col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Шадурин. Медоносная пора

Мне позвонил пчеловод. Приближался юбилей его давнего наставника и помощника. Нужен был подарок — не просто бытовая вещь или деньги, а что-то необычное. Перебрав возможные варианты, пчеловод остановился на живописи и попросил знакомого художника написать сюжет с пасекой. Тот принял заказ, «даже взял баночку мёда для пробы», но всё никак не мог начать работу, а потом и вовсе грубо отказался исполнить обещанное. Теперь с такой же просьбой пчеловод обратился ко мне. И уже само слово «живопись», сказанное позвонившим, разлилось во мне сладостной волной и заставило чаще биться сердце.

Встречаемся в доме пчеловода, называю стоимость работы. Заказчик настаивает на оплате труда мёдом и тут же предлагает его для пробы. Обмен живописи на мёд меня не совсем устраивает: краски, кисти и холст за мёд не купишь. Сошлись на том, что часть суммы он выплатит деньгами, а оставшуюся часть — мёдом, цена которого, однако, оказалась выше, чем у других, а мёда при этом почему-то меньше должного. Заказчик труд своих пчёлок оценил выше моего труда и ко всему ещё признался, что мёд у него разный: будет даже «странный по цвету и с неприятным запахом». «Не могу понять, откуда они его носили? Мне он не нравится, но мёд хороший», — заверил пчеловод. После такого откровения я утешил себя тем, что пчёлы не мухи — на грязное не сядут, и принял медок, предложенный для пробы. Отказывать в просьбе не хотелось ещё и потому, что надеялся хоть в какой-то степени спасти пошатнувшуюся репутацию местных мастеров кисти.

Неделя труда — и живописная работа в руках пчеловода. В ней есть всё, что хотел видеть заказчик: солнечный летний день, песчаная дорога, пасека среди цветущего разнотравья, белоствольные берёзы и синее небо. Медоносная пора!

С настороженным видом пчеловод осмотрел холст и раму, сказал, что картина ему нравится, оставил мёд и уехал.

И с его стороны, и с моей было исполнено всё обещанное, но ощущение, что и в этот раз не случилось то, ради чего существует живопись, не покидало меня. Так иногда бывает. Приедет, например, желающий приобрести что-либо из моей живописи и, всё пересмотрев, выберет самый неброский пейзаж, наполненный особенной печалью, размышлениями о бренности земного бытия, об ушедших и не вернувшихся, о том, что стало со всеми нами, и моя душа в благодарном порыве тихим ликованием тайно оценит этот выбор. Но уходя, обладатель живописной работы с довольным видом вдруг скажет: «Юбиляру подарок понравится: мы в тех местах охотились».

После таких слов передо мной уже не тонкий ценитель проникновенной красоты, а пресыщенный обыватель с заскорузлой душой, пожелавший угодить нужному человеку.

Из тягостных раздумий меня вывел телефон: снова звонил пчеловод. Куда делась его былая напряжённость и молчаливость! Слова благодарности перемежались с признанием в намерении сделать ещё несколько подобных заказов. Картина ему понравилась настолько, что пришла мысль оставить её себе, а наставнику подарить что-нибудь другое. Свои восторги закончил тем, что, несмотря на мои возражения, объявил себя должником и пообещал дополнительную банку мёда.

Но нет ничего более непостоянного, чем человеческие обещания, и потому к обязательству пчеловода отнёсся как к некоторой слабости. Правда, из правил бывают исключения. Спустя почти год снова слышу знакомый голос: звонит пчеловод и предлагает зайти к нему за обещанным мёдом.

Прихожу — подаёт два литра мёда, снова хвалит картину, которую всё-таки подарил юбиляру: «Всё хорошо в ней, всё мне понравилось… кроме одного». Благостное настроение стало медленно покидать меня. «Как называется картина?» — продолжил он. Признаться, его вопрос застал меня врасплох: исполненной почти год назад работе не придавал особого значения и уже не думал ни о ней, ни, тем более, о её названии. «Медоносная пора. Так?» — ответил пчеловод на свой вопрос, чем, кстати, вывел меня из некоторого замешательства. «Да», — с радостной готовностью подтвердил я, всё ещё не понимая, к чему он клонит. «Тогда ульи должны иметь по четыре или даже пять корпусов, а у Вас — по два!» — наконец-то освободился хозяин пасеки от того, что его так долго терзало. Справедливости ради должен сказать: надо быть действительно большим специалистом, чтобы в живописной работе небольшого размера, где ящики для пчел обозначены лишь несколькими мазками, суметь разглядеть количество корпусов в этих самых ящиках! Или просто надо быть тем, кто в любом пейзаже — с лесом, например — видит не красоту соснового бора, а кубометры пиломатериала и дров.

Больше говорить нам было не о чем, и я ушёл домой с банкой мёда, собранного трудолюбивыми пчёлками для своего взыскательного хозяина.

Мёд, кстати, оказался таким ароматным и вкусным, каким мог быть только мёд, впитавший в себя всё лето, когда медоносная пора в самом разгаре.

Александр Шадурин
Фотография автора
Сайт «Ветрово»
2 сентября 2024

Заметки на полях

  • г. Гусев Калининградская область

    Хороший жизненный рассказ. Как пчеловод могу сказать, что да есть разные люди в этом деле. Есть и очень скрупулёзные до мелочей, но труд этот очень тяжелый, требующий много времени и сил. Зато когда занимаешься с пчелками и наблюдаешь за ними забываешь о трудностях.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок