Русские (имею в виду русско-украинско-белорусский народ) могли бы сдать Православие в архив истории ещё в середине XVII века (ради построения Третьего Рима) при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче Романове через их реформы, но восстало старообрядчество. Пришлось придержать коней на 250 лет. Однако Символ веры изменили. Вместо: несть конца, стали читать: Его же Царствию не будет конца.
Во второй раз Православие готово было пасть в 1917 году. Но Сергий (Страгородский), чтобы стать главой церкви и патриархом, вынужден был из живоцерковников возвратиться к Православию. Начавшийся затем духовный мороз советчины убил ростки церковных перемен. И вот теперь, несмотря на усилия патриарха Кирилла по сближению Православия и католицизма, таковое отодвигается на неопределённое время из-за начавшегося противостояния коллективного Запада и России.
Был такой писатель Белинский. В его статье «Литературные мечтания» есть такое выражение: Русь оставалась Русью назло себе. Цитирую: «Знаете ли, в чём состоял отличительный характер века Екатерины II, этой великой эпохи, этого светлого момента жизни русского народа? ― задаёт вопрос Белинский. ― Мне кажется, в народности. Да ― в народности, ибо тогда Русь, стараясь по-прежнему подделываться под чужой лад, как будто назло самой себе, оставалась Русью». Подробнее в статье «Взгляд на российско-советскую литературу через двадцать лет после ея кончины».
«Назло самой себе». Какое действие Руси так называет Белинский? Не вполне понятно. Подделку под чужой лад? Или пребывание Руси Русью? Можно ведь и подделываться под чужой лад назло себе, а можно и оставаться собой назло себе. Подделываться под чужой лад назло себе ― мог ли так считать Белинский? Очевидно, нет, потому что в таком случае реформы Петра Белинский должен был назвать злом для Руси. Значит, назло самой себе Русь оставалась Русью.
Что за выражения у великого российского критика? Во-1-х, их трудно понять, а во-2-х, жить назло себе может только дьявол. Это он живёт во зло себе и окружающим. Поэтому надо поправить Белинского: не назло себе, но вопреки петровским реформам и проводникам петровских реформ Русь оставалась Русью.
К чему я вспомнил Белинского? Дело в том, что если мыслить так, как он, то нужно сказать, что Русская Церковь остаётся православной назло себе. Но это если мыслить по Белинскому. Если же мыслить согласно Христу и Его Кресту, то Русская Церковь остаётся православной вопреки всем Белинским вместе взятым. Она остаётся православной благодаря губительным для неё воздействиям. Русская Церковь остаётся православной даже будучи распинаемой, вернее сказать, именно тому, что она распинаема, она остаётся православной. Господь так устраивает земной путь Русской Церкви, чтобы она, вольно и невольно, оставалась православной до скончания века ради спасения душ и телес всех пребывающих в ней. Аминь.
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
22 марта 2022
Спаси Господи
Слава Богу!
Как своевременны Ваши слова, отец Георгий, дающие надежду!
Спаси Вас Господь!
«Никто бы не оставался язычником, если бы мы были христианами, как следует (во временной жизни земного пребывания)» (свт. Иоанн Златоуст). И главное цель, задача и смысл жизни — состояние сердца самого человека для доброго разумения происходящей жизни. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18;7).
Русские православные могли бы сдать Православие в архив истории (ради построения Третьего Рима) ещё в середине 17-го века при патриархе Никоне и его реформах, но восстало старообрядчество.
О. Георгий, Вы считаете старообрядчество (я не беру единоверцев) — так сказать истинная православная вера?
Спаси Господи!
++Вы считаете старообрядчество (я не беру единоверцев) — так сказать истинная православная вера?++
Что такое нынешнее старообрядчество? Десятки различных деноминаций, каждая из которых считает себя истинным православием. О каком старообрядческом толке Вы говорите? Или Вы имеете в виду то старообрядчество, что не приняло церковных реформ во время патриарха Никона? Оно было истинным православием? Но как оно могло быть истинным, если ушло в раскол? Раскол ― трагическая страница истории русской Церкви, тем не менее имеющая и положительное значение. Благодаря старообрядчеству русское православие было законсервировано. Оно уберегло его от сползания в мiр, явившись для него своеобразным тормозом. Старообрядчество было и остаётся укором для никониан.
Можно было эпиграфом к этой заметке взять слова из Послания к евреем, которые читались в праздник сорока мучеников Севастийских на Литургии: Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. ………
«Русские (имею в виду русско-украинско-белорусский народ) могли бы сдать Православие в архив истории…». Любезный батюшка о. Георгий! Да, славное Православие нас, русичей или славян-русичей, объединяет в единое пространство по проживанию на землях Мало- Бело-Великой Руси. И народ сам по себе единый только если объединён Православием, а не просто каким-то иногда не желательным наименованием.