24 августа — день памяти старца Николая Гурьянова
Когда уходят из земной жизни праведники, мы стремимся узнать их завещание. Приснопоминаемый старец Николай оставил нам свое завещание в поэтической книге «Слово жизни»[1].
Бледными устами
Священник Слово пел,
Печальными очами
Он на мир глядел.
И клавиши, сроднившись
С недужными перстами,
В тиши уединившись,
Как будто пели сами.
О, сколько в этих звуках
Невысказанной боли…
Таким видели старца, протоиерея Николая Гурьянова, его ближние. Отец Иоанн Миронов вспоминает, как любил старец пропеть вместе с кем-то из паломников духовные песнопения, сам аккомпанируя на фисгармонии. «И поплачем вместе, и помолимся — и так хорошо на душе, — рассказывает отец Иоанн. — Батюшка всю жизнь собирал псалмы. Просил, чтобы ему привозили все, что услышишь или найдешь в дореволюционных книгах для народного пения. Многие песнопения он сам положил на ноты. Показывал я рукопись батюшки профессору ЛДА Н. Д. Успенскому — литургисту. Он одобрил. Батюшка потом благословил издать книгу “Слово жизни”. Несколько раз она переиздавалась. В ней — вся жизнь батюшки. Ни одной минуты он не пропускал, как мы, грешные, вся жизнь его — с Богом и ради Бога прожита».
После этих слов отца Иоанна мы попробовали по-новому перечесть «Слово жизни». И дерзнуть написать о том, что открылось в этом молитвенном чтении. Да, книгу старца нельзя читать как обычную книгу стихов, вникая в эстетические достоинства. Вообще эту книгу не стоит — как это делают некоторые — оценивать с точки зрения художественности. Не для этого она собрана, составлена и издана. А для чего же?
Вот что сказал духовный сын старца иеромонах Нестор (Кумыш): «Вы замечали, что отец Николай часто спрашивал: “А у вас есть моя книга?” Дарил ее, если у человека ее нет. И добавлял: “А ты пой по ней”. Я на себе это испытал — какую благодатную помощь оказывают песнопения из “Слова жизни”. Каждый человек, живущий духовной жизнью, знает периоды уныния. Это тяжелейшее состояние, когда даже молиться не можешь. И вот именно тогда помогает пение этих бесхитростных, простых на первый взгляд кантов. Через них получаешь благословение старца, его помощь. Потому что они отражают ту борьбу, которую перетерпел он сам, и дают приобщиться к его опыту преодоления немощи человеческой благодатию Божией».
…Ступи ж Божественной стопой
На волны сердца моего,
Оно умолкнет пред Тобой
И вкусит мира Твоего.
…Дух, скорбию стесненный,
Сдавила грусть свинцом,
И в плоти моей бренной
Под тяжким я крестом.
Все собранное в «Слове жизни» — это свидетельства о Божьей благодати. Это рассказ, от страницы к странице, о том, что такое благодать и как она действует в человеке. Поэтому эти стихи не сопоставимы ни с какой светской поэзией: там на первом месте стоит «я» автора, а здесь — благодать Божия. И даже включенные в сборник хрестоматийные произведения М. Лермонтова, Г. Державина, А. Хомякова, Ф. Глинки, Я. Смелякова преображаются — они становятся в иной ряд, не в тот, в каком существуют обычно (творческий путь того или иного поэта). В «Слове жизни» важно не то, кто написал эти стихи, а о чем они. Эта книга составлена как памятник соборного творчества.
Вспоминаю, как вместе с детьми из воскресной школы Валаамского подворья мы пели «О, дивный остров Валаам» на палубе теплохода, заходя в монастырскую бухту. Было чувство, что через это пение мы общались с отшедшими поколениями, с теми, кто до нас пел эти слова на том же самом месте. С теми же чувствами поют паломники кант «Гора Афон, Гора Святая», подплывая к Пантелеимонову монастырю на Святой Горе. «Прощай же, обитель святая» — этот кант пели старушки—монахини, поминая закрытый монастырь, и этим пением приобщали молодое поколение к тем переживаниям, которые выпали на долю исповедников Христовых в нашей стране в начале ХХ века.
Низкий-низкий поклон батюшке Николаю за то, что он собрал все эти воздыхания народной души и соединил их под одной обложкой. Они — правда о Руси народной, о той, которую так старательно уничтожают. В «Слове жизни» звучит бесхитростный, чистый народный голос простых людей, которых так мало осталось… Ведь мы — последние поколения русских людей — в основном все «умники», сухие рационалисты, эстеты, «богословы» и прочие специалисты. И нам так нужно напоминание, что главное в жизни — не эти «достижения», а ласка, тепло, любовь, всепрощение, родственное внимание к людям.
Все эти песнопения — дар нам, плененным «окамененным нечувствием». Они — если их петь, а не читать, как обычную книгу стихов — могут расшевелить душу, разбудить ее, размягчить.
В «Слове жизни» перед нами предстает картина народных бедствий: сиротства, вдовства, бесприютности, пьянства. Мы видим образы великих страданий Богочеловека, Его Матери, Его святых. Мы слышим слова утешения ко всем страждущим и унывающим, призыв стремиться «от тленности земной к вечности небесной». И так хорошо, когда прихожане во внебогослужебное время поют все вместе… Для того чтобы петь стихиры, каноны, тропари, нужно знать нотную грамоту, да и церковнославянский язык неплохо знать — не всем это под силу, а вот эти простые слова, подобранные к простой мелодии, для всякого доступны.
Дух книги отца Николая можно сравнить с духом писаний преподобного Силуана Афонского — это то же предстояние Творцу за весь страждущий мир, это «Адамов плач» за всех и за вся, это оплакивание земной жизни перед лицом грядущей смерти и Суда.
Прошел мой век, как день вчерашний,
Как дым, промчалась жизнь моя,
И двери смерти страшно тяжки,
Уж недалеки от меня.
Часто повторял старец эти строки приезжающим к нему паломникам. Посылал их помолиться на кладбище, что напротив его домика, где могилка его мамы, а теперь и его могила. Там на память приходит песнопение «И мы будем такими…».
Познай, откуда ты и кто,
Зачем пришел, куда идешь.
Что ты велик, и ты — ничто,
Что ты бессмертен, и умрешь.
Перелистывая «Слово жизни», мы как будто слышим беседы старца с Господом. Они рождены желанием воспеть, прославить то, что дорого, выплакать то, что тяготит, — в них живая душа. Они нам показывают, что такое живая душа, душа, которая «скучает по Богу и слезно ищет Его». Душа, которая «бегает бессловесия», которой недостаточно только «выполнять правила», она живет жаждой выразить Творцу и Создателю все свои движения — и скорбные, и угнетающие греховным наваждением, и радостные. «Слово жизни» — это разговор со своей душой, это, как сказано в предисловии к книге, — «проповедь самому себе».
Вот он, блаженный пустынник,
взыскующий
Века грядущего благ неземных.
Вот он, в скорбях, как мы в счастье,
ликующий,
Душу готовый отдать за других!
…Силою он одарен благодатною:
Чуткой душой прозревает он вдаль,
Видит он язвы людские, невнятные,
Слышит он вопли, — и всех ему жаль…
Учит искать он богатство нетленное,
Чтоб не владела душой суета, —
Ибо все мира сокровища бренные
Нашей душе не заменят Христа!
Когда поешь или читаешь это стихотворение Леонида Денисова о преподобном Серафиме из книги «Слово жизни», видишь не только во славе Отчей пребывающего преподобного, но и нам на утешение данного смиренного старца Николая с Талабского острова. Сам он о себе в конце книги говорил:
А я? Лишь утро наступает,
Стою пред образами.
Вам в помощь Бога призываю,
С надеждой, верой и слезами.
Прошу я Необъятного,
Не познанного Вами,
Спасти от неприятного
Семью и Вас с друзьями.
«Отец Николай для нас как скорая помощь, — сказал мне один паломник, — и не только при личной встрече он помогал, но помогает и через вылившиеся из его души слова, положенные на ноты в “Слове Жизни”». Помогает и после блаженной кончины своей. Как он сказал одной паломнице, подарив ей свою книгу и прижав ее к сердцу: «Я тебе все сказал», благословил черпать со страниц собираемой им почти всю жизнь книги, ответы на трудные духовные вопросы.
Краткие изречения старца Николая. Чему учил старец
Чтение старцем Николаем одних и тех же стихов разным людям, так же как и вынужденные прилюдные исповеди у калитки, созидали то, что можно назвать высоким словом соборность, а попросту: делали всех родными, близкими друг другу, народом Божиим.
Поэтому мы считаем, что и те краткие изречения старца, которые запомнили и записали отдельные люди, значимы не только для того человека, к которому они были обращены, но и для всех нас.
Батюшка вообще говорил мало, видимо, он был от природы молчалив, потому его редкие высказывания были афористичными — в одной фразе заключалась целая жизненная программа. Потому так ярко запоминалось все сказанное старцем.
Краткие изречения мы извлекли из многочисленных воспоминаний об отце Николае и писем старца[2].
«Будьте всегда радостны, и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».
«Ты не рвись, а молись святому (тому, кому был посвящен храм), и он все устроит».
«Все слава Богу! Все будет хорошо. Господь поможет».
«Живи просто — доживешь до́ ста».
«Пекись о своем мире душевном, вот и в мiре будет порядок».
«Радуйтесь, ведь вы с Богом».
«Радуйтесь, что вы верующие, православные».
«Ходи в храм и веруй Господу. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Смирение и молитва — главное. Одна черная одежда — еще не смирение».
«Поздравляю вас с очищением совести» (после исповеди).
«А ты хорошо выучил, как пишутся частицы “не” и “ни”?»
«Положитесь, дорогие мои, на волю Божию, и все будет так, как вам нужно».
«Мы с вами, моим драгоценные, самые счастливые, потому что Господь с нами, Царствие Небесное здесь и Ангелы Божии рядом…»
На вопросы отец Николай обычно отвечал кратко: «Благословляю… Не надо… Пусть потерпит… Не скажу… Все будет хорошо». Чаще всего говорил: «Надо помолиться».
«Скорбеть — терять благодать Божию, а надо радоваться и веселиться».
«Мы должны побеждать зло добром, а сами не должны побеждаться злом».
Иносказание о нашем состоянии и общем состоянии мира: «Облака, осень скоро, холодает, а потом зима, лед, а по льду скользко ходить. А мы еще и танцуем. Так можно упасть и разбиться».
«Только не оставляйте духовной жизни».
«Ведь какое счастье, мои драгоценные, что вы сохранили Истинную Веру! И если кто будет вам обратное говорить, не верьте. Ведь это мы сейчас в гостях, а потом все пойдем домой. Но только, мои драгоценные, горе будет нам дома, если мы в гостях были, да что-то нехорошее делали.
Мы сейчас в гостях, а пойдем домой. В гостях хорошо, а дома лучше. Но там, дома, двоякое направление жизни — там вечная радость для праведников и страшный геенский огонь для грешников. И это не какие-то выдумки, нет, это — Истина.
Я только хочу сказать вам, мои драгоценные: берегите растительный и животный мир… Ведь посмотрите, как все Бог устроил».
«Надо жалеть неверующих людей и всегда молиться, чтобы Господь их избавил от вражеского помрачения».
«Человек рожден для того, чтобы беседовать с Богом».
«Радуйтесь и благодарите Бога, что вы родились в России, что вы — православные».
Любил повторять псаломские слова: Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие (118:133).
«Никогда не снимайте крестик. Читайте утренние и вечерние молитвы обязательно».
«Можно спасаться и в семье, и в монастыре, только живи свято мирной жизнью».
«Цель нашей жизни — вечная жизнь, вечная радость, Царство Небесное, чистая совесть, покой — и все это в нашем сердце».
«В первую очередь любите труд, Отечество, человека и помните изречение Слова Божия: “Трудящийся да яст”, то есть кто работает, тот и ест».
«Не огорчайтесь, Роднуша, за посещение неприятностей, это — спутники жизни в наших оздоровлениях».
«Свет Божий не без добрых людей. И вы, в свою очередь, будьте со всеми в любви и светлой радости».
«Милая сестрица, принесем в жертву Спасителю нашему все свои лучшие чувства: волю, любящее сердце, крепкую Веру. И будет пребывать Господь в сердцах наших ныне и во веки».
Проходят годы, мы вспоминаем те или иные слова старца и только сейчас начинаем понимать, почему он так говорил, что значили его слова.
Из всех вышеприведенных слов, да и из всего жизнеописания старца Николая мы можем составить ответ на вопрос: чему учил батюшка людей? — Учил духовному бодрствованию (или трезвению) и собранности, терпению, послушанию, скромности, устремленности к Вечности, при этом — бережливому отношению к ближним, жалости, скромности, трудолюбию, стремлению к постижению воли Божией и недопущению уныния. В целом — не головному мудрованию, а устремленности к жизни по евангельским заповедям.
«Слава Богу за все, слава Богу за все, слава Богу за скорбь и за радость!»
Людмила Ильюнина
Из книги «Роднуша моя». М.: Символик, 2020. Автор-составитель Л. Ильюнина
Сайт «Ветрово»
Большое спасибо автору статьи Людмиле Ильюниной за рассказ о книге «Слово Жизни» и приведённые цитаты старца Николая.
Сердце переполняется радостью, теплом и благодарением, читая о Великом старце.
Вечная память! Вечная память! Вечная память!
Спасибо великое!
«воздыхания народной души» — как славно сказано!
Как всегда утешительны и милостивы слова батюшки!
Я скоро улечу… На крылиях… Они у меня огромные и сильные… Долечу вмиг… И Дома буду молиться за всех вас. Странники мы все на земле… Одинокие странники..
Старец Николай Гурьянов
Спасибо, Людмила. Интересно читать об отце Николае и каждый раз удивляться мудрости и силе духа старца. Наш Храм тоже некоторым образом связан с отцом Николаем Гурьяновым. Настоятель нашего Храма — духовное чадо отца Иоанна Миронова, бывали они с матушкой и у отца Николая. Вообще наш Храм имеет тесную духовную связь и с Санкт-Петербуром, где учились наши батюшки и продолжают учиться их дети, и с Вырицей и преподобным Серафимом Вырицким. Очень интересно переплетаются судьбы. И разве возможно нас разделить? Чисто формально можно, настроить границ, стен, но не духовно. Как бы некоторые ни старались, такие связи не прерываются.
Отче Николае, моли Бога о нас.