Ответы иеромонаха Романа участникам обсуждения статьи «Ревнуя поревновах о Господе Бозе моем!»
Мария, 29.12.2016 в 19:25
Благословите, о. Роман! Низкий Вам поклон!
Батюшка,сегодня меня порадовало подрастающее поколение неравнодушных к поэзии читателей-старшеклассников.С Вашим творчеством они знакомы уже не первый год, и Вашу публикацию «Ревнуя поревновах о Господе Бозе моём» прочли с интересом. И, знаете, в отличие от взрослых, откликавшихся на публикацию, они-то более чутко, пожалуй, расслышали, о чем речь. И на «высокоштильные» выходки некоторых гостей сайта заметили: так не спорят, так желают оскорбить. Даже слово новое пояснили: троллить. Оказывается, специальность такая вот появилась «в сетях». И меня ещё и успокоили, мол, ни в коем случае не обращайте внимания, враги всегда шумят, не стоит внимания.
Да, действительно, «бесов не переговорить», и тратить силы своей души, доказывать очевидное… Огради нас, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста, и сохрани нас от всякаго зла!
Спасибо Вам, батюшка, за новые стихи, храни Вас Господи!
Ответ:
Мария, благодарю за поддержку, но не нужно так переживать. Не будем никого зачёркивать, каждый имеет право высказать свою точку зрения.
* * *
А теперь, Валерий, обращаюсь к Вам. В малом стихотворении много неточностей, придумок, что вызывает вопросы – их я поместил в скобки.
Валерий Новоскольцев, 29.12.2016 в 02:34
Попросту:
ВЫСОКИЙ ШТИЛЬ
Когда чернец строку простую (простая строка как стрела против танковой брони ВЫСОКОГО ШТИЛЯ)
Вбивает в гордые мозги, (чьи мозги?)
Чернь рукоплещет, (где на этой странице нашли чернь, да ещё рукоплещущую?) пост — впустую: (для кого?)
Кругом мерещатся враги… (кому?)
Любовь бежит, и вспышка гнева (не позволяйте гневу изгонять Любовь)
Молитву сушит, сердце жмёт… (берегите своё сердце)
А яблоко упало с Древа (с какого?)
На райский лёд. (в Раю не было ни льда, ни снега)
От мiра он не ждёт совета, (мір не принял Христа, что же отрекшемуся от міра ждать от него совета?)
Как будто истиной томим… (не может томиться истиной обретший Истину)
Он бьёт и бьёт в себе Поэта*.
И человека — вместе с Ним.
——
* В Символе веры Господь Бог называется Творцом, а по-гречески —
Поэтом Неба и земли.
На последних строках позвольте задержаться.
И человека — вместе с Ним.
Из последних строк следует, что Вы прославляете Творца и растите нового Адама, а монах убивает в себе Бога и человека. И чем же? Тем, что восстал против идолов міра-богоборца, в частности, против сквернословия обожаемых міром классиков? Впрочем, что там иеромонах! От Вас досталось и Апостолам, и пророку!
О литература, о необузданное видение поэта! Неужели чьё-то сердце не облагородит трогательная забота о кормильце и терпеливце Иуде?
http://www.stihi.ru/2014/07/29/4909
В ЧЕТВЕРГ ЛИЛ ДОЖДЬ. ИУДА ПРИБОЛЕЛ
В четверг лил дождь. Иуда приболел.
Всё время бесконечные разъезды…
Апостолов завистливых наезды,
Он всех кормил. И сам терпел, терпел.
Всем добывал одежду и ночлег.
Пахал, как мул, сандалии стирая.
Тянул от Иордана до Синая,
Чтоб скиснуть — после дождичка в четверг.
Вся партия расписана давно:
Ходи пешком до Иерусалима,
Ферзём не станешь. Мимо. Мимо. Мимо.
И стало кислым канское вино.
А как гуляли! Чудо из чудес.
Обычаи, что в Кане, что в Одессе.
И там сожгут, и здесь тебя повесят.
Везде, кто не работает — не ест.
С небес гремело, ахало, лило…
Там Илия трудился, как Стаханов.
На весь Израиль пары нет стаканов,
И выпить не с кем. И ушло бабло.
А мысли все, как молнии в ночи,
(Что денег нет — не велика потеря).
Назначена последняя вечеря,
Петру сегодня отдадут ключи.
От Царствия, которое не здесь.
Апостолы наивны, как индейцы.
Развесят уши…или что там — пейсы?
Не забывая выпить и поесть.
Иуда спёкся. Он не волонтёр.
И он не маг, — он честно на подхвате…
Простыл, как бомж. Ему, пожалуй, хватит
Лить масло в несгораемый костёр.
Начальники народа держат мир,
Блюдя баланс, традиции лелея.
А так бродить…Цыгане не евреи.
И хватит с нас каких-то детских игр.
С небес лило. Пятно на потолке
Всё расплывалось — становилось блёклым…
Отверстие в стене (какие стёкла?),
И пробка от отверстия — в руке.
Ещё ранее Вы писали:
Я так понимаю, что основная претензия в статье о. Романа — не только к А. С. Пушкину, но ЛЮБОМУ светскому писателю и поэту, что «они не вели ко Христу», в его понимании.
Но поэт-монах-песенник… это также очень опасный путь для того, кто идёт за Христом. Не менее опасный, чем «победный путь» иеромонаха Фотия на конкурсе «Голос».
Правильно рассудили, вряд ли кто станет с этим спорить. Откуда же взялось недопустимое отношение к Апостолам и пророку? Печалит, что к классикам Вы более благоговейны.
* * *
О чём всё же статья?
1. Человек не должен делать пакости на площади.
2. Если один впал в безумие, то другие («исты», поклонники и просто фанаты) не должны оправдывать публичное паскудство и тем паче умиляться.
3. «Пушкин наше всё!» Дюже громко! Остерегусь так сказать и о великом печальнике земли Русской преподобном Сергии, дабы не лишить чести благоверного князя Александра Невского, преподобного Нила Сорского, преподобного Александра Свирского — велий сонм русских святых. ХРИСТОС наше ВСЁ!
4. Зачем христианину (священнику, монаху, мiрянину) искать опору или высо́ты в дольнем? Не ищите меня ни среди «бродских-месяцев», ни среди лающихся классиков: хочу быть с истиною Христовою; первые с ней воевали явно, а вторые, не ведая того или желая идти в ногу со временем, частенько глумились над ней.
5. Жития, уча грешников мужеству, описывают путь святых со всеми грехопадениями, но никому и в голову не взбредало воспевать их падения, записывать грехи на знамёна и возлагать цветы к знамёнам (что делают полоумные «исты», желая издать классика без азбуки Морзе, да ещё мечтая увековечить сквернословие жирным шрифтом).
6. Апостол Павел, поминая свои прежние годы в иудействе, называл себя извергом и первым среди грешников. Так судит о себе святость. Назовите хоть одного литератора, считавшего себя извергом, — днём с огнём не сыщете! Большинство считало и считают себя подарком человечеству, и все, от мала до велика, воздвигали и воздвигают себе пьедесталы! Дивиться нечему, путь проложен. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный!» Святые думали о славе Божией, а не о постаментах своему «я». Вот почему нельзя проводить параллели между «величайшими» мiра сего и самыми неприметными тружениками нивы Христовой, падавших и падающих, разбивавшихся и разбивающихся, но приползших и ползущих ко всепрощающему Христу. Зловонные ямы первых притягивают к себе и ныне, а ямы вторых оберегают идущих.
«Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс. 33:12) — вот назначение литературы — словом приводить к Слову! Но как могут приводить к святости живущие грехом? И поэтому «всяческая суета всяк человек живый» (Пс. 38:6). Страшна замена русских классиков «месяцами» да «бродскими», но ещё страшнее замена Евангелия литературой, даже великой русской! Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15). Речь только об этом.
Верующие не согласны?
30 декабря 2016
скит Ветрово
Отец Роман, благословите. Если это не риторический вопрос, то лично мой ответ: «Логично. Убедительно. Согласен».
Отец Роман!
Чтобы моё письмо Вам не получилось пространным, пожалуйста, прочтите в моём дневнике
https://www.stihi.ru/diary/valery31/2016-12-31
7-ю главу «О творческом человеке» из книги И.А. Ильина «Путь к очевидности».
Это позволит мне не отклоняться от прямого разговора, который важен для нас обоих, как минимум.
* * *
Кто возлюбил и жаждет подражать
Сосудам Всесвятаго — тот Божествен!
…Христе Царю! Когда б я мог сказать:
— Ты всё моё — богатство и блаженство!
Но умолчу, чтоб Духу не солгать.
Смирись, превратность! С пламенем играешь!
…Ужель и отходя не прошептать:
— Христе Царю! Ты всё моё… Ты знаешь!
иеромонах Роман
2 апреля 2006
скит Ветрово
Ваш комментарий, о. Роман:
«…что же отрекшемуся от мiра ждать от него совета?..»
Отрекшемуся ли, о. Роман?..
Строки:
«От мiра он не ждет совета,
Как будто истиной томим…» —
Отделять друг от друга не нужно.
Нужно понимать, что петь, говорить слово Христово, «ругаться» мiру можно только внутренне воскреснув.
Да разве спогреблись Вы со своей «гитарой-лирою» Христу, отец Роман?
А воскресение бывает только после… Как и рождество случается только после зачатия. Таков в этом мире порядок вещей.
Сокрушайте и сокрушите идолов,
но прежде — внутри себя.
На это есть надежда 🙂
Ну…))
Полу-монах, полу-поэт,
Полу-мудрец, полу-невежда (А. С.)
Полу-отец…
Но есть надежда, что будет полным, наконец.
А мiр есть лишь слияние страстей.
Бог в помощь, брат.
Уважаемый Валерий, наверное, Вы ничего не знаете о житии свт. Григория Богослова или преп. Романа Сладкопевца и к ним тоже могли бы обратиться словами «полу-монах, полу-поэт».
Творчество для отца Романа (в отличие от мiрских поэтов) — не главное в жизни, он хочет жить для Бога. То, что пишет — лишь отголосок того, как живет. Если ему хочется сказать о том, как ему больно — скажет. Если захочет обратиться к нам со словом утешения и поддержки — обратится. Если сочтет нужным высказаться в стихах о том, что происходит в мiре — выскажется. А если захочет молчать — будет молчать и не станет переживать об этом. Ему все равно, что скажут другие о его духовном или поэтическом развитии, он не ждет от нас ни похвал, ни премий, ни гонораров. Он стремится перед Богом ходить, а не перед людьми. Если же Вам не хочется слушать то, что он говорит — не слушайте: ведь Вы тоже совершенно свободны.
Уважаемый Редактор!
Я думаю, отец Роман понял, о чём я… По слову св.ап. Иоанна Богослова: есть смерть вторая, и есть воскресение первое. Те, кого Вы перечислили, этому воскресению, о котором я написал выше, причастны.
Позвольте отцу Роману самому рассудить о себе.
Очень больно видеть последние комментарии на сайте о. Романа, вспоминаются слова прп. Иосифа Волоцкого, взятые им у свт. Григория Богослова: «Ты же не суди судей, будучи осужденным, и не паси пастыря, будучи овцой». Дорогой и любимый о. Роман. Для меня Вы — образец поэта, священника и человека. Я рада, что Вы есть в моей жизни и я уверена, что большинство тех, кто заходит на этот сайт, получают здесь наставления, окормление, духовное утешение. А это очень не нравится врагу рода человеческого. Отсюда некоторые комментарии, которые очень тяжело и грустно читать. Храни Вас Бог, дорогой Батюшка. Я и мои дети поздравляем Вас с наступающим гражданским новолетием, пусть Господь благословит все Ваши благие дела и начинания.
«Полу-монах, полу-поэт,
Полу-мудрец, полу-невежда (А. С.)
Полу-отец…
Но есть надежда, что будет полным, наконец.
А мiр есть лишь слияние страстей».
Прямо какое-то засилие понтовой посредственности! По-еврейски прокукарекать, подделаться под кого-то,а там трава не расти.
Галина, «лукавые граждане » ,зачастившие на сайт,как на работу,наверное,премии получают за каждый выход,а может,растут в своих же глазах,»запуская петарды оскорбительных речей.Хитромудрые — выбрали сайт побезопаснее,на других от оопонентов,себе подобных, давно бы схлопотали то,чего уж православные- то наверняка не позволят!
Каждый наполняет мир тем,чем сам наполнен.
Юрия Левитанского вряд ли можно упрекнуть в приверженности к Церкви,а ведь истину изрёк:
«Каждый выбирает по себе
Женщину,религию,дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает по себе»…
Александр,добрый вечер! Пока писала свой комментарий,появился Ваш. Честное слово,Ваше остроумие иногда просто не в бровь,а в глаз!.. Особенно мне понравилось ,как радуетесь чеховской «Радостью». И сегодня — очень правильно написано. Когда незваные гости начинают слишком распоясываться,им об этом напоминают.
Жаль мне вас, Валерий, ибо вы не ведаете, что творите.
Сокрушайте и сокрушите идолов,
но прежде — внутри себя.
На это есть надежда — это вы о себе и для себя. Вы так стараетесь обратить на себя внимание, похоже хотите показать, что ваши стихи можно поставить рядом с поэзией отца Романа. Напрасно, друг мой. Ваши комариные укусы отцу Роману только на пользу. Попробовали бы вы покормить в его скиту комариков!
Полу-монах, полу-поэт,
Полу-мудрец,
полу-невежда (А. С.)
Полу-отец…
Но есть надежда, что будет полным, наконец. Этот выстрел опять в молоко, если метили в иеромонаха Романа. А вот себя вы точно охарактеризовали:
… полуневежда,
Но есть надежда, что будет полным, наконец. Каждый судит о других по себе самом, и видит в других то, что его самого беспокоит. Помоги вам, Бог!
««Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс. 33:12) — вот назначение литературы — словом приводить к Слову! Но как могут приводить к святости живущие грехом? И поэтому «всяческая суета всяк человек живый» (Пс. 38:6). Страшна замена русских классиков «месяцами» да «бродскими», но ещё страшнее замена Евангелия литературой, даже великой русской! Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15). Речь только об этом».
Нет сомнения! Только мир набрал такую катастрофическую скорость падения, что только чудо Божие может спасти человечество.
С новым 2017 годом вас, дорогой батюшка! Всех, и редактора, и посетителей сайта — с наступлением нового календарного года! Да хранит всех нас милость Божия!
Низкий поклон Вам,Галина,и сердечное СПАСИБО! Храни Вас Господи!!
От отца Романа:
Галина Пашук, 31.12.2016 в 17:41
Очень больно видеть последние комментарии на сайте о. Романа, вспоминаются слова прп. Иосифа Волоцкого, взятые им у свт. Григория Богослова: «Ты же не суди судей, будучи осужденным, и не паси пастыря, будучи овцой». Дорогой и любимый о. Роман. Для меня Вы — образец поэта, священника и человека. Я рада, что Вы есть в моей жизни и я уверена, что большинство тех, кто заходит на этот сайт, получают здесь наставления, окормление, духовное утешение. А это очень не нравится врагу рода человеческого. Отсюда некоторые комментарии, которые очень тяжело и грустно читать. Храни Вас Бог, дорогой Батюшка. Я и мои дети поздравляем Вас с наступающим гражданским новолетием, пусть Господь благословит все Ваши благие дела и начинания.
Ответ:
Дорогая Галина, не нужно так переживать. Отзыв «читателя» меня, напротив, повеселил и порадовал. Почему повеселил? Потому что лучшую иллюстрацию для моей статьи трудно сыскать. Представьте, врывается в чужой дом человек без имени, обременённый всеми дарами міра – литературой и культурой, обладающий художественным вкусом, большим умом, безмерным эстетическим чувством (таким он себя видит) и … не может даже правильно назвать фамилию обличаемого. Чем прославился, кому помог, кого обогрел в родном городке – аноним скромно умалчивает. Праведный гнев оторвал его даже от любимой «Лолиты». Тут уж не до Лолиты, когда есть возможность безнаказанно, из потёмок, прокричать о зависти, бедности, бледности, озлобленности, гордыне, злобе и чёрствости души того, кого и в глаза не видел. Причём главным доказательством всех этих обвинений почему-то должны служить брызги ненависти обличающего. Ни одного факта в обвинительной речи! Всё получил от міра, и что же, облагородила его литература и культура? Нет, ибо благородство не от литературы и культуры, а от Благого, что и продемонстрировал горе-обличитель. В патриоте ему пригрезился агрессивный националист. Знал бы человек без имени, сколько отцов, матерей, братьев и сестёр имеет этот «агрессивный националист» на Украине, в Белой Руси, Молдавии, Грузии, Калмыкии, куда приезжает как к себе домой – всё равно бы клеветника это не остановило. Что посоветовать прогрессивному либералу, которому мило всё «западнее Минска»? Чтобы, разговаривая с кем-то, не смотрелся в зеркало? Да как же он услышит в кустах?
Почему порадовал? Мір любит своих, и в лице человека без имени, обогатившегося всеми его плодами, он не принял иеромонаха и его творчество. Чуждость міру-богоборцу, поношение от міролюбцев множит надежду на Спасение.
«Не люби́те міра, ни того, что в міре: кто любит мір, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в міре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от міра сего. И мір проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17).
Валерий Новоскольцев, 31.12.2016 в 13:14
Ваш комментарий, о. Роман:
«…что же отрекшемуся от мiра ждать от него совета?..»
Отрекшемуся ли, о. Роман?..
Строки:
Как будто истиной томим…» —
Отделять друг от друга не нужно.
Нужно понимать, что петь, говорить слово Христово, «ругаться» мiру можно только внутренне воскреснув.
Да разве спогреблись Вы со своей «гитарой-лирою» Христу, отец Роман?
А воскресение бывает только после… Как и рождество случается только после зачатия. Таков в этом мире порядок вещей.
Сокрушайте и сокрушите идолов,
но прежде — внутри себя.
На это есть надежда
Ну…))
Полу-мудрец, полу-невежда (А. С.)
Полу-отец…
Но есть надежда, что будет полным, наконец.
А мiр есть лишь слияние страстей.
Бог в помощь, брат.
Ответ:
Благодарю за тщательно писанный мой портрет. Должен заметить, что, превращая в своём стихотворении Апостолов в собутыльников и гуляк, возвышая Иуду, Вы на самом деле создали автопортрет, который удался Вам гораздо больше. Удивляюсь Вашей непоследовательности. Зачем присылать полу-монаху, полу-поэту, полу-отцу ссылки на свою литературную страницу? По своему великодушию Вы назвали меня полу-монахом, полу-отцом – редкое благородство и воспитанность! Впрочем, назови кто меня горе-монахом – «нимало вопреки возглаголю». И всё же, давайте расставим точки над «i». Как полу-отец ничем Вам не могу помочь. Устраивать же здесь литературные разборки не имею ни возможности, ни желания: слишком коротка жизнь и слишком много вокруг горя. Не лучше ли Вам пригласить своего единомышленника, человека без имени из г. Золотой и общаться с ним на своей странице, благо что общего имеете предостаточно. В самом деле, в отличие от меня, вы носители художественного вкуса, эстетического чувства. Вы обладатели большого ума – я безумен, ваши необозримые мірские широты не вмещает мой узкий мирок. Думаю, посетители, которым важно «едино на потребу», как-нибудь переживут расставание с вами.
Ирина, 31.12.2016 в 10:33
«Но Пушкин, действительно, «наше все»».
«Пушкин нам всем фору дает на сто баллов вперед».
Ответ:
После утверждения, что «Христос наше всё!», странно в ответ от верующего услышать «Пушкин наше всё». Почему бы Вам не поступить, как Мария? «Не перестав любить поэзию, «переставила» её с первого места в душе на подобающее место! И «недоуменные» вопросы закончились сами собой, без надрыва!»
Ирина, Ваше мнение услышано. Охотно соглашусь, что Пушкин дал лично Вам фору даже не на сто, а на тысячу баллов, но вряд ли нужно говорить за всех.
Благословите,о.Роман!
Батюшка,по поводу » буйного безымянного читателя» из Золотого города,что » под небом голубым» , — дня два уже буквально держу себя за язык,— чтобы ,впав в грех подозрительности,не съехидничать вслух:»Маска,я тебя знаю»!! Вот почему- то(по отдельным словесным клише,по оголтелому нахальству,мягко говоря,) почти наверняка уверена,что обличитель- то один в разных лицах.А уж коль не один,так ещё одного Плохиша свистнул на подмогу!А может,и не одного — какие-то «корпоративные» бредовые стишата тут же «из Брянска» подоспели.Понимаю,что уже до » теории заговоров» доподозревалась,но…
Но все-таки не буду кричать,мол,ай- яй -яй,отец Роман,как же Вам верила,а Вы зарвавшихся либералов с сайта не гоните,а как нам тут до них было радостно!
Простите меня,что слишком долго думала и не сразу осознала: как же Вы правы,давая высказать всем все,что угодно,не отнимая ни у кого возможности изменить их сиюминутные мысли и слова и дела!..
Апостол Павел — ярчайший пример того,как это преображение происходит!
А мне на память пришёл удивительнейший случай : моя тетушка,мамина сестра,была замужем за очень хорошим человеком советского периода.Мы его называли вполне всерьёз Павкой Корчагиным нашего времени,на что он никогда не обижался.Александр Васильевич действительно был человеком замечательным,честным коммунистом(вступил в партию на фронте в то время,когда на это требовалось мужество чрезвычайное),человеком героическим ,заслуженным.На фронт убежал из дома 13- летним,наград за военные и за мирные трудовые заслуги было,как шутили тогда ,больше,чем у Брежнева!Кроме всего прочего,он был по отношению ко всем окружающим очень добрым,заботливым,не равнодушным,готовым отдать любому последние рубаху и кусок хлеба.Вобщем,всегда во всем впереди,ума,чести и совести ему было не занимать.Да,еще:бессменный парторг в самом лучшем смысле.Все мы просто обожали его,любили его и гордились им! После войны жили они с тетушкой моей в Риге.И вот грянула ельцинская » леворуция»(так её у нас в деревне обозвали),и в списке на уничтожение,заготовленном латышскими леворуционерами,стояла фамилия Александра Васильевича под номером 1,т.к. начиналась с буквы А..Тётушку предупредили о готовящемся,и она ,проявив чудеса изобретательности женского ума,сумела,не посвящая мужа в истинные причины,увезти его подальше от латышских стрелков,в Россию,в деревеньку,где ещё стоял родительский дом .Сказалась тяжело заболевшей,а ради любимой жены ,переступив через все,что удерживало его в Риге,А.В. был готов уехать,куда она укажет на глобусе!
Это долгое предисловие,остальное действие разворачивалось стремительно.
Переехав к нам в деревню из «прибалтийской цивилизации», А.В. стал почти сразу без привычной трудовой и общественной деятельности ск
исать и чахнуть от незнания,куда приложить свои недюжинные силы и способности.И когда тетушка поняла,что в своих планах на безмятежную деревенскую идиллию главного не учла,ей на помощь поспешили местные старики,мастера на все руки от скуки — быстро сообразив,подкинули идею,мол,хватит киснуть,начинай строить баньку.И принимай деревню в управление тебе,мол,сподручнее!
Баньку срубили почти как в сказке,по щучьему велению,за три дня, всем мужицким скопом.
Печник попался под стать,печку пообещав сложить,перекрыв все соцнормы!
Только велел из города, с Соборной площади,привезти плиток штук сто,для основания печи.Как нельзя кстати,такой плиткой Соборную площадь выкладывали вручную насельницы женского монастыря.И вот ,никому из родни ничего не сказав об этом,и жене наказав помалкивать о набегах на монастырскую плитку,отправился А.В.за незаконной добычей,переступив (впервые в жизни!..)через свою партийную совесть,и жену с собою в помощь прихватил.Всю не близкую дорогу молча вел с неугомонный совестью переговоры.Сошлись на том,что,в конце концов,что такое 100 штук маленьких плиточек,вон какие тут залежи,никто и не заметит..Может быть..На всхлип жены,злясь на себя непомерно,А.В. произнёс: -А Бог нам простит..Да,простит нас Бог!- почти закричал он в ответ старушке ,рядом кормившей голубей и по- пытавшейся усовестить новоявленных воришек.Старушка не бросилась за подмогой,не стала отнимать награбленное,- вздохнув,проговорила каждое слово спокойно,без выкриков,но внушительно и уверенно:»От храма берете,без благословения.Впустую трудитесь.Ничего- то у вас,голубчики,не выйдет,жалеть да каяться придётся!»
Печник не подвел.Печь — аккуратная,вкусно пахнувшая свежей глиной,сложенная по всем банным правилам,была готова » к употреблению».
Вот тут- то и поджидала оступившегося нашего героя расплата.
Как только печь растопили,из неё в разные стороны полетели ,словно снаряды,кирпичи.Печника к тому времени и след простыл,а хозяин бросился собирать кирпичи и вмуровывать их назад.Но взбесившаяся печка уступать горе- хозяину не собиралась,салют из кирпичей повторился.Никакие усилия А.В. не были успешными.Вещие слова бабуси с Соборной площади на все лопатки уложили несгибаемые прежде «коммунистичность» и » атеистичность» нашего советского героического безбожника!..
На срочно собранном стариковском консилиуме по поводу стреляющей оружием пролетариата печки,пришли к единому мнению: что—то не то с основанием печи,надо разобрать её до основания,устранить ошибку,иначе никак!..На что опешивший от такого поворота дел хозяин показал своим советчикам не приличный для его возраста и авторитета кукиш…
Хозяйка,не дождавшись конца длительных переговоров А.В. с деревенскими умельцами,бросилась за помощью к родне.А её упрямый и не привыкший оказываться побежденным супруг продолжал в одиночку штурмовать непредсказуемую термоядерную печную установку!
В слезах поведала сестрам тетушка о своих несчастьях.Ей- то сразу стали понятны непривычные слова старушки о том,что без благословения ничего не получится!..Но что делать теперь?!
Одно было ясно,что раз началось у церкви,в церковь придётся и идти..Рассказать о том,что натворили?!—Это казалось немыслимым,А.В. туда было и на аркане не затащить.Кстати вспомнили,,что дед А.В.,красный казак,в гражданскую,говорили,попам бороды рвал…Всем стало жутко.
Когда я вернулась с работы,застала всех тетушек в слезах,близких к обмороку.Кое -,как сумев расслышать то,что все начали кричать наперебой,поняв произошедшее,молча за руку ухватив полуживую хозяйку печки,потащила почти бегом её на автобус,умоляя Бога,чтобы о.Дмитрий оказался вЧеркизово.
О.Дмитрий Дудко,сосланный к нам из Москвы за проповеди(проповеди ещё были категорически запрещены),очень внимательно и доброжелательно выслушал нас.Наш рассказ ему понравился,и он попросил разрешения у вконец растерявшейся тетушки «взять этот случай на карандаш», как он любил поговаривать.Наш батюшка был писателем.
О. Дмитрий принял исповедь моей тётушки,первую в её жизни…Пригласил нас в храм,отслужил молебен и произнёс : -Ну,а теперь посмотрим,как разрешит Господь!..
Надо ли говорить,что с того вечера и до конца жизни наших родственников,Александра Васильевича и Ларисы Никифоровны,печь топилась безукоризненно.Чему был несказанно рад батюшка Дмитрий,с того дня молившийся о них постоянно.И его усердные молитвы были услышаны — спустя три года оба, и муж и жена,причастились впервые в своей жизни.
Вот ведь,все по- разному приходят к Богу.А такой случай,пожалуй,в своём роде единственный.
Благодарю отца Романа за содержательную беседу. 2 ссылки, присланные мной, были не на мою личную страницу, но это уже не важно. Спаси вас Господи, отец Роман!
Когда первый раз прочитала здесь на сайте ответы иеромонаха Романа на вопросы учительницы литературы с таким непривычным для меня заголовком «Ревнуя поревновах о Господе Бозе моем!» — испытала недоумение. Подумала: «Как же быть? Ведь многие из нас со школьной скамьи и до сих пор жили и живут в мире книг, литературы, классиков… И что же получается, жили и живем мы в словесной лжи и пороках от «гениев» литературы?»
И стало мне так горько. Даже обидно. Оторопь взяла. Потом успокоилась. Подумала, а чем еще нам можно было жить в 60-70-80-е годы, как не Пушкиным, Толстым, Чеховым? Если мы сроду не видели ни Жития Святых, ни Евангелия… Я впервые в жизни увидела старенький, зачитанный буквально до дыр Псалтирь у бабушки Даши-читалки, когда она пришла в наш дом в 1979 году на отпевание умершего в армии родного моего брата. Я смотрела на эту книгу, бережно завернутую в чистый белый ситцевый платочек, как на что-то необыкновенное, успокаивающее в большом горе, постигшем нашу семью. Держала в руках поминальную горящую свечу и не отрывала глаз от строчек с непонятными моему глазу старославянскими буквами… «Вот бы и мне такую книгу», — подумала в тот момент. Я это состояние хорошо помню до сих пор.
…Но вернусь к главной теме на данный момент. Перечитала еще раз ответы иеромонаха Романа здесь на сайте. И невольно пришла в голову мысль-обращение к самой себе: «Что, правда глаза колет?» Ведь то, о чем пишет священник, действительно так. Взяла в руки книги классика — Александра Сергеевича Пушкина — и… столько всего встретила на страницах его собрания сочинений, что невольно возмутило мою душу. И согласилась с размышлениями отца Романа, тем более, как он пишет в начале своего письма, классическая русская литература рассматривается им с христианской точки зрения. Он не обличает, а вразумляет нас, предостерегает. Кто еще скажет нам это? Кто подскажет? Я пока не встречала таких. Это ли не желание русского монаха открыть нам глаза, заставить поработать-пошевелить «извилинами», прислушаться к струнам своих душ.
Ну, разве не сталкиваемся мы в нашей жизни с идолами? (Если раньше всё чаще с зарубежными, то сейчас сплошь и рядом со своими, русскими или как сейчас говорят, с российскими). Да сплошь и рядом! И с телеэкрана, и в Интернете, и в журналах. А они вольно или невольно попадаются перед нашими взорами и взглядами. И согласилась я с батюшкой, чьи песни-молитвы привели в храм не просто десятки моих родных и знакомых, а сотни, тысячи людей. Я не могу понять, в чем опасность для того, кто идет за Христом, духовная поэзия иеромонаха Романа? Этот дар ему послан самим Господом. Его лира – это СЛОВО БОЖИЕ. И мы учимся жить по его стихам-песням-молитвам. И Слава Богу!
Я прониклась строками отца Романа в этой публикации, и убедилась, перечитав еще и еще раз его ответы, что он не сводит счеты с теми, кто уже в вечности, он не бросает камни в грешников-литераторов, а открывает нам, христианам, глаза на то, что нам «нужны маяки, а не блуждающие факелы». И что он за ТАКУЮ светскую ЛИТЕРАТУРУ, которая была бы мостиком к «ИСТИННОЙ ДУХОВНОСТИ». В его ответах я нашла немало подсказок, произведения каких авторов нам следовало бы прочесть. И буду стараться сделать это в ближайшее время.
А еще мне непонятно, почему так агрессивно настроены некоторые посетители сайта? Ведь иеромонах Роман искренне пишет: «Не будем никого зачёркивать, каждый имеет право высказать свою точку зрения». И публикуют письма, комментарии всех, даже с явно оскорбительными подтекстами. Но это уже на совести каждого из нас. Простите, в заключение своего комментария, позволю себе перефразировать известное изречение: «Не Он в тебе нуждается, хотя и любит всех нас, а ты в Нем».
Отцу Роману.
Отче, говоря «наше всё», имела ввиду прежде всего распространенные ошибки и заблуждения, недаром поставила в кавычки. Жизнь и творчество Пушкина — нам урок. На его примере (жизненном и творческом) хорошо видно, как заблудившиеся русские обязательно возвращаются к Богу, если берутся за ум.
Надежда,после прочтения Вашего рассказа светлее стало на душе.
По поводу же агрессивного настроя именно некоторых посетителей сайта — обратили ли Вы внимание на вектор направленности их маниакальной агрессии — все выпады,все «фонтаны красноречия», вся их болтовня в манере новочацких (как же, и они запанибрата с иеромонахом,как Чацкий с Пушкиным — это все на публику! —а как же, хочу иеромонаха оплюю,что это он из Иерусалима возвратился неоплеванным,-а хочу,снисходительно братом обзову,всем глядеть!) — исключительно в одну мишень,в душу о.Романа! Обратите внимание,ведут себя так,словно уши заткнули и куриной слепотой заболели: никому,кроме о.Романа лично не нахамили,пытавшуюся их усовестить «чернь» не заметили в упор,такой задачи им поставлено не было? Да,по- моему,они «кружат по свету,взахлеб откаркиваясь», достойно исполняя своё истинное предназначение. А Господь поругаем не бывает.И в его власти вразумить любого и оградить слугу своего от всякого зла.
Права Людмила из Москвы ,тема исчерпана,давайте лучше о стихах о. Романа поговорим!
Господи,слава Тебе!
Только что прочла действительно человеческое слово Валерия Новоскольцева.
Спаси Господь и Вас,Валерий.
Согласна, Мария, давайте о стихах отца Романа будем обмениваться мнениями, читать, размышлять, учиться. (Хотя тема классический русской литературы не совсем еще исчерпана. Пусть читают, откликаются, только пристойно и по-доброму). А стихи и песни иеромонаха Романа — это моё всё, после слов батюшки — «Христос наше всё!»
Иеромонах Роман
* * *
И скорбь, и глад, и меч – дорога ввысь.
Не отвергайся Божьего Залога,
Благодаря – прими. Не усомнись:
Все во спасенье любящему Бога!
Кто любящему может повредить,
Когда и смерть ему – приобретенье!
О, Господи! Дай сердцу возлюбить!
Нет без Любви ни смысла, ни спасенья!
31 января 2004 г.
* * *
Что нужно для спасения? Немного.
(Блажен, кто в этом малом преуспел):
Чтоб ты, душе, не забывала Бога
И к людям относилась, как к себе.
Возможно ли сие́ без покаянья,
Возможно ль покаянье в суете?
Благословим же ныне расстоянье
От близких и неблизких — всех людей.
Я видел: даже псы склоняют гла́вы,
Забыв на время долг собачий свой,
Отыскивая нужные им травы,
Чтоб исцелиться этою травой.
Они уходят молча, воровато,
В леса, поля — подальше от людей,
Чтоб после, появляясь виновато,
В глаза хозяйкам весело глядеть.
Душе моя, и мы на расстояньи
От городов и деревень живём,
Отыскивая травы покаянья
В уединеньи пёсием своём.
Оденет лес ночное одеянье,
(Душе моя, нам хорошо вдвоём),
И я благословляю расставанье,
Лобзая одиночество своё.
,
п. Кярово
Марии — от отца Романа:
Видите, Мария, как действует смиренное слово? Сказал человек просто, от души — и ледок растаял, и враг отошёл. Рад за Вас и за Валерия.
Ирине — от отца Романа:
Добро, Ирина, не переживайте. Будем надеяться, что заблудившиеся русские, и не только мы, а люди всего мiра, глядя, что творится вокруг, возьмутся за ум. Что же нам остаётся, кроме надежды?
Батюшка,до светлых слез благодарна Богу за то,что собрал он нас,хромающих душой,под Ваше крыло,на сайт Ветрово.
Надежда,мне тоже дороги эти строки ,и так они сегодня к месту!..
А я сейчас хочу посмотреть любимый фильм «Русь ещё жива»,—как говорит Лидия Пышкина:
— Включи,пойдём сходим в гости к батюшке!
А мне,чувствую,надо дать друзьям сайта отдохнуть от моей активности в комментариях,приумолкнуть на время!..Посмотрю фильм и почитаю стихи,только раньше покормлю синиц с воробьями,сегодня заставила их долго ждать,уже слышу,как они за окном на меня сердятся!
Всех- всех — с добрым сегодняшним днём поздравляю!
Какая занятная дискуссия, как нынче говорят, запаслись попкорном.
Вот сайт о. Рафаила (Карелина) совсем не такой, там в принципе не предусмотрено комментирование. Там мягкая тишина, мир, все для спокойного вдумчивого чтения.
А здесь экшн и драйв.
Ольга, тот, кто говорит, жевать не может. В «мягкой тишине» это, наверное, гораздо удобнее. Заходите сюда с мирным сердцем — вот и будет у нас мирная беседа и спокойное, вдумчивое чтение.
Вот это ответ редактора! Всего ТРИ предложения, но как емко, достойно, понятно, лаконично, «не в бровь, а в глаз». Аплодирую стоя!
Отлично!!
В одном из своих стихов отец Роман восклицает : «Святая мать, ты Бога мне дала!»
Я считаю, что самое тяжкое преступление, которое совершили большевики, — это разрушение семейных православных традиций. Любовь к Богу, как и любовь к Родине, патриотизм, чувство долга, ответственности, справедливости, нравственность, милосердие, сострадание, должна прививаться в семье. Ребенок каждый день учится у своих родителей, в семье формируется его личность. От осинки не родятся апельсинки. Мало читать и знать Евангелие, по нему надо жить. В одной книге я прочитала «мертвым знанием обладает человек, читающий Нагорную проповедь и всей своей жизнью нарушающий заповеди Божии». А как мы нарушаем все заповеди нужно читать у отца Иона Крестьянкина «Опыт построения исповеди».
Как воспитывать детей в вере и любви к Богу, если сами еще нуждаемся в наставлении?
«Ты Бога мне дала, святая мать!»
http://vetrovo.ru/matushke-zosime/
«Ты Бога мне дала, святая мать!»-потрясающее стихотворение! Невозможно читать без слез. Сразу вспоминается моя дорогая уже усопшая бабушка Евдокия 1912 г.р.. Поздравляю всех с наступающим Рождеством! Желаю всем мира в душе, Любви и Спасения в Боге! С уважением, Ольга.
Мария,спасибо за Павку Корчагина. Стар становлюсь,глаза быстро мокреют.
Редактору. Вы правы, всем погреться хочется, пусть посидят у нашего костра.
«Ты Бога мне дала,святая мать!» —— Святая мать дала сыну Бога и, не менее значимо: Богу —
сына!.. Да светится память матушки Зосимы во всех наших благодарных ей сердцах!..
За все, за все благодарю Творца!
За то, что Имя на небесах святится!
За то, что воздвигает без конца!
За то, что дал возможность мне молиться!
Молитва — величайший Божий дар!
И про себя и вслух целись молением!
Лучшая молитва — покаяние,
Покаянье тщетно без прощения.
Лучшее пред Богом предстояние-
В глубине высокого смирения.
Дай же, Господи, душе моей
Покаяние Давидово,
По молитвам Богородицы,
По молитвам всех святых.
Поздравляю всех с наступающим Рождеством!
Да хранят Вас Господь и Пресвятая Богородица.
Отец Роман, я не дерзаю к Вам обратиться.
Моя благодарность за Ваши стихи и песни безмерна.
Вышеприведенные строки из Ваших стихов стали моей ежедневной молитвой.
Да хранят Вас Господь и Пресвятая Богородица!
Отец Роман! Поздравляю Вас и всех, кто работает на сайте с Рождеством! Желаю всего самого лучшего от Бога!
Братья и сестры, послушайте и почитайте умную аналитику от философ и экономистов по поводу пушкинского «Бориса Годунова» — http://topkaramazoff.livejournal.com/33670.html.
Очень актуально и верно.