 11: 10).
5. ЦСЯ: Сия же бытия Фарры… (Быт. 11: 27).
5. Синод.: Вот родословие Фарры… (Быт. 11: 27).
Свящ. Барицкий: Мы увидим, что каждый раз бытописатель использует его для того, чтобы завершить рассказ о каком-то значимом в судьбах мира деянии Божием и начать повествование о новом этапе Божественного домостроительства (творение мира (1. ― Г.С), человека (2. ― Г.С.), нового мира после потопа (3. ― Г.С.), творение язы́ков (народов) в истории с Вавилонской башней (4. ― Г.С.), творение нового народа в истории Авраама (5. ― Г.С.)). Выражение «βίβλος γενέσεως» каждый раз вводит тему творения, конца старого и начала нового. Используя это выражение, евангелист привлекает наше внимание не просто к генеалогии предков Иисуса, а также истории Его рождества, Он указывает на то, что речь пойдет о новом этапе отношений человека и Бога. Возникает новая реальность ― событие, сопоставимое по своей значимости с величайшими событиями древности, во время которых Сам Бог принимает непосредственное участие в судьбе мира и человечества.
Г.С.: Всё это, конечно, интересно. Однако выражение «βίβλος γενέσεως» читается только в греческом и отчасти в церковнославянском переводах, а в синодальном переводе, где связи слов разорваны, ничего этого не видно. Поэтому большое спасибо батюшке, что объяснил на греческом и на иврите мысль, которую вырезали в синодальном переводе Библии. Впрочем, за чтением статьи отца Барицкого мы отвлеклись от сути. Какое отношение эта статья имеет к каббале? Переходим к подзаголовку в статье отца Дмитрия под названием «Богословие в числах».
Свящ. Барицкий: Однако, истина мессианства Иисуса выражается не только при помощи формального перечисления имен, но и при помощи числовой символики. Привлекает внимание число 14, которое Матфей в своей генеалогии повторяет три раза. Создается впечатление, что евангелист намеренно ретуширует исторические факты (например, исключение имен как минимум трех царей), чтобы получить эту цифру. Чем она так важна для автора? Одно из самых распространенных толкований предлагает видеть в этом числе указание на имя царя Давида [20]. Перед нами т. н. гематрия ― прием, который был широко распространен среди иудейских и христианских писателей в древние времена [21].
[20] См., например: Davies M. Matthew. – Sheffield, England: JSOT Press, 1993. – 224 p. – P. 30-31; France R.T. The Gospel According to Matthew. – Leicester, 1985. – P. 75; Schnackenburg R. The Gospel of Matthew. – Сambridge: Eerdmans, 2002. – P. 16, 17.
Г.С.: Интересно, у каких христианских писателей древности был широко распространён приём гематрии? Кто они? Может, их имена называют авторы, перечисленные в ссылке [20]? Думаю, что и они их не называют, потому что иначе бы эти имена перекочевали в статью о. Барицкого, которому, кстати, не нужно было обращаться к Schnackenburg R. в Сambridge за гематрией имени Давид, потому что таковая экзегеза под рукой ― на православном портале «Экзегет».
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): Итак, от Авраама до Давида 14 родов, от Давида до Вавилонского плена 14 родов и от Вавилонского плена до Христа 14 родов (Мф. 1:17). Разумеется, евангелисту было прекрасно известно, что эти эпохи в действительности были очень неравными по времени: между Давидом и пленом прошло около 400 лет, а между пленом и Иисусом около 600 лет. Но в числовой симметрии (14 – 14 – 14) выражена мысль о планомерном течении истории. Важно именно это, а не конкретное число поколений внутри каждой из эпох. И если Матфей их уравнивает по времени, то делает это с определённой целью. Цель же вот в чём. Читатель должен понять, что вся история Израиля, которая началась с Авраама, несмотря на свои светлые и темные времена, на высоты и падения, не есть бессмысленное движение случайностей, но планомерное движение к своему завершению. Мессия Иисус ― вот цель истории дома Давида. Но почему именно 14, а не какое-то другое число? Да потому, что, как предполагают многие исследователи, число 14 ― гематрия, то есть численное значение имени Давид. Напомню, что такое гематрия. Гематрия ― излюбленная игра, шарада античного мира. Само слово «гематрия» ― искаженное греческое «геометрия». Под геометрией в простом народе понимался счёт, или математика вообще. Числа тогда обозначались не цифрами, как это делаем мы, а буквами алфавита. Например, греческие A (альфа) = 1, B (бета) = 2, I (иота) = 10, K (каппа) = 20, R (ро) = 100, S (сигма) = 200 и так далее. Не иначе и с еврейским алфавитом: алеф = 1, бет = 2, гимель = 3, далет = 4 и так далее. Буквы того или иного слова переводили в числа, эти числа складывали, и полученная сумма давала число слова. Обратная задача ― по сумме угадать соответствующее слово ― требовала догадливости. К этому и сводилась игра (dwd: далет – 4, вав – 6, далет – 4; их сумма: 4 + 6 + 4 = 14). Так что текст Матфея, используя символический счёт, как бы трижды повторяет: Давид – Давид – Давид. Иисус Христос ― Сын Давидов! Мало того. Ведь 14 – удвоенное священное число 7 – число недели, число субботы. В иудейской апокалиптике того времени было популярно воззрение, изложенное в апокрифической книге Еноха, что от сотворения мира до Судного Дня Господня должно пройти 10 так называемых космических недель. На исходе 9-ой космической недели должен явиться Мессия, Сын Давидов. Космическая неделя длится 7 космических дней. Космический день ― продолжительность жизни одного поколения. От Авраама до Иисуса Христа, как написано у Матфея, прошло 14 × 3 = 42 поколения, 42 космических дня. Но всякому знатоку Писания было известно также, что от Адама до Авраама прошло 21 поколение, то есть 21 космический день. Итого получается, что от Адама до Иисуса Христа 21 + 42 = 63 космических дня, то есть 63 : 7 = 9 космических недель. Вот, согласно популярным апокалиптическим пророчествам, на исходе 9-ой космической недели и в начале 10-й космической недели и явился ожидаемый Мессия, Сын Давидов ― Иисус.
Напрасно ходил отец Барицкий в Кембридж. Гематрия рядом, в Санкт-Петербургской Духовной академии. Это как в сказке Н. В. Гоголя про Вакулу: «Тому не нужно далеко ходить, у кого ч… за плечами», и мы ещё вспомним это выражение в завершении статьи. Но я опять отвлёкся. У каких христианских писателей древности был широко распространён каббалистический приём гематрии? Смотрим ссылку [21]. Ну да, это те самые стихи из Откровения Иоанна Богослова про три шестёрки. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр.13: 17-18). «Перед нами т. н. гематрия ― прием, который был широко распространен среди иудейских и христианских писателей в древние времена», ― пишет о. Барицкий, и заставляет меня в очередной раз задуматься, зачем он говорит неправду: по неведению или намеренно?
Про иудейских писателей ― да: они не только в древние времена, но и доныне широко пользуются этим каббалистическим приёмом. Но зачем смешивать с ними христианских писателей, приведя при этом единственный пример? Причём такой пример, который может быть назван антипримером. Что я имею в виду?
Обратим внимание, для чего апостол Иоанн предлагает воспользоваться гематрией (и такого рода совет единственен в Новом Завете, а, может, и в Ветхом; поправьте меня, знатоки, если я ошибаюсь)? Для вычисления имени зверя: сочти число зверя, ибо это число человеческое. О чём это говорит? Не о том ли, что гематрический способ распознавания людей и явлений есть мудрость человеческая? Мудрость земная, а не духовная. Какая между ними разница, прекрасно объяснил апостол Иаков: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3: 13-15).
Определение антихриста через гематрию есть мудрость именно земная, душевная, бесовская[1], потому что узнавать того, кто выдаёт себя за Христа и христианина, не будучи таковым, следует не через подсчёт чисел, ибо такой способ познания свойственен более компьютеру, чем человеку. Чтобы узнать антихриста, нужно знать Дух Христа. Узнай Христа ― вот мудрость духовная, мудрость, сходящая свыше, которая, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак. 3: 17). Только такой мудростью обладая, можно различить антихриста. А способ узнавания антихриста через подсчёт суммы чисел в его имени апостол Иоанн оставил для тех, кто хотел бы земной мудростью пользоваться в определении имени зверя, чтобы и они могли вычислять его.
Но почему я говорю об антихристе в будущем времени? Разве в настоящем времени его нет? Разве не сам тайновидец сказал: и теперь появилось много антихристов? (1 Ин. 2: 18). И что? Разве учил он узнавать их гематрией? Нет, он учил иначе: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4: 3).
Впрочем, я опять отвлёкся от темы. Речь шла о том, что не мог каббалистический способ познания мiра быть широко распространён среди христианских писателей. Я, конечно, многих из них не читал, но думаю, что исследователи такой животрепещущей темы, какой является тема 666, привели бы много примеров гематрии из трудов христианских писателей, если бы последние пользовались подобными методами «вычисления» людей и явлений. Но таких примеров рачители земной премудрости не привели, значит и гематрии в трудах христианских писателей нет. Однако буду рад, если мне укажут на ошибочность моего мнения.
Свящ. Барицкий: В еврейском языке имя Давид имеет три согласных, сумма числовых значений которых равна 14 (Д (=4) + В (=6) + Д (=4)). Отсюда мы и имеем: 3 (три буквы имени Давида) на 14 (сумма числовых значений букв). Таким образом евангелист указывает на то, что сей Иисус есть истинный «Сын Давидов».
Г.С.: Так вот оно что! Оказывается, доказательство истинности Христа заключается в совпадении гематрии имени Его предка (14) и троекратно названного евангелистом Матфеем числа 14: Всех же родов от Авраама до Давида родове четыренадесяте: и от Давида до преселения Вавилонскаго родове четыренадесяте: и от преселения Вавилонского до Христа родове четыренадесяте.
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число Христа. Оказывается, истинность Христа, как и имя антихриста, можно подсчитать математически. Вы удивляетесь моему сопоставлению, читатель? Но ведь этому сопоставлению нас учит о. Барицкий. Ссылаясь на слова апостола Иоанна о том, что имя зверя можно подсчитать, священник (не он, конечно, но его зарубежные наставники) математически доказывают истинность Христа. Вот так внедряют в православное сознание иудо-каббалистические способы мышления.
Ты ли еси Грядый, или иного чаем? ― спросили Господа посланные от Иоанна Крестителя. И что Он ответил? Посчитайте число родов от царя Давида и до Меня, а также гематрию имени Давид и убедитесь, что время исполнилось, потому что там и там ― семёрка. Так Он им сказал? Или Он велел открыть книгу Еноха, согласно которой «от сотворения мира до Судного Дня Господня должно пройти 10 так называемых космических недель, а на исходе 9-ой космической недели должен явиться Мессия, Сын Давидов», и посчитать космические недели, как это делает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (см. об этом выше)? Нет, Он сказал: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11: 4-6).
Кстати, гематрия имени Иисус ― 888[2]. Вы не знали этого, читатель? И вас это известие наверняка заинтриговало. Ещё бы, открывается бездна для размышлений! Восьмёрка это ― день осьмый, или жизнь будущего века. И там, в вечности ― Он, всё Собою исполняющий Иисус. Смотрите, какое несомненное доказательство, что Иисус ― истинный Мессия, потому что в Его имени три восьмёрки. А в имени антихриста три шестёрки… А давайте сравним и подумаем… И вот уже понеслась наша мысль по бескрайним математическим полям среди чисел, колосящихся справа и слева. И вот уже числами мы питаем свой ум, а размышления о грехах отодвинули на задний план. В то время как именно плач о грехах и благодарение Богу об их прощении, которое Он даровал людям в лице Своего Сына, должно быть главной пищей нашего ума, главным умным деланием христианской жизни. А числа это ― десерт, без которого можно обойтись. С ними, конечно, интересно, но они далеко не главное. Хотите знать отношение к числам христианских писателей древних времён?
Свят. Василий Великий: И почил Бог от всех дел Своих в день седьмой (Быт. 2:2). Пусть знатоки науки чисел и те, кто изучал подобного рода предметы и считает знания в этой области чем-то важным, скажут, что число «шесть» сродни сотворению мира по своей плодовитости, поскольку рождает из себя много числовых сочетаний и является совершенным в своих частях. Что же касается теорий о шестерке, излагаемых математиками в школьных рассуждениях, то пусть те, у кого есть досуг, говорят об этом особо. Пусть также говорят и о семерке, что в этом числе есть некая бесплодность, потому что число «семь» ничего из себя не рождает и само от другого не рождается. Чтобы избежать чрезмерного увлечения этим пространным предметом, я скажу о нем немного и перейду к тому, что легче для понимания. Сведущие в этих вопросах пусть знают, что сокровище этих знаний заложено в нас. Вот почему именно здесь семена математики, если математика есть нечто важное.
Как понять слова святителя: «Сведущие в этих вопросах пусть знают, что сокровище этих знаний заложено в нас»? Думаю, что выражение «заложено в нас» надо понимать в том смысле, что способность считать дана человеку от природы, а не от Бога. Разумеется, и природа наша от Бога, и все способности человеческие от Бога, но, говорят, и вороны (по-английски ворона ― raven) считать умеют. А вот духовного разумения у ворон нет.
Свят. Василий Великий: Вот почему именно здесь семена математики, если математика есть нечто важное.
Г.С.: «Именно здесь», т.е. в естестве человека всеяны семена математики. Впрочем, знающие греческий язык пусть меня поправят, если я что-то не так понял в словах Василия Великого.
Свят. Василий Великий: Поскольку эта наука порождена мудростью мира или сама есть мудрость мира, мы не собираемся хвастаться тем, что сами заимствовали кое-что из значительных трудов. И чтобы доказать этим людям, что исследуемое ими со столь великим усердием в наших глазах презренно, обойдем молчанием изучение этих вопросов; к тому же теоретизирование по этому поводу не всем будет понятно. Но Церковь существует не для того, чтобы слушать отвлеченные рассуждения, а чтобы искать разрешения вопросов в целях [духовного] назидания.
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/
Вот премудрость ― Церковь существует для духовного назидания. А какое духовное назидание можно извлечь из числового значения слов? Конечно, и в математике есть назидание, но при условии, если подсчёт совершается благочестно, как говорит святитель.
Свят. Василий Великий: Господь, предавая нам об Отце и Сыне и Святом Духе, не счетом переименовал Их, ибо не сказал: в первое, второе и третие, или ― в одно, два и три, но в святых Именах даровал нам познание веры, приводящее ко спасению. Посему, спасающее нас есть вера, а число придумано как знак, показывающий количество подлежащих. Между тем люди, из всего извлекающие для себя вред, и способность считать употребляют против веры, и хотя знают, что все прочее не изменяется от прибавки числа, однако же в рассуждении Божия естества боятся числа, чтобы ради него не преступить меры в чествовании, подобающем Утешителю. Но недоступное, о премудрые, тем наипаче да будет выше числа! Так и древнее благоговение Евреев особенными знаками начертывало неизглаголанное Божие имя, и тем показывало превосходство его над всеми именами. А если должно и счислять, то по крайней мере не надобно и в этом повреждать истины. Или молчанием почти неизреченное, или благочестно счисляй святое. Един Бог и Отец, и един Единородный Сын, и един Дух Святый. О каждой из Ипостасей возвещаем отдельно, но когда нужно будет счислять, тогда не попустим, чтобы невежественное счисление довело нас до понятия многобожия.
https://clck.ru/CiVZA
«Или молчанием почти неизреченное, или благочестно счисляй святое», ― пишет святитель. Как понять: благочестно счисляй? Значит, счислять можно, но только благочестно? А можно, выходит, счислять и не благочестно?
Благочестно ли думать, что евангелист Матфей для того трижды назвал цифру 14, чтобы указать на царя Давида, сумма букв имени которого равна 14? Неужели евангелист перечисляет 14х3 родов Христа (опуская при этом имена трёх царей во втором 14-ти имённом ряду, и «не замечая» того, что в третьем 14-ти имённом ряду им названы 13-ть предков Иисуса, а не 14), только для того, чтобы указать на гематрию имени царя Давида ― 14? Есть ли благочестие в таком счислении? Если есть, то я назвал бы его «еврейским» благочестием. А нам, христианам, нужно христианское благочестие. Где ему научиться? У святых отцов.
Златоуст: Евангелист разделил все родословие на три части, желая тем показать, что иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во время аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели.
Г.С.: Эту мысль святителя Иоанна Златоуста о причинах разделения евангелистом Матфеем родов Христа на три части по 14 имён в каждой другие православные толкователи развили так.
Блаж. Феофилакт Болгарский: Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давида, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, ― они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос[3] .
Троицкие листки: В конце родословия евангелист производит общий счет родам и, чтобы удобнее запомнить их, делит на три равные части: итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Так можно разделить всю историю народа Божия от Авраама до Христа: от Авраама до Давида Евреи управлялись старейшими в роде и судиями; от Давида до плена Вавилонского ― царями; от плена Вавилонского до Христа ― первосвященниками. Явился Христос ― истинный Судия, Царь и Первосвященник, и прекратилось у Евреев всякое правление.
Г.С.: Что мы слышим в этих толкованиях? Мы слышим нравственное назидание, а именно учение о грехе и о милости Божией к грешникам. Учение о том, что Христос явился, чтобы не через Закон, но Своей жертвой исцелить и Своею благодатью спасти грешников. А тем временем отец Дмитрий продолжает подсчёты.
Свящ. Барицкий: Число 14 можно рассматривать как сумму двух 7. Число 7 в библейской традиции считается священным (седьмой день, седьмой год, Енох ― седьмой от Адама[4] и т. д.) Это число полноты, целостности, завершенности. В свою очередь, 14 по три раза это 7+7+7+7+7+7. Для того, чтобы число, указывающее на полноту, было в свою очередь взято в полноте, необходима еще одна 7. Эта новая (седьмая) 7 и начинается с Иисуса [23]. Использование автором первого Евангелия числа 14 можно трактовать как указание на тот факт, что к моменту рождения Иисуса «время исполнилось».
[23] Подробнее об этом см.: Allison D. C., Davies W. D. Matthew: in 3 Vol. – Bodmin, 2004. – Vol. 1. – P. 162.
И что? Эти вычисления благочестивы? Учат ли они видеть грехи, как мы это слышали в толкованиях святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского? Нет. Учат ли они благодарить Бога, как мы это увидим в толковании святителя Василия Великого, когда будем говорить о том, что Христос появился в семьдесят седьмом поколении от Адама? Нет. Речи о грехах и о благодарении не идёт в этих подсчётах, зато говорится о новом мире, новой твари, новом Адаме. Напомню, что статья называется «Новое творение (размышления в неделю святых Праотец)». «Се, творю все новое» ― название одного из подзаголовков этой статьи. И что? Неужели батюшка не прав? Неужели о новом творении не говорится в Евангелии? Прав батюшка, но… акценты. Они смещены.
«В свою очередь, 14 по три раза это 7+7+7+7+7+7. Для того, чтобы число, указывающее на полноту, было в свою очередь взято в полноте, необходима еще одна 7. Эта новая (седьмая) 7 и начинается с Иисуса», ― пишет отец Барицкий, ссылаясь на Allison D. C. и Davies W. D, и я не могу согласиться с его словами. Имя Христа не может начинать новую (седьмую) 7, ибо иначе не получится числа 14 в последней части Христова родословия. Об этом Златоуст говорит так: «Но для чего же евангелист в средней части родословия опустил трех царей, а в последней, поместив двенадцать родов, сказал, что их четырнадцать? Первое предоставляю собственному вашему исследованию, не почитая нужным решать для вас все, чтобы вы не обленились; о втором же скажем. Мне кажется, что он причисляет к родам время пленения, и самого Иисуса Христа, всюду совокупляя Его с нами. И кстати упоминает о пленении, показывая, что иудеи и в плену не сделались благоразумнее, так что из всего была видна необходимость пришествия Христова».
Не только Златоуст говорит об этом, но многие отцы. Свт. Афанасий Великий: Почему о родах сказано здесь: родове четыренадесяте, когда лиц поименовано двенадцать? Думаю потому, что Евангелист вместо одного рода полагал самое преселение, и вместо другого — Христа.
Блж. Иероним Стридонский: Пересчитай от Иехонии до Иосифа и найдешь тринадцать рождений. Таким образом четырнадцатым рождением представляется рождение Иисуса Христа.
Блж. Феофилакт Болгарский: Но каким образом от переселения Вавилонского до Христа четырнадцать родов, когда их оказывается только тринадцать? Если бы в состав родословия могла входить женщина, то мы причислили бы и Марию и восполнили число. Но женщина не входит в родословие. Как же это разрешить? Некоторые говорят, что Матфей поставил в счет переселение, как лицо.
Евфимий Зигабен: Следует также обратить внимание на то, почему евангелист, поставив в третьей части двенадцать родов, называет их четырнадцатью. Очевидно потому, что он поставил в число родов и время переселения и Самого Христа, как говорит великий Златоуст.
Итак, не может новая (седьмая) 7 начинаться с Иисуса, как об этом говорит о. Барицкий, пересказывая своих зарубежных наставников, потому что имя Иисуса Христа входит в последнюю (третью) часть родословия. Впрочем, это не значит, что время не исполнилось. Нет, время исполнилось, но сказать об этом православному священнику нужно было иначе, обратясь к святым отцам, а не к английским протестантам. Кстати, интересные факты узнал о Бадмине, где напечатана книга Allison D. C., Davies W. D. Это город в графстве Корнуолл, памятном для английской истории религиозным восстанием в 1549 году.
Википедия: В ходе английской Реформации, приведшей к разрыву отношений со Святым Престолом католической церкви, в 1549 году английский парламент принял Акт о единообразии. Он утверждал ввод в обязательное употребление «Книги Общих Молитв», содержавшей богослужебные тексты исключительно на английском языке. /…/ Рост недовольства новой книгой был также обусловлен тем, что жители Корнуолла в основном говорили на корнском языке и привыкли к службе на латыни. Нововведение разожгло серьёзное возмущение корнцев. /…/ В результате на мятежников двинулась королевская армия из хорошо обученных воинов. Армия короля включала наемных итальянских аркебузиров и около тысячи немецких ландскнехтов. Всего армия насчитывала более 8600 воинов, включая 850 человек кавалерии. /…/ Следующие сражения принесли королевским войсках полную победу, восставшие были разгромлены, около тысячи восставших было убито на поле сражения, около 900 пленным позднее перерезали горло. /…/ После поражения восставших королевские войска прибыли в Девон и Корнуолл; в графствах подавлялись остатки сопротивления, многие из восставших были казнены. Лидеров мятежников доставили в Лондон для казни. Всего в восстании погибли около 5500 человек. Предложение о переводе молитвенника на корнский язык было отвергнуто центральной властью. Гибель людей в ходе Восстания Книги Молитв и последующие репрессии, а также насильное введение английского молитвенника рассматривается как поворотный пункт в судьбе корнского языка, для которого — в отличие от валлийского — полный перевод Библии так и не был произведён.
https://clck.ru/33Sp5s
Похоже, корнуолльское «Восстание Книги Молитв» ― это что-то вроде английского старообрядчества. С той разницей, что руские старообрядцы не оказывали вооружённого сопротивления реформаторам, если не считать таковым Соловецкое сидение. Во всяком случае, старообрядцы не пошли войной на правительство, как это сделали корнуолльские католики в борьбе с протестантами. Хотя, некоторые события из русской истории заставляют предполагать обратное. Например, восстание Разина в 1667—1671 годах и век спустя восстание Пугачёва могут быть сравнимы по силе и размаху с корнуолльским мятежом, но историки не связывают их с верой восставших и с их национальным составом, называя главными причинами социально-экономические, хотя известно, что в 1652 и 1661 годах Разин ходил на богомолье на север, в Соловецкий монастырь. Впрочем, после уроков советских историков у меня нет доверия ни к каким правительственным историкам.
В результате восстания 1549 году с корнским языком в Англии было почти покончено. Однако (продолжаем сравнивать) после войн Разина и Пугачёва с местными народностями России такого не произошло. Хотя опять же, кто знает, что там было? Могло правительство повелеть не говорить и не писать об этом — вот и молчали все о кровавых расправах. Но как бы там ни было, спасибо и за то, что чуваши, марийцы, мордва, калмыки, башкиры и другие народности, воевавшие вместе с Разиным и Пугачёвым, живы до сих пор, а то могли бы, как в том анекдоте про Ленина, и бритвой по горлу полоснуть. Вообще говоря, тема насильственного введения религиозного единообразия как в отдельных странах, так и во всём мiре готова одарить множеством открытий своих исследователей. Кто продвигал и продвигает это единообразие? Как оно достигалось? К чему приводило и приводит? Изучение этих вопросов обещает богатую пищу для размышлений, но я, простите, опять отвлёкся. Мы говорим о статье о. Барицкого.
«Время исполнилось», ― повторяет о. Дмитрий слова евангелиста Марка и подтверждает их подсчётом семёрок, заимствованным у Allison D. C. и Davies W. D. Но почему за толкованием цифры 7 понадобилось обращаться к английским реформаторам, а не к святым отцам? Например, к святителю Василию Великому, сказавшему, что «в семьдесят седьмом поколении от Адама появился Христос». Вот она, полнота времён ― 77. Прочтём, как благочестиво и к великой духовной пользе читающих рассуждает святитель об этом числе.
Окончание следует.
Иерей Георгий Селин
9 февраля 2023
[1] Может показаться диким это утверждение, потому как из него выходит, что апостол Иоанн Богослов советует воспользоваться бесовской мудростью. За разрешением этого недоумения следует обратиться к первоисточнику ― апостолу Иакову, поставившему земную мудрость в один ряд с мудростью душевной и бесовской. Что это за мудрость? Я думаю, это тот практический житейский ум, обладатель которого может хорошо устроиться на земле, как правило, за счёт других. Известно, что обладателя этого ума похвалил его господин. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16: 8). Да, похвалил, когда тот переключил свой ум с земного на небесное.↩
[2] «Интересно отметить, что число имени Иисуса на греческом языке Ἱησους (Ι = 10, η = 8, σ = 200, ο = 70, υ = 400, ς = 200) есть 888 ― тройная восьмерка», ― пишет прот. Геннадий Фаст в «Толковании на Апокалипсис».
Но возникает вопрос: можно ли гематрию слова «Иисус» считать на греческом, ведь имя Иисус ― Еврейское. И другой вопрос возникает: число имени зверя на каком языке считать? Примасий говорит, что для числа 666 нужно суммировать числовые значения греческих букв, потому что автор Апокалипсиса, «когда писал в Азию, выразился в соответствии с особенностями их языка: Я есмь Альфа и Омега…». Однако я думаю, что усилиями священника Барицкого и тех, кто с ним и за ним, будет продвинуто и широко распространено мнение, что Аз есмь Алеф и Тав, и потому имя противника Христова нужно считать на иврите. Написал же о. Барицкий, что еврейским прототипом греческого слова Χριστός является слово Машиах (מָשִׁיחַ). И вообще, из праиврита вышли все языки мiра, как говорит Г. Шолем.
А протоиерей Геннадий Фаст ― тот ещё мистик и герменевт. И да, увлекательно пишет. Например, раздел под названием «Число ноль (0)», который заканчивает словами: «Надеюсь, читатель, ты уже почувствовал вкус к Божественной математике, так поспешим же, оставив ноль, к выражающим некую реальную величину числам и их библейскому смыслу». Тот ещё искуситель. Может, пора и этому автору в «Православии и каббале» место отвести? Например, краткое его замечание не может не удивить: «По-видимому, от талмудистского представления и в народе говорят о «седьмом небе». Это в каком же народе говорят от талмудических представлений? ↩
[3] Также хочу привести слова современного экзегета, протоиерея Олега Стеняева: «В наше время многие слишком много значения придают разным формам политического устроения общества. Однако мы видим, и это очевидно, ― с переменою правления люди лучше не становятся. Грешили иудеи и при патриархах (время от Авраама до Давида) ― общинно-родовой, или националистический период управления. Грешили и при царях (от Давида до Вавилона) ― монархический период управления. Грешили и при власти разных религиозных олигархических партий ― период политического плюрализма. И все равно Господу Иисусу Христу потребовалось прийти в этот мир, потому что никакие политические и националистические спекуляции не могут обезопасить и спасти человека от власти греха, власти дьявола и страха смерти».
https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-matfea/glava-1/stih-17/
Хотите увидеть параллель между Еврейским народом и Руско-Русско-Российско-Советско-Россиянским народом, читатель? Вот она. Грешили и при князьях (от святого князя Владимира до первого руского царя Иоанна Васильевича) ― общинно-родовой период управления. Грешили и при царях (от Иоанна Грозного до советского Вавилона) ― монархический период управления. Грешили и при власти разных олигархических партий (от после развала СССР и доныне) ― период политического плюрализма… При любых формах правления грешили и грешить будут, потому что не форма государственной власти, но только Господь и Его Церковь, Которая есть Тело Его, могут спасти человека от власти греха, власти дьявола и страха смерти.
↩
[4] «Седьмым от Адама был и Ламех, породивший науки и искусства и погрязший в греховной жизни (Быт. 4: 18–24)», ― замечает прот. Геннадий Фаст в упомянутом выше «Толковании на Апокалипсис». ↩
Батюшка, спаси Господи за крайне интересную статью.
Позволю себе несколько дополнений?
Святитель Иоанн Златоуст, а вслед за ним и Андрей Кесарийский и Феофилакт Болгарский, не возражали против возможности вычисления имени антихриста путём гематрии:
«38. [О скверном имени Антихриста]
[13:18] Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. Тщательное изучение числа 665 , а также и всего остального, написанного о нем, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения. Но если бы была необходимость знать, какое у него имя, то, как сказали некоторые учители, видевший открыл бы его. Божественная же благодать не соизволила, чтобы в божественной книге было написано это пагубное имя. По мнению Ипполита и других 666 , можно найти множество имён, соответствующих этому числу, и собственных и нарицательных. Собственные: Лампетис (Λαμπ6τις), Титан (Теіта), Латинник (Λατίίνος), Бенедикт (Β6ν6δίκτος), что значит «благословенный» (ούλογημένος), быть может, в подражание истинно благословенному Христу, Богу нашему. Нарицательные: злой вождь (κακό; οδηγό;), древлезавистник (τταλαιβασκάΐος), истинно вредный (αληθώς βλαβειρός), неправедный агнец (άμι’ός άδικος). Таковыми именами назовут его, который полагает свою славу в стыде, противоставшие обольщению.»
Выше цитата из Иоанна Златоуста.
Таким образом, говоря о том, что » можно найти множество имён, соответствующих этому числу» , святитель Иоанн фактически соглашается с принципом гематрии для изъяснения числа зверя.
Также, что касается корнуолльского восстания — лично я вижу здесь абсолютно полную идентичность действиям старообрядцев в России. Вы верно упомянули о Соловецком восстании как о примере вооружённого сопротивления нововведениям властей. Но были также выступления старообрядцев на Дону, и в восстании Степана Разина был также сильный старообрядческий акцент, как и в стрелецких бунтах.
Но надо сказать, что и в случае вооружённого сопротивления русских старообрядцев и в случае бунта корнцев в 1549 году религиозные мотивы шли вторым номером после мотивов экономических или политических.
Восстания происходили из-за непомерных поборов, насильственной и грубой налоговой политики, злоупотреблений местных властей. Религиозные причины же были лишь последней каплей — в случае «крестьянских войн». Но в случае Соловецкого сидения — это была лишь пассивная оборона. Так что делаю вывод, что восстание корнцев = восстанию Разина.
Да и вообще, я бы сказал, что эти восстания были восстаниями против «антихриста» — против той власти, которая была для восставших олицетворением царства антихриста. В разные периоды истории в России такими антихристами виделись старообрядцам, да и не только им и Алексей Михайлович, и Пётр 1 и Екатерина 2 — последняя особенно, ибо она незаконно, «лестью овладела царством», сместив законного помазанника Божия.
Что касается гематрии, плоха она или хороша — думаю, она уместна, как дополняющий элемент, но я бы не стал строить некие сакральные смыслы на ней, как на некоем фундаменте. Она должна помочь дополнительно раскрыть значение некоторых имён. Всё же, полагаю, не случайно цифровое значение греческого написания имени Иисус = 888.
Кстати, Аввадон и Апполион — имена, которые также содержат в себе число зверя, причём они не случайно приведены в двух вариантах — по-гречески и по-еврейски.
Говоря также о 14 родах, надо сказать, что Матфей опускает трёх нечестивых царей из родословия Христа. Фактически, Иорам не родил Озию, и между Давидом и Иехонией 17 родов, а не 14. Но Матфею понадобилось «искусственно» сделать из 17 14. Для чего, как Вы думаете? Только ли потому, что эти цари были «особенно нечестивы»? Но и Манассия был нечестив, и всё же вошёл в родословие Иисуса Христа. Почему?
Кстати, аналог старообрядчества можно найти практически в любой религии. Есть католики-традиционалисты и старокатолики, например. Не удивлюсь, если есть мусульманские аналоги старообрядчества. В основе подобных явлений лежит идея религиозного и обрядового консерватизма и, в определённой степени, возврата к «древнему благочестию».
Вот что говорят о пропуске трёх царей (Охозии, Иоаса и Амасии) Троицкие листки:
«Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию»
Из Священного Писания Ветхого Завета следует, что у Иорама был сын Охозия, у Охозии — Иоас, у Иоаса Амасия, а у этого Амасии уже Озия. Думают, что евангелист опустил здесь трех царей для облегчения, чтобы удобнее было запомнить родословную таблицу, если считать их три раза ровно по четырнадцать имен. А почему он опустил именно эти три имени, а не другие, — этот вопрос святитель Иоанн Златоуст считает неважным и не считает нужным его решать.
Источник: Троицкие листки. №801−1050.
В одном из своих произведений, Иоанн Златоуст говорит, что он не хочет толковать данный пропуск в родословии, чтобы читающие его » не обленились», однако, насколько мне известно, этот приём у святителя Иоанна крайне редок, если не вообще единственный (прошу поправить меня). Все остальные спорные и сложные места он со свойственным ему вдохновением и красноречием объясняет, а здесь не даёт объяснений.
Толкование на От Матфея 1:8 — толкование отцов церкви: https://studybible.ru/fater/40/1/8/
Также хотелось бы поинтересоваться, зачем, кроме гематрии, Енох именуется в Новом завете «седьмым от Адама»? Ведь Ной не называется десятым от Адама, Сим — одиннадцатым, Авраам — «двадцать первым от Адама»? Хотя число 21 также кратно семи и в целях толкований, создаваемых на основе гематрии это очень хорошо можно обыгрывать.
Лично мое мнение — Енох, сын Иареда, называется апостолом в послании «седьмым от Адама» исключительно для того, чтобы не путать его с другим Енохом — сыном Каина, в честь которого Каин назвал первый на земле город.
Раскольники (глаголемые «старообрядцы») и в революции 17 г. свою роль сыграли (а не только в бунте Стеньки Разина). О. Георгий Селин как всегда пилит сук, на котором сидит… ++после уроков советских историков у меня нет доверия ни к каким правительственным историкам++ Вот и у раскольников (лжеименных «старообрядцев») тоже ни к чему правительственному доверия нет априори. Одним словом, скрытая апология раскола продолжается, что довольно прискорбно
Кстати, уважаемый Александр Вячеславович, скажите, я правильно понял, что Ваши любимые святые — это святитель Димитрий Ростовский и преподобный Иосиф Волоцкий? Оба они, как и Вы, отличались крайней ревностью в борьбе с ересями и расколами.
Так, святой преподобный Иосиф Волоцкий писал:
«Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку… Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням» (Просветитель. Слово тринадцатое).
А святитель Димитрий Ростовский написал «Розыск о раскольнической брынской вере», где, в частности, приводится такой рассказ о тех, кто придерживается «старой веры»:
«…Пребывая же человек оный в затворе том дни три без пищи и пития, начат в стене Келли ко оному пустыннику творити малу скважню, между бревнами мох истерзая, и сотворив смотряще, что творит той пустынник. Зрящу же ему оно скважнею, себя приидоша к пустыннику два человека глаголюще: отче святый! девицу оную беременную Бог простил есть, родила младенца мужеска пола, что повелеваеши о нем творити? Той же окаянный мнимый святый пустынник рече им: не трёх ли вам прежде сего, да егда та девица родила, абие у новорожденнаго младенца ножем подняв груди, измета, и да принесете на блюде ко мне? идите убо, и сотворите, якоже рех вам. Они абие отшедше на малом часце принесоша на блюде древяном оное новорожденнаго младенца сердце, еще живо и движущее, и вдадоша ему; он же взем нож, своима руками разреза е на четыре части, и рече им: приимите сие и в пещи изсушив, истолките. Скверные же тии слуги окаяннаго онаго пустынника шедше сотвориша повеленное им, и паки принесоша к нему истолченное на муку то младенческое сердце. Пустынник же, взем лист писчия бумаги, и на малыя бумажки раздробив, вложи по малой части истолченнаго сердца в те бумажки, и призвав некия послушники своя, рече им: возмите бумажки сия со святынею (чарование свое святынею нарек), и идите во грады и веси и деревни, и входяще в дому глаголите людем, чтобы отнюд не ходили в церковь, и у попов нынешних благословения не принимали бы, и к ним бы не исповедывалися, и никаковой святыни церковной не причащалися бы, а крест бы на себе творили двема персты, а троеперстнаго сложения да никакоже приемлют, то бо есть печать антихриста. И аще вас послушают или не послушают, вы от сего даннаго вам истолчения тайно влагайте им в брашно или в питие или в сосуд, идеже у них вода бывает в дому, или в кладязь. Егда от того вкусят, тогда к нам обратятся на истину, и имут веру словесам вашим, и самоизвольнии мученики будут…» (книга «Розыск» 3 часть глава 12, стран. 576 – 577).
Интересно, почему для искоренения раскола современные нам пастыри и архипастыри РПЦ не обращаются к такой полезной книге, как «Розыск о раскольнической брынской вере»? Ведь там старообрядческие «лжеучения» разбиваются в пух и прах? Есть ещё и «Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина» — ещё одно чудесное литературное произведение, активно применявшееся против старообрядцев.
Что же Вы, Александр Вячеславович, не знаете такого мощного оружия в борьбе со старообрядцами и не применяете его, да и не только Вы, но и другие люди, убеждённые в том, что старообрядцы — еретики? Вы читайте, цитируйте эти произведения почаще, и раскол точно будет преодолён. Авторитет данных святых таков, что никто не сможет воспротивиться их боговдохновенным словам. И тогда останется довольно простая, грубая, но необходимая для очищения православия деятельность — «всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням», как говорит нам святой преподобный Иосиф Волоцкий.
Нашёл любопытный источник — статью Н. В. ПОНЫРКО «Димитрий Ростовский как автор «Розыска о раскольнической брынской вере»».
http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/62_tom/04-%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8B%D1%80%D0%BA%D0%BE.pdf
Статья мне показалась крайне любопытной. Привожу характерную цитату:
«Простой народ», «невежествующие простолюдины»10 — такими дефинициями по адресу ростовской паствы пестрит «Розыск». Когда же автор подходит вплотную к предмету своих обличений, «раскольщикам», его снобизм
делается особенно ощутимым: «…не от брынскихъ заколодниковъ, простыхъ
мужиковъ, научихомся, но от самого Христа»,11 — так пишет он о себе; а так
говорит о них: «…по книгамъ бродитъ, Писания же Святаго тайны столько
видитъ, сколько сл»пый видитъ лучи солнечныя».12 Он абсолютно уверен
в том, что «неученому простолюдину правымъ путемъ шествовати неудобно, на свой безкнижный, простоумный уповающему разумъ оттуду
и ереси возрастоша и раздоры, и расколы, яко невòжи дерзнуша о вòрò
испытовати и учити».13 Доказывая с помощью силлогизмов (Александр Вячеславович, привет! — Олег) тезис о том, что
простолюдину неведома вера, так как он не в состоянии объяснить в рамках
риторики, что есть вера,14 Ростовский архиерей приводит свою горячую
тираду, из которой ясно видится, сколь велика была пропасть, отделявшая
этого церковного первоиерарха от «простых» людей: «Слышимъ бо много
въ препростыхъ людехъ, яко и нравы и обычаи своя и самая худая д»ла
в»рою нарицаютъ. Вопроси простолюдина — для чего въ васъ воруютъ,
крадутъ, разбои творятъ. Отвещаетъ: Такова в»ра. Для чего безм»рно бражничаютъ, упиваются, сквернословятъ, бранятся, дерутся? — Такова в»ра.
Для чего въ васъ скверная д»ла д»лаются, прелюбод»яния, любод»яния
и прочая слуху невм»стителная скаредства? — Такова в»ра. О, в»ро святая!
до каковаго ты у простыхъ мужиковъ дошла безчестия!»
Что скажете, братья и сестры?
Олег, Вы пишете: «аналог старообрядчества можно найти практически в любой религии. Есть католики-традиционалисты и старокатолики, например. Не удивлюсь, если есть мусульманские аналоги старообрядчества. В основе подобных явлений лежит идея религиозного и обрядового консерватизма и, в определённой степени, возврата к «древнему благочестию». А мне сын в это время пересказывает домашку по истории про принятие Русью христианства: «Особенно упорное сопротивление новая религия встретила на севере. Язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего… их окрестили, идол Перуна с поруганием был брошен в Волхов». Традиционалисты восставали во все времена, но мы-то должны быть прежде всего христианами, а потом — традиционалистами. Ффух, тяжело сейчас жить, ни к кому не примыкая — ни к патриотам, ни к родноверам, ни к революционерам, ни к староверам. Все тобою недовольны)) Да и ладно, лишь бы Христос был доволен, да простит Он меня за многословие.
И за святителя Иосифа Волоцкого, неравнодушного защитника нашей святой веры от ереси жидовствующих, хотелось бы заступиться! Его замечательный, довольно краткий и чёткий труд «Послание к иконописцу» я несколько лет назад обнаружила в фонде нечитаемых книг нашей районной библиотеки, прочитала с радостью и удивлением от многих открытий (это послание вообще православным людям, не только иконописцам). Он, святитель наш дорогой, помог мне разобраться в ряде искаженных синодальным переводом мест Священного Писания, и увидеть, как важны наши святые догматы, и как они проистекают от Писания. К сожалению, святого Иосифа Волоцкого, как и всех великих святых, немало дискредитируют современные жидовствующие, оне же обновленцы всех мастей, надергавши из его творений цитат и пугая ими православный мир. Поэтому мы, малограмотные миряне, этому святому мало молимся, оттого жидовствующая масса набухает, цветёт и пахнет.
Екатерина, согласен с Вашими словами : «мы-то должны быть прежде всего христианами, а потом — традиционалистами». Христос говорил: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Вот этим и постараемся заниматься. Поистине, если какой-либо человек, даже не имея возможности читать ни Библию, ни Евангелие, по причине тотальной неграмотности, будет посещать узников тюрем и пациентов больниц, привечать странников и всячески оказывать милосердие и любовь ближним и дальним, он будет спасён. Осмелюсь высказать своё частное богословское мнение — такой человек будет спасён, даже будучи старообрядцем.
Что касается традиционализма, то, как и с любой идеей, его можно довести до абсурда — и залезть на деревья) Будем разумно подходить и к традиционализму. Впрочем, лично я думаю, что настоящий православный традиционализм с его патриархальностью и приверженностью к многовековым обычаям находится в нашем обществе потребления в полнейшем загоне. Даже церковное сейчас обмирвщляется, мир захватывает новые плацдармы в теле церкви, как вот благословляемый предстоятелем «православный» футбол.
Екатерина, Иосиф Волоцкий — святой и преподобный, он в защите не нуждается. Просто дело вот в том, что некоторые церковные функционеры, видимо, беря пример с функционеров партийных и вооружившиеся ревностью не по разуму и надёрганными цитатами (из того же «Просветителя») готовы мероприятия под названием «заточение» и «лютые казни» применять не только к старообрядцам (ох, не к ночи будь помянуты, расчленители младенцев (ирония)), но и вообще ко всем, кто посмеет издать слабый писк против воли священноначалия и некоторых сомнительных его инициатив (как «православный» футбол и вообще спорт).
Уж согласитесь, жидоствующие — это совсем одно, а т.н. «страрообрядцы» — это сильно другое. И применять к ним одни и те же принципы не считаю сколько-нибудь правильным, да простит меня Александр Вячеславович.
//Кстати, аналог старообрядчества можно найти практически в любой религии. Есть католики-традиционалисты и старокатолики, например. Не удивлюсь, если есть мусульманские аналоги старообрядчества. В основе подобных явлений лежит идея религиозного и обрядового консерватизма и, в определённой степени, возврата к «древнему благочестию».//
Да, но проводить такие аналогии нужно не по линии сохранения/не сохранения обрядов, а по линии искажения духа, если мы хотим смотреть вглубь проблемы, а не на формы только. Что такое протестантизм? Это католичество, разбавленное иудо-каббалой.
Историк Фрэнсис Йейтс задаётся вопросом: «Исследователи часто спорят о том, какая из конфессий, какая разновидность христианства в наибольшей степени благоприятствует научному прогрессу. Католичество или протестантство? А если протестантство, то лютеранский или кальвинистский его вариант?»
Г.С.: Интересный вопрос, не правда ли? Какой вид христианства нужно исповедовать, чтобы успешнее развивать научный прогресс? Что же отвечает на него Йейтс? «Вопрос следовало бы сформулировать по-иному. В книге «Джордано Бруно и герметическая традиция» я высказала предположение о том, что переход науки на путь служения человечеству в значительной мере был обусловлен особым РЕЛИГИОЗНЫМ МИРОВИДЕНИЕМ (выделено мной. ― Г.С.), сформировавшимся в русле герметико-каббалистической традиции. Если дело обстояло именно так (а все мои последующие изыскания лишь подтверждали правильность этой гипотезы, ныне принятой многими историками европейской мысли), мы можем сделать следующий вывод: в наибольшей степени благоприятствовала научному прогрессу та религиозная конфессия, в сфере влияния которой сложились оптимальные условия для развития герметической традиции».
Эту проблему отчасти понимает А.В. Буздалов, что показывает, например, его недавняя статья, и эти цитаты из неё: //Так вот, возвращаясь к основной теме этой работы, суть здесь заключается в том, что все это (вся эта девальвация Христианства) и есть прямое следствие каббалистического учения о мессии…//
//Гностический «мессия» («спаситель» и «искупитель») это и есть сам «Израиль», сам «богоизбранный народ», которому трансцендентный «Абсолют» передал все свои полномочия и функции по спасению мира.//
https://history-of-ideas.ru/article/240
Но Буздалов не хочет видеть, что такие же антихристианские дела творятся в Православии. При этом он считает себя поборником чистоты веры.
//О. Георгий Селин как всегда пилит сук, на котором сидит…//
А не написать ли мне пару статей?
1. «Молитва раввина на Всемирном Русском Народном Соборе».
2. «Именословное перстосложение и каббала».
Или их написание будет рубкой сука, на котором я сижу?
Изъяснение. «Возникает новая реальность ― событие, сопоставимое по своей значимости с величайшими событиями древности, во время которых Сам Бог принимает непосредственное участие в судьбе мира и человечества» (иерей Георгий Селин).
//Всё же, полагаю, не случайно цифровое значение греческого написания имени Иисус = 888.//
Ну да, ведь это имя было предсказано Сивиллой Кумской. :»
Википедия: Когда Дева даст рождение Великому Богу, и на востоке взойдёт звезда среди бела дня, — это будет великий знак всем людям на земле. Тогда Сын Господа снизойдёт к людям в образе человеческом. Он обладает четырьмя гласными звуками и двумя одинаковыми безгласными; я скажу полное число его имени: восемь единиц, столько же десятков и восемь сот — вот что будет означать имя его неверующим.
— писания Сивиллы Кумейской (150 г. Р. Х.)
https://clck.ru/33VcmW
Между прочим, икона с образом Кумской сивиллы написана в 1673 г. Богданом Салтановым, придворным живописцем царя Алексея Михайловича.
Отец Георгий, согласен с Вашими словами здесь: «проводить такие аналогии нужно не по линии сохранения/не сохранения обрядов, а по линии искажения духа, если мы хотим смотреть вглубь проблемы, а не на формы только.»,
и особенно здесь : «Но Буздалов не хочет видеть, что такие же антихристианские дела творятся в Православии. При этом он считает себя поборником чистоты веры.»
Вдвойне прискорбно, что отравление православия гностическими идеями, каббалой и талмудизмом идёт при фактической поддержке и попустительстве священноначалия. А вместо настоящей борьбы за очищение православия от лжеучений, у нас идёт только выстраивание «вертикали власти» в РПЦ вплоть до скатывания в папизм и широкое использование кесаря с его мирской властью для наказания инакомыслящих совершителей «мыслепреступлений». Да поможет нам Бог сохранить неповреждённой святую православную Веру! Храни всех Господь!
о Георгий, ну вроде Кумская Сивилла для православных не является авторитетом в вопросах богословия?)
Так и я о том же. 888 и 666 из одной серии.
К царю Алексею Михайловичу с его придворными живописцами и придворными актёрами тоже много вопросов, между прочим.
//Также хотелось бы поинтересоваться, зачем, кроме гематрии, Енох именуется в Новом завете «седьмым от Адама»?//
Что говорит о числе 7 святитель Василий Великий ― в 3-ей части статьи.
Так и я о том же. 888 и 666 из одной серии.
Если эти цифровые значения имён из одной серии, то не объясняет ли это то, что Откровение Иоанна Богослова довольно долго не входило в устоявшийся канон священных книг, да и теперь за православным богослужением не используется? Надеюсь Вы понимаете ход моих мыслей?
«Что говорит о числе 7 святитель Василий Великий ― в 3-ей части статьи.»
Нервно обновляю главную страницу сайта «Ветрово»
//Надеюсь Вы понимаете ход моих мыслей?//
Так глубоко мыслить не смею. Мелководен-с.
«Мелководен-с.» Нет, это точно не про Вас. Вы умнейший человек. Не всегда имею счастье поспевать за Вашими умозаключениями.
Олег, согласна, Господь обещал судить нас прежде всего по нашим делам, милосердию, любви. Да и вообще, с Вами интересно и приятно общаться. Но вот и это — «не объясняет ли это то, что Откровение Иоанна Богослова довольно долго не входило в устоявшийся канон священных книг, да и теперь за православным богослужением не используется? «, и высказывания насчёт другой библейской книги понуждают меня для очистки своей совести спросить: Вы точно не масон?
Тем более писания Острецова научили меня при словах «это частное богословское мнение» вспоминать о том, что так любят говорить они, «фри масонри».
Екатерина, это взаимно) получаю искреннее удовольствие от общения с Вами. Как Вы подняли мне настроение своим последним отзывом про масона)) до сих пор смеюсь) Нет, в масоны меня, слава Богу, не приглашали и вряд ли пригласят. Православный храмовый архитектор, но не масон. Такой вот парадокс собой являю.
А книги, они на то и книги, чтобы их читать, входить с ними во взаимодействие, критически оценивать, даже спорить. Признаюсь, глубже узнаёшь Писание, когда начинаешь критически оценивать то, что там написано. Возможно такой путь не всем подходит, но у меня, по-крайней мере, такой подход ничуть не поколебал, а только усилил веру. Изучая Писание и историю его создания, я убеждаюсь всё больше, что Библию дал Сам Бог. А вот люди многократно искажали и искажают Священное Писание. «Искажение Священного Писания — одна из первоочередных задач врага рода человеческого» — сказал кто-то умный. Отделять зёрна от плевел не только можно но и нужно, с Божьей помощью. Этому делу — исправлению первоначального текста Библии я хотел бы посвятить свою жизнь. Но пока это только мечты, иврит и латынь такие сложные, а преподаватель такой строгий(
++«всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням», как говорит нам святой преподобный Иосиф Волоцкий++ Еще раз повторю для бурсаков разумом: так учили ВСЕ святые Русской Церкви. Старообрядцы наложили свои раскольнические «клятвы» на новообрядцев, а новообрядцы — свои законные (канонические) клятвы на раскольников. Повторить эти клятвы — это тест на православие для каждого члена Церкви (так же как анафематствовать никониан это святой долг каждого бесноватого потомка Аввакума). Поэтому когда Г.С. (или любой другой) говорит о том, что «это новоообрядцы (никониане) устроили раскол», это есть не что иное, как исповедание веры. Такое не может пройти бесследно для духовного состояния человека.
О масонстве я много читал, того же Острецова вот недавно осилил, сейчас перечитываю, также читал достойную, на мой взгляд, внимания книгу Ю. Воробьевского «Пятый ангел вострубил» о масонстве в СССР и современной России, крайне интересно, рекомендую. К масонству у меня очень сильное отвращение. Особенно раздражает и огорчает их подход к ведению боевых действий против Православия — почти исключительно изнутри, как пятая колонна. Поэтому со стороны многие из них выглядят как образцовые чада Московской Патриархии (я намеренно говорю именно о Московской Патриархии, а не о Церкви Христовой). Будучи каменщиками, особенно неровно дышат к делу строительства православных храмов, мастерски им удаётся возглавлять предприятия среднего и крупного бизнеса в данной отрасли. Так что моё с ними знакомство происходило не только на страницах книг православных авторов.
Александр Вячеславович, давайте лучше с Вами «Розыск о брынской вере» обсудим? Открывайте ссылочку:
https://azbyka.ru/otechnik/books/original/13779/DMRRozysk.pdf
Всё таки святой Димитрий Ростовский писал, старался. Я бы хотел, чтобы мы с Вами вместе всех еретиков обличили, основываясь на писаниях святителя, а не собственных скудоумных рассуждениях.
++жидовствующие — это совсем одно, а т.н. «страрообрядцы» — это сильно другое++ Всех еретиков и всех раскольников отец дьявол. Поэтому каббалисты и старообрядцы это одно и то же, по своей духовной природе. О том, что раскол это (в то же время) ересь говорит правило Вселенского собора (а именно, ложное учение о Церкви). Думать, что «святая православная вера» возможна и вне канонической Церкви — это именно ересь. Поэтому все раскольники со временем становятся и еретиками, даже если не изменяют догматов
Александр Вячеславович, вот нашёл информацию о разгроме ереси жидовствующих ( первый этап разгрома) :
«Ересь на соборе была осуждена и анафематствована, но никто из высокопоставленных московских еретиков не пострадал. Наказаны были лишь новгородцы, ранее бежавшие под покровительство великого князя. Они были выданы новгородскому владыке, и он подверг их своего рода гражданской казни, проведя по городу на конях, посаженными задом наперёд, в берестяных колпаках и с надписью на груди: «Се есть сатанино воинство».»
В некоторых источниках видел, что простые обыватели, смотревшие на экзекуцию, кидали в еретиков гнилыми овощами. Так сказать, выражали осуждение жидовствующих. Может быть, эти броски гнилых овощей в связанных людей, тоже, в некоторой степени, были тестом на православие?
Второй этап разгрома ереси был ещё более зрелищным:
«Собор постановил предать казни главных еретиков через сожжение. Жгли в специально построенных деревянных срубах, вероятно не желая демонстрировать собравшимся ужасы предсмертной агонии. »
При этом «Иван III задал вопрос Иосифу, не грех ли казнить еретиков. Иосиф начал убеждать князя, что не грех, а скорее обязанность светских властей преследовать еретиков и предавать их «лютым казням». Но князь остановил его и более о том не спрашивал. Понятно, что мысль о казнях еретиков не близка была Ивану, и он нехотя соглашался на преследование их.»
Признаюсь, Вы мне видитесь носителем духа сопротивления ереси не только словом, но и делом. Скажите, что Вы считаете о тех «срубах», в которых горели еретики?
Жаль, Александр Вячеславович, что Вы пользуетесь для разгрома староверов только собственными аргументами и столь любимыми Вами силлогизмами. Я же, как верное чадо РПЦ приведу для устрашения еретиков молитву святому искоренителю раскола Димитрию Ростовскому:
«Буря ересей, от преисподних чрез Ария в Греции возродившаяся, в последняя лета козньми Мартина Арменина чрез брынских скитоначальников [1] во Отечество наше принесенная, тишину Единыя, Святыя, Соборныя и Апостольския Церкве хотяше разрушити. Ты же, пастырю добрый, душу твою за овцы полагая, прогнав оных душепагубных волков, бурю суемудрия укротил еси, верныя же научил еси Триипостасному Богу взывати: Аллилуия.»
(Акафист Димитрию Ростовскому. Кондак 4)
Да, уважаемый Александр Вячеславович, заметил, что Ваше слабое место в ведении дискуссии — отсутствие опоры на источники и невнимание к цитатам святых отцов? Можно я буду бить в это слабое место, чтобы победить Вас?
Впрочем Вы можете сдаться не тратя ни своё время, ни мое, признав мою правоту в моём высказывании: «Так называемые старообрядцы, или древлеправославные христиане — никакие не еретики, но части Святой Соборной и Апостольской Церкви, находящиеся в евхаристическом общении и пребывающие в братской любви со всеми каноническими православными поместными Церквями».
Олег, хорошо, что ответили. Я поняла. «Этому делу — исправлению первоначального текста Библии я хотел бы посвятить свою жизнь». Тоже понятно. А святцы, как погляжу, тоже необходимо «исправить»?
Ну, Екатерина, дайте мне стать хотя бы Епископом для начала (шучу) , тогда, даст Бог, сможем пристально заняться исправлениями. А пока что, учиться мне нужно) )))
Но лукавить не хочу в данном вопросе — с некоторыми Житиями некоторых святых, боюсь, могло произойти нечто подобное, что и с переводом многострадального 143-го псалма Давидова.
++ Ваше слабое место в ведении дискуссии — отсутствие опоры на источники и невнимание к цитатам святых отцов++ сказал бурсак и… процитировал сам себя ++Впрочем Вы можете сдаться не тратя ни своё время, ни мое, признав мою правоту в моём высказывании: «Так называемые старообрядцы, или древлеправославные христиане — никакие не еретики, но части Святой Соборной и Апостольской Церкви, находящиеся в евхаристическом общении и пребывающие в братской любви со всеми каноническими православными поместными Церквями».++
Олег, 143 псалом содержится в правильном понимании в Церкви, с ним поэтому в таком случае всё в порядке. Кого Господь соблаговолит, того и наведёт на это правильное понимание. Так я смотрю на весь вопрос с искажениями Библии и попаданием кого-то в святцы. Значит, на то была воля Божья. Если Церковь так решила, значит, он угоден Её Жениху. Ну а про то, куда приходят в поисках искажений, можно посмотреть здесь: https://youtu.be/StGyyMmjq7g
Екатерина, спаси Господи! Димитрий Ростовский тоже искал искажения, но свят. Так что всё неоднозначно) Можем и Анну Кашинскую упомянуть, и Ивана Грозного, который абсолютно точно был местночтимым святым. Я думаю, это свидетельствует о том, что даже Православие у каждого всё-таки своё) Хотя мы все — члены одной Церкви. Христос говорил «имеющий вместить да вместит». Не все могут вместить многие явления в Церкви. У каждого своя мера.
«Ну а про то, куда приходят в поисках искажений, можно посмотреть здесь: https://youtu.be/StGyyMmjq7g»
Дорогая сестра Екатерина, думаю, сюда (действительно печальное состояние) приходят не только и не столько «в поисках искажений», сколько туда приводит совокупность различных факторов, а именно :
1. Отсутствие устоявшегося и пустившего глубокие корни православного мироощущения и благочестия, неофитство
2. Крайняя политизированность (большую часть времени которое говорил, говорил о том, что православие срослось с имперскими замашками), хотя истинное Православие -универсально и может существовать как в империи, так и не в империи.
3. Генетика — как абсолютно верно заметили комментаторы под видео, сей «примкнувший» — вылитый англосакс.
4. Определённая пассионарность, которая заставила искать Истину, но её оказалось недостаточно для того чтобы найти её, хватило только на наломать дров.
5. Главный фактор — внешний — Объективно существующий глубочайший богословский и кадровый кризис в РПЦ, жуткий кризис соборности, кризис любви и братских чувств, кризис веры, зашкаливающий клерикализм и тотальное невежество в важнейших вопросах, что сильно упрощает разочарование в Православии у многих нетвёрдых в вере чад.
Это очень грубая прикидка факторов, которые заставили этого парня перейти к «клятым ляхам». В каждом подобном случае будут свои причины. Но мне кажется, если священноначалие перестанет педалировать рекламу о. Шмемана, о. Меня, митр. Антония Сурожского, Конаноса, о. Ткачева и начнёт кормить паству творениями Иоанна Златоуста и Григория Богослова, то, глядишь, и православные перестанут переходить в ислам или в англиканство.
Александр Вячеславович, кондак 4 Акафиста святителю Димитрию Ростовскому, который я привёл выше, указывает нам корень проблемы, с которой Вы боретесь. Ересь двуперстия занесена на Русь Святую «козньми Мартина Арменина чрез брынских скитоначальников». Всё за нас святые отцы давно уже выяснили и разложили по полочкам, а мы с Вами всё воздух сотрясаем. Акафисты петь надо, их мудрые люди составили! Вот я зрю в корень, а Вы? Расскажите нам побольше о зловредном волке Мартине Арменине.
В Истории Раскола интересен ещё такой факт, что критика Стоглавого Собора, звучавшая на Большом Московском соборе 1666-67 годов, объявившая все решения предшественников «темнотою и невежеством» (эти слова, как заметно из сохранившихся документов, например из диспута Патриарха Иоакима и Никиты Пустосвята, использовались в риторике борцов с «раскольщиками» чаще всего), была очень избирательна — канонизации, произведённые в 1550 х годах, вопросу не подвергались. Зато постановления, касающиеся богослужебного порядка — «темнота и невежество»
Олег… Я многое Вам хотела написать на это, но вспомнила о зловредном многословии, не буду. Конечно, на всё можно ответить, да нужно ли? Будут бесплодные споры о вере, вот и всё. Мира они не несут, участники остаются при своём, лишь ожесточаются и время теряют. Толку шашкой махать, когда вокруг — радиация… Просто задумайтесь: с благой целью очищения веры и обретения беспримесной истины совершается что? Ради реабилитации некоего сообщества старообрядцев (нужно ли им это вообще?) мы «очищаемся» от почитания святых Димитрия Ростовского и Иосифа Волоцкого. А на очереди и другие, не сомневаюсь. Ради поиска неискаженной Библии вычищаем из неё сразу две книги, но не думаю, что на этом остановимся. И заодно в авторитете святых Кирилла и Мефодия как бы сомневаемся, а там и Геннадий Новгородский на очереди на разбор. Ради борьбы за рускость и против масонов посеваем сомнения в святости целого сонма святых православной Церкви после раскола. ЧТО мы творим. Нас ведь читают люди разного возраста, кругозора, разной степени укоренения в вере. Доверяют. И что мы с ними делаем? Очищаем от предрассудков, просвещаем, да?
Екатерина
10.02.2023 в 09:13
Тюменская область
Чувствую вашу боль, Екатерина. Хочу поддержать вас. То что сейчас происходит невозможно понять рассудком, только сердце и подсказывает где Истина.
Вот, кстати, как в наших краях боролись с расколом перед самыми революциями 1917 года.
http://evgenika2002.narod.ru/history.html
Алексей, большое спасибо за ссылку на рассказ о Белогорском монастыре и о его игумене Варлааме, перешедшем в Православие из старообрядчества. Он не канонизирован как пострадавший за веру в годы безбожия?
Екатерина, согласен с Вами в основном — что каждый остаётся при своих) Но — лично я извлекаю из спора ту пользу, что я узнаю много новых фактов. В авторитете Кирилла и Мефодия я как могу сомневаться, когда печатаю кириллицей? Про Геннадия Новгородского пока знаю позорно мало, аж стыдно. Давайте поступим так — Вы помолитесь за меня Димитрию Ростовскому и Филарету Московскому (ему особенно!), а аз многогрешный за вас — Иоанну Грозному и Гавриилу Белостокскому. Так, со святыми заступниками, дай Бог, и сподобимся что-то уразуметь. Тем более спорю я фактически только с Вами, а это в мои планы совсем не входило, потому что Вы — мой союзник в вопросе про СВО и в куче других важных вопросов.
Алексей, из Вашей ссылки:
«Цель реформы – повысить авторитет церковной власти в условиях завершения процесса образования Русского централизованного государства.»
Ценное свидетельство. Идём дальше.
«Содержание реформы заключалось в том, что исправлялись церковные книги и обряды по греческим образцам, принятым в южнославянских странах (Болгарии, Сербии и т.д.), церковно-политические связи с которыми для России были очень важны. Кроме того, создавалась строгая церковная иерархическая лестница (от священника до патриарха), которая подчинялась общегосударственной системе централизации. Конечно же, для укрепления государства Российского реформа имела весьма положительное значение.»
Как говорится, хотели обличить, а итоге обличили себя сами.
Редактор
10.02.2023 в 10:51
«Алексей, большое спасибо за ссылку на рассказ о Белогорском монастыре и о его игумене Варлааме, перешедшем в Православие из старообрядчества. Он не канонизирован как пострадавший за веру в годы безбожия?»
Деяниями Юбилейного архиерейского собора Русской православной церкви, проходившего 13-16 августа 2000 года в г. Москве, архимандрит Варлаам (Коноплёв) прославлен как преподобномученик.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Варлаам_(Коноплёв)
Приезжайте к нам все желающие 25 августа, когда совершается торжественная Литургия архиерейским чином, возглавляемая митрополитом.
https://puzzleit.ru/files/puzzles/248/248370/_original.jpg
Стены восстановлены, а вот с верой сложней…