col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Валерий Смирнов. Чтобы жить знаменно — нужно петь знаменно

Из книги «В поисках утраченных смыслов церковной традиции» (книга пока не издана). Публикуется в сокращении

В церковной среде бытует мнение, что знаменное пение для современного богослужения не подходит. Объясняют это тем, что время сейчас другое и живем мы расслабленно, то есть незнаменно, поэтому петь знаменно не имеем права, ибо чтобы петь знаменно — нужно жить знаменно. Однако если принять мысль, что мы не достойны петь знаменным роспевом по греховности нашей, то по этой логике получается, что мы тем более не достойны причащения Святых Христовых Тайн. Но, однако же, мы причащаемся. Получается так, что к знаменному пению мы относимся более трепетно, чем к таинству Причастия, несмотря на то, что данное таинство по силе освящения превосходит любую аскетическую дисциплину. Налицо явный ценностный перекос, который необходимо исправить.

Итак, если нами еще не достигнуто должное духовное состояние, это не означает, что мы должны распевать в храме партесные арии итало-польского происхождения — да не будет. Мы, невзирая на наши немощи, все равно должны петь знаменно, чтобы возвышаться, насколько это возможно, до уровня Христианского Культа. А если мы Культ начнем низводить до своего уровня — до уровня нашей падшей природы, то устроим в Церкви концерт вместо богослужения — превратим Божий Храм в филармонию, объясняя это тем, что живем партесно.

Для православного человека все, что связано с видимой, обрядовой стороной церковной жизни (иконописание, чтение молитв, поклоны, исповедь и пр.), по словам прп. Серафима Саровского, является средством нашего спасения. Богослужебное пение также входит в перечень этих средств, однако необходимо понимать, что не всякая мелодия может быть таким спасительным средством, но только та, которая рождается в душе человека, пребывающего в Духе Святом, и это главное условие.

Настоящее церковное творчество всегда является плодом истинной молитвы. Для того чтобы иконописец изобразил плоды Духа Святаго на лике подвижника, например — смирение и кротость, он должен иметь эти качества в себе.

Церковное пение, по сути, это тоже икона, только звучащая. Чтобы такая икона сообщала нам истину, распевщик церковных текстов, как и иконописец, должен пребывать в ней. Только в этом случае может родиться Божественная песнь — мелодия Духа. Такая песнь будет помогать нам входить в правильное духовное состояние, не будет обманывать нас, давая вместо духовного настроение душевное, плотское, страстное.

Для чего мы периодически навещаем старцев? Не для того ли, чтобы в их образе — в их глазах увидеть «сияние вечной жизни» (прп. Серафим Саровский). То есть не для того ли, чтобы, увидев в них духовную красоту, понять, насколько мы еще далеки от идеала, и к чему мы должны стремиться. Подходя к иконе или слушая церковное пение, мы тоже должны ощущать «сияние вечной жизни». Это возможно только тогда, когда Сам Дух Святой в сотворчестве с человеком творит Себе форму, а не наоборот. Именно такие священные формы должны наполнять Православный Храм, и люди, соприкасающиеся с ними, будут иметь перед глазами не искаженный образ веры, но истинный, который будет указывать им верный путь спасения.

Борьба за каноничный образ есть, по сути, борьба за веру, борьба за Православие. Если заимствованное реалистическое направление церковного изобразительного искусства внесло лжесвидетельство о православии, по словам свщм. Павла Флоренского, то это лжесвидетельство, по словам Л. А. Успенского, «могло только утверждать неверующих в неверии, а верующим внушать искаженное понимание о Православии и способствовать расцерковлению сознания» (Л. А. Успенский. Богословие иконы православной церкви. С. 223).

Б. П. Кутузов: «Борьба за образ Божий никогда не прекращалась, “а в новое время — пишет Л. А. Успенский, — особенно обостряется потому, что иконоборчество проявляется не только в намеренном уничтожении икон и в отказе от них в ересях протестантствующего типа; оно сказывается еще и в стремлении к уничтожению образа Божия в человеке в самых различных экономических, социальных, научных, философских и других идеологиях”. Борьба с красотой в попытках создать культ безобразного — иконоборчество наших дней, точнее, крайняя степень богоборчества, ибо нецерковный мир, вообще теряющий чувство красоты, безнадежен, поскольку утрачивается последняя возможность постижения Бога хотя бы через многоступенчатую иерархию красоты, через законы прекрасного. Красоту православной иконы — образа и знаменного роспева противопоставить безобразию (без-образию), распаду, разложению, хаосу современного мира с его культурой — таков один из девизов борьбы за возрождение иконы и русского знаменного пения, что является жизненной необходимостью нашего времени» (Б. П. Кутузов. Русское знаменное пение. С. 54).

Своеобразным приговором недуховному «церковному» искусству стали слова свт. Игнатия Брянчанинова. Вот что он пишет в своей книге «О ереси и расколе»: «Все русские поняли, что итальянские картины не могут быть святыми иконами. Между тем итальянская живопись зашла почти во все православные русские храмы со времен преобразования России на европейский лад. Эта живопись огорчает истинно православного, она — западный струп на православном храме. С кого итальянские живописцы писали изображения святейших жен? Со своих любовниц. Знаменитая «Мадонна» Рафаэля выражает самое утонченное сладострастие. Также начинают многие понимать, что итальянское пение не идет для православного богослужения. Оно нахлынуло к нам с Запада, и несколько десятилетий тому назад было в особенном употреблении. Причастный стих был заменен концертом, напоминавшим оперу. Ухо светского человека, предающегося развлечениям и увеселениям, не поражается так сильно этой несообразностью, как ухо благочестивого человека, проводящего серьезную жизнь, много рассуждающего о своем спасении и о христианстве, как о средстве ко спасению, желающего от всей души, чтобы это средство сохранялось во всей чистоте своей и силе, как сокровище величайшей важности, как наследство самое драгоценное для детей и внуков… Весьма справедливо святые отцы называют наше духовное ощущение радостопечалием. Это чувство вполне выражается знаменным напевом, который еще сохранился в некоторых монастырях и который употребляется в единоверческих церквах. Знаменный напев подобен старинной иконе, от внимания ему овладевает то же чувство, как от пристального зрения на старинную икону, написанную каким-либо святым мужем. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению. Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни, услышав знаменный напев, тотчас находит в нем гармонию со своим душевным состоянием. Этой гармонии он уже не находит в нынешнем пении православной церкви.
Придворное пение, ныне взошедшее во всеобщее употребление в православных церквах, необыкновенно холодно, безжизненно, какое-то легкомысленное, срочное! Сочинения новейших композиторов выражают настроение их духа, настроение западное, земное, душевное, страстное, чуждое ощущения духовного. Знаменный напев написан так, чтобы петь одну ноту, а не по началам (partheses), сколько бы певцов ни пели ее, начиная с одного певца. Этот напев должен оставаться неприкосновенным. Преложение его есть непременно искажение его. Такой вывод необходим по начальной причине, он оправдывается и самим опытом. Несмотря на правильность преложения, канон Пасхи утратил свой характер торжественной радости и получил характер печальный. Это уже не восторг, произведенный воскресением всего рода человеческого во Христе, это плач надгробный. Изменение характера, хотя и не так чувствительное, заметно во всех преложениях знаменного напева и других церковных древних напевов. В некоторые преложения трудившиеся в них внесли свой характер, уничтожив совершенно церковный характер. В них слышна военная музыка, как например, в «Благослови душе моя Господа», коим начинается Всенощная. Отчего так? Оттого, что преложение совершалось под руководством военного человека, человека вполне светского, образовавшего свой вкус по музыке антицерковной… Никакой благоразумный человек, знающий отлично иностранные языки, не решится на перевод с них математической книги, не зная математики. Отчего же не придержаться такого же благоразумия относительно церковного пения тем знатокам музыки, которые чужды благодатного духа церковного, даруемого Богом за глубоко благочестивую жизнь. Таково суждение не какого-либо частного человека. Таково суждение Православной Церкви. Святый Дух возвестил, что песнь Господня не может быть воспета на земли чуждей (Пс. 136: 4)».

В результате внедрения в Церковь западной антицерковной культуры произошло то, что некоторые богословы, например, протоиерей Георгий Флоровский, называют «псевдоморфозой православия», то есть облечение его в несвойственные ему богословские формы мышления и выражения. Произошел как бы разрыв между молитвенным подвигом и творчеством. Человек молится уже не благодаря иконе, а не смотря на нее. То же можно сказать и о партесном пении, которое не способствует молитвенному деланию, а только мешает ему, и мешает еще больше, потому что пение (как и музыка вообще) более активно действует на душу человека, чем изобразительное искусство.

Академик А. А. Ухтомский: «Искусство призвано передавать, внушать людям те или иные чувства, настроения воли, идеи — в тех случаях, когда простая логическая речь не может передавать и внушить их с достаточной силой и яркостью. Великая сила и могущество искусства — во внушении — в незаметном овладевании человеком… Очевидно, что прямые задачи церковного искусства огромны: оно призвано содействовать постепенному “облечению во Христа” человечества, крестившегося в Него, но не успевшего усвоить вполне, во все свое существо, Его Образ и Дух» (о. Петр Чубаров. Православное Единоверие в России. С. 152).

Уход нашего народа от исконно русской православной традиции привел к утрате духовных ориентиров. Утрата же духовных ориентиров, в свою очередь, делает невозможной любую попытку ориентации в духовном пространстве. Обрывая нити великих и малых традиций, человеческое сознание как бы укорачивает, уменьшает само себя, в результате чего человек превращается в ивана, не помнящего родства своего. Современный христианин, утомленный долгой разлукой с исконно православной традицией и устоями, в глубине души начинает тосковать по всему традиционному и каноничному.

В. И. Мартынов: «Этот живой духовный синтез был знаком и средневековой Европе, однако он был утрачен там уже ко времени Высокого Ренессанса, разрушившего понимание органического единства аскетического подвига и его внутренней художественной природы, в результате чего аскетика, почитавшаяся ранее искусством из искусств, стала мыслиться не столько как отрешение от мира, сколько как отрицание мира, и, будучи сведена лишь к процессу умерщвления плоти, превратилась в тормоз свободного развития искусств. Искусства же, в свою очередь, перестав быть аскетическими дисциплинами и освободившись от обязательной ранее связи с молитвенным процессом, превратились в свободные искусства: иконопись стала живописью, гимнография — поэзией и художественной прозой, богослужебное пение — музыкой. Но, став свободными и разорвав связь с аскетикой, искусства, предоставленные сами себе, утратили способность быть причастными Красоте как таковой, в результате чего их сфера деятельности была сведена к воспроизведению красоты мира. Так, утрата живого духовного синтеза привела к подмене Красоты как таковой красивым, или красотой мира, конкретным примером чего может являться превращение богослужебного пения, представляющего собою аскетическую дисциплину, в искусство музыки, ибо если богослужебное пение приобщает человека к Красоте как таковой, то музыка приобщает человека к красоте мира…»

Противостояние музыки и богослужебного пения

Драматизм противостояния этих двух опытов, а стало быть и драматизм противостояния богослужебного пения и музыки с особой силой раскрывается в книге пророка Даниила, повествующей, в частности, о том, как Навуходоносор повелел изготовить огромного золотого истукана, которому должны были поклоняться все племена и народы, населяющие царство Навуходоносора, однако три еврейских отрока, сохраняя верность Богу небесному, отказались кланяться золотому истукану, за что и были брошены в горящую печь, где, чудесным образом не сгорая в огне, воспели Богу хвалебную песнь вместе с нисшедшим в печь Ангелом. С точки зрения противостояния богослужебного пения и музыки важно отметить то, что сигналом, или призывом ко всеобщему всенародному поклонению золотому истукану служил звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии, и всяких музыкальных орудий… (Дан. 3: 5). Ввергнутые же в горящую печь еврейские отроки воспели песнь Богу только своими голосами, без употребления каких-либо инструментов. Золотой истукан, являющийся символом мощи видимого вещественного мира, требует вещественных приношений и почестей, выражающихся в звуках, извлекаемых искусственным способом из музыкальных инструментов. Поклонение же невидимому Богу осуществляется духовно и требует от человека максимального отказа от всего видимого и вещественного, что выражается в использовании только лишь возможностей своего существа, полученного от Бога, а также отвержении всего внешнего и искусственного. Огонь, объявший еврейских отроков, сжигает все вещественные образы и представления, все лишнее, не имеющее к Богу отношения, оставляя в человеке только то, что жаждет Бога и устремлено к Нему. Таким образом, отринув мир ради Бога, еврейские отроки, вверженные в огненную печь, оказались не просто в ином физическом пространстве, но в иной сфере бытия, то есть там, где ангелы воспевают свои чистые песнопения Богу и куда не могут проникнуть музыкальные звуки, прославляющие золотого истукана и заставляющие поклоняться ему. Они покинули область красоты мира и оказались в области Красоты как таковой.

Согласно воззрениям отцов восточной Церкви именно клирос должен стать такой «огненной печью» для каждого, кто, облачившись в специальную одежду и получив молитвенное посвящение певчего, восходит на него, но то, что в Ветхом Завете изображалось в образе огня, святые отцы понимали как страх Божий. Именно страх Божий является тем огнем, в котором сгорают все образы и представления вещественного мира, встающие препятствием на пути к Богу. Следовательно, страх Божий является необходимым условием и причиной богослужебного пения. Если нет страха Божьего, то безполезны и восхождение на клирос, и облачение в певческие одежды, и слова посвятительной молитвы, ибо без этого страха клирос превращается в сцену, певчий в артиста, а богослужебное пение — в музыку. Опаленные огнем страха Божьего мелодические структуры богослужебного пения, хотя и звучат в нашем вещественном мире, но, подчиняясь уже законам иного мира, воссоздают иные пространственно-временные параметры, соприкасаясь с которыми человеческое сознание постепенно освобождается от пространственно-временных параметров мира вещественного, выходит за его пределы и приуготовляется к постижению Красоты как таковой. В отличие от богослужебных мелодических структур, музыкальные звуковые структуры, не будучи обожжены огнем страха Божьего, являются носителями вещественных образов и представлений, естественно присущих человеку благодаря его чувственной природе. Музыкальные звуки есть чувственные сущности вещей и, общаясь с музыкальными звуками, человеческое сознание так или иначе приобщается к вещественности.

Своею чувственною красотою музыкальные звуки сообщают вещам мира еще большую прелесть и притягательность, заставляя человека еще больше любить и почитать их. Вот почему в любой музыке, сколь бы духовной она нам ни казалась, всегда содержится более или менее явный призыв к поклонению вещам и вещественному миру.

Звук — помысел

«Процесс проникновения звука-помысла в сознание отцы восточной Церкви подразделяют на пять этапов. Первый этап, называемый прилогом, заключается в том, что сознание фиксирует некий внеположный ему звук. Если на этапе прилога звук как бы проскальзывает сквозь сознание, ни на секунду не задерживаясь в нем, то следующий этап, называемый сочетанием, как бы сочетает сознание со звуком и какое-то время удерживает звук в себе. Тот факт, что сила внимания расходуется на внеположный сознанию звук, рассматривается отцами Церкви как нарушение чистоты сознания, почитается греховным и требует обязательного упоминания на исповеди, ибо в противном случае состояние сочетания неизбежно перерастет в следующий этап, называемый сложением. На уровне сложения сознание начинает ощущать удовольствие, которое можно получить от удержания звука при помощи внимания, и здесь, помимо внимания к звуку, подключается воля, ибо сознание начинает желать продления этого удержания, для чего необходимо определенное волевое усилие. Подключение воли, или соизволение сознания на продление услаждения звуком представляет собой весьма значительный шаг на пути подчинения сознания звуку-помыслу, и если это состояние не будет пресечено соответствующим образом на исповеди, то вслед за ним неизбежно последует состояние пленения, при котором к звуку, помимо внимания и воли, подключается сила памяти. На этом этапе сознание привязывается к звуку-помыслу и попадает к нему в прямую зависимость, неконтролируемое пребывание в которой приводит, в конечном итоге, к состоянию, называемому отцами восточной Церкви страстью.

Состояние страсти требует выхода наружу — проявления себя во вне — выплескивания сознания в окружающий мир. Сознание, охваченное звуковой страстью, одержимое звуком, проявляет себя во внешнем мире путем воссоздания звуковых структур и комплексов, возникших в воображении. Это физическое воссоздание звуковых комплексов, порожденных воображением, и составляет сущность процесса музицирования и музыки вообще. Таким образом, музыкальный звук — это, в конечном итоге, естественный звук, вошедший в сознание в качестве помысла, прошедший через этапы прилога, сочетания, сложения, пленения, страсти и выплеснутый сознанием во внешний мир в виде составной части звукового комплекса, порожденного воображением. Музыкальное (партесное и т.д.) вдохновение, которое есть не что иное, как одержимость сознания звуком, способно создавать все новые и новые звуковые миры, не нуждаясь более в физически слышимых звуках.

Однако сколь бы „отрешенными“ от мира сего, сколь бы „духовными“ и „надмирными“ ни казались нам проявления музыки, все равно, все они несут на себе печать мира, ибо их первоначальным импульсом всегда будет являться естественный физически слышимый звук, ставший помыслом. И когда святитель Григорий Нисский говорит о „земных звуках“, подразумевая звуки музыкальные, то это надо понимать именно в том смысле, что музыкальные звуки целиком принадлежат миру. Сознание, одержимое музыкой, в конечном итоге есть сознание, одержимое миром, а одержимость миром означает одержимость земным. Сознание, обремененное земными звуками, не способно услышать небесное звучание, и для обретения этой способности необходимо освобождение от земных звуков или умолкание всего земного.

Подобно тому, как в момент крещения человек погружается в купель с водой, прообразуя смерть ветхого человека, и восстает из купели, прообразуя воскресение нового человека в жизнь вечную, так и земной музыкальный звук должен умереть в безмолвии сердца для того, чтобы родиться в виде нового небесного звука. Таким образом, если началом и отправной точкой музыки является любование звуком, то началом богослужебного пения является стяжание тишины и безмолвия. Однако ошибочно было бы понимать это безмолвие только лишь как состояние тишины, глухоты и немоты, ибо безмолвствовать должна сама душа в своей сокровенной сущности. Не достаточно просто не слышать звуки и не воспроизводить их своим голосом, нужно пресечь само желание слышания и воспроизведения звуков, нужно освободить память от звуковых воспоминаний, нужно остановить воображение, порождающее новые звуковые миры. Только тогда наступит подлинное безмолвие, и только достигнув такого безмолвия сознание обретет способность слышать в самом себе небесное звучание» (В. Мартынов. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси).

О Литургическом произношении

В каждом языке есть свое, особое произношение, и когда мы начинаем изучать тот или иной язык, вместе с грамматикой обязательно изучаем и правильное произношение. Некоторые утверждают, что произношение не влияет на смысл произносимого, ведь в некоторых регионах люди «окают», а где-то «акают», но суть от этого не меняется. До какой-то степени это утверждение справедливо — можно сказать «молоко», можно «малако» — значение слова останется прежним. Но всегда ли мы имеем такой люфт при произнесении того или иного слова?!

Для того чтобы это понять, попробуем провести эксперимент — заменим «о» на «а» в слове «слово». Получится «слава». Налицо явное изменение смысла, из чего следует, что иногда изменение даже одной буквы в слове может кардинально поменять смысл. Да и в самом слове «молоко», если поменять только последнюю букву на «а» — получится всем известное слово «молока». А если поменять «о» на «а» в первом и последнем слоге — получится мало кому известное слово «малока» — индейская хижина. У читателя может возникнуть вопрос: а зачем, собственно, автор данной публикации затрагивает эту банальную тему, разве в нашей русской культуре существуют какие-то проблемы, связанные с произношением?!

С одной стороны, вопрос действительно выглядит как банальный, но с другой — эта «банальность» привела к тому, что данный вопрос совсем исчез из поля зрения, например, православных христиан, принадлежащих к Русской Православной Церкви. Не может быть, — скажет читатель, — ведь там же столько умных и образованных людей, и уж они-то точно в этом разбираются… К сожалению, жизнь показывает, что иногда заблуждаются не только отдельные лица, но и церковные сообщества, и даже некоторые поместные церкви.

Тема, вынесенная в заглавие данного раздела, должна обсуждаться на Поместном Соборе Русской Церкви, или хотя бы на Архиерейском, так как вопрос этот давно назрел и требует решения. О том, что церковнославянский язык имеет свое, особое произношение, мы узнаем из Иосифовской Псалтыри 1645 года: «А и самим бы вам знати же естество словес и силу их разумети, и где говорити дебело и тоносно…». Что значит дебело и тоносно? Это означает, что букву «е» (есть) мы должны произносить как русскую букву «э», а букву «э» (ять) — как букву «е». Буква «е» дебело произносится не во всех случаях, а только в середине и в конце слова, после согласных. В начале же слова, а также после гласных и шипящих она произносится тоносно, мягко, как буква «е» в русском языке. Стирание границы между буквами «ять» и «есть» привело к тому, что церковнославянский язык утратил свою первозданную красоту — стал звучать менее выразительно и неестественно мягко, с оттенком человекоугодия и подобострастности, а в некоторых случаях произошла даже путаница понятий и падежей. Приведем несколько примеров:

Слово «бэс» пишется по церковнославянски через «ять», а приставка «без» через букву «есть» и должна произноситься не «бес», а «бэз». Изменение произношения привело к тому, что в молитве «Святыи Боже, Святыи крэпкии, Святыи безсмертныи, помилуй нас» мы сегодня читаем не «бэзсмэртныи», а «бес/смертный», что буквально означает смертный бес. Безусловно, молящиеся не вкладывают такой кощунственный смысл в данную молитву, но факт остается фактом.

Правильно произносимая буква «е» (есть) придает звучанию языка основательность, а в конце слова «тебе», в зависимости от того, какая буква стоит — «ять» или «есть», изменяется даже падеж: «к Тебэ (тебе) Господи» — дат. падеж; «взыска Тебе (тебя) лице мое» — винит. падеж. В первом случае слово «тебэ» нужно произносить «тэбе», чтобы было понятно, что это дат. падеж. Во втором случае слово «тебе» нужно произносить «тэбэ», чтобы было понятно, что это винит. падеж. Слово «тебе(бя)» в богослужебных книгах встречается буквально на каждой странице и всякий раз, произнося это слово «по-новому», мы, сами того не подозревая, искажаем смысл текста.

Христианам, разбирающимся в данном вопросе и молящимся на славянском языке с правильным произношением, тяжело бывает слышать, как этот священный язык коверкается другими, пускай даже благочестивыми, но искренне заблуждающимися людьми.

В тропаре Рожества Христова: «В не1м бо и1же звэзда1м служа1щии, звэздо1ю поуча1хусz, Тебэ2 кла1нzтисz со1лнцу пра1ведному и Тебе2 вэ1дэти свы1ше Восто1к. Го1споди, сла1ва Тебэ2» слово «тебе» употребляется 3 раза: в первом случае в дат. падеже (тебе), во втором в винит. падеже (тебя), и в третьем — в дат. падеже. Как же эту разницу можно понять, если слово «тебе» произносить одинаково во всех трех случаях? Видимо, «спокойно» читать данный тропарь и другие молитвы можно только тогда, когда не задумываешься о том, о чем читаешь. Оттого-то многие и скучают на церковных службах, что плохо понимают богослужебные тексты; оттого и службы сокращаются, что пропадает смысл в долгом бес/толковом стоянии на молитве, отчего у некоторых даже появляется желание перевести службы на русский язык, чтобы хоть что-то стало понятно. Некоторые религиозные деятели говорят, что главное — не понимание того, что читается и поется, а молитвенная атмосфера — понимание придет позже (понимание полного или частичного непонимания). Апостол Павел же говорит, что лучше пять слов сказать умом, нежели тьму на незнакомом языке, однако на богослужении мы произносим тысячи слов, не понимая до конца, о чем собственно идет речь, а только лишь улавливая общий дух и смысл читаемого. Какая-то молитва, конечно же, при этом происходит, но умная часть души, безусловно, остается обделенной: ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода (1 Кор. 14: 14).

В церковнославянском языке есть слова бэ1сный и небе1сный, т.е. бесный (бесноватый) и нэбэсный. Эти слова отличаются и орфографически, и фонетически, чтобы было и видно и слышно, что «бесный» — это не «нэбэсный». Но мы сегодня из-за своей неграмотности говорим «небесный», т.е. небесноватый. Выводы из этого каждый может сделать сам…

Когда в храме читают отрывок из послания апостола Павла Титу (3: 8): «Ча1до Ти1те вэ1рно сло1во…», на слух это звучит так: «Чадо Тите…». Насколько бы это было благозвучнее, если бы данный текст читали с правильным произношением, ведь в конце слова «Ти1те» стоит буква «есть», а не «ять», и читать нужно «Титэ», а не «Тите» (с мягким «е» на конце), и подобных примеров можно привести немало.

Когда мы перешли на правильное произношение при чтении молитв, язык преобразился — обрел свою первозданную красоту — заиграл всеми гранями смысловых оттенков, как бриллиант на свету. Смысл текста стал лучше раскрываться и душа, наконец, обрела долгожданную молитвенную сосредоточенность и покой. Вот что может дать христианину, ищущему внутри себя Царствие Нэбэсное, возвращение к правильному произношению.

Очень печально, что не все христиане понимают это, а вопрос ведь на самом деле простой. Для того чтобы в нем разобраться, нужно просто открыть Иосифовскую Псалтырь 1645 г. и прочитать правило произношения церковнославянского языка (написанное для обучения детей!!!). Забвение русским народом данной святоотеческой традиции привело к тому, что в 1918 году из русского алфавита была изъята буква «э», которая символизирует Церковь с Крестом наверху.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в 1928 году в своей статье «Тезисы доклада о старой русской орфографии», в частности, писал: «Новая орфография явилась делом антихристовой власти. Новая орфография еще более отдалила русский язык от церковнославянского, сделав его еще более трудным и непонятным…». Если новая орфография является «делом антихристовой власти», то новое произношение, которое привело к новой орфографии, является чьим делом?!

Изменение произношения сегодня кому-то может показаться очередной «обрядовой мелочью». На самом же деле это не что иное, как вторжение во святая святых церковнославянского языка, данного нам Богом для богослужения. Древние не считали порчу языка мелочью, они говорили: хочешь погубить народ — истреби его язык. Истребление языка закономерно приводит к повреждению матрицы сознания человека, к изменению его цивилизационного кода, что всегда очень хорошо понимали и понимают враги Православия.

Чтение молитв без литургического произношения, по сути, есть неосознанное иконоборчество, ибо церковнославянский язык понимался на Руси не просто как одна из существующих систем передачи информации, но как система символов православного вероисповедания, т.е. как ИКОНА ПРАВОСЛАВИЯ.

Искажение нашего церковного языка и пения началось в середине XVII в., в последние годы жизни патриарха Иосифа, на смену которому готовился прийти митрополит Никон. Когда Никон стал патриархом, он продолжил церковную реформу по «украинскому образцу», результатом которой стал раскол Русской Православной Церкви. Никон единственный из всех русских патриархов, которого Русская Церковь лишила сана, но то, что он успел натворить, продолжает приносить плоды свои.

Патриарх Иосиф пытался сопротивляться новолюбцам. Видя их намерения и нарастающий реформаторский зуд, он делает им последнее грозное предупреждение: «А иже кто гордостью дмяся и от неразумия безумен сый, сего древняго и нынешняго нашего соборнаго уложения учнет превращати, и на свой разум чины церковныя претворяти, мимо наших древних писменных и печатных книг, и таковый по правилом святых отец от нашего смирения приимет отлучение и извержение» (Н.Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1. С. 104-105).

Н.Ф. Каптерев: «Патриарх Иосиф понимал, что он мешает новым деятелям, и что они с нетерпением ждут, когда он освободит патриаршескую кафедру… Иосиф даже стал думать, что его низведут с патриаршества: “переменить меня, скинуть меня хотят”. Патриарх умирает 15 апреля 1652 г. скоропостижно, как пишет царь в письме Никону: “Бог изволил скорым обычаем взять”. В связи с этим возникает вопрос: а своей ли смертью умер патриарх Иосиф?!»

После смерти Иосифа патриархом становится Никон. Новый Иверский монастырь он населяет монахами, выходцами из малороссии и заводит там типографию для распространения киевской «учености». В Новоиеросалимском монастыре он установил службы на греческом языке с партесным киевским пением. Партесное многоголосное киевское пение, которое совсем недавно запрещал ему патриарх Иосиф, Никон вводит повсеместно…

P.S.

Для того чтобы вернуться к литургическому произношению, не нужно иметь филологическое образование, ведь падежи мы изучали еще в школе, и каждый из нас вполне образован, чтобы понять, что язык нам дан для различения понятий, и что если мы вместо приставки «бэз» говорим «бес», то это уже не приставка, а слово «бес». И все же некоторые пытаются возражать — говорят: «ну а как же быть, ведь мы по-русски говорим «бес» не только тогда, когда речь идет о бесе, но и в случае если это приставка?!» Правильно, но это по-русски — это на том языке, над которым поработали в свое время «антихристовы власти». Но молимся-то мы не на русском языке, а на церковнославянском, который имеет свои законы, свою орфографию и свое собственное южнорусское произношение, которое, как и в русском языке, влияет на смысл произносимого слова. Вот в чем дело, а мы пытаемся молиться на церковнославянском языке с русским замирщенным произношением, совершая при этом ошибку, которая приводит к вышеприведенным последствиям. Итак, если мы в этом исправимся, то есть покаемся, тогда, возможно, и в русском языке наведем порядок — вернем туда буквы «ять», «i» и «фиту». Тогда, возможно, и «бэсов» из него изгоним, а также кучу ненужных иностранных слов, которыми сегодня без всякой нужды заменяют слова русские. Очевидно, что после этого церковнославянский язык станет нам намного понятнее и ближе.

Песнопение раздельноречной знаменной традиции.
Источник: YouTube-канал «Знаменный роспев. Валерий Смирнов»

Валерий Смирнов
Сайт «Ветрово»
9 апреля 2022

Заметки на полях

  • Нижний Новгород

    Мир теряет чувство красоты. Мне тоже в последнее время приходят такие мысли, когда смотрю на людей, особенно — на женщин. Смотрю и не понимаю: кто придумал называть нас прекрасным полом? В современном мире мода — один из инструментов внедрения в расхристанное сознание нужной идеологии. Кому-то нужно, чтобы мы не только выглядели бесстыдно, но и считали красивыми безобразные, клоунские одежды. К сожалению, люди этого не понимают и бездумно принимают всё, что им навязывают. Бесстыдство, безвкусицу и уродство сейчас принято считать смелостью, яркостью и креативностью. И попробуй скажи кому-нибудь, что это безобразно, в ответ услышишь привычную фразу, внедренную в наше сознание: о вкусах не спорят, у всех свои понятия о красоте. Но в том-то и дело, что они не свои, а навязанные извне — теми, кому нужно было в свое время лишить нас корней, веры и национальной идентичности, подвести под единый стандарт. Теперь они пытаются превратить нас в клоунов, окончательно лишив человеческого достоинства. У людей, рядящихся в чужие «лилипутские обноски», какое может быть чувство достоинства? Разве что — в таком же извращенном виде, как и чувство красоты.

  • Случайно узнала, что 17 августа скончался автор этой статьи Валерий Смирнов. Видела его один раз в жизни — на выставке «Православная Русь», где он в составе знаменного хора исполнял богослужебные песнопения и очень интересно рассказывал о древнерусском искусстве. Некоторые мысли о светском и церковном искусстве (довольно суровые) показались созвучными мыслям отца Романа. Пел хор удивительно красиво, при том, что кто-то из слушателей спал, кто-то жевал, а некий оператор, собирая аппаратуру, повернулся к поющим спиной и нагнулся, обнажив часть тела. После выступления подошла к Валерию, спросила, не пишет ли он, оказалось, что у него есть неизданная книга «В поисках утраченных смыслов церковной традиции». Вскоре он прислал мне статью из книги, которую мы и опубликовали на сайте. Вот, собственно, и вся история знакомства… Ощущение красоты долго сохранялось после этой встречи, хотя, слушая знаменные песнопения в записи на канале Валерия Смирнова, пережить то же самое не удалось. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Валерия, прости ему вся его согрешения, вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное!

  • Редактор (21.08.2022 в 00:01). Ольга Сергеевна! И присоединяюсь к Вашим словам… «Настоящее церковное творчество всегда является плодом истинной молитвы» (Валерий Смирнов).

  • Людмила Николаевна (17.04.2022 в 16:30). Нижний Новгород. Благодарю за высказанное важное суждение. «В современном мире мода — один из инструментов внедрения в расхристанное сознание нужной идеологии». … «… в ответ услышишь привычную фразу, внедренную в наше сознание: о вкусах не спорят…».

  • МО

    Валерий Владимирович Смирнов († 17.08.2022): «Чтобы жить знаменно — нужно петь знаменно». Или всё же наоборот: чтобы петь знаменно — нужно жить знаменно? Это как главный вопрос философии: что первично ― сознание или бытие? То есть сознание ли определяет бытие? Или бытие сознание? По-моему, правильно первое. Впрочем, нет сознания без бытия, как и бытия без сознания.

    Переложим «главный вопрос философии» на слова апостола Павла: Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; всё же — от Бога (1 Кор. 11:8–12). Заменим в словах апостола слово «муж» словом «сознание», а слово «жена» — словом «бытие», и прочитаем их заново. Получится: ибо не сознание от бытия, но бытие от сознания; и не сознание создано для бытия, но бытие для сознания. Впрочем, ни сознание без бытия, ни бытие без сознания, в Господе. Ибо как бытие от сознания, так и сознание через бытие; всё же — от Бога.

    Точно. Всё от Бога: и сознание и бытие, и муж и жена, только грех не от Бога.

    Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Валерия.

  • МО

    Помимо названной Ольгой Сергеевной книги перу
    В. В. Смирнова принадлежит книга «Падение III Рима».
    Здесь её краткое содержание
    https://petrpavelhram.livejournal.com/9587937.html?

    а здесь полный текст
    http://staroverorenburg.ru/thethirdromesfall4.pdf

    Многое в этой книге Смирнов цитирует из Бориса Павловича Кутузова.
    https://www.youtube.com/watch?v=p_TNKhpkuEA&t=711s

  • МО

    ++ Некоторые мысли о светском и церковном искусстве (довольно суровые) показались созвучными мыслям отца Романа.++

    А некоторые мысли Валерия Смирнова еретичны для поэтических сайтов. Например, цитирую: Известно, что силлабический стих, особенностью которого является равное количество слогов в строке, пришел к нам из Польши. Еще в своей «Грамматике славянской» (1618 г.) теоретик стиха униат Мелетий Смотрицкий поучал русских западному искусству силлабического виршеплетства. Однако именно Полоцкий был его главным распространителем, насаждавшим его на русской почве около 16 лет. Но вот что говорит о законах русской народной поэзии К. С. Аксаков: «Как замечательное, глубокое чувство гармонии в русской поэзии является нелюбовь нашего народа к рифме, музыкальность которой слишком груба, материальна, нагла, так сказать. Редко, редко попадается она в важной песне, и то совершенно особым образом. Русский народ употребляет ее почти всегда только для шуток… Русский стих рождается и образуется в ту минуту, как он говорится: это есть гармоническое сочетание слов, гармоническое сочетание речи, неподлежащее никаким заранее готовым условиями… возникающее согласно с поэтическим настроением духа». Заметим, что в Псалтыри также нет рифм и условных форм. Тоже можно сказать и о других богослужебных книгах, дающих высокие образцы поэзии, в частности об Октоихе, созданном великим церковным гимнографом св. Иоанном Дамаскиным. Вот на этих образцах высокой духовной поэзии и воспитывался наш народ. На протяжении веков Псалтырь была настольной книгой русского человека. Именно отсюда и идут традиции русской поэзии, ее самобытные особенности, освященные духом Священного Писания. Речь идет, конечно, о дореформенной Псалтыри на церковно-славянском языке, но ни в коем случае не о варианте ее русского перевода.

    Слова Константина Сергеевича Аксакова, которые цитирует Смирнов, можно прочесть в статье первого «Различие между сказками и песнями русскими».
    https://clck.ru/tUjUq
    На стр. 403.

  • МО

    А некоторые мысли Валерия Владимировича еретичны для православных сайтов. Цитирую: Вы только задумайтесь: русские священники и епископы до сих пор как огня боятся русских обрядов и русских дониконовских богослужебных книг, которые печатались при пяти первых русских патриархах. Книги же, изуродованные греческим жидом Арсеном и прочими еретиками, считают вполне православными. Воистину потрясающий результат. Если бы об этом узнали наши благочестивые предки, жившие 350 лет назад, ни за что бы не поверили. Действительно, это же надо было так одурачить русского человека, что он уже три века «свято» верит в то, что патриарх Никон и царь Алексей Михайлович «тишайший», реформировав Церковь, сделали великое дело для России. Просто фантастический результат, какого себе жидовствующие и латиняне, скорее всего, и представить не могли. Однако же получилось, да еще как. Теперь сиди, да поглядывай, как они там спорят и ругаются (староверы с нововерами; красные с белыми; оранжевые с фиолетовыми и т.д.), да вовремя масло в огонь подливай.

  • МО

    Насколько безумны были иной раз замены старых текстов в никоновской «справе» один только пример из книги В.В. Смирнова (взятый им из книги Б.П. Кутузова):

    Старый текст: «Из пламене святым росу источи, а праведнаго жертву и воду попали, вся бо твориши Христе елика хощеши, тем Тя превозносим, Господа во веки».

    Теперь прочтем новый текст: «Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки».

    Упоминаемый в ирмосе праведный – это пророк Илия, и вот что говорится о нем в Библии: «И рече Илия: принесите ми четыре водоносы воды, и возливайте на всесожжение и на полена. И сотвориша тако. И рече: удвойте. И удвоиша. И рече: утройте. И утроиша. И прохождаше вода окрест алтаря и море исполнися воды… И спаде огнь от Господа с небесе и пояде всесожигаемая, и дрова, и воду, яже в мори, и камение, и персть полиза огнь» (3 Царств. 18; 34-38).

    Итак, в старом тексте ирмоса все верно – «жертву и воду попали», а в новом тексте – абсурд и искажение текста Библии. И уже три века в наших церквах распевают эту бессмыслицу – «жертву водою попалил еси».

  • МО

    Смирнов: Итак, каковы же были истинные причины никоно-алексеевской реформы? После завоевания Византии турками на земле осталось только одно непорабощенное православное государство во главе с православным царем. Этим государством была Россия. Весь православный Восток находился в угнетении и духовном упадке, и только Русь Святая укрепляла свои державные позиции. Греки, оказавшиеся под турецким игом, предложили царю Алексею Михайловичу освободить их, чтобы быть царем не только России, но и всех восточных ромеев. Соответственно патриарх Никон в этом случае становился бы патриархом Вселенским, вместо патриарха Константинопольского. Масштаб этого «греческого проекта» казался настолько грандиозным, что царь и патриарх были всецело поглощены мечтой о создании «Всеправославной единой империи».
    Стр. 62 книги «Падение III Рима» В.В. Смирнова
    http://staroverorenburg.ru/thethirdromesfall4.pdf

  • МО

    ++Патриарх Иоаким до своего патриаршества, желая угодить царю земному, а не Небесному, так и говорил: «Не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальницы, то и готов творити и слушать их во всем».++
    В. В. Смирнов († 17.08.2022) «Падение III Рима», стр. 25
    http://staroverorenburg.ru/thethirdromesfall4.pdf

    А тут некоторые патриарха Сергия (Страгородского) дерзают обвинять в сервилизме. Также и патриарха Кирилла, и митрополита Онуфрия (Березовского)… Ещё и духовных вождей иудейских, сказавших почти 2000 лет назад: «Не имамы царя, токмо кесаря (Ин.19:15)».

  • МО

    ++Более семи лет защищали православие и древние святыни иноки Соловецкого монастыря. После того как войска ворвались в монастырь, началась свирепая расправа над иноками: кого четвертовали, кого до смерти забили, многих утопили и повесили за ребра на крюках, многих просто заморозили. Погибло в монастыре тогда более 500 человек (на зверских казнях соловецких сидельцев настоял патриарх Иоаким). Буквально сразу после взятия монастыря от неожиданной и скоропостижной болезни скончался главный виновник церковной смуты XVII века – царь Алексей Михайлович Романов, по приказу которого и был взят Соловецкий монастырь.++
    В. В. Смирнов († 17.08.2022) «Падение III Рима», стр. 12

    Сегодня, кстати, Собор Соловецких святых.

  • Санкт-Петербург

    Иерей Георгий Селин, Вы, прям, с упоением цитируете, как Вы написали, «еретичные мысли Валерия Владимировича». А почему? Думаю, потому что Вы их сами разделяете.

  • Санкт-Петербург

    Примечание к предыдущему моему комментарию:

    «Разделяете», в данном случае, — принимаете, соглашаетесь с ними.

  • Санкт-Петербург

    Не политика, не амбиции патриарха или царя, а законы, по которым существует время, явились причинами возникновения никоновских реформ. Эти же причины привели к замене знаменного распева на партесное пение.

  • Уфа

    +++ Не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальницы, то и готов творити и слушать их во всем +++

    Лозунг оказался живучим. Современные иерархи его просто в плотьих кровь впитали.

  • МО

    ++Не политика, не амбиции патриарха или царя, а законы, по которым существует время, явились причинами возникновения никоновских реформ.++

    Понятно. Во всём виновато время. Пришло время убить более пяти сотен насельников Соловецкого монастыря, и их убили. Как в той песне Роберта Рождественского про «Как закалялась сталь»: Ты только прикажи — и я не струшу, товарищ Время.

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 22.08.2022 в 13:01МО: «Пришло время убить более пяти сотен насельников Соловецкого монастыря, и их убили.»

    Я писал о «никоновских реформах». Пришло время — и эти реформы провели. А вот в убийствах повинны, в том числе, и те, кто восстал против этих реформ. На них тоже, а может быть, прежде всего, на них, лежит кровь убиенных. На тех, кто поддерживает и сочувствует восставшим, тоже ложится часть ответственности.

  • Санкт-Петербург

    Никоновские реформы были предопределены Священным Писанием, а раскол — нет. В расколе повинны люди, восставшие против воли Бога.

  • Уфа

    +++ На них тоже, а может быть, прежде всего, на них, лежит кровь убиенных. +++

    Геннадий, Вы серьёзно? Ответственности, по Вашему, больше на сторонниках «старого обряда»? При том, что насаждались «новины» с крайней жестокостью и кровопролитием инакомыслящих? Это православный почерк — уничтожать подчистую целые монастыри (соловецкая осада) — ?

    Не Бог ли сказал своё слово, впервые в истории попустив чуме (1654) прийти на русскую землю? Не Божья ли Матерь сняла (частично) тогда с Русской земли свой благодатный покров? И над «четвёртой частью земли» «была дана власть» всаднику, которому «имя — смерть» — ?

  • Уфа

    +++ Никоновские реформы были предопределены Священным Писанием. +++

    Не будьте голословными, Геннадий. Раз Вы это заявляете, наверное Вы способны и проаргументировать такое мнение.

  • МО

    В. В. Смирнов цитирует В. И. Мартынова: «… сигналом, или призывом ко всеобщему всенародному поклонению золотому истукану служил звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии, и всяких музыкальных орудий… (Дан. 3: 5)».
    https://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-ikonosfera-i-bogosluzhebnoe-penie-moskovskoj-rusi/

    Нынче это электрогитары, ударные инструменты и всё то, что производит современную музыку. Каждый человек слышит этот призыв с ранних лет. Я, например, знаю, что зависим от музыки времён Битлз. Вот звуки, от которых трепетала моя душа. Так, наверное, она трепетала у некоторых молодых людей в прошедшие века при звуках поэзии Пушкина. Под песнями Битлов, как под пушкинской звездой, прошла моя молодость. Сейчас они, кажется, забыты, потому что многие годы не заводился магнитофон, и всякая связь с тем мiром прекратилась. Но стоит им только зазвучать, и можно не сомневаться, что душа откликнется и вострепещет.

    Что же плохого, скажете вы, что душа умилится от старых песенок? Что плохого в пробуждении светлых чувств? Но светлые ли они, читатель? Может, не светлые они вовсе, но только принимают вид света (ср. 2 Кор. 11:13-15)?

    Поэтому всё, что пишет В. И. Мартынов звук-помысел ― совершенно точно. Всё так и работает. «Сознание, одержимое музыкой, в конечном итоге есть сознание, одержимое миром, а одержимость миром означает одержимость земным. Сознание, обремененное земными звуками, не способно услышать небесное звучание, и для обретения этой способности необходимо освобождение от земных звуков или умолкание всего земного».

    Совершенно верно.

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 13:40 Уфа, Вам напомнить Ваши же слова о «диктатуре христианских ценностей»? Или Вы одумались? Кто устраивал гари? Кто бунтовал? Кто ….и т.д.?

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 13:41 Уфа: «Не будьте голословными, Геннадий. Раз Вы это заявляете, наверное Вы способны и проаргументировать такое мнение.»
    Способен, но это займет немало времени. Пока можете заглянуть сюда: https://bogoslov.ru/article/3531923 Комментарий — Геннадий, Санкт-Петербург 09 октября 2013г. 19:33. Автор статьи на момент ее написания был регористом и крутым борцом с латинизмом в православии, а потом стал идеологом раскола УПЦ и одним из создателей ПЦУ.

  • Уфа

    «диктатура христианских ценностей» — вы опять демагогически прицепились к словам. Диктатура совести — так Вам больше нравится? Диктатура заповедей Блаженства? Диктатура Нагорной Проповеди? Диктатура — здесь имеет другое значение, не то, которое в это слово вкладывают, говоря о правлении Сталина и подобных.

    Троеперстие с подачи Никона ввели в 1653, первые репресси прошли тогда же.
    Собор 1654 утвердил изменения в Богослужении, а в 1655 и 1656 уже произносились анафемы на крестящихся двоеперстно.

    «Большинство летописей датируют моровое поветрие 1654—1655 годами, но некоторые относят его начало к 1653 году. Возможно, в этом году были зафиксированы первые вспышки заболевания. » Тогда же началась и кровопролитная 13-летняя война с Речью Посполитой.

    Сделал ли Тишайший выводы о причинах Божьего гнева на свою страну когда видел «пустоты московския» — ? :

    «»»Непрестанно плакал смотря пустоты Московския, пути и домов, идеже преж соборы многие и утеснение, тамо никаково, великия пути в малу стезю и потлачены, дороги покрыты снеги и никем суть не следими, разве от пес. Ох, ох!»»»

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 13:41 Уфа: «Не будьте голословными, Геннадий. Раз Вы это заявляете, наверное Вы способны и проаргументировать такое мнение.»

    В самой общей и очень краткой форме можно сказать следующее:

    Структура Четвероевангелия обусловлена законами, по которым существует и разворачивается время. В основе богослужебных кругов православной Церкви лежит структура Четвероевангелия. В богослужебных кругах Церкви, включая и 523-х летние круги, можно найти то, что вызвало к жизни никоновские реформы в 17-м веке.

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 14:03 Уфа, раскольники, по-вашему, не болели. Если они правы, то за что же их тогда Господь наказал?

  • Уфа

    А кто решения принимал? «Раскольники» ?

    Аналогичный вопрос к ракурсу нашего зрения — мы чьми глазами смотрим на раскол? Глазами «раскольников» — ? Они летописи писали, по-вашему? Чтобы Ваши рассуждения были объективными, посмотрите другую точку зрения.

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 13:41 Уфа: «Не будьте голословными, Геннадий. Раз Вы это заявляете, наверное Вы способны и проаргументировать такое мнение.» В самой общей и очень краткой форме можно сказать следующее: Структура Четвероевангелия обусловлена законами, по которым существует и разворачивается время. В основе богослужебных кругов православной Церкви лежит структура Четвероевангелия. В богослужебных кругах Церкви, включая и 532-х летние круги великого индиктиона ( полного пасхального цикла ), можно найти то, что вызвало к жизни никоновские реформы в 17-м веке.

  • Уфа

    +++ раскольники, по-вашему, не болели. +++

    Такой статистики, извините, у меня нет. Надо провести археологические раскопки гарей. Может тогда станет понятно.

    А Бог, Геннадий всегда забирает в печвую очередь лучших. Потому что они лучше готовы к тому, чтобы их забрали. А конформистам и малодушным, чаще всего продлевает жизнь. Чтобы успеди «в разум Истины прийти» и раскаяться в грехах.

    Тогда ( при Никоне) было сделано коссальное количество ошибок и злоупотреблений. В своём горячечном желании сделать «как у греков» Царь и Патриарх настолько увлеклись, что дошли до абсурда (деканонизация Анны Кашинсокой) и прочего бреда.

  • Уфа

    А что касается тех самых «гарей», то у меня огромное подозрение, что «раскольники» сами себя не сжигали. Боьше похоже, что их загоняли в срубы и сжигали те, кто проводил репрессии. А обвинения в «самосожжении» — не более чем неуклюжая попытка оправдать чудовищно жестокие массовые казни «еретиков». Самоубийство для православного сознания, уже вполне свормировавшегося к 17 веку — тягчайший грех. Если, по Вашему,он имел в 17 веке такое распространение среди раскольников, то приведите другие примеры, когда случались массовые самоубийства. Раз они , по Вашему, были так популярны.

    И ещё. Когда деревню или скит окружают люди с огнестрельным оружием и саблями, у которых приказ — никого их крестящихся 2мя пальцами не выпускать — можете посудить сами, насколько «вольным» был такой вариант ухода из жизни. А требовали от них не только перекреститься 3 перстами. Но и тем самым признать все нововведения Никона.

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 14:30 Уфа; «А Бог, Геннадий всегда забирает в печвую очередь лучших. Потому что они лучше готовы к тому, чтобы их забрали. А конформистам и малодушным, чаще всего продлевает жизнь. Чтобы успеди «в разум Истины прийти» и раскаяться в грехах.»

    В таком случае, моровое поветрие будет ли считаться, как Вы написали, гневом Божьим? ( Ваши слова: «Сделал ли Тишайший выводы о причинах Божьего гнева на свою страну когда видел «пустоты московския» — ?»)

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 14:30 Уфа: «В своём горячечном желании сделать «как у греков» Царь и Патриарх настолько увлеклись, что дошли до абсурда (деканонизация Анны Кашинсокой) и прочего бреда.»

    Если Вы заметили, я возлагаю вину за раскол на обе стороны, но одна сторона, на мой взгляд, исполняла, пусть и с перегибами, волю Бога, а другая — ей противилась. Разницу видите?

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 14:47 Уфа, если современные события Вы истолковываете так, как Вам выгодно, то какой смысл с Вами обсуждать события давно минувших дней.

  • Уфа

    Моровое поветрие всю историю христианства считалось гневом Божьим. И до христианства тоже. Одно и то же событие может быть — для кого карой, для кого — милостью. Для некоторых, возможно, было лучше умереть от чумы, чем видеть массовые казни христиан и иконы, разрубаемые топорами.

    +++
    я́ко во исхо́дѣ превы́ше: я́ко въ дубра́вѣ дре́вянѣ сѣки́рами разсѣко́ша
    две́ри его́ вку́пѣ, сѣ́чивомъ и оско́рдомъ разруши́ша и́.
    Возжго́ша огне́мъ святи́ло Твое́: на земли́ оскверни́ша жили́ще и́мене Тво­его́.+++

    Смерть каждого человека не случайна. И происходит в соответсвии с Божьей волей.

  • Уфа

    Если Вы заметили, я возлагаю вину за раскол на обе стороны, но одна сторона, на мой взгляд, исполняла, пусть и с перегибами, волю Бога, а другая — ей противилась. Разницу видите?

    Понимаю о чём Вы. Но моя позиция — раскол изначально проводился без одобрения Небесной канцелярии. Волю человеческую стремились исполнить идеологи и деятели тех реформ. Царьград покоя не давал и перспектива власти над всеми землями Византии. К этому стремились, под это всё отвеодили. Ещё ждёт своих исследователей тема роли иезуитов, Папы, униатов и вообще прозападных сил в реформах Церкви при Никоне и Тишайшем. Очевидно, что у раскола были «серые кардиналы и невидимые руки». Учитывая, хотя бы уровень образования и эрудиции самого Никона.

  • Уфа

    +++ если современные события Вы истолковываете так, как Вам выгодно, то какой смысл с Вами обсуждать события давно минувших дней. +++

    Геннадий, я уже писал чем я руководствуюсь в формировании своей позиции по тем или иным вопросам. Знание Писания и истории (относительное) + критическое мышление, логика и интуиция.

    Допускаю, что Писание у нас с Вами одно =)) а вот другие составляющие (критическое мышление, логика и интуиция) , видимо различаются. На то мы и личности, чтоюы не во всём совпадать. Но я считаю себя впосле православным и чадом РПЦ.

    +++ как Вам выгодно +++

    Нет и ещё раз нет! Я стараюсь истолковывать события и явления, как они есть. А не как мне выгодно. Гораздо выгоднее мне было бы принять Вашу точку зрения, расслабить все органы тела и души и погрузиться в слащаво-розовую идиллию, где войны света во главе с Православным Царём Владимиром и Христолюбивейшим Патриархом Кириллом устанавливают рай земной на всём шарике.

  • Уфа

    Если Вы заметили, я возлагаю вину за раскол на обе стороны, но одна сторона, на мой взгляд, исполняла, пусть и с перегибами, волю Бога, а другая — ей противилась. Разницу видите?

    Некоторые «перегибы» могут свести на нет первоначальный замысел и развернуть изначальный вектор действий на 180 градусов. Помните, ради чего Инквизицию на Западе создали? Цели были исключительно благие. А Бог одобрил?

    Вы мне кажетесь сторонником политики по принципу «лес рубят, щепки летят». А Христос сказал «Нет! Но чтобы выбирая плевелы, Вы не вырвали и пшеницы». Как видите, у Бога другое отношение к «щепкам» . «МОИ МЫСЛЕ — НЕ ВАШИ МЫСЛИ И МОИ ПЕТИ -НЕ ВАШИ ПУТИ…. НО КАК НЕБО ОТСТОИТ ОТ ЗЕМЛИ»

    Когда царь Саул (богоизбранный помазанник) тоже решил, что «щепки» ему не помешают, он был лишён Божьего благоволения и кончил плохо.

    Слава Богу, что Бог не разделяет концепции «леса» и «щепок» !

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 15:12 Уфа: «Понимаю о чём Вы. Но моя позиция — раскол изначально проводился без одобрения Небесной канцелярии.»

    То есть Вы заявляете, что никонианская Церковь ( нынешняя РПЦ ) существует «без одобрения Небесной канцелярии». Я вот не пойму, как, имея в голове такие мысли, можно оставаться в лоне Церкви и быть Ее членом. Честнее будет, по-моему, перейти в старообрядческую.

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 15:18 Уфа: «Гораздо выгоднее мне было бы принять Вашу точку зрения, расслабить все органы тела и души и погрузиться в слащаво-розовую идиллию, где войны света во главе с Православным Царём Владимиром и Христолюбивейшим Патриархом Кириллом устанавливают рай земной на всём шарике.»

    О рае земном ни один здравомыслящий христианин не помышляет. Не надо мне приписывать свои ( Ваши ) глупости и оскорблять патриарха РПЦ и президента России.
    А выгодным для Вас, в данном случае, является желание списать причины своей неудовлетворенности на кого-то другого: на патриарха Никона, на Церковь, на президента и т.д.

  • Санкт-Петербург

    И при этом, еще выставить себя борцом за истину.

  • Уфа

    Спасибо за совет, Геннадий. Я понимаю вашу всленскую скорбь, Вы всем существом противитесь тому, чтобы такие паршивые овцы, как я , существовали в лоне РПЦ. Поэтому всё пытаетесь втиснуть меня то в коммунисты, то в нацисты, теперь вот в староверы. Увы, всё мимо. Я православный и точка.

    То есть Вы заявляете, что никонианская Церковь ( нынешняя РПЦ ) существует «без одобрения Небесной канцелярии».

    Нет. я лишь предположил, что вызвавшие Раскол реформы был не от Бога. Церковь существовала и существует. Врата ада её не одолеют. А раскольники с еретиками сами себя от неё отделяют.

    +++ Но моя позиция — раскол изначально проводился без одобрения Небесной канцелярии. +++

    Да. А какой раскол, по Вашему, может быть поддержан Богом. Раскольники (настоящие, а не мнимые) — Никон и Алексей Михайлович. и оба были наказаны — сыновья Алексея были последними мужчинами на троне в его роду. А Никон потерпел осуждение Церкви и извержение из сана, позор.

  • Уфа

    +++ О рае земном ни один здравомыслящий христианин не помышляет +++

    Это было образное высказывание.

    +++ Не надо мне приписывать свои ( Ваши ) глупости и оскорблять патриарха РПЦ и президента России.+++

    Как же я их оскорбил? Умоляю, если это так, не стучите на меня. Не делайте мою жену вдовой раньше времени.

    +++ А выгодным для Вас, в данном случае, является желание списать причины своей неудовлетворенности на кого-то другого: на патриарха Никона, на Церковь, на президента и т.д. +++

    А я всем удовлетворён. Не надо мне приписывать неудовлетворённость. Просто я вижу, что нужно улучшить и стараюсь это сделать. Вот, Вас на путь истинный наставляю (шутка).

    +++ И при этом, еще выставить себя борцом за истину.+++

    Борцом за Истину становится каждый православный в Крещении. С меня мои обязанности воина Христова никто не снимал.

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 15:28 Уфа: «Слава Богу, что Бог не разделяет концепции «леса» и «щепок» !»

    Концепции «леса» и «щепок» не было ни у патриарха Никона, ни у царя «Тишайшего». Щепки полетели, когда началась «драка» с противниками реформ. Никто не замышлял массовых убийств. В те времена противление царской власти каралось очень сурово.

  • Санкт-Петербург

    Алексей 22.08.2022 в 16:54 Уфа, Вы сами себе противоречите и признаете РПЦ раскольнической Церковью.

  • Санкт-Петербург

    Хотелось бы от препирания перейти к обсуждению того, чему посвящена данная статья. Здесь есть что обсудить.

  • Уфа

    +++ В те времена противление царской власти каралось очень сурово.+++

    Это Вы сами себе противоречите. При чём царская власть в духовных вопосах? Вообще-то царская власть по определению распространяется на светские, а не на духовные вопросы.

    +++ Вы сами себе противоречите и признаете РПЦ раскольнической Церковью.+++

    Нисколько. Уход в раскол Патриарха — это ещё не уход в раскол всей Церкви. И сколькими пальцами креститься — расколом не является. В Евангелии и Библии об этом не написано.

    А моя вера Православная тождественна вере Сергия Радонежского ( а он по Вашему тоже старообрядцем был? или дониконианином?) В плане догматов староверы и новообрядцы совпадают. Объединить эти две ветви в одну — задача не невозможная.

  • Уфа

    Трагедия произошла как раз из-за преступного непонимания, в чём разность между догматом и обрядом. Из-за преступного возведения «трегубой аллилуйи», троеперстия и «осолонь» в ранг догматов. А имея опыт, в основном византийский, но и русский (жидовствующие) «предавать лютым» злых еретиков, да ещё и с конфискацией всего имущества казнимых (ждёт, очень ждёт эта тема своих внимательных исследователей) Никон и Царь (а паче «серые кардиналы» той церковной революции) не устояли перед искушением объявить еретиками и репрессировать хоть половину населения.

  • Уфа

    +++ Щепки полетели, когда началась «драка» с противниками реформ. Никто не замышлял массовых убийств. +++

    Наивно думать, что «серые кардиналы» реформ не понимали, чем всё кончится. Церковная «революция «сверху»» была очень выгодна некоторым кругам. Посмотрите, кто пришёл к власти в Церкви на волне борьбы против старообрядцев и петровских преобразований в духе протестантизма. Выходцы из Киево-Могилянской академии, разнообразные двоеверы, кривоверы, латинствующие и протестанствующие. Вот им и был выгоден раскол. Они его и усугубляли всеми силами.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок