Россиянам упорно продолжают навязывать западные «ценности»
В Петербурге открылась большая выставка произведений Бэнкси — популярного на Западе английского художника так называемого стрит-арта. Она организована в одном из самых престижных мест города на Неве — новом общественном пространстве «Севкабель Порт».
Посетители выставки, объявили ее организаторы, увидят «более 150 работ по мотивам произведений Бэнкси, аутентичные копии картин и самые яркие скульптуры художника, реалистично воспроизведенные стены с граффити, многие из которых уже закрашены или продолжают украшать стены зданий в разных странах мира».
«Бэнкси, — продолжает расхваливать его реклама организаторов выставки, — знаменитый на весь мир художник стрит-арта, личность которого до сих пор остаётся тайной. Его граффити, выполненные в технике трафаретной печати, появляются в разных городах планеты и становятся целым событием в жизни современного общества. Работы художника, наполненные чёрным юмором и сатирой, затрагивают острые темы…
Произведения Бэнкси можно найти на стенах домов, в частных коллекциях и у друзей художника. Одну работу продали с аукциона «Сотбис» за 9,8 миллионов долларов… Организаторы выставки сделали всё, чтобы посетители ощутили тот самый ошеломляющий эффект, который производят оригинальные работы Бэнкси», — поют они дифирамбы художнику, рассчитывая, понятно, на этом шоу заморской знаменитости набить себе карманы.
Однако подавляющему большинству жителей в нашей стране имя Бэнкси совершенно неизвестно. Так кто же все-таки он такой, о ком с таким пафосом говорится в рекламе и, зачем его выставка нужна в сегодняшней России, которая занята сейчас куда более важным делом — ожесточенной борьбой с Западом, в том числе и с Англией, которые решили нас уничтожить руками украинских неонацистов?
«Бэнкси, — пишет о нем Википедия, — псевдоним анонимного английского андерграундного художника стрит-арта, политического активиста и режиссёра, работающего с 1990-х годов. Настоящее его имя и происхождение неизвестны, вокруг его биографии в обществе ведётся много споров». Неизвестно даже, как он внешне выглядит. Во время немногочисленных интервью он надевал темные очки, парик, и менял голос. Считается, что Бэнкси родился в 1974 году в английском городе Бристоле. По одной версии, его настоящее имя — Роберт или Робин Бэнкс, по другой, он — Робин Ганнингем. Впрочем, на этот счет есть и другие предположения.
Бэнкси, продолжает Википедия, получил международное признание благодаря своему отличительному стилю сатирического уличного искусства и граффити. Его работы богаты чёрным юмором и часто сопровождаются «подрывными» эпиграммами, которые содержат острые и мощные комментарии к социальным и политическим аспектам современного общества.
Однако известность он получил не столько своими картинами, как эпатажными выходками. Так в 2004-м году Бэнкси напечатал пачку 10-фунтовых банкнот с портретом принцессы Дианы, где вместо «Bank of England» он написал «Banksy of England».
Кто-то швырнул эту пачку денег в толпу во время карнавала «Ноттинг-Хилл», после чего многие люди пытались расплатиться этими банкнотами в соседних магазинах. Несколько банкнот затем были проданы на eBay по цене около 200 фунтов каждая.
Но дело сейчас не в оценки творчества Бэнкси и его эпатажных проделок, а в том, что этот художник в последние годы активно подвизается в политике, в том числе уже отличился в деле поддержки российских либеральных активистов и бандеровцев.
Так, в начале декабря 2010 года на своём официальном сайте Бэнкси объявил о намерении направить в помощь арестованным 15 ноября 2010 года участникам российской радикальной арт-группы «Война» всю выручку от продажи репродукций своей работы «Choose Your Weapon» («Выбирай своё оружие»).
По словам Бэнкси, его восхищение вызвала самая известная хулиганская акция «Войны» — гигантский фаллос, нарисованный провокаторами на Литейном мосту рядом со зданием ФСБ в Санкт-Петербурге, что вызвало бурю возмущения жителей северной столицы. Бэнкси также поддержал акцию «Дворцовый переворот», в ходе которой ночью 16 сентября 2010 года те же экстремисты группы «Война» перевернули несколько полицейских автомобилей рядом с Михайловским замком. Англичанин демонстративно собрал и передал 4,5 миллиона рублей арт-группе «Война», члены которой потом сбежали из России.
В конце прошлого года Бэнкси засветился на Украине, где заверил бандеровцев в своей полной поддержке. Для того, чтобы подчеркнуть это, он оставил на улицах Киева семь своих граффити. Украинские власти встретили приезд мировой знаменитости с ликованием, а газеты на все лады бурно расхваливали его творчество. «Бэнкси и Фонд Гетти поддерживают Украину», – отметил в связи с этим американский журнал Forbes.
Однако в конечном итоге приезд Бэнкси на «незалежную» обернулся скандалом. Граффити заезжей знаменитости мгновенно растащили на камни и стали продавать. Например, маленький камешек из картины стоит на международной площадке около 50$. Узнав об этом, художник пришел в ярость. «Украинские вандалы начали продавать куски моих граффити без моего разрешения на «eBay». Я дал вам искусство и вот как вы меня отблагодарили?» – пожаловался он в соцсетях.
Но проукраинская позиция Бэнкси, как видно, нисколько не смутила нынешних организаторов его выставок в России. В прошлом году она прошла в Москве на ВДНХ, а теперь переместилась в Петербург.
Впрочем, раскручивать у нас этого эпатажного «творца», работы которого являются олицетворением той самой тенденции «отмены культуры» на Западе, против чего выступает сегодня возрождающаяся Россия, принялись уже давно.
Первые в России выставки работ Бэнкси прошли в 2018 году в Центральном доме художника в Москве и в музее «Конюшенное ведомство» в Санкт-Петербурге. Тогда они тоже обернулись громким скандалом. Организаторов мероприятия обвинили в том, что копии работ художника были выставлены без согласования с ним. Всего было представлено около сотни картин. Сам Бэнкси тогда написал, что не имеет никакого отношения к организации этих выставок.
Между тем даже в самой Британии далеко не все считают, что Бэнкси — творец шедевров. Так, Питер Гибсон, представитель организации «Keep Britain Tidy», борющейся за чистоту, утверждает, что работы Бэнкси являются обычным вандализмом, а Диана Шекспир, представитель той же организации, говорит: «Мы озабочены тем, что уличное искусство Бэнкси прославляет то, что, по сути, является вандализмом».
А вот как, свидетельствует сайт MSK1.ru, оценила его искусство, например, посетившая его выставку одна из москвичек: «Я не понимаю такое «искусство», тем более подачу его в виде выставки. У меня язык не поворачивается назвать это работами художника, а уж слово «гений» тут может звучать только в виде ругательства. Чем знаменит Бэнкси?
Рисует всякую ерундень на стенах домов, чаще всего это просто трафаретные рисунки, да ладно бы красивое что-то рисовал, но ведь часть его мазни пошлые и похабные картинки. Периодически у него проходят громкие выставки, вот и до Москвы добралась эта ересь. У меня один ответ — он вандал, хулиган и просто «мазила». И пусть у него в рисунках затронуты социальные проблемы, комическо-сатирическая тема, но всё равно это не повод пачкать фасады домов». И как свидетельствуют комментарии в сети, такой же точки зрения придерживается подавляющее большинство россиян.
Так кто же тогда и почему так упорно навязывает западное псевдоискусство жителям России? Четыре выставки его работ за два года в крупнейших городах России – разве не перебор? На Западе Бэнкси считают гением? Но ведь сейчас мы решительно разошлись с Европой и США не только в отношении основных мировоззренческих проблем, но и во взглядах на искусство, а значит, и наша оценка таких нынешних западных кумиров, как Бэнкси, вовсе не означает, что он кумир и для современной России, которая Западу сегодня решительно противостоит, в том числе и в культуре.
Наша позиция отчетливо сформулирована в Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 года. В ней, как на важнейшую государственную задачу, указано на необходимость «стимулирования и поощрения государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев». Но как выполнению этой задачи отвечает проведение в нашей стране таких выставок, как экспозиции Бэнкси — воплощение в живописи чуждых России западных ценностей?
Зачем вообще приглашать в Россию явного симпатизанта бандеровцев и того, кто финансировал в нашей стране провокационные выходки доморощенных либерал-экстремистов, предоставлять ему престижнейшие культурные площадки? Это трудно понять.
«В школе по ИЗО у Бэнкси была тройка, а его сестра говорила, что он ужасно рисует. Однако именно его творчество молодежь Англии приравнивает к культуре «Битлз», Чарли Чаплина и Уильяма Шекспира. И именно его включают в список самых влиятельных людей планеты наравне с Владимиром Путиным, Стивеном Джобсом и Илоном Маском», — с явным придыханием писала о творчестве Бэнкси правительственная газета Санкт-Петербурга «Петербургский дневник». Ставить этого почитателя бандеровцев в один ряд с Шекспиром и президентом России? Не правда ли, круто?
«Столетие»
18 января 2023
И такое бывает. Так кто же тогда и почему так упорно навязывает западное псевдоискусство жителям России? … мы (российская общность) решительно разошлись с Европой и США не только в отношении основных мировоззренческих проблем, но и во взглядах на искусство, а значит, и наша оценка таких нынешних западных кумиров, как Бэнкси, вовсе не означает, что он кумир и для современной России…