Этнолингвистическое исследование
В заголовке прежде названы евреи почему? По причине старшинства. И возникает вопрос: какой народ живёт дольше всех?
По этой ссылке можно прочитать беседу со школьниками академика Андрея Анатольевича Зализняка (1935-2017), названного в аннотации «выдающимся российским лингвистом», что напомнило мне выражения «советский учёный», «советский писатель», «советский лингвист», на которых я воспитывался в советской школе. Беседа интересна вся, но один из выводов привлёк моё особое внимание, цитирую: «В действительности существует реальная разница не в том, какой язык существует дольше, какой меньше, — этой разницы нет. А существует разница в долготе жизни названий языков. Поразительная вещь: существенным оказывается не сам язык, огромная махина из тысяч, десятков тысяч слов, грамматики и прочего, а всего лишь один маленький элемент: название этого языка».
По мысли академика, главное в языке не сам язык, но его название, потому что тот или иной язык жив до тех пор, пока живо его название. Стоит поменяться названию языка, и он становится мёртвым, а его жизнь наследует вышедший из него язык, имеющий новое название, хотя и остающийся по сути прежним языком. Как понять это утверждение?
Зализняк: «Например, хорошо известно, что романские языки: французский, итальянский, испанский, румынский — происходят от латыни. (…) Для них для всех сохраняется довольно большое количество письменных памятников, так что можно, начиная примерно с III в. до н. э., и даже немножко раньше, читать подряд тексты вплоть до нашего времени. Сначала это будут латинские тексты, потом позднелатинские, потом, например, раннефранцузские, потом среднефранцузские, потом нынешние французские. Таким образом, получится ровный ряд, где вы увидите непрерывное изменение языка».
Итак, исходя из ровного ряда, в котором можно проследить все превращения латинского языка во французский (или в какой-нибудь другой из романских языков), легко сделать вывод, что не поменяй латинский язык своего названия на французский, то продолжил бы свою жизнь в облике того, что сейчас называется французским языком. Но латинский умер, вернее, отошёл в мiр древних языков, а жить остался французский. Почему? Это другой вопрос, которого я не касаюсь, потому что хочу указать на самый принцип рождения и умирания языков, который заключается в смене названия.
Если так обстоит дело с языками, не то же ли самое происходит с народами? Они живы, пока носят свои имена. Меняется имя, и умирает народ, вернее сказать, рождается новое имя этого народа, и выходит так, будто прежний народ умер, хотя в действительности он всего лишь перестал называться прежним именем. Иными словами, народ как таковой и все его представители продолжают жить, но, принимая новое имя, они как бы умирают для своего прежнего имени, давая жизнь другому названию.
Заменим в процитированных выше словах академика Зализняка слово «язык» словом «народ», это тем более легко сделать, что в русском языке данные слова — синонимы. Итак, заменяем. В действительности существует реальная разница не в том, какой народ существует дольше, какой меньше, — этой разницы нет. А существует разница в долготе жизни названий народов. Поразительная вещь: существенным оказывается не сам народ, огромная махина из десятков тысяч и миллионов людей со своим государственным и общественным устройством, а всего лишь один маленький элемент — название этого народа.
Эти мысли звучат непривычно, но вполне убедительно. Тем более для верующих людей. Учёные могут спорить о живых и мертвых языках, о живых и мертвых народах, но для верующего все — живы, поэтому ему проще принять мысль о том, что народ умирает не тогда, когда его нет среди живых, но когда он меняет своё имя.
Какой пример из жизни можно привести? Когда вам показывают фотографии 3-летнего ребёнка и 70-летнего мужчины и говорят, что это один и тот же человек, то поверить этому можно лишь при безусловном доверии к рассказчику. Неужели этот малыш и этот дед — один и тот же человек? Да, один и тот же. Неужели французский это постаревший латинский? Да, это постаревший до неузнаваемости, но всё же латинский, и сколько бы он ни изменялся, он остаётся латинским, пока не происходит смертоносной перемены — в названии. Сколько раз за свою жизнь изменялся русский язык? Столько же, сколько раз садилось и восходило солнце. Сколько раз изменялся я сам? Столько же, сколько прожито мною дней. Русский язык, русский народ и я вместе с ними меняемся ежегодно и ежедневно, но сколько бы раз я не менялся, я буду связан с ними и с самим собой до тех пор, пока не переменю своего имени.
Конечно, перемена народного имени не может произойти без особенных причин, каковых я не касаюсь, потому что хочу сказать о другом. Народ собирается воедино не общей плотью и кровью, но общей идеей, а великий народ — великой идеей, как например, великий русский народ. Об этом подробнее в статье «От варяг бо русию прозвахомся, а преже словени быхом». А что такое плоть и кровь? Она у всех людей одна — Адамова. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян. 17: 26). Или по слову пророка Моисея: Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор. 32: 8). Для чего Бог так поступил? Дабы, — продолжает апостол Павел, — они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17: 27).
Итак, отводя «еврейскому» народу чрезвычайное место в истории человечества[1], как проходящему её от начала и до конца (кстати, в полном соответствии с «еврейским» понятием об их чрезвычайном избранничестве), я отвожу таковое место не народу, но имени, не плоти, но духу, который так возлюбил сей народ, что отдал все свои силы на его воспитание и руководство.
Теперь, когда изложен взгляд на рождение и умирание народов (по сути, идеалистический взгляд, поэтому материалистам его трудно понять, и я прошу прощения, что не смогу его им объяснить, поскольку это не в моих силах), перейдём к вопросу превращения евреев в «евреев».
Для начала поясню, почему я слово «еврейский» иногда беру в кавычки. Потому что нет уже на свете евреев, одни «евреи» остались. Не устану со слезами и горечью, при всяком удобном и неудобном случае повторять: давно нет уже евреев на земле. Ибо если бы они были, был бы на ней порядок. Во всяком случае, так называемые гей-парады разбегались бы под градом камней, потому что Бог заповедал евреям: если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них (Лев. 20: 13). Камни летели бы в ЛГБТ, если бы жили на свете евреи.
Кто такой еврей? Это человек, выполняющий заповеди Моисея во всей полноте и во всех частностях, как они изложены в книгах Второзаконие, Числа, Левит и т.д. Но давным-давно нет никого, кто бы выполнял закон Моисея в главных его предписаниях. Каких? Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие [только] пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, — ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, [и пришелец], который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими (Втор. 12: 17-18).
Место, которое избрал Господь еврею для принесения жертв ― Иерусалимский храм. После разрушения храма Ветхий завет перешёл в Новый, как ученик переходит в следующий класс. Тогда-то евреев и не стало. Вернее сказать, они стали христианами, как, например, Нафана́ил, о котором Господь сказал: се, воистину израильтянин, в немже льсти несть (Ин. 1: 47).
Читаем Златоуста: «Что у них нет ни опресноков, ни пасхи (многие, как слышу я, говорят и то, что пасха (христианская) должна быть с опресноками), – что у них нет опресноков, выслушай об этом слова законодателя (Моисея): не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой даст тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту (Втор. 16: 5-6), разумея здесь Иерусалим. Видишь, как Бог, привязав этот праздник к одному городу, впоследствии разрушил и самый город, чтобы и поневоле отклонить их от прежнего порядка жизни? Всякому известно, что Бог предвидел будущее. Для чего же Он собрал их туда со всей вселенной, если предвидел, что этот город погибнет? Не ясно ли, что Он хотел отменить и самый праздник?» (Святитель Иоанн Златоуст. Слово 3-е против иудеев).
Кто такой русский? Тот, кто участвует в Божественной Литургии и причащается Тела и Крови Христовых. Без участия в Литургии русского нет, потому что история Руси началась с Крещения славян, чтобы служить им Литургию и спасться в вечности. Русские превратились в «русских» в советскую эпоху.
Иерей Георгий Селин
8 декабря 2022
[1] Под историей человечества я разумею сознательную его историю, которая связана с рождением Иисуса Христа Сына Божия. Рождество Иисуса Христа ― основное событие человеческой истории, и всё, связанное с этим Рождеством, связано с магистральным путём её развития. Поэтому народы и дела истории, не причастные к этому основополагающему и центральному её событию, считаю оставшимися на обочине большака вселенной. ↩
А зачем Вы слово «звание» взяли в кавычки? По-моему, сан священника это ― звание Божие.
//Отец Георгий, проще было совсем без «звания» обойтись: это развязало бы руки Вам, и нам проще было бы не соглашаться с простым человеком, а не со священником — здесь общаются верующие люди, и священный сан для них не пустой звук.//
Если с человеком в священном звании так общаются, то каким будет общение с человеком без звания?
//это развязало бы руки Вам//
В каком смысле? Я не чувствую себя со связанными руками, и говорю свободно. За что, кстати, ещё и ещё раз Вас благодарю. За предоставленную возможность говорить свободно.
//Мне кажется, Вам нужно определиться: или Вы говорите как священник и только то, что подобает говорить священнику,//
А что неподобающее для священника я сказал? Приведите, пожалуйста, примеры.
//и мы относимся к Вам соответствующим образом,//
А что мешает вам относиться к священнику соответствующим образом без всяких условий?
//и нам проще было бы не соглашаться с простым человеком, а не со священником//
Так и не соглашайтесь ни со священником, ни с простым человеком. Только делайте это вежливо и, главное, ― обоснованно.
//Мне кажется, Вам нужно определиться: или Вы говорите как священник и только то, что подобает говорить священнику//
А что подобает говорить священнику? Возвещать Евангелие, не так ли? А что я против Евангелия сказал?
//Мне кажется, Вам нужно определиться: или Вы говорите как священник и только то, что подобает говорить священнику, и мы относимся к Вам соответствующим образом,
Не понял. А если священник говорит глупость, его глупость от того, что он – священник, становится подобающей?
//или говорите просто как эксцентричный человек, и мы воспринимаем Вас именно так и в таком же ключе Вам отвечаем.//
Эксцентричный? Это кто такой? Если тот, кто думает и говорит отлично от других, то я с таким определением согласен.
//или говорите просто как эксцентричный человек, и мы воспринимаем Вас именно так и в таком же ключе Вам отвечаем.//
Так отвечайте же именно в этом ключе, т.е. то, что вы думаете, а не то, что положено отвечать мирянину в ответ священнику. Я к этому и призываю. И потому ставлю сан после имени, чтобы не давить саном.
//В противном случае Вы нами манипулируете.//
Этой мысли, простите, не понял.
Георгий Селин, иерей: «А что неподобающее для священника я сказал? Приведите, пожалуйста, примеры».
Не буду. Во-первых, неприлично, во-вторых, злопамятно.
Георгий Селин, иерей: «А если священник говорит глупость, его глупость от того, что он – священник, становится подобающей?»
Нет. Но его неловко ставить на место. Если бы Вы не были священником, некоторые Ваши отзывы лежали бы в корзине.
Георгий Селин, иерей «//В противном случае Вы нами манипулируете.//
Этой мысли, простите, не понял».
Подумайте, мысль не сложная.
«А что неподобающее для священника я сказал? Приведите, пожалуйста, примеры».
//Не буду. Во-первых, неприлично, во-вторых, злопамятно.//
Я помню такой пример. Это был случай, связанный с репостом передачи российского режиссёра Михалкова «Бесогон» на «Ветрово». Так вот, для священника, на мой взгляд, было бы неподобающим согласиться с тем, что от этого человека можно услышать что-то душеполезное. И если я выразил тогда свою мысль пошло, то просил за это прощения. Кстати, я всегда прошу прощения. С кем не бывает, погорячился, вырвалось не то. И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, ― прости ему (Лк. 17:4).
«А если священник говорит глупость, его глупость от того, что он – священник, становится подобающей?»
//Нет. Но его неловко ставить на место. Если бы Вы не были священником, Ваши отзывы лежали бы в корзине.//
Ольга Сергеевна, ну здесь-то я сам на себя прошу привести пример. Благословляю показать мне мою глупость.
«Этой мысли, простите, не понял».
//Подумайте, мысль не сложная.//
Манипулирую в смысле давлю своим саном? Но от этого никуда не деться ни мне, ни Вам. Мне, например, 58-й год. И что? Я должен сказать, что мне 20-ть, чтобы не манипулировать сознанием читателей? Далее, я закончил когда-то семинарию и литинститут. И что? Этого тоже не надо учитывать?
А, я понял, не нужно указывать сан в подписи, как я не указываю в своей подписи возраста и образования. И когда я не буду указывать в своей подписи сана, то развяжу себе руки и дам всем свободу? Хорошо. Можно попробовать. Пилотный проект. Я буду подписываться: Селин, местный автор. И пусть желающие оправляются в соответствующий раздел сайта и там узнаЮт, кто это такой, и сами решают, как себя с таким вести, как к нему обращаться и как реагировать на реплики этого эксцентрика.
Таинственность жизни. «От одной крови Он (Всевышний) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). Или по слову пророка Моисея: «Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих» (Втор. 32: 8).
//Хочет сын жить своей, пусть и неправильной, жизнью — отпусти его. Не казни.//
Вы, наверное, имеете в виду Украину? Не хотят украинцы именоваться российскими ― не надо. Зачем их военной силой к этому принуждать? Да?
Такого рода вопросы не нам решать, уважаемая Екатерина. Это даже не государственного уровня решение, и даже не правящей мiром закулисы. Это компетенция Божия. По слову Писания: Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор. 32: 8).
//скифы породили славян, славяне — русских, русские — советских, советские — современных украинцев и россиян.\…\ Хочет сын жить своей, пусть и неправильной, жизнью — отпусти его. Не казни.//
А как же муки рождения? После грехопадения Адама и Евы всё на земле рождается в муках: люди, народы, государства…
Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор. 32: 8).
Интересно, смотрел ли кто, как это звучит в Синодальном переводе?
Синодальный перевод: Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Втор. 32:8).
Некоторые говорят, что синодальный перевод попросту беднее церковнославянского, и что русская ли, церковнославянская ли ― это две одинаковых Библии. На самом деле под обложкой того, что называется русским переводом Библии в сознание российских христиан вводится «еврейский» Танах.
Отец Георгий, а что Вы скажете о семисвечнике? Не кажется ли Вам, что его присутствие в алтаре православного Храма является неприкрытой проповедью иудаизма и символом могущества государства Израиль? Не вводится ли этим в сознание христиан праздник Ханука? Конечно, официальное, обоснованное объяснение присутствия семисвечника в алтаре можно легко найти в богословской литературе, но, может быть, это только красивая завеса, прикрывающая горькую правду?
Отец Георгий! Вам же нельзя называться просто Селин, а то вдруг вас кто нечаянно обидит, и Господь того казнит! Хотя каждого нельзя бы обижать, мы ж образы Божьи, но вы-то — особенная статья, как и любой священник. У меня, как вдруг хотя бы походя в уме кого-то в сане осужу, так сразу либо дети болеют, либо ещё какое наказание… Поэтому аккуратнее пишите про «евреев») ) Отец Георгий, спасибо, что вразумили про кровь и дух, мне бы очень хотелось иметь этот высокий еврейский дух, в котором нет лукавства. Но сильно высока планка. И — была в шоке от откровенности в разности переводов этого места Второзакония. И ведь никто особо внимания на это не обращает. Хотя известно и многократно опубликовано, что ожидающие пришествия машиаха рассчитывают иметь каждый определённое количество рабов из народов земли. Вот к чему такой «перевод» (а на деле программа) нас готовит.
//Отец Георгий, а что Вы скажете о семисвечнике? Не кажется ли Вам, что его присутствие в алтаре православного Храма является неприкрытой проповедью иудаизма и символом могущества государства Израиль? Не вводится ли этим в сознание христиан праздник Ханука? Конечно, официальное, обоснованное объяснение присутствия семисвечника в алтаре можно легко найти в богословской литературе, но, может быть, это только красивая завеса, прикрывающая горькую правду?//
//Не кажется ли Вам, что его присутствие в алтаре православного Храма является неприкрытой проповедью иудаизма и символом могущества государства Израиль?//
Позвольте подкорректировать Ваш вопрос, и ответ явится сам. Слова «государство Израиль» нужно взять в кавычки, а то, что написано в кавычках, могуществом обладать не может.
Вы обращали внимание, что минора прямая, а семисвечник – пирамидальной формы, т.е. устремлён ввысь, к Горнему мiру/миру? Так вот, только что обращено ввысь, имеет силу и могущество, а всё остальное ― земное, душевное, бесовское (см. Иак. 3:15).
//что Вы скажете о семисвечнике?//
Общеизвестно, что христианское Богослужение коренится в еврейском Богослужении и христианская история уходит корнями в еврейскую историю. Сделать семисвечник заповедал Бог пророку Моисею.
31 И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него;
32 шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;
37 И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его; (Исх. 25)
//Не вводится ли этим [т.е. присутствием в алтаре православного храма семисвечника] в сознание христиан праздник Ханука?//
Не вводится, п.ч. семисвечник связан с еврейской историей, а праздник Ханука связан с минорой и «еврейской» историей. Так же как греческий перевод 70-ти толковников под названием Септуагинта (из которой вышел ЦСЯ перевод) делался с еврейской Библии, а синодальный перевод ― с «еврейской» Танахи. Кстати, как по-Вашему? Об одном и том же говорят ЦСЯ и синодальный переводы (Втор. 32: 8)? В них разные смыслы или одинаковые? Почему в синодальном переводе возникли сыны Израилевы вместо ангелов Божиих?
//но, может быть, это только красивая завеса, прикрывающая горькую правду?//
Не могли бы Вы пояснить свои слова? «Горькая правда» это о чём?
Георгий Селин, иерей: «Кстати, как по-Вашему? Об одном и том же говорят ЦСЯ и синодальный переводы (Втор. 32: 8)? В них разные смыслы или одинаковые?»
Разные или одинаковые смыслы могут зависеть и от желания читающего. И то же самое — по поводу семисвечника, или, например, происхождения богослужебных облачений, или происхождения русских имён. Во всём этом можно отыскать связь с иудаизмом, сделать вывод о его засилии и даже о мiровом заговоре, который осуществляется на протяжении веков, тысячелетий. Зайди человек с определённым складом ума в Храм — и, глядя в Алтарь, он увидит там символ с герба Израиля.
В начале двухтысячных годов я приехала на православную выставку в Киево-Печерской Лавре и работала на стенде под вывеской «Паломнический центр Московского Патриархата». Ко мне подошёл человек средних лет и, глядя на вывеску, что-то сказал о Патриархе (забылось, что именно, но нечто нелицеприятное). После этого он стал говорить, что все русские ненавидят украинцев, называют их только хохлами и даже специально говорят «на Украине», потому что хотят попирать её ногами. Говорил он со сдержанной злобой, и чувствовалось, что всё это не сегодня пришло ему в голову. Мне всё это было в новинку — ни с чем подобным никогда не сталкивалась. Как могла, вела дипломатическую беседу, пытаясь развеять бредни. Как ни странно, собеседник ушёл несколько успокоенным, а я подумала, что он не совсем в себе.
Сдаётся мне, не стоит переносить на целый народ те качества, которые присущи отдельным его представителям (или не существуют), не стоит унижать народ, в том числе беря его название (или название его государства) в кавычки. Сначала люди начинают думать неправильно (причём иногда не от глупости, а наоборот — от чрезмерно развитого интеллекта), потом — пускать друг в друга ракеты.
Согласно 282-й статье Уголовного кодекса, «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет».
На сегодня у меня всё.
//была в шоке от откровенности в разности переводов этого места Второзакония. И ведь никто особо внимания на это не обращает. Хотя известно и многократно опубликовано, что ожидающие пришествия машиаха рассчитывают иметь каждый определённое количество рабов из народов земли.//
А я в шоке от того, что бОльшая часть программы по обеспечению «сынов Израилевых» народами земли уже выполнена. Имею в виду заселение Палестины самозванцами, назвавшимися потомками Авраама, которые на том основании, что в Библии сказано, что Палестина как земля обетованная обещана в наследие потомкам Авраама, заселяют её, выгоняя огнём и мечом живущих на ней арабов. И никто не возражает. Только эксцентрик Селин, которого на православном сайте никто понять не может, чего он привязался со своими «евреями», чего он хочет.
//Разные или одинаковые смыслы могут зависеть и от желания читающего.//
Понятно. А как Вы понимаете слова синодального перевода Библии: Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Втор. 32:8)?
//Зайди человек с определённым складом ума в Храм — и, глядя в Алтарь, он увидит там символ с герба Израиля.//
Он не увидит (и никто не увидит) в алтаре этого символа, п.ч., как было сказано выше, православный семисвечник пирамидальной формы, т.е. устремлён ввысь, а огни меноры горят на одном уровне.
//Сдаётся мне, не стоит переносить на целый народ те качества, которые присущи отдельным его представителям (или не существуют), не стоит унижать народ, в том числе беря его название (или название его государства) в кавычки. Сначала люди начинают думать неправильно (причём иногда не от глупости, а наоборот — от чрезмерно развитого интеллекта), потом — пускать друг в друга ракеты. //
Думать, как Златоуст, это, по-Вашему думать неправильно? Русские люди, отделившие от себя целый народ чертой оседлости, думали неправильно?
//Сначала люди начинают думать неправильно (причём иногда не от глупости, а наоборот — от чрезмерно развитого интеллекта), потом — пускать друг в друга ракеты.//
Вот и именно. Сначала христиане перестают думать правильно, а потом начинают пускать друг в друга ракеты, потому что перестают понимать, где свет, а где тьма.
//Согласно 282-й статье Уголовного кодекса…//
Слова святителя Иоанна Златоуста против иудеев под эту статью не подходят? Очевидно, подходят. Извините, Ольга Сергеевна, тут либо христианство, либо 282-я статья УК.
Википедия: «Ханукия является одним из «отличительных символов» евреев. Так, есть рассказ о том, как жили себе люди в одном обычном районе. Кипу не носили, на дверях мезузы не вешали, в общем ничем не отличались от других. Приближался праздник Хануки. И вот в одном из таких домов решили зажечь Ханукию. Но вот незадача, её нужно поставить на видном месте».
Г.С.: Здесь, кстати, причина того, что ханукия стремится в самый Кремль.
«Начался спор, куда её ставить. Отец утверждал, что он где-то читал, что можно поставить Ханукию и на стул (так чтобы она была и на видном месте, но вместе с тем с улицы её не было видно), мать же упорно не соглашалась, настаивая на том, что она должна непременно висеть с левой стороны от входной двери. После долгих споров было решено повесить её на дверь. Каково же было удивление, когда вдруг в доме напротив они увидели точно такой же светильник. А затем ещё и ещё, и вот уже вся округа сияет».
Георгий Селин, иерей: «Он не увидит (и никто не увидит) в алтаре этого символа, п.ч., как было сказано выше, православный семисвечник пирамидальной формы, т.е. устремлён ввысь, а огни меноры горят на одном уровне».
Увидит, если захочет, как я. А отличить пирамидальность от непирамидальности для некоторых — всё равно что отличить сефардские черты от ашкеназских.
Отец Георгий, не буду отвечать Вам на многочисленные вопросы — к сожалению, у меня нет такого количества времени, чтобы обращаться по каждому из них к богословской литературе и искать, как святые отцы толкуют то или иное место из Священного Писания. Кстати, у меня не хватает времени на то, чтобы прочитать присланную Вами статью — отчасти потому, что в отзывах слишком обильно обсуждается еврейская тема, которая вынуждает иногда реагировать.
//Кстати, у меня не хватает времени на то, чтобы прочитать присланную Вами статью — отчасти потому, что в отзывах слишком обильно обсуждается еврейская тема, которая вынуждает иногда реагировать.//
Принял к сведению.
Отец Георгий , я Вас понимаю . Я с Вашим мнением согласна и по вопросу самозванцев т.н евреев, и по вопросу т.н СВО , а по сути безумной войны . Вы для меня не эксцентрик , а пастырь добрый . Спаси Господь ! Прошу редактора пропустить этот отзыв.
Марина, помогите мне, пожалуйста, ответить отцу Георгию на вопрос, который он мне задал. Напомню, что я из Беларуси, и ответ из Ваших уст будет более объективным.
Георгий Селин, иерей :«Украинцев до недавнего времени не было в природе. Это общеизвестный факт, и много материалов по этой теме можно прочитать на сайте в рубрике «Триединая Русь».
https://vetrovo.ru/triedinaya-rus/
Как Вы думаете, Алла, почему возникли украинцы?»
И к какой нации Вы причисляете себя по собственному мнению и мироощущению, и по определениям отца Георгия?
Заранее благодарю за ответ. Очень хочется узнать Ваше мнение .
Г.С.: Слова святителя Иоанна Златоуста против иудеев под эту статью не подходят? Очевидно, подходят. Извините, Ольга Сергеевна, тут либо христианство, либо 282-я статья УК.
Кончено, я неправильно написал. Правильно: либо 282-я статья УК, либо выбросить Златоуста на помойку. Собственно, так и было в СССР.
Ежели Талмуд ― правда, то Евангелие от начала и до конца ― ложь. А если Евангелие ― правда, то Талмуд ― ложь. Если современный иудаизм религия, то христианство нерелигия, и если христианство религия, то иудаизм нерелигия.
Я подхожу за эти слова под 282-ю статью УК?
//Согласно 282-й статье Уголовного кодекса, «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей…//
А СВО под эту статью не подходит?
Г.С.: «Он не увидит (и никто не увидит) в алтаре этого символа, п.ч., как было сказано выше, православный семисвечник пирамидальной формы, т.е. устремлён ввысь, а огни меноры горят на одном уровне».
О.С.: Увидит, если захочет, как я. А отличить пирамидальность от непирамидальности для некоторых — всё равно что отличить сефардские черты от ашкеназских.
Г.С.: Ну и пусть увидит. В чём проблема? Вы же хотели увидеть у себя еврейские черты, цитирую: «Чем больше читаю Ваши статьи и отзывы, тем больше мне хочется отыскивать у себя еврейские черты». Иными словами, Вам даже нарочно хотелось отыскивать в себе «еврейские» черты. Зачем? Я так полагаю, из стремления быть солидарной с «униженными и оскорблёнными». Так? Поправьте, если ошибаюсь. Ну так пусть желающие видеть в православном семисвечнике менору ― видят в нём менору. Православный храм, стало быть, солидарен с «евреями».
//И к какой нации Вы причисляете себя по собственному мнению и мироощущению, и по определениям отца Георгия?
Заранее благодарю за ответ. Очень хочется узнать Ваше мнение .//
Г.С.: Алла, а Вы помните, как ответили на тот вопрос?
Алла: Так и белорусов до недавнего времени не было в природе. Хотите опять поднять национальный вопрос и взбудоражить собрание ?
Отец Георгий, конечно, я помню наш диалог . Тем более, все ходы Вы записали:
«Алла 09.12.2022 в 19:31 Минск
Георгий Селин, иерей «Украинцев до недавнего времени не было в природе. Это общеизвестный факт, и много материалов по этой теме можно прочитать на сайте в рубрике «Триединая Русь».
https://vetrovo.ru/triedinaya-rus/
Как Вы думаете, Алла, почему возникли украинцы?»
Алла: Так и белорусов до недавнего времени не было в природе. Хотите опять поднять национальный вопрос и взбудоражить собрание ?
Г.С.: Вы полагаете, что рубрика «Триединая Русь» существует для того, чтобы будоражить собрание, а не для того, чтобы собрание могло знать историческую правду?»
Некорректно было с Вашей стороны задавать мне вопрос об украинцах . Я ответила о белорусах. И попросила помочь с ответом об украинцах Марину.
Вы настаивали на том, что собрание должно знать историческую правду …
Вот и доведите до нашего сведения историческую правду .
А Марина почему-то промолчала. Не знаете почему?
//Некорректно было с Вашей стороны задавать мне вопрос об украинцах . //
Простите, в чём именно была некорректность?
//Вы настаивали на том, что собрание должно знать историческую правду …
Вот и доведите до нашего сведения историческую правду . //
На сайт переложить Ваш вопрос не получится. Не редакция сайта, которая ведёт рубрику «Триединая Русь», обратилась к Марине с вопросом, а именно Вы. Понимаете, о чём я говорю? Вы не захотели отвечать мне по причине Вами названной, зачем тогда будоражите Марину? Тут не надо на сайт кивать. Не он задал вопрос Марине, а Вы.
//А Марина почему-то промолчала. Не знаете почему?//
Это Вы о чём?
Отец Георгий, не переживайте насчёт злополучной 282-ой статьи.
Хотя мы с Вами можем в чём-то не соглашаться и порою находимся не в одном окопе, но очень легко можем оказаться в одной камере. Это облегчит жизнь редактору: не носить же ей передачи по разным камерам. И это будет для неё нашей страшной пастырской местью. А если серьёзно, то, говоря о 282-ой статье, редактор, конечно же, не желала Вам никаких неприятностей, а просто переживает, чтобы не заблокировали сайт.
//Хотя мы с Вами можем в чём-то не соглашаться и порою находимся не в одном окопе, но очень легко можем оказаться в одной камере. //
О блаженная камера, водворяющая, лучше сказать, воцаряющая единомыслие душ и телес.
//А если серьёзно, то, говоря о 282-ой статье, редактор, конечно же, не желала Вам никаких неприятностей, а просто переживает, чтобы не заблокировали сайт.//
Это я прекрасно понимаю, и потому неустанно благодарю редактора за мужественные публикации без купюр некоторых реплик. Да здравствует «Ветрово», самый свободный сайт в мiре! Да осенит Господь плещма Своима сайт «Ветрово», и оружием обыдет его истина Его!
//А Марина почему-то промолчала. Не знаете почему?//
Это Вы о чём? Это всё равно что я задал бы вопрос Геннадию и, оставшись без ответа, спросил бы Людмилу Николаевну: «а Вы не знаете, почему Геннадий промолчал?» Как-нибудь сами закрывайте свой гештальт, уважаемая Алла. Ничем помочь не могу.
Отец Георгий, раз уж речь в этом разговоре зашла о том, кому что напоминает, хочу спросить. Как вы решили вопрос с шестерками на обложке вашей Библии? Прочла об этом в вашей книге и ахнула. У меня просто такое же издание, и до того, как я прочитала про эти шестёрки, не сильно заморачивалась: ну узор и узор, не сильно приглядный, какой-то примитивный и ладно. А теперь вижу там 666 на корешке и много 6 на обложках, кошмар. При этом данного вида орнамент именно на изданиях Библейского общества церковнославянской Библии, как увеличенного, так и обычного формата, на книгах с синодальным текстом такого не встречала. Для случайного человека эти вопросы, конечно, могут показаться обсессивно-компульсивным синдромом))), но для меня и эта вроде бы мелочь имеет некоторое значение. Что вы с шестерками сделали, признайтесь, отец Георгий? Как их развидеть)) (если кому интересно, шестёрки тут: https://www.xn--80aeopmfjx.xn--p1ai/collection/Sv-pisanie-tolkovaniya/product/bibliya-na-tserkovnoslavyanskom-yazyke-s-parallelnymi-mestami).
По Вашей ссылке корешок Библии, увы, плохо виден. На корешке «шестёрок» ровно три. Ни больше, ни меньше. Точнее, три по три. Три поверх слова БИБЛIЯ, три внизу его и три в самом низу корешка.
Кого в «Российском Библейском Обществе» (издатель и оформитель данного издания) спросить о значении сего орнамента? Я уверен, что спросить некого. Разведут руками, да ещё с улыбочкой намекнут, что с такими вопросами нужно обращаться не в РБО, а к психиатру. Ошибаетесь, товарищи РБОшники, обратиться к психиатру следует как раз тем, кого тянет плести такие узоры. Пусть доктора займутся исследованием подсознательных мотивов ваших художников: какой тайный дух влечёт их рисовать повсюду шестёрки? Могу предположить какой — скотский, или, как говорит апостол Иоанн, дух зверя. Как псы и коты метят разные предметы, так эти деятели оставляют паскудные метки на всём, что попадает в их пакостные руки.
И в российском паспорте «шестёрки» просматриваются. Слово «Россия» в колючей проволоке из шести фигушек, и номера страниц в такой же проволоке уже с тремя фигушками. Причём в оформлении страничных номеров логичнее было бы нижнюю завитушку фигушкой оставить, но она вдруг свёрнута косичкой. Зачем? Чтобы шестёрок было три, а не четыре?
//обсессивно-компульсивным синдромом)))//
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это заболевание, вызывающее навязчивые мысли, которое могут привести к компульсивным действиям. Если компульсивное поведение занимает не менее одного часа в день или ухудшает качество жизни, возможно, у вас обсессивно-компульсивное расстройство.
Вот, вот. Если «еврейской» теме более 10 % своего внимания уделяет человек ― у него ОКР.
//Что вы с шестерками сделали, признайтесь, отец Георгий? //
Ничего не делал. Давно не замечаю. Вы напомнили.
//Как их развидеть))//
В смысле, как видя не видеть? Точно так, как слыша не слышат слова синодальной Библии о том, что Бог создал народы по числу сынов Израилевых.
Екатерина, почему это шестерки, а не языки пламени?
//почему это шестерки, а не языки пламени?//
П.ч. на корешке «шестёрок» ровно три.
П.ч. в оформлении страничных номеров российского паспорта логичнее было бы нижнюю завитушку фигушкой оставить, но она вдруг свёрнута косичкой. Зачем? Чтобы «шестёрок» было три, а не четыре?
— Почему это шестерки, а не языки пламени?
— Потому что на корешке их ровно три.
Диагноз ясен. Я думаю, это поможет развидеть шестерки:
https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/1919
Отец Георгий, простите за задержку: не все располагают таким количеством времени для общения, как иногда хотелось бы.
Георгий Селин, иерей :
« //Некорректно было с Вашей стороны задавать мне вопрос об украинцах . //
Простите, в чём именно была некорректность?»
Некорректность в том, что мой ответ был бы крайне субъективным и мог задеть чувства украинцев.
В 2020 я была свидетелем разжигания вражды между своими согражданами. Беларуси готовили участь Украины, а может быть и еще хуже. Сейчас всё могло быть иначе, если бы эти планы осуществились .
Георгий Селин, иерей :
//А Марина почему-то промолчала. Не знаете почему?//
Это Вы о чём? Это всё равно что я задал бы вопрос Геннадию и, оставшись без ответа, спросил бы Людмилу Николаевну: «а Вы не знаете, почему Геннадий промолчал?» Как-нибудь сами закрывайте свой гештальт, уважаемая Алла. Ничем помочь не могу.»
Марина попросту боится отвечать по причине той вражды к русским, которая царит в Украине.
И я ее могу понять, потому что обладаю определенным опытом.
Георгий Селин, иерей:
//Вы настаивали на том, что собрание должно знать историческую правду …
Вот и доведите до нашего сведения историческую правду . //
На сайт переложить Ваш вопрос не получится. Не редакция сайта, которая ведёт рубрику «Триединая Русь», обратилась к Марине с вопросом, а именно Вы. Понимаете, о чём я говорю? Вы не захотели отвечать мне по причине Вами названной, зачем тогда будоражите Марину? Тут не надо на сайт кивать. Не он задал вопрос Марине, а Вы.»
А не к сайту обращаюсь, а лично к Вам.
Диагноз ясен. Я думаю, это поможет развидеть шестерки:
https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/1919
Это Вы про художников из РБО? Согласен с Вами.
Георгий Селин, иерей, нет, про тех, кто всюду видит шестерки.
//Некорректно было с Вашей стороны задавать мне вопрос об украинцах . Я ответила о белорусах. И попросила помочь с ответом об украинцах Марину.//
Хорошо. Смотрим записанные ходы.
Г.С.: Как Вы думаете, Алла, почему возникли украинцы?»
Алла: Так и белорусов до недавнего времени не было в природе. Хотите опять поднять национальный вопрос и взбудоражить собрание ?
Это называется Ваш ответ о белорусах? Разве Вы ответили, почему возникли белорусы? Вы ничего не ответили ни об украинцах, ни о белорусах.
//Марина попросту боится отвечать по причине той вражды к русским, которая царит в Украине.
И я ее могу понять, потому что обладаю определенным опытом.//
Зачем же Вы её спрашиваете о том, о чём она боится отвечать?! При том, что прекрасно знаете о её страхах и непростом положении.
Вопрос происхождения украинского народа для раздела сайта «Триединая Русь» это вопрос знания исторической правды. А для Вас, Алла, это вопрос ― будоражения сообщества, как Вы сами об этом сказали. И теперь Вы меня об этом спрашиваете? Как это называется по-немецки? По-русски это известно, как называется.
Отец Георгий и Павел, спасибо каждому из вас за ответы. Павел, я тоже люблю читать старца Паисия, но ведь и правда там именно шестёрки, а на языки пламени это не тянет. Кому-то и грязь надо замечать, не всем людей сладким и липким кормить…
//Георгий Селин, иерей, нет, про тех, кто всюду видит шестерки.//
Благодарю за выставленный мне диагноз. И как моя болезнь называется? ОКР? Обсессивно-компульсивное расстройство? Разрешите, доктор, пару слов сказать? Вот Вы, Павел, как бы Вы оформили издание Библии на церковнославянском языке? Я бы, например, обратился к старинным рукописям, к древним орнаментам и заставкам. Их множество. Прекрасных, цветущих, благоухающих… А что делают художники РБО? Они обливают обложку СВЯЩЕННОГО ТЕКСТА ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ чем-то похожим на органическое удобрение для растений. Так кто здесь муха и кто пчела? И при этом я же оказываюсь виноватым и диагностированным, так как вижу фигушки и шестёрки вместо того, чтобы видеть языки пламени? Вы хотите на меня переложить вину за из рук вон плохое оформление Библии? Кстати, как, по-Вашему, могут быть связаны языки пламени и Библия на ЦСЯ?
//Георгий Селин, иерей, нет, про тех, кто всюду видит шестерки.//
Что значит: «всюду видит шестерки»? На Вашем лбе я шестёрки не вижу.
Екатерина, да, мухи тоже нужны, но если вас это мучает, — возможно, стоит попробовать смотреть на изображение с точки зрения пчелы.
> Вот Вы, Павел, как бы Вы оформили издание Библии на церковнославянском языке?
Скорее всего, я бы использовал узоры, напоминающие цветы, но я бы не брезговал цифрой 3 — в результате чего точно так же получилось бы 3 шестерки, так как тройка — одна из самых популярных цифр в композиции, а узор в виде цветка тоже часто напоминает шестерку. Кто хочет увидеть шестерку, тот ее увидит.
Мне чисто с художественной точки зрения оформление этой книги не нравится — если в единичном варианте этот узор выглядит как огонек, то при таком заполнении общая форма напоминает зубы или клыки; в оформлении Библии хочется видеть больше мягкости или строгости — либо, более мягкие узоры, либо, вообще без узоров.
Но я все равно не вижу там шестерок. Возможно, потому, что хвост у шестерки обычно загибается по общей траектории фигуры, а здесь хвост загнут в противоположную сторону — и именно этот изгиб и дает аналогию с языком пламени. Тот же самый эффект достигается и пустотой внутри фигуры — пламя обычно имеет синеватый оттенок в этих местах.
> Кстати, как, по-Вашему, могут быть связаны языки пламени и Библия на ЦСЯ?
У меня в голове сложился образ языков пламени, сходящих от Святого духа на Апостолов — поэтому и выдвинул такое предположение. Огонь, ведь, тоже можно увидеть по-разному. Можно сказать, что злоумышленники предлагают нам покупать Библию в геенском огне с языками пламени в виде шестерок по ее контуру, а можно придерживаться моей трактовки.
Я знаю одного очень хорошего человека, который однажды нарисовал логотип для хорошего проекта. И я вместе с ним смотрел на этот логотип, и мне он понравился. Смешно получилось, когда Google не пропустил этот логотип и установил на нем пометку 18+. Мы долго сидели и думали, что же ему не понравилось — не поняли и забросили это дело. Прошло 5 или 6 лет, и вдруг мы поняли, словно подушкой ударило по голове — действительно, в этом логотипе угадывались некоторые черты, которые вполне могли вызывать нехорошие ассоциации. Этому человеку стало стыдно, наверно, так же стыдно, как Адаму, который увидел свою наготу, хотя проблема не была критичной, и другие люди обращали или не обращали на нее внимание исключительно в меру своей испорченности. А сам этот человек ни на момент рисования логотипа, ни на момент прозрения не имел в душе ничего злого, просто так получилось. Хотя, Фрейд или его последователи, наверняка, написали бы ему — «Пусть доктора займутся исследованием подсознательных мотивов ваших художников: какой тайный дух влечёт их рисовать повсюду [***]? Могу предположить какой — скотский, или, как говорит апостол Иоанн, дух зверя».
Даже если в изображении на ваш взгляд есть что-то некорректное, не стоит спешить раскрывать всем вокруг глаза на это. Вот Екатерина жила себе и жила, пока не знала, что там нарисованы шестерки. Прочитала вашу книгу и узнала. Теперь ломает голову, как это развидеть. Что развидеть? Шестерки на обложке Библии или информацию из вашей книги?
А еще смотрите, тоже три шестерки:
https://nlo-mir.ru/wp-content/uploads/2021/06/1_predskazanija-arhimandrita-tavriona-batozskogo-o-pechati-zverja.jpg
Как программист, я могу понять, почему там три шестерки и даже обосновать это, если потребуется. Обосновать так, чтобы развеять все мифы относительно глобального заговора вокруг штрих-кодов. Могу даже начать с азов, со школьного курса информатики. Проблема только в том, что эти шестерки — как красная тряпка для быка — всегда действуют на православных раздражающе. Только скажи им, что две длинные полоски подряд — это закодированная цифра 6 — тут же как по команде появляются глобальные заговоры и печати антихристов. А почему это именно так, никто и вникать не будет. Может быть, технология такая, что никакой цифры кроме этой там просто нельзя разместить.
Да, забыл. Еще три девятки — как перевернутые шестерки. Еще ИНН — печать антихриста. Еще нельзя брать пластиковые карточки и новые паспорта. Еще нельзя делать прививки и никакие уколы. Еще нужно срочно прятаться по деревням и бункерам. Еще — уже пришел антихрист, и это Путин, и с 2021/2022/2023 года начинается его 42-месячное правление. И все, кто сейчас живут в больших городах, уже неосознанно приняли его печать. И когда пользуемся техникой — поклоняемся сатане. И так далее.
Георгий Селин, иерей: «Это называется Ваш ответ о белорусах? Разве Вы ответили, почему возникли белорусы? Вы ничего не ответили ни об украинцах, ни о белорусах.»
А Вы рассчитывали, на глубокое историческое исследование или на разговор о дУхах?
Наш Президент, историк по образованию, на подобный вопрос ответил еще проще : «Ну и что, что раньше не было ? А сейчас есть.»
Белорусская нация изначально зародилась в головах группы людей и укрепилась не без помощи немцев. На это Вы намекали, спрашивая перевод на немецкий того , что по Вашему мнению должно меня плохо охарактеризовать? Озвучьте по- русски.
«Зачем же Вы её спрашиваете о том, о чём она боится отвечать?! При том, что прекрасно знаете о её страхах и непростом положении.»
Я задаю вопросы с целью получить ответ. А Вы ?
Думала , что в демократическом обществе каждый может свободно выразить свою точку зрения. Когда не получила ответ поняла, что озвучивать можно лишь русофобскую .
Отец, Георгий, Вы давеча пикировали А. Буздалова цитатой из «мертвых душ»
Так куда несется по Вашему мнению Русь?
Ведь Украина, как и Беларусь, тоже Русь…
Павел, вы так красиво пишете… Вы, наверное, современный православный писатель, а не только программист? Видите ли, мы уже некоторое количество писателей перечитали, и если бы всех слушались и всему верили бездумно, вопросов бы не возникало. Вот и с книгой отца Георгия, и с творчеством других авторов мы же имеем возможность не согласиться, более того, что-то выборочно для себя отфильтровать. Да что я объясняю вам, вы же сами, вижу, взрослый и умный человек. Если б не было там шестерок, я бы их и не увидела, отцу Георгию же я благодарна за подсказку. Из его книги я, конечно, извлекла не только это, но и много другого ценного лично для меня и полезного, например, впервые после прочтения познакомилась ближе с творениями замечательного Григория Богослова, которого дотоле как-то не замечала. И прочая, и прочая. А спросила, что делать с шестерками из-за того, что есть разные способы с наносимыми сегодня направо и налево кьюаркодами и другими печатями и штампами. Например, моя подруга, глубоко верующий человек, врач по образованию, церковница, где по возмодности на своих вещах и вещах детей стирает и вообще ликвидирует всевозможные коды. И это не из-за страха перед ними. Просто какое-то безотчетное предчувствие, что ничего доброго такая привычка к печатям не принесёт, а даже наоборот. Это её борьба. Я тоже стараюсь избегать двусмысленных и подозрительных символов, не люблю даже изображений динозавров и прочих монстров на одежде у детей, не говоря уже о рогах и копытах)) Вот я и думаю, и спрашиваю, отскрести потихоньку эти шестёрки, или просто печально взирать на корешок книги, размышляя о близ грядущем… Поверьте, мы пытаемся трезвиться и относиться к своей жизни серьёзно, и это касается даже мелочей. Скорее всего, при желании опытный психиатр подберёт диагноз, а обыватель уже подобрал — пгм, например. А по поводу остального, о чем вы, по-видимому, приглашаете менее заморачиваться, хотя бы о прививках, у меня тоже свое мнение. Оно основывается на опыте нашей семьи, детей, выстрадано. Поэтому я бы не стала так походя кидать, что мол, вот и прививки нельзя ставить, типа этому учат лишь алармисты. Кому-то и правда нельзя, а какие-то — и всем бы православным нельзя. А если учесть, что мы сознательно переехали из города в деревню, то и не знаю, что можно ответить на вашу реплику. Подождём 42 месяца))
Екатерина, официально программист, и немного писатель, только не официально. Но я не модернист, по возможности придерживаюсь традиционных взглядов на православие и уважаю тех, кто тоже их придерживается. Однако, стирать всюду всевозможные коды и бояться вообще всех нововведений — это не традиционный подход, а болезненный. И это не борьба. Вы написали выше про ОКР — эта тревога может перерасти в ОКР, как раз когда человек начнет производить навязчивые действия по устранению причин своего беспокойства, ничего хорошего такие действия не принесут. Некоторые штрихкоды она сотрет (испортив попутно вещь и напугав знакомых), другие — не сможет. В чем же здесь борьба?
Бороться нужно с осмысленными вещами. Почему человек выступает против прививок? Если боится, что с прививкой ему занесут какой-то чип, и он неосознанно примет печать антихриста, то это болезнь; если же боится, делая прививки, оскорбить Бога, проявив к Нему недоверие, то это борьба. А люди иногда берут на себя явно лишние, самовольные трудности и потом героически «борются».
Какая же это борьба, если в ходе нее совершенно ничего не меняется? Отложит ли антихрист свой приход из-за того, что она стирает штрихкоды со всех вещей и, возможно, не приняла новый паспорт с шестерками? Думаю, нет. И штрихкоды введут, и QR-коды, и карточки, и новые паспорта, и все остальное. Безотчетная боязнь этого — просто следствие технической неграмотности, когда все технические нововведения заведомо воспринимаются как что-то страшное, предвестники антихриста. Они, безусловно, ведут к нему, но сами по себе не являются ни чем-то ужасным, ни чем-то, на что мы можем повлиять. Коды — это просто коды, маркировка товаров для электронного учета. То же — и с ИНН, только маркировка людей. Неприятно? Безусловно. Попадешь за это в ад? Нет. Бороться нужно исключительно со своими недостатками, а не с кодами и маркировками — тогда это будет борьба. А заводить панику по поводу каких-то вымышленных шестерок на обложке Библии — только поднимать православных на смех, и притом заслуженно. Неблагодарное дело.
Весь вопрос в том, что лично вашей душе приносит спокойствие или беспокойство. Настоящее спокойствие, а не временное успокоение от очередного стертого штрих-кода. А шестерки на обложке Библии — исключительно вопрос восприятия. Если они вас тревожат, я ответил, как их развидеть — сам я их до сих пор там не вижу, и меня они не тревожат. А вот объективные проблемы — пропаганда лгбт, феминизм, разрушение семейных ценностей, пьянство и мат в стране — это меня тревожит. Узоры «шестерки» на обложке Библии меня не тревожат, а Евангелие в манге тревожит. Стирание штрихкодов — это не борьба со злом, а настоящая борьба — это проповедывание традиционных ценностей и чистоты жизни, этим нужно заниматься. А навязчивые мысли и действия — отбросить.
Павел, благодарю вас за столь развернутый и пронизанный теплотой и участием ответ, одно удовольствие читать такие комментарии. Что ж, поскольку течение беседы стало мне напоминать известный диалог из «Ералаша» «- Иван Иваныч, вы мне сказали: «А может, мне лечиться?..», давайте поговорим об этом)) Некоторое время назад я пришла к выводу, что сегодня существуют как бы две формы православия. Одну форму исповедует широкомыслящая часть общества, другой придерживаются их оппоненты, назовём их узконаправленными. Ужасно звучит, но я не писатель и попыталась в эти определения вложить смысл того, что хотелось бы передать, чтобы поняли. Раньше, по молодости лет, я мыслила широко, как думала, не по букве, а по духу. Слушалась более старших наставников в нашем церковном приходе и известных нынче проповедников, и постепенно прониклась скептицизмом по отношению к чудотворениям, многим моментам из житий святых, балансу духовного и материального в мире, сей же дух, которым я дышала, назвала бы «всё можно, главное — любовь». Сейчас, по прошествии лет, считаю это просто духом протестантизма, и даже больше — безверием. Сопутствующим явлением, приложением к этому являлась моя бурная деятельность на приходе, благосклонность настоятеля и небрежение к своей личной духовной жизни. Тогда я с желанием читала диакона Кураева, слушала профессора Осипова, внимала наставлениям иерея Максимова. Тогда бы я посмеялась и над шестерками, и сама бы, как некоторые мои односельчане, не побрезговала бы поставить на авто красивый номер «666». Главное — любовь. А потом наступил кризис, полная утрата детской веры, которой учила бабушка, утеря желания молиться — зачем, ведь чудес в наше время ждать бесполезно, святых не бывает, жить надо, чтобы людям угодить. Постов дома мы не блюли (зачем — главное ведь ближнего не есть), зато с настоятелем были в прекрасных отношениях, и наш приходской сайт цвёл аки майская роза от обилия репортажей с «миссионерских» мероприятий. И вот в какой-то момент ухудшились отношения со священником, и вся эта громада, построенная на кипучей деятельности, моих широких познаниях, бесстрашии, отсутствии предрассудков, посыпалась, как карточный домик. Благодаря Богу, я как раз через интернет нашла и прочла книгу «Письма к друзьям» новомученика Михаила Новосёлова, в ней я нашла утерянный источник вечной жизни и увидела, что широкая вера и широкий путь — это совсем не православие. Узок путь, ведущий ко спасению, и пришлось мне сузить своё не в меру расширившееся мировоззрение. Не без труда, конечно. Трудно испорченной лжепроповедниками рационализма душе поверить, что старица парит во время молитвы, а старцу является Богородица. Но вот, пытаюсь идти, карабкаться, соблюдать хоть маленькое, да правило молитвенное. Да, возможно, и возрастом обусловлены изменения в мозгу, желание обрести утерянные рамки. Зато стала многое замечать и внутри себя, и вокруг, что раньше просто проглатывала запоем в жизни. Например, замечаю, что интернет затягивает (на то это и называется сетью), и если утром вместо молитвы схватишь телефон — всё, у меня благодатное ощущение теряется. Уж не говоря о том, что, начав читать книги онлайн, я труднее могу сосредоточиться на обычных бумажных. И это — взрослый человек, а что сказать о детях? Поэтому в школе мы отказались от участия во всех цифровых мероприятиях, но цифровая экономика — это государственный нацпроект, школа в нём крепко завязана, не участвовать в ритуальных праздниках в честь героев и в онлайн-олимпиадах всё сложнее и вскоре, предвижу, придётся отказаться и от общеобразовательной школы… Не из страха перед идеологией, вещью или сетью, а ради свободы оставаться собой. Заметьте, я выше писала про то, что Господь с помощью интернета навёл меня на православный путь, и всё же предполагаю, что данное изобретение — от лукавого. Наверное, Бог и из зла силен сотворить благо? И, возвращаясь к узости и букве… У меня несколько дочек, и мы с ними постоянно встречаемся в быту с разного рода татушками. Татушки везде и всюду, дети с молоком матери впитывают их вездеприсутствие в жизни. А в Ветхом завете почему-то написано, что нельзя наносить и накалывать на тело письмена. Мы видим два направления: мирское (лепи татухи) и заповедное (не наноси и не накалывай, береги храм своей души). Как вы думаете, может быть, это Бог, вдохновивший написание Библии с первой книги до последней, издавна нам запретил что-то колоть себе, предупреждая нанесение начертания? Люди, знающие и исполняющие даже ту мельчайшую заповедь, получается, физически не примут начертания антихриста? Вот и буква, вот и мелочь, казалось бы.
Екатерина, есть подозрение, что мы смотрим на одну и ту же вещь под разными углами. Вы смотрите с женской точки зрения, а я — с мужской. Мужчина — это человек опыта, действия, ошибок и прозрений. Он руководствуется законом, но не живет по букве, не боится отойти в сторону и на себе проверить справедливость написанного. Это путь опасный, трудный, но при правильном прохождении вознаграждаемый Богом. Диалог мужчины с Богом — как диалог мальчика со своим отцом:
— А почему это нельзя? Я, все же, хочу попробовать.
— Попробуй. [на этом месте Бог страхует человека]
…
— Ой больно…
— Теперь понял?
У женщины другой подход к жизни, книжный, по букве, по закону. Она боится сделать шаг в сторону, потому что чувствует свою слабость, переживает, что там можно обжечься, там может быть больно. Поэтому, она не поставлена учить — она более устремлена к тому, чтобы жить по чужому поучению и ни на шаг от этого поучения не отходить. И это для нее нормально.
Я как мужчина, говорю вам, какими путями вы могли бы избавиться от своих тревог. Я сам имею довольно серьезный опыт в некоторых подобных вещах и знаю, о чем говорю. Но если вам дороги эти тревоги, никто не заставит вас от них отказаться. Однако, их наличие не свидетельствует о близости человека к Богу.
> Как вы думаете, может быть, это Бог, вдохновивший написание Библии с первой книги до последней, издавна нам запретил что-то колоть себе, предупреждая нанесение начертания? Люди, знающие и исполняющие даже ту мельчайшую заповедь, получается, физически не примут начертания антихриста? Вот и буква, вот и мелочь, казалось бы.
И здесь то же самое. Дело — не в исполнении буквы, не в том, чтобы физически не принять этого начертания. Физическое принятие только зафиксирует уже сделанный в душе выбор. Я даже не знал о том, что в Ветхом завете Бог запретил делать татуировки, но я никогда ничего себе не колол. Просто это некрасиво, неправильно, безвкусно. Конечно, когда я узнал, что и Бог запретил это делать, я только укрепился в своей позиции, но я уже имел ее, даже не зная этого. Буквой руководствуется тот, кто не понимает Бога. Когда это понимание начинает приходить, буква отпадает. Нужен духовный вкус, как в музыке или в изобразительном искусстве. Человек, имеющий вкус, никогда не будет стоять рядом с Черным квадратом и рассуждать, какой это шедевр. И хорошую музыку от плохой он сможет отличить. Так же и человек, имеющий духовный вкус, поймет, что хорошо и что плохо, и не впадет ни в ту, ни в другую крайность. Найдет тот самый средний узкий путь между двумя крайними заблуждениями. Узкий путь, заповеданный Богом, не с краю, он именно в середине, между двумя крайностями.
Несть во Христе мужеский пол, ни женский… Вы, наверное, просто на более высокой ступени духовного возрастания, я же пока духов испытывать не берусь, лишь на уровне житейских наблюдений да интуиции остаюсь. Поэтому вы уже не обращаете внимания на всякие мелочи, раз вы выше этого всего, а я ещё такого не достигла.
Екатерина, «Несть во Христе мужеский пол, ни женский…» — как раз относится к тому самому высокому уровню, когда человек духовно преодолел границы своего пола. А мы, все же, слабые люди и пока скованы этими ограничениями. И мужчина ведет себя как мужчина, а женщина ведет себя как женщина. Это нормально для обычных людей, и даже лучше, чем наоборот, что сейчас тоже нередко встречается.