Часть третья. Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли
Часть первая: «Тлеющий конфликт»
Часть вторая: «От богохульства Пушкина к богохульству Толстого. „Пойдут от силы в силу…“»
Татьяна, Белгород: Здравствуйте. Помогите разобраться в вопросе. В одной статье в Интернете сказано такое: Недавно, например, прочитал, что отец Иоанн Кронштадский записал в своем дневнике за 6 сентября 1908 года: Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли ― этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь. Лев Толстой, 80-летний юбилей которого отмечался в том году в России, был в ту пору серьезно болен. У него отказали ноги, и к гостям, приезжавшим в Ясную Поляну, его вывозили на кресле каталке. Однако же до праздника Рождества Пресвятой Богородицы великий писатель дожил, и от болезни своей излечился, начал ходить самостоятельно. Зато отец Иоанн Кронштадский скончался в том же 1908 году от мучительной болезни мочевого пузыря. Цитата окончена. Далее говорится автором статьи, что за эти призывы Иоанн поплатился жизнью. Имеет ли место данный факт в биографии Иоанна Кронштадского? В некой книге Павла Басинского: «Святой против Льва. Иоанн Кронштадский и Лев Толстой: история одной вражды» утверждается, что такая просьба Иоанна записана лично им в его же дневнике, который якобы был издан с разрешения РПЦ. Помогите разобраться в данном вопросе, так как возникла полемика между мной и другим человеком. Я не компетентна в данном вопросе, необходима Ваша помощь. Спасибо заранее».
https://tatmitropolia.ru/talks/question_priest/?id=34619
Насколько я понимаю, Татьяну из Белгорода волнует тот же вопрос, что и Людмилу Сараскину ― молитва о смерти другого человека. Правда ли, спрашивает она, что святой Иоанн Кронштадтский молился о смерти Льва Толстого? Но в отличие от Сараскиной, риторически вопрошающей, то есть под знаком вопроса утверждающей, что христианин, молящийся о смерти других, не может называться христианином, Татьяна обращается на церковный сайт со смиренной просьбой разрешить её недоумение: правда ли, что праведник молился о смерти другого, но такой молитвой только ускорил собственную смерть?
Вопросы Татьяны белгородской и Людмилы Сараскиной характерны. Они показывают, какое христианство в нас воспитали. Интересно было бы провести опрос среди россиян (которые, как утверждают статистики, в 75-процентной массе считают себя православными) по двум вопросам. Первый. Известно ли вам, что праведный Иоанн Кронштадтский молился о смерти Льва Толстого? И второй. Угодна ли Христу такая молитва? Мне думается, что большинство ответов будут близкими, если не к недоумению Татьяны, то к мнению Сараскиной, возмущённой такой молитвой. Интересно, ошибусь я в своём предположении или нет? Если нет, значит, совершилось. Значит, нас привели в церковь, о которой писал Г. П. Федотов в 1927 году, в церковь Толстого, Пушкина, Достоевского, Есенина и т.д.
Из жития свт. Василия Великого: Василий, угодник Божий, боролся за веру Христову, когда царь Юлиан Отступник, богохульник и великий гонитель христиан, похвалявшийся истребить христианскую веру во вселенной, отправился воевать против персов. Святитель Василий молился тогда в церкви перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног Которой было изображение святого великомученика Меркурия, в виде воина с копьём. Молился же свят. Василий о том, чтобы Бог не попустил гонителю и губителю христианской веры Юлиану, возвратиться живым с персидской войны. И вот он увидел, что образ св. Меркурия, стоявшаго вблизи Пресвятой Богородицы, изменился и изображение мученика на некоторое время стало невидимо. Спустя немного времени, св. великомученик снова показался, но с окровавленным копием (обратите внимание: вернулся на икону с окровавленным копьём, то есть в крови убитого им человека. ― Г.С.). В это самое время Юлиан Отступник был поражён в сражении великомучеником Меркурием, посланным Пречистой Девой Богородицей погубить врага Божия Юлиана («1-ое письмо епископа»).
Я не без умысла привёл этот эпизод из жизни святителя Василия по тексту письма священномученика Павла (Кратирова). Может, кто из читателей и самое письмо прочтёт? Оно наводит на многие размышления. А в житии святого Василия читаем, что он молился о смерти человека. Молился в храме. Молился о смерти императора и однокашника (известно, что Василий и Юлиан учились вместе). Молился так горячо, что Богородица послала святого Меркурия убить Юлиана, и когда тот исполнил повеление, вернулся на икону с окровавленным копьём…
При чтении этого житийного рассказа такое количество недоумений возникает, что в сравнении с ними вопрос, терзающий Людмилу Сараскину и Татьяну из Белгорода, кажется детским. Да, да, в сравнении с молитвой Василия Великого молитва праведного Иоанна выглядит делом богоугодным. В самом деле, помолиться о смерти кощунника, богохульника, извратителя Христовой веры, каким был Лев Толстой, дело самое благопристойное. Почему? Да потому что, чем скорее умрёт негодный человек, тем меньше грехов он натворит, и тем меньшее понесёт наказание в вечности. Я не юродствую и не прибегаю к софизмам. Молитва о том, чтобы Бог отнял жизнь у богохульника, это ― забота о нём, которая выражена в словах Христа: А иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 18: 6). Как слышим, смерть для соблазнителя предпочтительнее жизни. Почему? Всё по той же причине ― чтобы меньше людей он соблазнил, потому что соблазн даже одного из малых сих, верующих во Христа, ― страшное перед Ним преступление.
Разумеется, дерзновение молить Христа о смерти других ― Божий дар, и, разумеется, святые Василий и Иоанн молились о смерти Юлиана Отступника и Льва Толстого не из личных соображений, но ревнуя о благе верующих во Христа.[1] Почему же молитва первого была услышана, а второго нет? Почему молитва святого Василия, которая должна, по всему вероятию, выглядеть в глазах Л. И. Сараскиной более бесчеловечной и нехристианской, чем молитва праведного Иоанна, была услышана Богом, а молитве о смерти богохульника Толстого Бог не внял? Но почему я сказал, что молитва святого Василия должна выглядеть в глазах прихожан церкви, о которой предвозвещал Федотов, нехристианской? Потому ли, что обагрённое не красками, но человеческой кровью копье в руке великомученика Меркурия вернулось на икону Богородицы? Не только поэтому. Признаюсь, молитва святого Василия и меня смущает. Выходит, что он принародно молился о властех и воинстве своей богохранимой страны, а в душе ― о скорейшей погибели её правителя. Это ли не двуличие? И не только двуличие, но нарушение Христовых заповедей. Сказано апостолом: Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2: 1, 2). И другим апостолом сказано: Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2: 17). И ещё сказано: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13: 1, 2).
Несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть… В случае же святителя Василия выходит обратное, а именно, молясь о смерти императора Юлиана, он не верил, что тот поставлен от Бога? Но, скажут, этот император гнал христиан. Да каким бы правитель ни был, хоть гонителем, хоть мучителем, хоть богохульником, хоть развратником, хоть злодеем, хоть язычником (позвольте напомнить, что апостолы Пётр и Павел велели молиться о царях-идолопоклонниках, от которых приняли мученическую кончину), любой правитель ― от Бога. Или всё же не любой? Юлиан был отступником, что по-гречески звучит как «апостатис» (слово однокоренное со словом «апостасия»). Богоотступник тоже от Бога? Правители-богоотступники тоже входят в число начальств, которым должно повиноваться и молиться о них?
Вижу, что ухожу от темы, заявленной в названии статьи, поэтому прекращаю разговор о правителях. Мы говорили о писателе Льве Толстом и его скорейшей смерти, которую просил у Бога праведный Иоанн. Возможна ли такая молитва? Угодна ли Богу? И возможна, и угодна, и принимается Богом, как это видно из жития святителя Василия и из Священного Писания, где отыскивается множество подобных примеров. Один пророк Илия чего стоит. «Попали Илиа иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студные пророки погуби, во обличение Ахаавово (некогда Илия, в обличение Ахаава, истребил студных пророков Иезавели,[2] и двукратно пожег по пятидесяти мужей), но бегай подражания обою, душе, и укрепляйся» (3 Цар. 18: 18–40; 4 Цар. 1: 9–15).[3] Или возьмём пример праведного Финееса, одним ударом заколовшего двоих (см. Чис. 25: 6–8). За этот поступок он был прославлен Богом в род и род до века. И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь. И вменися ему в правду, в род и род до века (Пс. 105: 30, 31).
Мне могут возразить, что эти примеры взяты из Ветхого Завета, а Податель Нового Завета, Iсус[4] Христос никого не убивал? Более того, когда ученики просили Его поступить с жителями не принявшего их селения подобно пророку Илье, Христос остановил их.[5] И не прияша Его, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим. Видевша же ученика Его Иаков и Иоанн, реста: Господи, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и Илиа сотвори? Обращься же запрети има, и рече: не веста, коего духа еста вы (Лк. 9: 53–56). Да, всё так и было, но хочу напомнить христианам, в чём состоит наша вера. Мы веруем в Господа Iсуса Христа паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, и итогом этого Суда будет духовное умерщвление, или окончательное отъятие благодати у тех, кто не был её достоин. Да, в первом Своём пришествии Господь не пришёл судить мiр, но дать ему спасение (см. Ин. 3: 17), которое состоит в даровании и приятии веры в Сына Божьего (веруяй бо в Мя жив будет и не узрит смерти во веки), тогда как Лев Толстой распространению и утверждению этой веры препятствовал. Но второе Христово пришествие будет днём окончательного и Страшного Его Суда. А там, где суд, там ― телесные наказания, смерть, тюрьма, каторга, ссылки… И всё это будет из рук Христа. Обаче враги мои оны, иже не восхотеша мене да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо мною (Лк. 19: 27). Синодальный перевод: врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Или карающий Христос не вмещается в христианство прихожан церкви, о которой писал Георгий Федотов? Ну да, Толстого начитаешься, такого христа выдумаешь, что сам сатана удивится…
Значит, и возможна, и угодна, и принимается Богом молитва о смерти тех людей, кто соблазняет верующих в Него не только в ветхозаветные времена, но и в наше время. Более того, молитва эта должна быть названа молитвой милосердия, потому что просящий о смерти другого просит Бога остановить того, кто уже не в состоянии остановиться сам, кто не может перестать грешить неверием и богохульством. Так произошло с Адамом. Смерть Адама была милостью для Адама, иначе его грех протянулся бы в вечность.
Златоуст: …мы не только не получили никакого вреда от той [Адама] смерти и осуждения (если только станем бодрствовать), но даже имеем пользу от того, что сделались смертными. Первая наша от этого [что мы стали смертными из-за греха Адама] выгода та, что мы грешим не в бессмертном теле…
Г.С.: Представьте, если бы мы жили по 500 и более лет. Сколько бы грехов собрала за эти годы душа, которая основную часть своей жизни только и делала, что грешила разнообразно и беспрестанно? Согласитесь, что смерть для такого человека ― долгожданная милость Божия. В Священном Писании говорится, что до всемiрного потопа люди жили столетиями, но Бог сократил сроки их жизни, разумеется, не по зависти, а по милости к ним. Так же, святой Иоанн, прося Бога о смерти Толстого, просил о снисхождении к нему. Это не софистика. Это на самом деле так. Но для неверующих в жизнь вечную такие разговоры похожи на издевательство над ними. И вправду, говорить прихожанам церкви Г. П. Федотова, что молиться о смерти другого, значит проявлять милость к нему, это всё равно что отнимать у них тарелку с едой, говоря, что пост полезен для здоровья. Тут, товарищи, простите, ничего поделать не могу. Нет, тарелку могу вернуть, но доказать, что существует жизнь после смерти, я не в силах. Отрицающий бессмертие сам сможет убедиться в своей неправоте, но будет поздно. Это как в истории с богачом и Лазарем. Откройте 16-ю главу Евангелия от Луки.
Златоуст: Кроме этого, нужно сказать о том, что нас ожидает бессмертие, что после кратковременных вразумлений мы безопасно насладимся будущими благами будучи приготовлены в настоящей жизни, будучи наставлены, как бы в некотором училище, болезнями, скорбями, искушениями, нищетою и другими кажущимися нам бедствиями к тому, чтобы сделаться способными к принятию будущих благ.
Г.С.: В самом деле, одно только зло на земле ― грех, или нарушение воли Божией, а всё прочее не может считаться злом. Перечисленные Златоустом состояния, как то болезнь, скорбь, искушения, нищета, смерть и другие кажущиеся нам бедствиями испытания, являются в действительности уроками благочестия, пройдя которые, мы сможем стать восприемниками будущих благ. Они-то (состояния, названные Златоустом) и есть «зло», о котором молит Церковь за великопостным Богослужением, прося приложить зла славным земли: Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли (Ис. 26: 15). Интересно, бывала ли Людмила Ивановна Сараскина в храме Великим постом? Слышала ли она эти слова? Христианство ли это ― просить зла другим людям?
Нет ничего удивительного, что в синодальном переводе Священного Писания эти слова звучат неузнаваемо иначе: Ты умножил народ, Господи, умножил народ, ― прославил Себя, распространил все пределы земли (Ис. 26: 15), потому что синодальный перевод Писания делался для прихожан церкви, где старостой поставлен Г. П. Федотов. В интернете много пояснительных материалов по этому стиху из книги пророка Исаии. Например, статья священника Валерия Духанина «”Господи, приложи зла славным земли“: о чем же мы молимся в храме Великим постом?».
Отец Валерий Духанин: Кто такие «славные земли»? Для начала вспомним, что богослужение восприняло слова эти у пророка Исайи (26 глава). Но не пытайтесь найти их в русском переводе. В храме мы слышим церковнославянский текст Библии, а это почти дословный перевод Септуагинты ― древнегреческого текста 70-и толковников. Русский же перевод в некоторых случаях ориентировался на древнееврейский масоретский текст, и потому местами расходится с церковнославянским.
Г.С.: «Местами расходится…». Отец Валерий умело обходит острые углы. Не местами, но в принципе расходятся синодальный и церковнославянский переводы Священного Писания. Правильнее было бы сказать, что эти переводы местами существенно разнятся, и пример такого расхождения перед нами. Многие места таких расхождений отмечены в тщательном исследовании иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) «Сличение Славянского и Руского текста Библии». Но ещё правильнее будет сказать, что не в букве, а в духе расходятся синодальный и церковнославянский переводы Библии, и попытка осмысления духовной разницы этих переводов предпринята в сочинении «Почему они поставили четвёрку с плюсом созданному Богом мiру». Но не об этом я хочу сказать, а о восприятии жизни и Бога. Оно должно быть православным, если мы хотим быть спасёнными. Наше восприятие должно быть православным, а не толстовским, которое отличается тем, что молитва о смерти другого считается антигуманным делом и жестоким попранием прав человека. Разве может любовь к другому выражаться в желании смерти ему? Это ли христианство?
Авва Феодор: Таким образом, слово зло полагается иногда в значении скорбей, как в следующем изречении: “и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори” (Иона. 3: 10). И в другом месте: “яко милостив Ты ecи, Господи, и щедр, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о злобах”[6] (Иона. 4: 2), то есть о напастях и бедствиях, которые вынужден бываешь наводить на нас за грехи наши. Другой Пророк, зная, что эти бедствия для некоторых бывают полезны, не из враждебного к ним чувства, но из желания им спасения, так молитвенно взывает к Богу: “приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли”. И Сам Господь говорит: “се, Аз наведу на них злая” (Иер. 11: 11), то есть скорби и опустошение, чтобы настоящим спасительным наказанием заставить их обратиться и прибегнуть ко Мне, Коего они презрели в своем счастии. Посему мы не можем признать бедствия существенным злом: ибо многим они споспешествуют ко благу и служат источником вечных радостей. Таким образом (обратимся к предложенному вопросу), все, что ни делают к озлоблению нашему враги наши или кто бы то ни был другой, не должно быть почитаемо злом; ибо сии озлобления не тем бывают, чем считает их причиняющий оные в раздражении сердца, но чем признает их чувство переносящего. Следовательно, если нанесена будет и смерть святому мужу, не должно думать, чтобы этим нанесено было ему действительное зло, а только нечто среднее, что для грешника хотя и составляет зло, но для праведника покой и избавление от зол. “Смерть бо мужу праведному покой, егоже путь сокровен есть” (Иов. 3: 23). Муж праведный чрез смерть ничего не теряет и ничего особенного не терпит, но что должно было приключиться ему по требованию природы, тому он подвергается по злобе врага не без награды в Вечной Жизни, и тот долг, который по непременному закону каждый должен отдать смерти, он отдает, приобретая притом обильнейший плод за свое страдание и мзду великого воздаяния. (Из собеседования аввы Феодора об умерщвлении святых).
Эти слова аввы Феодора как будто не касаются нашей темы, потому что относятся к святым, а не к славным земли. Они (слова) поясняют, как святые воспринимают постигающие их скорби и самую смерть. И мы должны учиться у них (а не у Толстого) правильному, то есть православному отношению к жизни, если хотим спасения. И славные земли тоже должны учиться этому, если желают себе блага. Но даже если они не хотят учиться и не понимают, где их истинное счастье, понимают святые, которые молятся Богу за весь мiр. Поэтому спешим успокоить Л. И. Сараскину, молитва праведного Иоанна Кронштадтского о смерти Льва Толстого это ― христианство. (Хотя боюсь, что мои слова останутся непонятыми. Но что мог, то сделал для разъяснения догматов православного исповедания. Сделать большего не в силах. Дать правую веру в Себя силен только всемогущий Бог).
«Приложи зла славным земли», ― молится Церковь за каждым будничным Богослужением Великого поста, и о. Валерий поясняет, кто такие «славные земли». Я бы хотел дополнить его слова, что славными земли могут быть названы также те, кто откликнулись на предложение, которое отверг Спаситель ― аще пад поклониши ми ся, вся царствия мiра и славу их дам Тебе (см. Мф. 4: 8, 9). Так что, если бы сила, управляющая мiровым искусством, не нашла в лице Толстого человека, согласившегося с этим предложением дьявола, то о таком «гениальном» писателе как Лев Николаевич Толстой мiр бы не знал.
Итак, одно только подлинное зло на Божьем свете ― грех. И одно подлинное благо ― спасение от греха. Молился о смерти Толстого как о его благе святой отец Иоанн, однако Бог его не услышал. Лев Толстой не только дожил до праздника Рождества Богородицы в 1908 году, но даже выздоровел, встал на ноги и смог через некоторое время выехать из Ясной Поляны в поисках счастья, которого не обрёл в своём богатом поместье. Молился праведник о благе, но Бог не послушал его. Почему?
Продолжение, даст Бог, следует.
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
16 декабря 2024
[1] Апостол Павел о том же молился, говоря: таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1: 20). ↩
[2] Имеются в виду пророки Ваала и Астарты. «Далее в Третьей книге Царств сказано, что израильтяне схватили жрецов Ваала, и пророк Илья заколол каждого из них. Читая этот отрывок Священного писания, многие смущаются — а не слишком ли жестоко было казнить служителей Ваала? В чем заключалась тлетворность их религии? В начале двадцатого столетия в ходе археологической экспедиции в Палестину ирландский ученый Роберт Макалистер нашел материальное подтверждение того, что культ Ваала не только отвращал человека от Создавшего его Творца, но и заставлял совершать чудовищные преступления. Комментарий эксперта: «Во время раскопок древнего города Тель-Гезера было открыто несколько пещер, которые использовались как погребальные. В глиняных кувшинах здесь хранились останки новорожденных младенцев. Исследования показали, что детей живыми помещали в сосуды вниз головой, а затем хоронили в особом святилище. Служение Ваалу включало в себя принесение в жертву детей!» https://radiovera.ru/prorok-iliya-i-zhretsyi-vaala.html ↩
[3] «Речь идёт о подвигах ревности пророка Илии о славе Господа. Ахаав по внушению Иезавели, покровительствовал служению Ваалу и Астарте. Вследствие этого во всём царстве Израильском осталось не больше семи тысяч мужей, которые не преклоняли колен этим ложным богам и продолжали поклоняться Единому Богу, устрояя Ему алтари на высотах или служа Ему под образом тельцов. Прочие или совсем перестали чтить истинного Бога, или в одно и то же время служили Ему и вместе Ваалу. Против этого нечестия восстал Илия. Он убедил Ахаава собрать к горе Кармилу жрецов Ваала и Астарты и весь народ, упрекнул собравшихся израильтян в том, что они хромают на обе стороны, служа ныне Иегове, завтра Ваалу, или обоим вместе, и предложил им на выбор или служить одному Иегове, или одному Ваалу, смотря по тому, кто из них ниспошлёт огонь на жертву. Предложение было принято. Но жрецы Ваала напрасно целый день призывали его, — их жертва осталась нетронутой огнём. Тогда Илия приготовил жертву Господу и воззвал к Нему, моля послушать его огнём, — и чудесный огонь попалил её. Народ, пораженный чудом, прославил Господа. Посрамлённых служителей Ваала, в количестве 450, Илия приказал заклать согласно с законом Моисея (см.: Втор. 13: 1–15). Подобную строгость Илия показал в отношении к идолопоклонникам в царствование сына Ахаавова Охозии. Во время болезни Охозия послал вопросить о своём выздоровлении филистимского бога Веельзевула. Илия спросил посланных: «Неужели нет Бога в Израиле?» — и возвратил их с пути, а царю предсказал скорую смерть. Охозия два раза посылал по пятидесяти воинов схватить пророка, но каждый раз, по одному слову пророка, они истребляемы были огнём с неба. Беспощадная строгость Илии против неверных истинному Богу выше нашего подражания. Господь Иисус Христос не одобрил даже апостолов, просивших у Него позволения низвести огонь на не принявших Христа самарян, хотя апостолы ссылались на пример Илии. Ревность наша об истинном богопочтении должна иначе выражаться. Паче и прежде всего она должна быть обращена на нас самих, должна быть направлена к удалению себя от грехов подобных тем, против которых восстал Илия. Бегай, душа, подражания грехам Ахаава и Иезавели с достойным сыном их Охозией. Они сами были идолопоклонники и народ вовлекли в идолопоклонство. Кто любит тварь выше Бога, тот идолопоклонствует, следственно, виновен в грехах Ахаава и Иезавели. Страшись, душа, принимать на себя эту тяжкую вину и укрепляйся: с мужеством борись с идолопоклонническим пристрастием ко всему, что может отвлечь тебя от служения Богу и всецелой преданности Ему. Борись также с искусительным помыслом, будто можешь совместить пристрастие к твари с служением Творцу. Подобным образом рассуждали израильтяне, когда хромали на обе стороны, служили то Иегове, то Ваалу, за что обличены были пророком Илиею. В этом обличении заключается предостережение от подражания им. Но еще сильнее и обязательнее для нас предостережение Господа Иисуса: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6: 24) и апостольское: Дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4: 4). Не грех собирать земные стяжания, но грех прилеплять к ним сердце. Не грех дружиться с людьми, но грех увлекаться их богопротивными и нечестивыми мнениями и обычаями» (Уроки покаяния по Библейским сказаниям / Епископ Виссарион (Нечаев). — М., 2018, с. 314—317). ↩
[4] Пишу имя Господа с буквой «I», как оно искони писалось в руском языке и как пишется в украинском. ↩
[5] Но не остановил Господь апостола Петра сказать Сапфире: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут (Деян. 5: 9). ↩
[6] …каяйся о злобах (человеческих) (Иона. 4: 2). СлОва «человеческих» нет в этой цитате из аввы Феодора, но оно имеется в Елизаветинской Библии, где стоит в круглых скобках, что означает его пояснительную функцию. Спешу поделиться открытием. Не так давно задумался, чтО значат слова, которые читает священник перед Таинством исповеди: «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе, каяйся о наших злобах…». «Как Господь может каяться о наших злобах?» ― недоумевал я. Тем, что берёт на Себя наши грехи? Но неужели эту мысль нельзя было выразить доходчивее? Или Бог раскаивается в наших злобах? Но как Он может каяться за других? Человек за человека не может принести покаяние, станет ли Творец делать это за Свои создания? Очевидно, нет. Непонятны были эти слова, и вот открылось. Оказывается, людские злобы это ― бедствия, которые мы претерпеваем согласно Божественной педагогике. Наши злобы это ― испытания и скорби, которые Господь посылает людям для спасения. При этом Бог кается, т.е. скорбит и жалеет, что вынужден «негуманными» методами нас воспитывать. Негуманными они являются для неверных, а для верующих ― вся поспешествуют во благое. «Почему нам должно неизменным сохранять твердое убеждение в том, что никому от другого не может быть нанесено зло, если только кто сам не привлечет его к себе слабостью своего сердца и малодушием, когда и блаженный Апостол в одном стихе такое же утверждает положение: „вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое“ (Рим. 8: 28). Ибо говоря: „вся поспешествуют во благое“, он обнял этим все вместе, не только такое, что считается счастьем, но и такое, что почитается несчастьем».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/6
СловА о Боге, «кающимся о злобах человеческих», встречаются также в молитве Манассии, царя иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне. Эта молитва читается за богослужением Великого повечерия. В синодальном переводе Библии текст этой молитвы заключён в квадратные скобки (см. 2 Пар. 36), поскольку его нет в масоретском тексте, зато он имеется в Септуагинте. «Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведнаго, сотворивый небо и землю со всею лепотою их. /…/ Безмерна же и неизследованна милость обещания Твоего: Ты бо еси Господь Вышний, благоутробен, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о злобах человеческих». ↩
Уважаемая Людмила Николаевна! Я лишь привела мнение преподобного Иосифа Волоцкого относительно еретиков — губителей человеческих душ.
Мы рассуждаем с позиции мирян (еще и женщин), но прав. Иоанн Кронштадтский, преп. Иосиф Волоцкий, св. Василий Великий смотрели на отношение к еретикам и богоборцам, соблазняющим овец Христовых с позиции пастырей.
Церковь, к слову, никогда не выступала против смертной казни в государстве, как наказания за особо тяжкие преступления. Но ведь ни одно тягчайшее преступление не сравнится с губительством даже одной души, не говоря о множестве душ.
Не православному ли царю следовало пресекать богохульства Толстого?
И что было делать пастырю, как не взывать к Небесному Царю, в то время как обращения к царю земному оставались без ответа?
Можно, конечно, подумать, что правильнее было бы молиться о вразумлении заблудшего, но, наверное, не всегда и эта молитва угодна Богу.
Когда-то читала, что к преп. старцу Льву Оптинскому пришел человек, отец которого покончил жизнь самоубийством и преп. Лев посоветовал молиться так: Взыщи , Господи , погибшую душу отца моего: Аще возможно есть помилуй! Неизследимы судьбы твои! Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая Воля Твоя!
Оказывается, и молитва о помиловании (когда она самочинна) может быть греховной.
«…нужно иметь в виду, что, молясь о смерти других, можно на свою голову собрать от Бога большие неприятности.»
Вот на этой радостной ноте, пожалуй, можно поставить точку в нашем разговоре на эту тему, отец Георгий.
// Вот на этой радостной ноте, пожалуй, можно поставить точку в нашем разговоре на эту тему, отец Георгий.//
К Вашей точке добавлю свою. Прося Бога о милости к богохульникам, подобным Толстому, самоубийцам, убийцам и иным преступникам Божиих заповедей, тоже можно собрать на свою голову неприятности от Бога, о чём и написала уважаемая Татьяна.
С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17: 26). И с осуждённым от Бога (если будешь молиться за него) осуждён будешь, то есть разделишь с ним его вину, дополнил бы я слова Псалмопевца, простите за дерзость.
Вышло две точки, почти многоточие. )
В Житии свят. Петра Киевского, Московского, его же память совершаем, читаем: «Великий пастырь имел в своё время нужду обличать и своеволие людей в вере. «В то время, говорит блаженный Киприан, являлся еретик Сеит, который проповедовал противное Церкви Христовой и православной вере. Святой обличил его и за упорство против св. истины предал проклятию, и он исчез. /…/ По известию блаж. Прохора, святитель «еретика препре, приехавши на прю, и прокля и». ― Значит, еретик распространял учение своё и возмущал людей не там, где жил св. Пётр: этим подтверждается известие о Сеите, как о Новгородском протопопе. По словам Нестора видно и то, что обличение Сеита было во время обзора епархий митрополитом. Так несчастный протопоп увлёкся магометанской страстью к чувственной жизни. Название Сеита – меткое название ему и анафема святителя достойно пала на него и увлечённых им иноков. Конечно, это дело ревнителя чистой св. веры имел в виду пр. Иосиф [Волоцкий], когда, оплакивая время жидовствующих, говорил: «отлетели от нас соловьи громогласные, Божественные святители и великие чудотворцы Пётр и Алексий, которые в саду церковном оглашали слух учением православия».
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/zhitija-svjatyh-so-svedenijami-o-prazdnikah-gospodskih-i-bogorodichnyh-i-o-javlennyh-chudotvornyh-ikonah-dekabr/21_2
Это сюда
https://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-selin-lev-tolstoj-3/comment-page-2/#comment-139504
«И с осуждённым от Бога (если будешь молиться за него) осуждён будешь, то есть разделишь с ним его вину, дополнил бы я слова Псалмопевца, простите за дерзость.»
Коль скоро точки не получается, позволю себе ещё знак вопроса. А разве мы можем предвосхищать суды Божии?
// Коль скоро точки не получается, позволю себе ещё знак вопроса. А разве мы можем предвосхищать суды Божии?//
Мы не можем, а святые могут.
Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, ― будет ему, что ни скажет (Мк. 11:23). Эти слова Христа следуют после удивлённого возгласа апостола Петра: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк.11:21).
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
(Мф. 21:20-22)
Странный пример несомневающейся веры приводит Господь, не правда ли? Подняться горе и низринуться в море… Зачем? Это действие означает уничтожение флоры и фауны на этой горе. Зачем такое губительство Господь приводит как пример сильной веры?