Из книги «Сердце сокрушенно»
…Как ни странно, несмотря на все, я написал дипломный сценарий и успешно защитился в институте. Я даже заключил договор на свой дипломный сценарий с главной студией страны. Сценарий назывался «Ожидание в Тайшете» и рассказывал о юноше, который навсегда покидал родные сибирские края. Вещь была наивная, в меру слезливая и идеологически вполне безобидная. Правда, до фильма дело все равно не дошло, потому что я не прошел процедуру «покорности».
Был такой обычай в советской кинематографии (да он и сейчас есть). Начинающему автору платили неплохой аванс, а потом предлагали переменить тему, написать под этот договор что-нибудь о рабочем классе или прочую дребедень под тем предлогом, что это дебют, что молодому бойцу сначала нужно пройти испытание производством, понять его возможности и т. д. и т. п. Если автор ломался (а он ломался почти всегда), то хитромудрые киноначальники снисходительно разводили руками и говорили:
«Вот видишь: рано тебе еще. Нужно поработать над ремеслом, над стилем. А там, глядишь, к годам пятидесяти созреешь, напишешь то, что требуется».
Я, конечно, уперся рогом: отказался что-либо менять в своем сценарии.
Мне говорили:
«Кому интересна история какого-то мальчика, каких-то переживаний, какой-то любви? Страна решает грандиозные задачи, нужны фильмы, отражающие генеральную линию партии. Откажись от себя, сделай то, что мы просим, и ты получишь все – деньги, карьеру, почет».
Но как я мог отказаться от своего мира? Я однажды уже сделал это и едва не погиб.
Нет, я буду упрямо идти своим путем, пусть даже никогда не сделаю ни одного фильма. К тому же мне категорически не нравилось изображать благополучных советских людей, которые без конца выясняют отношения, как-то странно влюбляются и расходятся, переживают трагедии кухонного или заводского масштаба.
Я не против того, чтобы искусство занималось простыми житейскими историями. В конце концов, судьба мелкого клерка, у которого отняли шинель, или драма дворян, которых лишают вишневого сада, – это тоже довольно обычные истории. Но под увеличительным стеклом гениев они принимают вселенские масштабы. Не шинель теряет Акакий Акакиевич, не старые деревья и усадьбу продают Раневские: они теряют себя, свои надежды, свою жизнь, свой мир. А это – уже трагедия.
Я всегда помню слова, которые сказал Блок начинающей поэтессе Ахматовой, когда прочитал ее первый сборник:
«Стихи хорошие, но вы пишете как бы перед мужчиной, а нужно писать как бы перед Богом».
В этом тайна искусства: писать не перед читателем, не перед зрителем, не перед главным редактором и худсоветом, а перед бесконечной глубиной и высотой, которая есть внутри тебя.
Одно дело, когда человек идет по ровной степи и что-то поет; и совсем другое, когда он говорит, стоя на краю пропасти или перед лицом своей смерти.
Слова, которые мы говорим в обычной жизни, мгновенно исчезают, забываются теми, кто их произнес, и теми, кто их услышал.
Живет только то слово, которое произносится перед лицом вечности…
Но как услышать его, как не ошибиться?..
Каждый миг перед тобою тысячи слов, но ты должен выбрать единственно верное. В голове шевелятся сонмы мыслей, но тебе нужно отсечь все мелкое, суетное, мимолетное и выразить то, что исходит из самой глубины сердца, что зацепляет тебя за самые сокровенные струны. Только то, что волнует тебя по-настоящему, может откликнуться в другом человеке…
Я, конечно, всего этого не излагал перед своими уважаемыми редакторами, но тем не менее речь мою поняли и договор расторгли со словами:
«Ты никогда не будешь работать в советском кино!»
«Хорошо», – согласился я и вечерним поездом отбыл в славный город Петра, куда был распределен на стажировку.
* * *
В киностудии, куда меня прислали на стажировку, делать особо было нечего. Прочесть пару сценариев за месяц, посидеть на обсуждениях заявок, рабочего материала или готового фильма, – вот и всего делов-то.
А потому я целыми днями бродил по городу – по мостам и набережным, по лабиринтам дворов-колодцев и переулочкам. И, конечно, писал – писал много и легко. Здесь, в Петербурге, кажется, в воздухе витал дух творческий. Никаких сомнений, никаких мук, никаких долгих и бесплодных бдений над чистым листом. Садишься за бумагу, пишешь первое слово, и – понеслось! Мысли сами облекаются в слова, фразы и образы.
И тебе совершенно наплевать, что произведения твои никому не нужны.
Ведь птица поет не оттого, что ей платят за это деньги, и не для того, чтобы какой-нибудь утонченный ценитель пения написал доброжелательную рецензию в лесной газете…
Конец иллюзии
Я люблю кино, люблю собирать из разноцветных кусочков новый мир, люблю наблюдать, как из тишины и темноты рождаются образы, звуки и музыка. Мне кажется, что люди творческие еще не до конца поняли силу и возможности этого великого искусства. Они пытаются с помощью кинематографа воссоздать жалкое подобие действительности или пробуждают в человеке что-то животное, низменное, поверхностное. В лучшем случае они снимают ожившие картинки, иллюстрации к спектаклю или повести либо выражают свои идеи, фантазии и игры разума, которые интересны только им самим да узкому кругу их верных почитателей и родственников.
А ведь кино может создать свой, новый, живой, неповторимый мир, который в состоянии перевернуть человеческое мировоззрение; помочь открыть человеку его истинное, высокое предназначение; показать красоту и сияние его духа.
Конечно, в середине восьмидесятых годов прошлого века ни о чем таком в советском кино и речи не могло идти. Нужно было снимать картины на потребу дня или что-то стерильное, идеологически оскопленное.
Я каждую неделю приносил на студию новые заявки на сценарии, которые сдержанно хвалили, но при этом пожимали плечами и приговаривали, что такое в наше время не может быть снято. Тема не та, не хватает злободневности, социальности…
А мне было скучно ходить в ногу со всеми.
Еще я чувствовал в себе недостаток внутреннего ремесла и большое желание подучиться. Каким образом? – я пока не знал, но такое желание было. Внутри почти ежедневно рождались грандиозные замыслы, но когда они выплескивались на бумагу, то кроме разочарования я не испытывал больше ничего: так было все убого, примитивно, плоско, скучно, неумело.
* * *
Я бросил кино, оставил эту прекрасную иллюзию.
Конечно, я мог бы остаться редактором на киностудии, или продолжать работать в документалистике, или заняться исключительно литературным ремеслом, но меня неудержимо тянуло в другую сторону.
Тот дух или та светлая сила, которая исходила от старца Тихона, легкой стрелой уязвила мое сердце. Я понял, что рядом с нами существует другой, параллельный мир.
По тем же улицам, где суетливо снуют обычные прохожие, расталкивая друг друга локтями, чтобы занять место повыгоднее, потеплее, поудобнее, – ходят иные люди.
Они довольствуются тем малым, что дает им жизнь, и не рвутся в начальники, не делают любыми путями карьеру; не потирают довольно руки, когда слышат приятный шорох заветных купюр; они не способны на подлость и измену, им чужды ропот и сварливость, зависть и человекоугодничество.
Они идут по жизни осторожно и благоговейно, словно боятся угасить светильник, который теплится внутри, или растерять сокровище, скрытое в глубине сердца.
Их очень мало – этих людей: за свою жизнь я встретил таких едва ли больше десяти. Но они есть!
Они являются хранителями древних знаний и первоначальной святости, которые были даны человечеству в его колыбели и которые, к сожалению, были им бездарно потеряны.
Окружающие считают их ненормальными, слабыми и убогими; превозносятся над ними, пытаются унизить, сломать.
Но как можно унизить звезду, которая светит на небосклоне?
Человек, мелкая песчинка, сколько угодно может на нее плевать, извергать гнилые глаголы, угрожая погасить ее. Плевки обязательно вернутся на его же лицо, а поношения растлят его душу, в то время как звезда будет по-прежнему спокойно сиять в своей недостижимой вышине.
Мне очень хотелось поближе узнать тех, иных людей; и не только понять, но и самому попробовать приобщиться к их жизни, к их тайне.
Я оставил славный город на Неве, который успел полюбить, и отправился на самый глухой и бедный приход Тверской епархии.
Владимир Щербинин
Из книги «Сердце сокрушенно» (М.: Издательство Сретенского монастыря, 2016)
Вечная память р.Б. Владимиру. Настоящий русский человек, писатель с нелёгкой судьбой. Замечательная книга » Сердце сокрушенно». И мой любимый рассказ » Попробуй, но знай» ( он есть на сайте Православие.ру) об о.Василии Ермакове. В этом рассказе ценные назидания верующим и отчасти пророчества о современной церкви, сказанные задолго до наших дней.
> В этом тайна искусства: писать не перед читателем, не перед зрителем, не перед главным редактором и худсоветом, а перед бесконечной глубиной и высотой, которая есть внутри тебя.
Хорошие слова. Всё основано на том, чтобы угодить потребителю — идти проторенной дорогой и просто развлекать людей. Многие открыто говорят о том, что своими произведениями именно развлекают, а не учат (да и учить им нечему), и никто никогда не стремится создать что-то высокое, расшевелить сознание зрителя, заставить думать и смотреть вверх. Против этой системы идти трудно:
> Ты никогда не будешь работать в [советском] кино!
— клеймо, которое получают все, кто не хочет ориентироваться на аудиторию. А когда речь заходит о финансировании со стороны, всегда вкрадывается желание угодить: «сейчас людям это не интересно, никто не будет такое смотреть». И здесь разговор о безвозмездном творчестве не пройдёт. Конечно, возможности кино полностью не раскрыты, но они и не будут раскрыты, потому что это область больших денег — вложений и приобретений — туда, где крутятся такие деньги, не может проникнуть ничто высокое, а без денег здесь и делать нечего. И никто не поймёт мысли творца: «Если фильм будет плохим, пусть его не будет вообще, а если он будет хорошим — мне совершенно неважно, принесёт ли он прибыль».
Жаль, что с автором мы уже не встретимся, уловил много знакомого в его тексте — как пообщался с кем-то близким, к сожалению, только односторонне.
Павел, советую Вам почитать книгу В. Щербинина «Сердце сокрушенно», отрывки из которой иногда публикуем. К сожалению, мне, как и, наверное, большинству из нас, редко удаётся читать книги «не по делу» — разве что в транспорте, если не сморит сон. Но эта книга по-настоящему увлекла. Не могу не признать, что автор порой слишком зациклен на внутренних переживаниях. (Например, он несколько раз пишет о том, как переживал чуть ли не полную душевную гибель — и возрождался, а ведь такие потрясения не могут происходить часто.) Но его размышления о церковной жизни и об искусстве на многих страницах замечательны. Читая о церковной жизни восьмидесятых годов, как ни странно, начинаешь чувствовать какую-то ущербность нынешней. Возможно, мой взгляд не очень верен, потому что, живя в большом городе, сердцем прикипела к Храму в глубинке. В городском Храме воспринимаю как нечто личное и глубокое исповедь, Причастие, беседы с конкретным священником, а всё остальное проходит мимо. В Церкви здесь много хороших людей — доброжелательных и деятельных, но не тех «иных людей» с внутренним светом, о которых пишет В. Щербинин. Здесь большинство, как мне кажется, живёт по каким-то другим законам. Могу глубоко ошибаться, потому что внутренний мир этих людей от меня скрыт, но прекрасно понимаю, о каких людях говорит В. Щербинин. В его книге, кстати, есть портреты конкретных церковных деятелей, в том числе отца Романа, почитаемого в Петербурге священника отца Василия Ермакова, известного иконописца архимандрита Зинона. Если судить по страницам, посвящённым отцу Роману, эти портреты нельзя воспринимать как абсолютно достоверные, но хоть что-то.
Как писал свт. Игнатий Брянчанинов о книге Гоголя, книга В. Щербинина тоже «издает из себя и свет и тьму». Но, мне кажется, эта книга — тот случай, когда из неё можно извлечь свет, найти что-то сродное тому, о чём думаешь, о чём догадываешься.
Редактор, спасибо, книгу почитаю. Всяк человек ложь — всякое дело человека издаёт свет и тьму, и всякое слово сеет благо и вред. А Бог всё исправляет.
Благодарю Редактора Ольгу за этот отрывок из повести «Сердце сокрушенно», после него нашел книгу, и не смог оторваться, пока не прочитал всю.Давно таких книг не читал, «беседа» с Автором Владимиром Щербининым пришлась по сердцу, после прочтения уже узнал, что Автор отшел ко Господу .Теперь буду молиться об упокоении раба Божиего Владимира и мл.Тихона!Моя душа сказала спасибо.