col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь
Что в народе, то в природе.

На ветках не искрится бахрома,
Всё говорит о сбое в мiрозданьи.
Зима без снега. Руская зима!
И от тебя одно именованье!

Душа и космос. Родовая связь.
Венец творенья был прельщён женою,
Вселенная на грех отозвалась,
И царство на царя пошло войною.

Трепещет грива рыжего коня†,
Дымят вулканы, заливают воды,
Цветут пустыни, смерчи из огня,
И некуда бежать царю природы.

Куда бежать? Спасенья нет нигде!
Но не убойся бедствий непомерных:
Ни пламени, ни ветру, ни воде
Из Книги Жизни не изгладить верных!

Иеромонах Роман
4-5 января 2020
Скит Ветрово
 
† Откр. 6:4.

Заметки на полях

  • Спасибо, дорогой отец Роман!
    Последние строки попали прямо в сердце!
    С наступающим долгожданным Рождеством Господа нашего, Иисуса Христа!
    Наталья

  • Санкт-Петербург

    С Рождеством Христовым,о.Роман! Помощи Божьей вам в творчестве и просвещении наших душ!

  • Санкт-Петербург

    А жена — это не венец творенья?

  • Венец творения — принятое в христианстве выражение, указывающее на человека: 1) как на особое творение Божье, созданное в последний творческий День, после всех прочих творений, и превосходящее все создания, принадлежащие к видимому миру, своими совершенствами; 2) как на призванного к владычеству над видимым миром.
    https://azbyka.ru/venec-tvoreniya

  • Москва

    С Рождеством Христовым, отец Роман!!! Читаю стихотворение…и сразу все понятно…все, как на ладони…спасибо за Ваше творчество!!!

  • Нижний Новгород

    «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытия 2:21). Понятия «человек» и «жена» различаются в Библии.

  • Нижний Новгород

    «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
    мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» .(Бытие 5:1-2). Значит, мы все же по образу и подобию Божию созданы, а не только по образу? И женщина, оказывается, тоже — человек, а значит, — венец творенья. Это радует ☺.

  • Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3:1-4). Как видите, украшением жены должен быть сокровенный сердца человек. Лично мне этот образ гораздо ближе, чем «венец творения».

  • Насколько понимаю, «венец творенья» — не библейское выражение. Но его употребляет свт. Амвросий Медиоланский (IV в.): «Справедливо он [человек] явился последним, как венец всего творения, как причина мiра, для которой создано всё».

  • Нижний Новгород

    Думаю, Ольга Сергеевна, свт. Амвросий Медиоланский применил это образное выражение для того, чтобы люди не забывали, по Чьему образу и подобию они созданы и старались им соответствовать.

  • МО

    Душа и космос. Родовая связь.
    Венец творенья был прельщён женою,
    Вселенная на грех отозвалась,
    И царство на царя пошло войною.

    Анна 07.01.2020 в 23:59 Санкт-Петербург: «А жена — это не венец творенья?»

    Г.С.: Насколько я знаю, в украинском языке чоловиком зовётся только мужчина, а женщина это жинка, дружина. Но прочтём, что думает по поводу того: «А жена — это не венец творенья?» апостол Павел.

    ИТАК МУЖ НЕ ДОЛЖЕН ПОКРЫВАТЬ ГОЛОВУ, ПОТОМУ ЧТО ОН ЕСТЬ ОБРАЗ И СЛАВА БОЖИЯ; А ЖЕНА ЕСТЬ СЛАВА МУЖА. ИБО НЕ МУЖ ОТ ЖЕНЫ, НО ЖЕНА ОТ МУЖА; И НЕ МУЖ СОЗДАН ДЛЯ ЖЕНЫ, НО ЖЕНА ДЛЯ МУЖА. ПОСЕМУ ЖЕНА И ДОЛЖНА ИМЕТЬ НА ГОЛОВЕ СВОЕЙ [ЗНАК] ВЛАСТИ [НАД] [НЕЮ], ДЛЯ АНГЕЛОВ. ВПРОЧЕМ НИ МУЖ БЕЗ ЖЕНЫ, НИ ЖЕНА БЕЗ МУЖА, В ГОСПОДЕ. ИБО КАК ЖЕНА ОТ МУЖА, ТАК И МУЖ ЧЕРЕЗ ЖЕНУ; ВСЕ ЖЕ — ОТ БОГА (1 Кор. 11:7-12)

    Как понимать выражение ЖЕНА ДЛЯ МУЖА? Именно так, как его понимает всякий нормальный мужчина — что он несёт ответственность за жену. Именно так говорит апостол Петр: ТАКЖЕ И ВЫ, МУЖЬЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ БЛАГОРАЗУМНО С ЖЕНАМИ, КАК С НЕМОЩНЕЙШИМ СОСУДОМ, ОКАЗЫВАЯ ИМ ЧЕСТЬ, КАК СОНАСЛЕДНИЦАМ БЛАГОДАТНОЙ ЖИЗНИ, ДАБЫ НЕ БЫЛО ВАМ ПРЕПЯТСТВИЯ В МОЛИТВАХ (1 Пет. 3:7).

    А теперь послушаем мiрских писателей, великого Пушкина, например, что он говорит на вопрос «А жена — это не венец творенья?»

    Пушкин: Теперь в глуши
    Безмолвно жизнь моя несется;
    Стон лиры верной не коснется
    Их [женской] легкой, ветреной души;
    Не чисто в них [женщинах] воображенье:
    Не понимает нас оно,
    И, признак Бога, вдохновенье
    Для них [женщин] и чуждо и смешно.
    Когда на память мне невольно
    Придет внушенный ими [женщинами] стих,
    Я так и вспыхну, сердцу больно:
    Мне стыдно идолов моих,
    К чему, несчастный, я стремился?
    Пред кем унизил гордый ум?
    Кого восторгом чистых дум
    Боготворить не устыдился?..
    (Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано 26 сентября 1824 г., вскоре по приезде в Михайловское, появилось в печати в качестве предисловия к первой главе «Евгения Онегина»).

    Кого Пушкин называет идолами? По-видимому, женщин, потому что в прежние годы «боготворить [их] не устыдился», а теперь «мне стыдно идолов моих». Так вот, никто из святых отцов никогда не называл идолами творения Божии. Всё, что создано Богом, всё — благо: мiр, животная и растительная природа, пища, питие, женщина… А идолами отцы называют неправильное, невоздержанное, извращённое отношение к ним. Идол это страсть и всё, что связано с ней. Хотя, если понимать слова поэта в том смысле, что ему стыдно, что он по страсти делал из женщин идолов, то можно согласиться, что его слова не расходятся со святоотеческими.

    Но вот следующие слова Пушкина: «Пред кем унизил гордый ум?» далеко отстоят от истин Православия. Пушкин говорит так, будто женщины это существа низшего порядка. Однако святые отцы Церкви воздали Деве и Матери такую честь в лице Богородицы, которая выше чести херувимов и серафимов. Прошу понять меня правильно. Я не хочу учить Пушкина святоотеческому отношению к женщине: у него свой гордый ум. Я хочу разграничить светскую и церковную области, хочу провести чёткую границу между человеческими домыслами, которыми забавляет себя мiр, и Богооткровенным учением, которое хранит Церковь.

    А вот что пишет В.С. Непомнящий: «Идеал же человека воплощен Пушкиным в Татьяне: он так и говорит — «мой верный идеал». Почему же этот идеал воплощен в женщине? Потому, вероятно, что женщина во многом сильнее мужчины, часто бывает мудрее его — ибо она более цельное существо, в ней меньше разлада между мыслью и чувством, ее интуиция бывает глубже, ей более свойственна верность своему чувству и убеждению, она нередко взрослее и ответственнее, чем мужчина».

    Как видите, слова Непомнящего противоречат словам Пушкина, слова толкователя расходятся со словами оригинала. Но мало того, что они противоречат словам Пушкина, они — унизительны для женщин, но Непомнящий этого не видит. Как и Пушкин не видит того, что унижает себя вопросом: «пред кем унизил гордый ум?» Слова того и другого расходятся диаметрально, но схожи в том, что выводят мужчину и женщину из тех пределов, которые определил им Бог, и в этом смысле слова Пушкина и Непомнящего одинаково унизительны для мужского и женского достоинства. Короче, Пушкин говорит одно, пушкиновед — другое, я же хочу сказать, что не нужно христианам слушать ни первого, ни второго. Нужно держаться святоотеческого учения и не вносить в него суемудрия, подобного суемудрию Пушкина и Непомнящего.

    Читайте, христиане и христианки, приведённые выше и другие слова Священного Писания о роли и месте женщин в жизни, непременно сверяйте своё понимание с толкованиями святых отцов и — обрящете покой душам вашим: иго бы Христово благо, и бремя Его легко есть.

  • МО

    Виноват, зарапортовался. Там, где в предыдущем комменте написано «Всё, что создано Богом, всё — благо», нужно читать: Всё, что создано Богом, всё — добро есть. П.ч. благо это иного, неземного порядка понятие. Вот как о нём говорит Псалтырь. БЛАГО ЕСТЬ ИСПОВЕДАТИСЯ ГОСПОДЕВИ И ПЕТИ ИМЕНИ ТВОЕМУ, ВЫШНИЙ (Пс. 91:2). БЛАГО ЕСТЬ НАДЕЯТИСЯ НА ГОСПОДА, НЕЖЕЛИ НАДЕЯТИСЯ НА ЧЕЛОВЕКА (Пс. 117:8). МНЕ ЖЕ ПРИЛЕПЛЯТИСЯ БОГОВИ БЛАГО ЕСТЬ, ПОЛАГАТИ НА ГОСПОДА УПОВАНИЕ МОЕ (Пс. 72:28). БЛАГО МНЕ, ЯКО СМИРИЛ МЯ ЕСИ, ЯКО ДА НАУЧУСЯ ОПРАВДАНИЕМ ТВОИМ (Пс. 118:71). ИГО БО МОЕ БЛАГО, — говорит Христос.

  • Днепр

    Спасибо , отец Георгий. С Праздником!

  • Санкт-Петербург

    Простите, но я спрашивала не об этом. Исходя из фразы в стихотворении, жена — не венец творения, а значит не человек. Или тогда получается: венец творения прельстился венцом творения? Человек прельстился человеком? В этом смысле? Редактор, для меня венец творения и человек это синонимы. Я не вижу разницы в этих понятиях.

  • Санкт-Петербург

    Отец Георгий, я не знаю, как на украинском, но на древневрейском, на котором писался текст Ветхого Завета, слова «муж» и «жена» отличаются окончанием только. В этом и смысл. «Ибо взята от мужа». В русском варианте это не понятно, на еврейском понятно.

  • МО

    Уважаемая Анна, Вы — венец творения. Но при этом Вы — женщина, а это значит, что как всякая жена Вы ЕСТЬ СЛАВА МУЖА. ИБО НЕ МУЖ ОТ ЖЕНЫ, НО ЖЕНА ОТ МУЖА; И НЕ МУЖ СОЗДАН ДЛЯ ЖЕНЫ, НО ЖЕНА ДЛЯ МУЖА (1 Кор. 11:7-9).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.