Кадр из клипа ДДТ «Не с вами»
Слушала однажды выступление протоиерея Андрея Ткачева о добре и зле, где он рассказал историю из своего детства. Ему вырезали аппендицит, и он находился в палате с такими же детьми, которым врач строго запретил есть после операции, да и питьё по капле дозировал. И один мальчик скулил своей бабуле: «Я кушать хочу! Я кушать хочу!». И сердце её дрогнуло, и, воскликнув: «Да что эти врачи понимают! Тут ребёнок мучается!» — пошла она в булочную, купила там батон и втихую скормила внучку. Мальчик умер. Из этого трагического происшествия можно сделать вывод, что не всё, что нам кажется хорошим, добрым и гуманистически оправданным, по сути является таковым. Есть и подделки, подчас тонкие, изящные. Но тем они и страшнее, ибо способны запутать так, что вовек не распутаешься.
Такие мысли появились у меня в голове после просмотра нового клипа ДДТ «Не с вами». Честно говоря, мне б и в голову не пришло его глядеть, потому что это по юности тянет отслеживать, кто и как «наплевал в лицо жирной толпе», а с возрастом… Не оказывает это на твою жизнь никакого влияния вовсе. Тихий труд оказывает. Молитва. Сокровенные от мира вещи. Люди — простые, скромные, глубокие… Ну уж не актёры с певцами точно. И я даже не в курсе была, новый это клип, старый… Привлекла внимание дискуссия по его поводу, где через одного вспоминался шахназаровский фильм «Курьер» и интерпретировался культурный диалог времён. Ну и захотелось глянуть, что там за диалог.
Блаженны жаждущие правды, — говорит Спаситель в Нагорной проповеди. Именно эти слова должны характеризовать творчество Ю. Шевчука, который по сей день в интервью высказывается: дескать, миссия ДДТ — нести правду людям, заставлять их задумываться о прошлом и настоящем, отвечать себе на «про́клятые» вопросы, которые несколько столетий ставили перед народом великая русская литература и религиозная философия… Поэтому уместно предположить, что клип «Не с вами», снятый как мощное художественное высказывание — мини-фильм, будет демонстрировать нам правду жизни.
Правда, как я её смогла воспринять, выглядит следующим образом. Представитель группы благополучных выпивающих «отцов» пытается выяснить степень осознания ответственности «детей» за себя, общество и проч. У него дочка яблоки с грушами дома понадкусывала, и в этом для отца выражается принцип жизни молодого «бракованного» поколения: попробовал и бросил. «Как вы живёте?!» — в нетрезвом раздражении вопиет он сыну собутыльника, респектабельного полковника. «По любви», — ответствует выросшее на всём готовом («и квартира у тебя, отец, хорошая, и машина, и часы…») чадо, парируя, — «а вы?!» И здесь по принципу антитезы мы должны понять, что любви молодых противопоставлено мерзкое болото мещанства, стабильности и всего прочего, что претит романтикам-правдолюбцам, ибо они знают, что такое любовь, а об слово «стабильность», начертанное на стене, бутылки колотят. Тоже не с чаем, кстати. Угу.
«Любовь» как образ жизни представлена в клипе набором асоциальных и антисоциальных явлений. «Детишки» всю дорогу пью-гуляют, ищут «хайпа», выпендриваются друг перед другом. Там из всего, имеющего отношение к любви, только один момент, когда парень бежит приятеля из петли вытаскивать. Но оказывается, что тот просто стримом суицидального характера развлекается. Тоже, наверное, «по любви». У него даже лозунг в комнате наклеен для сомневающихся: «Живи по любви».
Дело заканчивается «трагически»: одного приятеля — о, ужас! — забирают в российскую тоталитарную армию, где он резюмирует, чего его лишили, от каких благ и высоких ценностей оторвали: мы ещё гульнём, шавухи с портвейном поедим, разговоры до утра поразговариваем, крыши ведь ещё не все облазили и бары не все посетили. «Так что есть к чему стремиться», — заявляет он назло вражинам из Суворовского, которые пьют за детей. Стоя и не чокаясь. Ведь никому и в голову не придёт, что вне клубов люди. Нет, там вурдалаки сплошь. «А пока придётся потерпеть…» Ну и вывод, естественно, такой: никакая ваша спецоперация не загубит любовь, ибо война — зло, любовь — добро. А добро побеждает зло.
В общем, если «вся правда о любви» и о нашей молодёжи выглядит так, как она показана в клипе ДДТ, тогда армия, спецоперация и прочие катаклизмы и кары небесные для «детей» — это неизреченная Милость Божия, которая побуждает их хоть что-то претерпеть и хоть как-то пожертвовать мнимыми радостями ради другого. Потому что показана нам жизнь адской растопки как она есть. Зацепиться ведь не за что. Хапают, хапают, хапают… Чем они лучше отцов-«мещан», на чьи деньги живут? Да ничем. Те хоть дело делают. Эти-то паразиты. То, что у парня отец полковник — преподаватель Суворовского училища, так Слава Богу! Он погоны не в милитаристском секонд-хэнде купил, он звания трудом и потом достиг. И может, благодаря его работе в Суворовском мы на американский флаг тут пока ещё не «зигуем». И у «девочки с яблоками» отец тоже не бомж, не зэк, на учебу деньги дает. Это плохо? Ну конечно! Это ж не по «любви». По любви только Росгвардию и армию поносить. Они как там показаны? Как злобная сила, карающая невинных детей с камнями да палками. И кстати, аналогия с «Курьером» в клипе весьма и весьма условна. Иван в конце фильма Базину, как мы помним, пальто дарит, чтоб тот о высоком думал, а не о папиной квартире, машине, часах и деньгах, о чём грезят нынешние… даже не курьеры уже, а тунеядцы. Почувствуйте, что называется, разницу.
Невесёлые думы, короче, возникают после просмотра всей этой «правды». Понятно, что Шевчук мучается от происходящей в мире трагедии, он не знает, чем душу успокоить, у него сердце рвётся, когда он на сводки с Донбасса смотрит… Но… не надо давать больному внучку батон. Это смертельно. А должно быть по Любви, Чьё Имя также Жизнь, Путь и Истина. И видим мы Её не в клубах, не на пьянках и демонстрациях, а на Кресте, откуда Она обнимает всех нас, запутавшихся грешников. Ценою Собственной Крови.
Это так, для дифференциации содержательных оттенков измочаленного святого слова.
Валентина Калачёва
Сайт «Ветрово»
9 августа 2022
Очень уж жуткий образ «детей» создан в клипе, не могу поверить, что для Шевчука это называется «по любви». Скорее всего, это тот случай, когда в произведении нет положительного героя (или потому, что так задумал автор, или потому, что сам запутался, где добро и зло, и хотел сказать одно, а получилось другое). Может, из-за этого и идут такие споры: там, где запутался автор, там читатель, зритель, слушатель и подавно запутается. В клипе трудно было разобрать текст песни, пришлось найти в Интернете:
Мы на земле
Всего лишь миг
Банальны как микроволновка
В остывшей тьме
Неверный крик
Вчера закончили неловко
Похороните меня в коробке из-под торта
Намалюйте макияж, чтобы был красивый!
Подарите мою жизнь, ее наколки – аорты
Вашей скуке-смерти для ее аперитива
Не кантовать
Мы здесь живем
Но кто послал нас всех на это?
Контрастный душ
Я стал дождем
Лью кровь на кафель туалета
Похороните меня в коробке из-под торта
Намалюйте макияж, чтобы был красивый!
Подарите мою жизнь, ее наколки – аорты
Вашей скуке-смерти для ее аперитива
Чтобы стало веселей и совсем не страшно
Посадите на цепь, накачайте деньгами
Вырвите зубы, чтобы стал не опасным
Все равно я никогда не буду с вами
В твоих глазах не гаснет свет
Здесь все умрет, но правды нет
Похороните меня в коробке из-под торта
Намалюйте макияж, чтобы был красивый!
Подарите мою жизнь, ее наколки – аорты
Вашей скуке-смерти для ее корпоратива
Чтобы стало веселей и совсем не страшно
Посадите на цепь, накачайте деньгами
Вырвите зубы, чтобы стал не опасным
Все равно я никогда не буду с вами
Понятно, что текст песни звучит от имени «героев», это их монолог. Но раньше у Шевчука были другие песни (заметьте, этот текст тоже звучит от лица другого человека, но какая разница!):
Меня отпевали в громадине храма,
Была я невеста, Прекрасная Дама,
Душа моя рядом стояла и пела,
Но люди, не веря, смотрели на тело…
https://reproduktor.net/ddt/na-nebe-vorony/
Прошу прощения у читателей за то, что некоторые из них, по-видимому, посмотрят клип ДДТ «Не с вами» — мне перед публикацией текста Валентины Калачёвой тоже пришлось. Хочу, по крайней мере, предупредить: 18+.
Ужасная песня
Как воин уже 17 лет скажу — таких как Шевчук нужно на кол сажать. Другой кары за измену Родине не вижу. Пули он не достоин.