Как говорится в опубликованных исследованиях социологического центра Российской академии наук, в массовом сознании россиян оценки роли религии и религиозных институтов за последние 25 лет отражают неоднозначность тенденций. В российском обществе, в качестве положительных проявлений повышения роли религии и религиозных организаций в публичном пространстве, 70% россиян отмечают рост уважения к РПЦ, 56% россиян – прекращение гонений за веру.
Одновременно рост клерикализма вызывает опасения 69% части россиян, а сугубо религиозный проект развития общества, включающий в себя симбиоз политических и моральных коннотаций – идея «очищения» общества через православную веру, – представляется глубоко маргинальным, его хотели бы видеть в качестве проекта будущего всего 4%. Несмотря на активное возвращение религии в публичную сферу, присутствие религиозных смыслов, контекстов и лидеров в общественно значимых сферах, данные мониторинга фиксируют, что российское массовое сознание остается в большей мере секулярным, а религиозный проект не представляется доминирующим при оценке будущего. Более того, если различные аспекты политизации религии вызывают сугубо отрицательную реакцию россиян вплоть до полного нежелания видеть религию и религиозные институты в политической сфере, то историко-культурные, морально-нравственные смыслы так же, как и контексты милосердия и благотворительности, поддержки семей и обездоленных детей, воспринимаются массовым сознанием как глубоко позитивные.
Среди россиян в целом во всех религиозно-мировоззренческих группах, включая православных, сложился консенсус относительно того, что РПЦ скорее должна заниматься церковными делами и не вмешиваться в политику и сферу государственного управления. По мере распространения деятельности религиозных организаций и расширения сферы их активности от собственно сферы отправления религиозного культа и социального служения (позитивно оцениваемая деятельность подавляющим большинством) до участия в формировании политических смыслов в публичной сфере, в первую очередь в образовании, вызывает напряжение в общественном дискурсе и в оценках «лидеров мнений». Соответственно, встает вопрос о границах проникновения религиозных смыслов и религиозных организаций в светский сегмент общества и политическую структуру, а также о размывании казавшихся непреодолимыми институциональных и мировоззренческих границ и о непоколебимости политико-правового принципа светскости. Это актуализирует проблему поиска оснований диалога между государством и религиозными организациями. Данные тенденции становятся еще четче обозначенными в 2021 г., подтверждением чему является отношение россиян к использованию религиозных идей, терминов, символах в различных сферах и областях социальной и политической жизни, в том числе в деятельности политиков, партий, политических движений. Согласно опросу ВЦИОМ, в августе 2021 г., только 10% россиян скорее одобряют использование религиозных символов и идей в деятельности политических субъектов, тогда как 60% скорее не одобряют, четверть опрошенных не смогли определиться со своим отношением. При более пристальном взгляде на религиозно-мировоззренческие группы оказывается, что поддерживают использование религиозных смыслов в политических дискурсах и политической деятельности 4% атеистов, 6% верующих вне конфессии, 11% православных. На этом фоне выделяются приверженцы ислама, среди которых 20% одобряют подобную практику.
Из «Учёных записок Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук»
Выпуск 11, 2022 г.
Идея очищения общества через православную веру видится маргинальной большинству россиян. Отчего так? А оттого, что не достигаем истинности вещей во временной жизни земного пребывания.
Не буду комментировать цифры статистики приведённые в статье. Давно понятно — статистика не столько изучает, сколько формирует общественное мнение .
Итересно другое — к сожалению, разочарование церковной иерархией, клерикализмом, раздутым уже до маразма ( а не Верой во Христа !!!) действительно имеет место. Просто как всегда, когда вещи не называются своими именами, происходит путаница.
«ОЧИЩЕНИЯ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ »
» рост клерикализма вызывает опасения 69% части россиян»
Эти две вещи, между которыми большая разница. Кризис доверия поразил всё наше общество, в тм чисде и Церковь.
И не достигаем истинности вещей во временной жизни земного пребывания. «… людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» (Мф.15:8–9). … И разумеем в себе: сколько приближаемся к Богу содействующей любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним, находящимся недалеко от нас.