Редактор сайта «Ветрово» Ольга Сергеевна Надпорожская попросила меня написать заметку о последнем посещении Эстонии в те дни, когда там было объявлено чрезвычайное положение в связи с коронавирусом. Исполняю ее просьбу.
Начну с того, что в трудных ситуациях всегда вспоминаю моих бабушек, о которых недавно рассказывала читателям сайта «Ветрово». Сейчас мы все в трудной ситуации, но вы спросите: при чем тут старушки, которые почили почти полвека назад? Очень даже «при чем» — они пережили не одну эпидемию (начиная от унесшей много жизней в 1918-1919 годах «испанки» до дифтерии в 1970-е годы), пережили настоящую нищету, голод и холод (и в годы революции, и в годы блокады). И любили повторять: «У страха глаза велики — зараза и смерть в первую очередь овладевает теми, кто боится». И еще вспоминали притчу:
— Куда ты идешь? — спросил странник, повстречавшись с Чумой.
— Я иду в Багдад. Мне нужно уморить пять тысяч человек.
Некоторое время спустя тот же странник вновь встретил Чуму.
— Ты сказала, что идешь в Багдад, чтобы уморить пять тысяч народа, а вместо того убила пятьдесят тысяч, — упрекнул он Чуму.
— Нет, — возразила Чума, — я погубила, как и обещала, только пять тысяч, остальные умерли от страха.
Бабушки мне рассказали историю, о которой им написала монахиня Викторина (они звали ее Зоя — как привыкли) — их подруга, ставшая монахиней Горнего монастыря на Святой Земле.
Во время Первой мировой войны там разыгралась эпидемия холеры, умерли несколько монахинь (потом в Горнем я посетила их могилки). Игуменья благословила двенадцать раз прочесть акафист перед местночтимой Казанской иконой Божией Матери. Мор в монастыре тотчас прекратился, а обычай двенадцатикратного чтения акафиста сохранился до сих пор.
В нашем церковном календаре немало праздников, установленных в честь чудесного избавления от мора по молитвам верующих.
«Не бойся, только веруй, — повторяли бабушки в самых разных случаях жизни. — Что бы ни случилось, помни, что миром правит Бог». И давали мне читать отпечатанный на машинке, тогда еще почти никому не известный молитвенный разговор Бога с душой под названием «От Меня это было». Об этом мир сейчас не вспоминает, мы давно уже живем так, как будто все зависит только от человека или от злых сил.
Итак, что же мы наблюдали в Эстонии? Как сказано в Писании: Убояшася страха, идеже не бе страх. В субботу, когда мы пришли в наш маленький поселковый храм, батюшка в конце поминальной службы сказал: «Звонил благочинный, с понедельника не велено пускать народ в храм, разрешено только священнослужителям проводить службу, без прихожан. Вплоть до уголовной ответственности за нарушение этого распоряжения. Будут объезжать церкви с проверками и наказывать непослушных священников. Слава Богу, священники у нас еще могут заходить в храмы, а вот в Чехии уже все храмы опечатаны, к ним даже приблизиться нельзя. Опять мы уходим в катакомбы». Вот такая ситуация, и это при том, что в маленьком храме всегда собирается всего лишь пять-десять человек постоянных прихожан, и в нашу благословенную глухомань неместные не приезжают.
Не бойся, малое стадо!
Хотя, начиная с четверга прошлой недели, мы наблюдали затор машин перед нашим сельским магазином — со всех хуторов и малых поселков народ устремился приобретать запасы на черный день. В том же магазине услышала разговоры о том, что закрывают ближайшие заводы и фабрики, людей отправляют в отпуска.
В библиотеке отменили нашу встречу с читателями, хотя тогда еще правительственное постановление разрешало собрания до ста человек, а зальчик там человек на тридцать-сорок. Запах паники начал распространяться по поселку.
Но это все не главное. Важно все, что касается церковной жизни.
В воскресенье мы, по обыкновению, поехали на службу в Пюхтицкий монастырь. Народа было немного, однако матушка-церковница постоянно переходила (во время службы!) от одного человека к другому и просила подвинуться, при этом говорила: «Стоять нужно в двух с половиной метрах друг от друга». В очередь к Причастию люди, как всегда, стояли друг за другом и, слава Богу, никто их не дергал.
После окончания Литургии был отслужен молебен с чтением покаянного канона. Служащий священник (в Пюхтицах несут череду монахи из Печор) сказал: «Мы должны молиться сейчас с покаянным чувством. Мы должны каяться в недостатке любви, отчего и происходят народные бедствия. Мы должны просить Царицу Небесную о помощи». После долгого молебна был крестный ход с чудотворной иконой Успения Божией Матери (из киота обычно ее вынимают только дважды в году). После молебна и крестного хода появилась уверенность, что в молитвах неусыпающая Богородица не оставит всех верующих на ее земле, которую сами эстонцы называют «землей Марии».
Когда после крестного хода мы подошли к воротам монастыря, то оказалось, что они закрыты на засов, а за ними стоят те, кто приехал в монастырь и не смог войти. Потом узнали, что так же делают и в больших храмах по всей Эстонии: начинается богослужение, и двери закрывают до конца Литургии или Всенощного бдения. Во многих храмах отменили Соборование. Моя подруга милостью Божией смогла войти в храм вместе со знакомым дьяконом и увидела там всего одну молитвенницу, забившуюся в угол (как она сказала, «чтобы не увидели»). Но потом во утешение та же подруга сказала мне, что вокруг Нарвы пронесли чудотворную Казанскую икону из главного собора. Правда, это был не крестный ход, все было сделано «тайнообразующе».
Православные опять должны скрываться, а, между прочим, относительно сект и их собраний никаких особых предписаний нет. И опять вспомню наш маленький поселок, где на днях, зайдя в популярный в народе секонд-хэнд, открытый одной из сект, я услышала проповедь торгующего: «Да и у православных есть хорошие проповедники, например, я люблю слушать отца Андрея Ткачева. Но если он скажет, что заболевшему человеку надо идти прикладываться к иконам и молиться перед ними, я его не послушаю. Потому что это ересь и идолопоклонство. В Писании ничего про это не сказано. Надо слово проповедника всегда сверять с Писанием». Магазин этот, как и многие другие, в том числе супермаркеты в городах, в которых народа собирается гораздо больше, чем в храмах, никто не собирается закрывать.
Все это заставляет вспомнить слова иеромонаха Серафима (Роуза): «Сейчас позднее, чем ты думаешь». Какое хитрое гонение на святыню, какой хитрый способ лишить людей самого главного — святых церковных Таинств.
Что случилось с человечеством, в том числе и с верующими за короткое время — испокон веков при всех бедах, в том числе и при моровых поветриях, люди устремлялись в храмы, старались получить подкрепление от Господа, и по их вере совершались чудеса. А теперь и верующие напуганы.
Но вот еще о чем говорили мне бабушки, когда я сокрушалась по поводу того, что после революции было закрыто и разрушено много храмов и виноваты «такие-сякие большевики». Они говорили: «Храмы нужны не столько Богу, сколь людям. И то, что их закрыли, было наказанием от Бога. Люди лишались Таинств за свои грехи». И вспоминали пророчества о том, что мир будет стоять до тех пор, пока будет совершаться Литургия.
Итак, мы получаем первые «звоночки». Хитрое, «в целях гуманизма» и заботы о здоровье граждан наступление на святыню идет уже не в отдельно взятых странах, а по всему миру. Где-то в закрытых храмах уже не совершается Литургия.
Хотя в утешение себе (у нас тоже поговаривают о прекращении богослужений) вспомню пример одной из моих бабушек — Анны Сергеевны Иговской, которая почти десять лет провела в лагере, не имея возможности причаститься и помолиться в церкви. В своих воспоминаниях (надеюсь впоследствии познакомить с ними читателей) она пишет, что Бог часто посылал ей в самых страшных ситуациях (например, во время массового изнасилования в бараке) неожиданную защиту, а иногда и великое утешение (как, например, в Пасху на лесоповале). Дух Святой питал душу, Дух Святой утешал и укреплял. Но, конечно, для этого человеку нужно было смириться, покаяться и верить.
Напомню еще об одном практическом совете, который давал приходившим к нему старец Иоанн (Крестьянкин): он благословлял пред выходом из дома, да и просто восстав от сна, не только принять натощак просфору и святую воду, но и крестообразно помазать себе лоб, грудь, руки маслицем от святынь, благо у нас их много, почти в каждой обители паломники получают такое освященное маслице. Кроме того, у многих хранится масло от Соборования и освященный рис — их можно добавить в пищу. Все это, конечно, нужно делать с молитвой.
Но все-таки закончу статью свидетельством того, что не все современные верующие люди впали в панику и даже могут шутить по поводу страшилок: поделюсь с читателями фотографией, присланной мне из Печор — вот такими, видимо, хотели бы видеть священников борцы с коронавирусом. Улыбнитесь. Не бойтесь.
Людмила Ильюнина
Сайт «Ветрово»
19 марта 2020
P. S. Сегодня позвонила подруге в Нарву. Благодаря принятому решению Священного Синода от 17 марта 2020 года, содержащему «Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции» — прихожан в храмы пустили, причащают одноразовыми ложечками и далее по инструкции. Надеемся, что и в других европейских странах так.
… Но не убойся бедствий непомерных:
Ни пламени, ни ветру, ни воде
Из Книги Жизни не изгладить верных!
Иеромонах Роман
http://vetrovo.ru/ne-ubojsya/
Дорогая Людмила, сердечно Вас благодарю за здравое
христианское освещение темы, будоражащей маловерных.
Действительно, тест на проверку нашего здравомыслия, нашего упования.
Стыдно признаться,в интернете ролик с Карауловым поначалу встревожил меня. Но, посмотрев еще несколько его «разоблачительных» передач, (даже не до конца), поняла, что это за «пирожок с вражеской начинкой».
Да, воистину, — ищи, кому это выгодно и, главное, ничего не бойся!.. С нами Бог.
Обратите внимание, у этого материала появился постскриптум: «Сегодня позвонила подруге в Нарву. Благодаря принятому решению Священного Синода от 17 марта 2020 года, содержащему «Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции» — прихожан в храмы пустили, причащают одноразовыми ложечками и далее по инструкции. Надеемся, что и в других европейских странах так».
Толь что прислали :
«ТОЛЬКО ВЕРУЙ!
Дорогие мои! Спешу поделиться хорошей новостью. О короновирусе, конечно, но – хорошей… Вчера вечером в Троице-Сергиевой Лавре прошло общее собрание братии монастыря. Обсуждалась ситуация, связанная с распространением в мире инфекции COVID-19, а также синодальная инструкция духовенству по поводу этой инфекции.
Главный врач медсанчасти Лавры игумен Тихон (Барсуков) весьма обстоятельно рассказал обо всем, что связано с пандемией вируса в мире и положением дел в России. Затем братия обители очень ревностно и единодушно высказалась за то, чтобы оставить без изменений существующую богослужебную практику, основанную на вековых уставах и традициях. То есть не будет никаких протираний антисептиком и полосканий в спирте лжицы (которая относится к священным сосудам и непосвященные, например, традиционно не могут к ней даже прикасаться – только принимать с нее устами часть Святых Даров). Крест по-прежнему преподается для целования, как и священническое благословение – с возможностью облобызать десницу. Решение основано на глубокой духовной потребности и запросах со стороны и братии монастыря, и пасомых, а также на пастырских свидетельствах духовников Лавры. Так, священники, уже около 30 лет несущие тюремное послушание, рассказали о практике причащения в сизо зараженных и туберкулезом, и венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией – и никогда не было прецедентов заражения после потребления Святых Даров.
Лавра является крупнейшей ставропигией в нашей Церкви, поэтому, уверен, подобное собрание братии невозможно было без ведома и благословения Патриарха – Священноархимандрита монастыря. Низкий поклон и глубокая сыновняя благодарность Святейшему владыке Кириллу и Преосвященному наместнику Парамону за возможность высказать общее братское мнение и принять братское решение в сложившейся ситуации! И слава Богу за все! А особая благодарность Господу — за посещение короновирусом. Потому что в этом посещении, как никогда, нам явлена особая милость Божия к нашему Отечеству и Церкви, а нам самим предоставлен замечательный случай проявить хоть какую-то твердость в исповедании веры. Так что всех смущенных и растерянных милости просим в Лавру – у нас все по-старому. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!»
Татьяна, а Вы не могли бы указать источник информации, его автора? Такое собрание теоретически могло состояться, но более чем странно, что Лавра рассылает подобное сообщение, которое идёт вразрез с решением Священного Синода и таким образом смущает верующих. Мне кажется, этому сообщению нельзя доверять. Если бы оно было опубликовано на сайте Лавры, тогда другое дело. Но я вообще не вижу его в Интернете.
Что значит «прислали»?
Да, мне тоже прислать на Вацап, так же как и обращение старца Илия молиться о России в 16.00.
Достоверность авторства того и иного сообщения проверить трудно.
Сообщение, размещённое Татьяной, было опубликовано «ВКонтакте» на странице иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Сергия (Родченко), члена Союза российских писателей. Удивляет, что он решил рассказать об этом собрании во всеуслышание, к тому же косвенно ссылаясь на Патриарха.
И болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу. Вот и Вам пришло время молить и просить.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Интересная статья на греческом сайте: https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/35998-i-alitheia-gia-ton-korono%CF%8Ao
Правда о коронавирусе.
Большое спасибо, Марина. Правда, статья на греческом.
Скопировала в переводчике , перевод корявый , но всё понятно.
Правда о коронавирусе
Автор Вангелис Куруклис | Romfea.gr
Доктор
Цель этой статьи и моего небольшого исследования — поделиться некоторой информацией, которая держится в секрете, чтобы страх не охватил толпы.
Никто не обязан принимать эту информацию, но я был бы рад, если кто-то ищет ее и ведет творческий диалог. Я, вероятно, опубликую дополнительную информацию по другим аспектам проблемы
История и как это произошло . Семейство коронавирусов известно уже более 30 лет, как его преподавали в моих университетских книгах, когда я изучал медицину (я получил высшее образование в 1990 году).
Они осматривают его больше в ветеринарной школе, так как не было никаких более старых человеческих патогенов.
Существует 37 видов коронавирусов, которые поражают большинство желудочно-кишечного тракта животных, и существует отдельный вид для каждого вида животных, собаки, крупного рогатого скота, свинины, птицы и т. Д.
Коронавирусы у животных имеют общие характеристики, общее поведение, общую структуру РНК. Коронавирусы животных в большинстве случаев не смертельны, но вызывают осложнения при уже существующем патологическом состоянии.
Вакцины для коронавируса в ветеринарной медицине существуют и существуют уже несколько лет (более 30 лет), как правило, это многоцелевые вакцины, что означает более одного заболевания (и ни одна вакцина не была выпущена), так как сам коронавирус не смертелен. угроза.
То, что нам представляется ужасной и страшной, «глобальной угрозой», известно уже много лет.
Большинство американских, до 1990 года, более поздних транснациональных компаний, производящих эти вакцины (Fordox, Intervent, Merck, MSD), базируются в Калифорнии, США и даже в провинциальном городке Пало-Альто.
Они тесно сотрудничают с компаниями-разработчиками программного обеспечения, биомолекулами, нанотехнологиями и т. Д. В связи с запретом на эксперименты на животных, введенным в «цивилизованном мире», у этих компаний есть лаборатории в Китае, к которым этот запрет не распространяется, и в таких внутренних районах, как город Охан, где технологии не развиты.
Город Охан с населением около 11 миллионов человек относится к провинции Хубэй и является 5-м самым густонаселенным городом в Китае (с соседним городом Хуананг у них около 19 миллионов, когда у Пекина 21 миллион.
Для любителей заговора высказывают свое мнение многие ученые, такие как доктор Пламен Пасков, Николай Вавилов (российский китайский ученый, который живет в Китае в течение последних 10 лет и является официальным переводчиком российской компании Shinyan). произошли из генетических экспериментов и либо непреднамеренно сбежали, либо умышленно рассеялись по коренному населению провинции Хубэй.
Другие ученые предположили, что это естественная мутация вируса. Доктор Пламен Пасков объясняет, как вирус распространяется в северную Италию из грузов китайских товаров, прибывающих по морю в Венецию и Геную, когда они загружаются оттуда без вскрытых контейнеров и без опосредованной человеком робототехники.
В Милане, однако, они отсортированы и загружены для Европы (Швейцария-Германия).
Пандемия. Давайте немного изучим законы биологии, микробиологии, эпидемиологии, генетики и естественного отбора.
Вирус — происходит ли он от естественной или искусственной мутации в некоторых поколениях — возвращается к своему первоначальному состоянию, как и к генетическим мутациям у растений и животных. (Вы можете скрестить и сделать искусственный сорт растений или животных, но в следующем поколении гены вернутся в свое первоначальное состояние.)
Вирусы могут быть более патогенными в первом поколении, но постепенно уменьшаться.
Каково общее развитие вируса независимо от того, происходит ли он от естественной или искусственной мутации?
А) Если он находит слабый организм, обремененный хроническими заболеваниями, со слабой иммунной системой, то он заражает его, усугубляя его состояние и может привести к смерти.
Вирус усиливает свою патогенность и трансмиссивность. Это может сделать его более опасным, если он атакует сразу после подобного организма. Теоретически, если вирус распространяется в онкологический диспансер или дом престарелых, это будет очень опасно.
Но большинство людей, живущих в современном большом городе, имеют хорошо развитую иммунную систему, поскольку они ежедневно сталкиваются с многочисленными микроорганизмами, в отличие от пожилых людей, которые были относительно изолированы и не имели социальных контактов и скоплений людей.
Сегодня люди вынуждены укреплять иммунную систему, поскольку они вступают в контакт со многими факторами, и иммунный ответ очень быстрый.
Аллергия на человека в городе является ярким примером гиперчувствительности его иммунной системы.
Б) Если он находит нормальное тело до 60 лет без серьезных проблем со здоровьем, таких как большинство населения города, то он ослабляет незначительные симптомы гриппа.
Следующему человеку, который передаст вирус, если он относится к той же категории, потому что сейчас он ослаблен, это вызовет более слабые симптомы, и в следующем контакт с вирусом будет совершенно бессимптомным. В медицине это называется ослаблением вируса и вызывает так называемый стадный иммунитет.
Таким образом, любой вирус, который заражает население от 80% до 90% относительно здоровым с помощью нормальной системы защиты, будет автоматически побежден, и в конечном итоге без паники люди преодолеют его как обычный сезонный грипп, и никто не узнает ни в Греции, ни нет нигде.
Конечно, будут некоторые случаи смерти, как при любой распространенной форме гриппа.
Во всем мире число смертей от сезонного гриппа с начала года до настоящего времени составляло около 65 000, в то время как соответствующие смерти от коронавируса составляют 7500 (данные Национальной организации здравоохранения в Греции).
В последнее время коронавирус может монополизировать всеобщее внимание, но грипп продолжает присутствовать.
Согласно последним данным Национальной организации общественного здравоохранения, в неделю с 2 по 8 марта 2020 г. было зарегистрировано шесть новых случаев смерти, в результате чего общее число случаев смерти от сезонного гриппа [типы A (H1N1) pdm09 и A (H3N2)] 90.
Правда, интересная статья. Только я не совсем поняла насчёт информации, «которая держится в секрете, чтобы страх не охватил толпы.» Во-первых, он уже охватил толпы, благодаря СМИ, которые ежедневно (да что там ежедневно — непрестанно) твердят о вирусе и новых случаях заражения (даже если заражение не повлекло реального заболевания). Во-вторых, автор статьи, наоборот, показывает, что раздутая до масштабов глобальной катастрофы проблема на самом деле далеко не так серьёзна.
Материал РИА Новости:
Троице-Сергиева лавра представит свой взгляд на борьбу с коронавирусом
МОСКВА, 20 мар — РИА Новости. Троице-Сергиева лавра опубликует решение Духовного собора монастыря в связи с принятыми в храмах Московской епархии санитарно-гигиеническими мерами, и это будет официальная позиция лавры, заявили в пятницу РИА Новости в пресс-службе обители.
Ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Священный синод РПЦ утвердили текст инструкции по профилактике распространения коронавирусной инфекции, предписывающей ужесточение санитарно-гигиенических норм в храмах Московской и других «проблемных» епархий.
Один из насельников Троице-Сергиевой лавры иеромонах Сергий (Родченко) в четверг на своей странице в Facebook написал о том, что на общем собрании «братия обители очень ревностно и единодушно высказалась за то, чтобы оставить без изменений существующую богослужебную практику, основанную на вековых уставах и традициях».
В частности, отметил он, несмотря на инструкцию, «не будет никаких протираний антисептиком и полосканий в спирте лжицы (ложечки для причастия — Прим. ред.), которая относится к священным сосудам». Также он написал, что «крест по-прежнему преподается для целования, как и священническое благословение». По словам иеромонаха, это «решение основано на глубокой духовной потребности и запросах со стороны и братии монастыря, и пасомых, а также на пастырских свидетельствах духовников Лавры».
«В лавре действительно было общее собрание братии. Мы собрались и обсудили. Но решения монастырские принимает Духовный собор, который соберется в ближайшее время. И будет официальное постановление на сайте лавры, чтобы никого не водить в заблуждение и смущение какой-то ложной информацией», — сказал РИА Новости представитель пресс-службы лавры отец Никон.
По его словам, в публикации в соцсетях отца Сергия «не в полной мере все представлено». «Там он написал по двум пунктам, а в документе (синодальной инструкции — Прим. ред.) их 22, почему он не пишет о других? Что мы приняли их к сведению и договорились их исполнять. Но и по этим двум пунктам (связанным с причастием и целованием святынь — Прим. ред.) — это было пока обсуждение, но не окончательное решение», — сказал представитель монастыря.
Он пояснил, что, по уставу монастыря, любое решение принимает его Духовный собор во главе с наместником. Также, поскольку монастырь ставропигиальный — подчиняющийся непосредственно патриарху, протокол решений собора далее идет к предстоятелю, который его рассматривает и утверждает. «И тогда уже будет официальное постановление, и голос лавры будет звучать», — подчеркнул собеседник агентства.
Также он напомнил, что, помимо синодальной инструкции, еще до этого было выпущено постановление Священного Синода о введении ряда мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, в том числе по дезинфекции предметов, проветриванию помещений, и другие санитарно-гигиенические правила.
«Все это соблюдается», — сказал представитель пресс-службы.
https://ria.ru/20200320/1568902798.html
С праздником, дорогие!
Читая о положении в Эстонии, хотела поделиться новостями из Германии. Мы так же, как и во многих европейских странах, сидим на карантине. Школы закрыты, многие магазины и предприятия. В продуктовых магазинах полки пустеют и, как ни странно, макароны и туалетная бумага там вообще не появляются. Все друг друга шугаются, но, слава Богу, юмор в восточной Германии еще присутствует. К сожалению, у нас тоже закрыты церкви и служб нет. Наш священник дал нам молитву по соглашению, и мы все молимся дома. Что-то в этом вирусе есть и хорошего, появилось больше времени на чтении Библии и Псалтыри с детьми.
Особенно промыслительно, что именно в Великий пост мы можем усерднее с детками помолиться о тех, кто болеет, в пути и одиноких. С прихожанами создаем группы контактов, где стараемся друг другу помочь, особенно старшим или многодетным семьям. Хочу сказать — слава Богу за все, нам нечего гневить Господа. Вспоминаю свою прабабушку Пелагею и прадедушку Федора, и их тяжелую подвижническую жизнь. В свое время их раскулачили, прабабушку с родственницей выслали в Сибирь, а они имели уже по шестеро детей. Вернувшись в Беларусь, опять пришлось начинать все с нуля. А причина раскулачивания была в том, что они были очень трудолюбивые и всегда честно платили людям за их труд. Несмотря ни на что, оставались верующими, имея двенадцать детей, прабабушка строго постилась, в монастырь ходила только пешком. И когда в их деревне осиротели двое маленьких деток, прабабушка взяла их к себе, несмотря на голод и болезни. Знала много трав, так и лечила своих деток. А прадедушка лежал много лет с парализованными ногами, и вся работа легла на плечи этой доброй, сильной духом женщины. Он, зная почти наизусть Евангелие, заповедовал своим деткам держаться православия, даже до смерти. Моя бабушка была двенадцатым ребенком, пережила также войну, голод и холод, но сколько было в ней любви, сострадания и доброты. Всегда в труде, но никакой суеты, довольствуясь малым, всегда благодарили Господа.
Какие же мы счастливые, что православные, что есть у нас такие батюшки, как о.
Роман. Что можем находиться еще в своих домах и со своими семьями, что у вас еще открыты храмы, и вы можете в России и Беларуси соборно молиться и учавствовать в Христовых Таинствах! Благодарим всех, кто трудится на сайте «Ветрово», поклон родному батюшке Роману и за скит, и за стихи, которые теперь для нас стали проповедью, и за его любовь к нам грешным! Поклон всем из Европы, которую накрыл «макароновирус».