20 мая на Ледовой арене города Салавата была проведена открытая тренировка молодежной мужской сборной Салаватской епархии по хоккею с шайбой имени Димитрия Донского. На позициях основного и запасного голкиперов выступили правящий архиерей Салаватской епархии епископ Николай (Субботин) (под номером 1) и руководитель епархиального отдела по делам молодежи и спорта иерей Олег Кабуков (под номером 2).
Не станем вдаваться в обсуждение того, допустимо ли епископу и иерею участвовать в хоккейных состязаниях – об этом хорошо сказал профессор А. И. Осипов. Попробуем просто рассмотреть эмблему хоккейной команды, которая находится на груди каждого игрока.
На эмблеме изображен православный Храм и русский воин в шлеме и кольчуге, который вместо меча держит в руке поднятую хоккейную клюшку. Он как бы стоит на страже и этой клюшкой защищает Храм от возможного нападения врагов. Сверху помещено название команды – «Димитрий Донской», которое воспринимается и как подпись к изображению. Следовательно, перед нами должен быть святой благоверный князь Димитрий с хоккейной клюшкой. Смысл изображения, по-видимому, приблизительно в следующем: мы можем постоять за нашу веру не только на поле брани, но и на ледовой арене, посвятив свои достижения в спорте Господу. Как святой Димитрий Донской защищал её в Куликовской битве, так мы защитим в хоккейном матче.
Конечно же, эмблема – это не икона, но давайте представим себе, что команда была бы названа именем не благоверного князя, а, например, святителя – Митрофана Воронежского или Игнатия (Брянчанинова). И тогда на эмблеме был бы символически изображен святитель, и в руке вместо епископского жезла он держал бы хоккейную клюшку. Или, например, команду решили бы связать с именем святого праведного Иосифа Обручника, которого часто изображают с посохом – скажем, на иконе «Бегство в Египет». Посох в таком случае тоже можно было бы заменить на клюшку? В роли автора такого «коллажа» можно представить только малолетнего школьника, причем неверующего. Неужели в данном случае клюшка в руке благоверного князя оправдывается только тем, что образ воина, по мнению авторов эмблемы, близок образу спортсмена?
Попробуем представить себе другую ситуацию: например, нужно разработать эмблему для епархиального театра – и в руку святого вкладывают скрипку или театральную маску (не хочется фантазировать дальше).
Не зря хоккей называют игрой: ведь то, что происходит на льду, можно назвать сражением только условно. Но в подвиге православного святого нет игры – там подлинное мученичество, хотя порой и бескровное, там предельная честность жизни, устремленной ко Христу – то, чего нет ни в спортивной игре, ни в светском искусстве. И изменять образ человека, жившего во Христе, в угоду своим целям, по воле собственной фантазии – значит искажать Правду. Больше всего, пожалуй, эта игра может отозваться в детском сознании: дети очень быстро почувствуют (хотя и не сразу сформулируют), что в Церкви тоже кое-что делается «понарошку».
Конечно, есть надежда: те, кто разработал эмблему, вовсе не имели в виду, что на ней изображен святой князь – но в таком случае им следовало бы подумать, что надпись будет утверждать обратное. К тому же на щите, который воин держит в другой руке, изображен лабарум (Крест, явленный императору Константину Великому вместе с надписью «Сим победиши») и буквы «альфа» и «омега» — это тоже говорит о том, что перед нами священное изображение.
На сайте Успенского кафедрального собора города Салавата можно прочитать: «В основу изображения новой эмблемы легла, ставшая уже известной благодаря секции по кикбоксингу, эмблема ПВПиС Объединения «Димитрий Донской», но не обошлось без небольших изменений, отражающих специфику именно хоккейной команды. Эмблема и форма хоккейной команды была разработана Преосвященнейшим Владыкой Николаем совместно с руководителем отдела военно-патриотического и спортивного воспитания Салаватской епархии иереем Олегом Кабуковым».
Трудно не обратить внимание и на странное изображение на шлеме епископа Николая, но здесь попытки провести какой-либо анализ представляются безнадежными. Видимо, это тоже часть проповеди, миссионерской игры, какой-то культурный ход, гротеск.
Конечно, в наше время все перевернулось с ног на голову. И все же думается, что святой князь Димитрий Донской должен изображаться с мечом, а не с хоккейной клюшкой, что на голове епископа гораздо естественнее смотрится митра с иконами Спасителя и Божией Матери, а сам епископ – за богослужением в Храме.
Это всё от любви к Путину.
Я посмотрел. Сначала гнев и осуждение обуяли. Потом всмотрелся — так они просто поиграли с подростками и нет тут ничего ужасного. Просто немного физкультуры. Может «для чистого все чисто» ? Или «муха и на цветочном поле найдет …»
Если монах будет погружаться в мирскую жизнь и играть в хоккей, кто скажет нам о том, что не от мира сего? В конце концов, монах может и не говорить ничего – пусть просто будет настоящим, пусть «плачет за весь мир; и в этом его главное дело» (преп. Силуан Афонский). Не может плакать – пусть хотя бы стремится к этому, не растрачивая себя в спортивном матче: ведь он сам решил стать монахом, а не хоккеистом, и мы ему верим. У нас достаточно играющих в хоккей, а вот плачущих за мир и могущих сказать живое слово о Боге найти очень трудно.
AVIS RАRА
Mens sana in соrроrе sano – avis rаrа.
(В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.)
О зрелища, о сладостное иго!
И звания, и вера нипочём:
Отцы уже не запрещают игры —
Они и сами бегают с мячом.
Ни бдения, ни подвига не надо,
Но угожденье мiру не к добру:
Зачем входить в церковную ограду,
Когда и в Церкви стало, как в мiру?
Утрата Духа — страшная утрата!
Кого игрою в Царство привлечём?
Но в мiр идут не со Христом Распятым*:
Там ожидают пастырей с мячом!
Святитель не в епископской одежде,
Потешных состязаний ветеран.
Трибуны торжествуют, как и прежде,
Когда ко львам бросали христиан.
Тлят Божий дом обычаи худые.
К лицу ль священству множить суету?
Но горе вам, поводыри слепые,
Свои для мiра — чуждые Христу!
Забыли, знать, певцы пути иного,
Чаруя око и лаская слух,
Что только словом познаётся Слово
И только духом познаётся Дух!
иеромонах Роман
7-8 июня 2018
скит Ветрово
* 1 Кор. 1:23.
Кто кинет камень?
Вот в футбол играют,
Не так одеты, и не то поют.
Кто кинет камень?
Люди мало знают,
Не ценят вечность, и не так живут.
Кто кинет камень?
Мудрое всё просто:
Вот грех — вот камень. Бить или не бить?
Не искус ли, чтоб
Праведно и грозно,
Кидая камни, мир переменить?
«…И чем более душа его познавала Бога, тем более он утверждался в необходимости оставить спорт. Будучи к тому времени мастером спорта международного класса, Игорь понимал, что все эти турниры и состязания не могут принести пользы душе, ибо каждая игра сопряжена с множеством страстей. Горделивое желание быть победителем, некоторая неприязнь к сопернику, порою выливающаяся в гнев и злобу, сеет в душе смятение и не может даровать ей покоя. Чтобы утвердиться в своих суждениях, он обратился к архимандриту Иоанну Крестьянкину. Старец посоветовал ему оставить спорт и идти в монастырь…»-из жизнеописания иеромонаха Василия(Рослякова).
чем бы дитя не тешилось..лишь бы не …
Помним. А ведь нынешнее человечество будет таким, какими будут наши мысли, чувства, речь и действия. Каждый из нас несет свою меру ответственности за создание своей жизни и проживание во временной жизни. А у (СМИ) высокая миссия заключается в том, чтобы донести до каждого человека проблемы, волнующие общество, отдельного человека.
«Тлят Божий дом обычаи худые.
К лицу ль священству множить суету?
Но горе вам, поводыри слепые,
Свои для мiра — чуждые Христу!
Забыли, знать, певцы пути иного,
Чаруя око и лаская слух,
Что только словом познаётся Слово
И только духом познаётся Дух!»
иеромонах Роман
7-8 июня 2018
скит Ветрово (* 1 Кор. 1:23).