col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Константин Шемлюк. Почему священники УПЦ уходят в ПЦУ?

Часть третья, «не патриотическая»

Фотография: «Союз православных журналистов»

Самый распространенный аргумент перехода священников в ПЦУ – «непатриотичность» УПЦ. Мол, там не служат на государственном, а в храмах нет флагов и трезубцев.

В первых двух статьях мы рассказывали о том, что некоторые священники, которые из УПЦ переходят в ПЦУ, делают это либо из-за «синдрома спасателя», либо по причинам нравственного характера. Сегодня поговорим о тех, кто уходит из-за «не патриотической» и «не национальной» позиции УПЦ.

Откуда появился «патриотизм» ПЦУ?

Уход из-за отсутствия в УПЦ патриотического вектора, наверное, самый распространенный. В том смысле, что и те, кто чувствует, что не может себя реализовать в интеллектуальном смысле в УПЦ («синдром спасателя), и те, кто чувствует, что их нравственно-этическое состояние не совпадает с Евангелием и позицией УПЦ по вопросам морали, рано или поздно прибегают к «национальным» или «патриотическим» аргументам.

Это неудивительно, потому что ПЦУ – это прямая наследница и продолжательница филаретовского раскола, у которого, кроме «национального вопроса», не было ничего, чем можно было бы привлечь верующих.

В начале 90-х и сейчас в Украине была и есть каноническая Церковь с каноническим Предстоятелем, которую признавали и признают все Поместные Церкви мира. Естественно, что верующие люди никакой другой Церкви на территории Украины не искали. Зачем? Поэтому Кравчук и Филарет Денисенко – создатели УПЦ КП – сделали ставку на людей неверующих, на тех, кто на Рождество желал друг другу «смачной кути», а в храм ходил «посвятить воду» или «паски». И сегодня в ПЦУ такие люди вовсе не стали просвещеннее. Например, после перехода на новый стиль они в Навечерие Богоявления массово поздравляют друг друга с Щедрым вечером.

Для таких людей все богословские аргументы, канонические правила или здравая логика – то же, что китайский язык. Поэтому Филарет придумал простой лозунг «независимому государству – независимую церковь», а в качестве главного аргумента, при помощи которого человеку «объясняли», зачем ему надо поддерживать УПЦ КП, использовал национальные чувства и языковой вопрос. Всюду, где только можно было, как сам Денисенко, так и его ближайшие помощники и практически все «священники» и «епископы» Киевского патриархата говорили, что их «церковь» – «национальная», потому что в ней «служба» – на украинском языке. Ничего другого люди, отказавшиеся от веры своих отцов, предоставить нашему обществу не могли. Эту же логику переняла ПЦУ, и на нее же, по большей части, опираются те, кто решает «сменить юрисдикцию» и уйти из УПЦ.

Но действительно ли высказывания как самого Думенко, так и многих «священников» ПЦУ, которые говорят о «патриотичности» и «национальном характере» своей «церкви», имеют под собой основания? Что такое патриотичность и сколько в Церкви может быть предоставлено места национальным идеям?

Патриотизм: на словах и на деле

Быть патриотом – значит любить свою Родину. Это общеизвестный тезис. Но любовь к Родине не должна ограничиваться исключительно словами. Потому что важнее слов – дела. И если сравнить дела тех, кто является частью УПЦ, и дела тех, кто поддерживает ПЦУ, то мы увидим много интересного.

Чтобы не быть голословными, приведем конкретные цифры.

Так, только за 2022 год и только по информации из открытых источников усилиями Украинской Православной Церкви было передано Вооруженным силам Украины более 200 тонн гуманитарной помощи, а бойцам, имеющим ранения, оказана медицинская помощь в виде покупки медикаментов более чем на 4 миллиона гривен. В течение года было куплено и передано военным 80 автомобилей, а общая сумма предоставленной военным помощи составляет более 30 миллионов гривен. Еще раз: это цифры, которые говорят только о помощи военным и только за 2022 год. Не о помощи мирному населению, не о помощи беженцам, переселенцам и всем, кто пострадал от войны, а только военным.

В 2023 году УПЦ собрала военным и пострадавшим от войны украинцам 88 миллионов гривен. Блаженнейший Митрополит Онуфрий лично передал на нужды ВСУ 2 миллиона грн, а благотворительный фонд Предстоятеля УПЦ собрал миллион для закупки продуктов нуждающимся. Духовенство и верующие УПЦ совершили около 40 гуманитарных поездок на прифронтовые и деоккупированные территории, куда было доставлено около 100 тонн гуманитарной помощи.

Видим ли мы нечто подобное со стороны ПЦУ? Нет. Какая-то гуманитарная деятельность есть, конечно, и у Думенко, но ее масштабы ни в какое сравнение не идут с теми, что оказывает УПЦ. При этом нередко встречаются случаи, когда представители Думенко после захвата храма УПЦ даже сворачивали те благотворительные проекты, которые там существовали до них. Например, в Хмельницком рейдеры ПЦУ захватили Георгиевский и Казанские храмы УПЦ и практически сразу прекратили работу их столовых, в которых питались не только малоимущие жители города, но и многие переселенцы. Обоснование такого решения – «нет денег». Но вот люди, которых выгнали из этих храмов, деньги нашли и продолжили кормить нуждающихся. Этот случай – далеко не единичный.

Кроме того, не секрет, что более половины личного состава ВСУ – это люди, которые принадлежат к УПЦ. Также наша Церковь за два года войны потеряла больше священников и церковнослужителей, чем остальные церкви Украины вместе взятые.

В то же время в ПЦУ есть «архиереи», которые получили российское гражданство уже после 2014 года, то есть после начала войны на Донбассе (Климент Кущ), или являющиеся агентами спецслужб ЛНР с соответствующими «документами» (Тихон Петранюк). Ни первый, ни второй не были осуждены руководством ПЦУ. Так что если говорить не лозунгами о патриотизме, а делами, то такой разговор будет явно не в пользу Думенко и его организации.

Нация и Церковь

Не менее проблемным для наших оппонентов из ПЦУ получится и разговор о национализме, который они часто путают с патриотизмом. Для думенковцев быть националистом – это почетно и радостно. Именно по этой причине все те, кто ушел в ПЦУ, и те, кто там был раньше, превращают Церковь в какой-то идеологический придаток государства.

Во время «богослужения» в храмах ПЦУ звучат не только молитвы, но и гимн Украины или бандеровские песнопения, алтарь может быть «украшен» флагом нашей страны, а на Царских вратах может красоваться тризуб.

Иконостас с тризубом в храме Одессы. Фотография: «Информатор»

Тот же тризуб «архиереи» ПЦУ могут использовать для «освящения» воды, объясняя потом его происхождение какими-то «традициями», а думенковский «священник» после «богослужения» может крикнуть «Слава нации!» и услышать в ответ «Смерть ворогам!». Их не смущает, когда человек в одеждах священника может заявить, что для него «Украина – понад усе!», или когда он оправдывает Гитлера и нацизм. И опять же, эти случаи – не единичные свидетельства, а система, действующая внутри ПЦУ.

Поэтому неудивительно, что для представителей организации Думенко понятие «нации» становится выше Евангелия и Христа. Они, сознательно или нет, сакрализируют националистическую символику, десакрализируя или даже уничтожая при этом символику христианскую. И это не преувеличение. В Требухове активисты ПЦУ после захвата выбросили на свалку Библию только потому, что она была напечатана в Москве. Христианство становится «народной религией», а не «религией народа» и теряет свою суть. Отсюда – борьба против «русских святых», которые «чужды» украинцам, против «российских праздников» и «рабских российских традиций».

В итоге Церковь в представлении думенковцев приобретает исключительно «национальный характер» и такой же колорит, как вот этот «игумен», у которого на фелони изображена карта Украины.

Выводы

Во Христе нет ни эллина, ни иудея (Кол. 3: 11), говорит нам апостол. Это значит, что если свести Церковь к группе национальных общин, то она утратит свой вселенский характер, перестанет быть универсальной, охватывать все племена, народы, страны. Все те, кто ушел в ПЦУ из-за «патриотических» и «националистических» соображений, должны понимать, что сведение сути Церкви к служению нации, а не Богу, превратит Церковь в маргинальную структуру, которая, если и не исчезнет в мгновение ока, то будет постепенно угасать вместе с нацией в водовороте истории.

С другой стороны, служение нации, народу, стране превращает религиозную общину во что-то совершенно чуждое Евангелию. Но самое страшное, что, пропев в храме гимн Украины и «Червону калину», свой патриотизм ты все равно не докажешь, а вот Христа можешь потерять.

«Союз православных журналистов»
31 января 2024

Заметки на полях

  • Пермь

    Ларисе.
    Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш небесный.

  • Севастополь

    Добрый день, Алексей! Не поняла, в чём должно заключаться моё милосердие к УПЦ. Это первое. В этом видео интервью даёт священник УПЦ, о.Димитрий, рассказывает свою историю и вскрывает обстановку изнутри, как очевидец. К нему у меня доверия больше, чем к Вам. «Старец», как Вы назвали о.Георгия, в данном видео практически молчит. Это второе. Ну, а третье, Ваши советы, о которых Вас не просили и неуважительное отношение к человеку в принципе, дало полное основание закончить всякое общение.

  • Пермь

    Добрый день, Лариса.
    1. С любовью и состраданием относиться к братьям и сёстрам во Христе.
    2. Ролик я смотрел. Один человек против тысяч, отстаивающих свои храмы и не озлобляющихся на своих обидчиков. Без Благодати это невозможно.
    3. О. Георгий постоянно обвиняет УПЦ в расколе. Пришлось даже Патриарху осадить излишне ретивых священников, высказывающихся о безблагодатности УПЦ.
    4. До 2014 года «православный аналитик» Владимир Семенко брал интервью у священника из России, который перестал поминать Патриарха после Гаванны и называл это каноничным. Сейчас молчит об этом.
    5. По канонам приходскому священнику достаточно поминать своего Епископа.
    6. То что назвал «старцем» — это крик души. Один против православных УПЦ. Не сдержался — по немощи своей. Простите.

  • Севастополь

    Попытаюсь, Алексей, Вам ответить только по пунктам. Шире не получится, не позволяет формат комментария. А рассказать хотелось бы многое, но не уверена, что Вы не тот Андрей или Алексей, который постоянно меняет место жительство и активно поддерживает именно украинский народ. Простите. Всё же у нас с Вами, Алексей разный опыт в Церкви. Вы живёте на Урале, я 23 года прожила на Украине и была чадом УПЦ.
    1. во мне живёт скорее жалость к моим братьмя во Христе. Т.к. во многих из них всё же победил этнофелитизм. Украина привыше всего, понад усе. И ещё м.Онуфрий наше всё. Это из личного общения.
    2. Почему же один! Назову несколько публичных священников, бежавших с Украины. О.А.Ткачёв, после открытых угроз, о.М.Новиков(клирик храма Живоночальной Троицы на Воробьёвых горах). Отец Михаил тоже из Одесской епархии. Отец Димитрий, герой видео. Ян Таксюр. Именно Ян Ильич открыто и прямо говорит о епископате УПЦ, о Феофании как расколе. А ещё о том, как м.Онуфрий благославлял воинов на АТО. Не знаю знакомо ли Вам это понятие, АТО. Жителям Донецка и Луганска очень хорошо! Поэтому хочу и Вас попросить с состраданием отнестись к тысячам верующих этих двух городов и областей. Они страдают очень давно. Многие храмы и монастыри порушены. Донецк 8 лет без воды, им перебили водовод украинцы.
    3. Ну почему же только о.Георгий. Очень много священников уехало с Украины и свидетельствуют о расколе. Сразу после Феофании в начале июня 22 года Крымскую митрополию вывели из УПЦ. Интересно, правда? 8 лет после воссоединения с Россией, мы были в УПЦ.
    4. В этом пункте Вы совершили ошибку. Гаванна была в 16 году. Имя священника не названо. Думаю он уже наказан за нарушение канонов.
    5. Этот пункт тоже для меня сомнителен. За долгие годы в Церкви на богослужениях я слышала поминовение сначала патриарха, затем правящего архиерея.
    6. Что значит один против православных УПЦ? Не понимаю. Это Ваши домыслы и видимо личное неприятие о.Георгия. Я Вас прощаю.

  • Лариса, Алексей из Перми — не тот Андрей, у которого много имён и мест жительства. Алексей поддерживает Украину, но, если не ошибаюсь, целостности не теряет. Ещё он терпелив, и говорит всегда немножко в миноре.

  • Севастополь

    Спасибо, Ольга Алексеевна! Надеюсь я не обидела Алексея. Возможно я не терпелива, так и есть. Однако о.Георгия буду слушать и делать выводы.

  • Тоже уважаю отца Георгия Максимова. Он очень ответственно относится к тому, о чём рассказывает. Пример для всех публицистов. Ошибки бывают, но то, что они сделаны не по невнимательности и не преднамеренно, это точно.

  • Севастополь

    Совсем запуталась, Ольга Сергеевна. Простите меня.

  • Пермь

    Лариса, я не буду отвечать вам по пунктам, т.к. в споре не рождается Истина, а лишь в тишине человеческого сердца. Скажу только, почему я не слушаю публичных проповедников, в том числе перечисленных вами, словами иеромонаха Симона (Безкровного):

    «Всегда радуется тот, кто стал свободным в духе
    истины.
    Истина в том, что твой дух не принадлежит
    миру. Твой дух принадлежит свободному Богу и
    потому свободен от мира, который не имеет над
    ним никакой власти.
    Всегда пребывает в любви тот, кто обрел в ней
    покой. Любящий Бога не безпокоится ни о чем, по-
    тому что отдал Ему все свои заботы и попечения и
    стал свободен в Божественной любви.
    Христианство вечно спасает души человече-
    ские, помогая им в восхождении в Царство Не-
    бесное, а религия говорит о том, кто, что и когда
    сказал, сравнивает и сопоставляет, критикует и
    прославляет, борется с врагами и периодически
    разрушается, занимаясь делами царства земного.
    Как говорится, там, где нет лошадей, ослов назы-
    вают лошадьми. Подобным образом дело обстоит
    и со святыми: если их нет, то святыми считают ко-
    гоугодно: книжников и диванных богословов.
    Бог сотворил человека совершенным, не об-
    ремененным помыслами. Демон вошел в челове-
    ка и стал в нем мышлением, полностью овладев
    умом человеческим. Если всегда будешь помнить,
    кто мыслит в тебе и через тебя, то с помощью
    Божией освободишься от рабства диавола, спа-
    сешься во Христе и снова наследуешь Царство
    Небесное.
    Иго твое и тяжкое бремя твое – это твой ум. Чем
    скорее ты это поймешь, тем спасительнее для тебя
    твое понимание.»

  • Севастополь

    Спаси Вас, Господи, уважаемый Алексей! Весь спор у нас начался с того, что Вы почему то приказали мне не слушать священника Георгия Максимова. А теперь пишите о тишине человеческого сердца. И прислали какие то витиеватые слова иеромонаха, сложные и не понятные для меня. Поэтому я не слушаю на Ютубе этих проповедников с Афона. А на том же Ютубе слушаю о.Георгия Максимова, признаюсь не часто, нет времени. Вот и вся разница между Вами и мной. А, ещё стараюсь ответы на духовные вопросы получать всё таки из книг святых отцов. Очень люблю Святителя Игнатия Брянчанинова. Простите, если, что не так.

  • Пермь

    Лариса, у меня и в мыслях не было что-то приказывать, какое я на это имею право? Я посоветовал осторожно выбирать себе учителей, т.к. очень часто проповедники говорят от своего ума, а не по воли Божией и здесь можно обмануться. Что касается иеромонаха, то наш он, русский, духовное чадо арх. Кирилла (Павлова), бывший насельник Троице-Сергиевой лавры, а сейчас живёт на Афоне. А вот кстати ответ на все ваши пункты по ссылке: https://spzh.media/ru/zashhita-very/78681-otnoshenija-rpts-i-upts-kak-my-dokatilis-do-takoj-zhizni Спорить у меня нет никакого желания, лишь хочу обозначить свою позицию.

  • Севастополь

    Благодарю Вас, Алексей, за Вашу заботу обо мне. Я стараюсь быть осторожным человеком, именно по этой причине с недоверием отношусь к СПЖ. Особенно сейчас. Продолжая присылать ссылки, Вы, как мне кажется, всё же хотите не столько обозначить свою позицию, сколько подспудно навязать её, это где то глубоко у всех нас, в нашей греховной природе. Мне кажется наше обшение затянулось, нет сил опять начинать обсуждать то, что Вы прислали. Поверьте, у меня есть свои мысли, отношение ко всему, что сейчас происходит, его я сопрягаю с близкими мне православными людьми и со священниками, у которых я исповедуюсь и которым доверяю. А Учитель у меня один, Иисус Христос. И ещё, конечно, святые отцы, об этом я Вам уже сообщила. Понятно, что время расслабленное заканчивается, начинается такое время, когда каждый из нас должен задуматься о глубине того, что грядёт. А мы всё со своей гордынькой, упрямством, всё хотим склонить всех на свою сторону. Я, Алексей, тоже считаю эту войну священной и считаю, что сейчас решается будущее России. Так жить как раньше уже нельзя и не только внешне. Нельзя быть всю свою духовную жизнь -ты ни холоден и не горяч. Господь сейчас очень внимательно смотрит на нас всех. И, наконец, Алексей, я думаю, что ничего без Промысла Его святого в этом мире не происходит.

  • Пермь

    Радостно, что наш диалог по этой теме закончился миром 🙂

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок